27.07.2017
В целях обеспечения законности, прозрачности и объективности аукционных торгов по реализации имущества при осуществлении исполнительного производства, недопущения и предупреждения ценовых манипуляций и других злоупотреблений, а также безусловного обеспечения исполнения судебных актов и актов иных органов:
1. Установить, что с 1 сентября 2017 года:
аукционные торги по реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов проводятся исключительно в форме электронных онлайн-аукционов на единой электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION»;
электронные онлайн-аукционы осуществляются с использованием специального программного продукта, позволяющего участвовать на аукционах посредством сети Интернет и исключающего вмешательство в процедуры принятия заявок и определения победителей;
извещения о проведении электронных онлайн-аукционов и информация о лоте размещаются не позднее чем за 10 календарных дней до начала их проведения на веб-портале оператора, уполномоченного осуществлять организацию и проведение электронных онлайн-аукционов, а также веб-сайтах Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее – Бюро) и его территориальных управлений;
участие на электронных онлайн-аукционах осуществляется путем подачи электронной заявки, заверенной электронной цифровой подписью, и внесения задатка;
первоначальный электронный онлайн-аукцион проводится по принципу повышения цены, а повторные – по принципу понижения цены;
имущество выставляется на электронный онлайн-аукцион по оценочной стоимости;
государственные исполнители не вправе производить уценку имущества, не реализованного на электронных онлайн-аукционах.
2. Согласиться с предложением Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан об образовании государственного унитарного предприятия «Центр по организации электронных онлайн-аукционов» при Бюро (далее – Центр).
3. Основными задачами Центра определить:
организацию и проведение электронных онлайн-аукционов по реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов;
оказание информационных и консультационных услуг по вопросам, связанным с реализацией имущества на электронных онлайн-аукционах;
широкое информирование граждан о порядке участия в электронных онлайн-аукционах, а также выставляемом на торги имуществе;
выдачу сертификатов ключей электронной цифровой подписи для участия в электронных онлайн-аукционах;
оказание услуг по хранению, перевозке, содержанию и подготовке имущества к торгам.
4. Установить, что:
учредителем (собственником) Центра выступает Бюро;
Центр является оператором, уполномоченным осуществлять организацию и проведение электронных онлайн-аукционов по реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов на единой электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION»;
Центр при осуществлении своей деятельности вправе создавать филиалы в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;
финансирование деятельности Центра осуществляется за счет средств, поступающих за услуги по организации и проведению электронных онлайн-аукционов, выдаче ключей электронной цифровой подписи, других доходов от основной деятельности, а также средств Фонда развития Бюро принудительного исполнения.
5. Утвердить:
Положение о порядке организации и проведения электронных онлайн-аукционов по реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов согласно приложению № 1;
План мероприятий, направленных на внедрение электронных онлайн-аукционов по реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов согласно приложению № 2.
6. Бюро в месячный срок:
утвердить Устав Центра и обеспечить его государственную регистрацию в установленном порядке;
укомплектовать Центр квалифицированными кадрами, способными на высоком и профессиональном уровне обеспечить эффективную организацию деятельности Центра;
оснастить Центр мебелью, компьютерной техникой, средствами связи и иными необходимыми материально-техническими ресурсами.
7. Освободить Центр сроком на 3 года от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за ввозимые оборудование, компьютерную и серверную технику, технические средства, программную продукцию и другие материально-технические ресурсы, не производимые в Республике Узбекистан, для развития его материально-технической базы по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
8. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
9. Бюро совместно с Национальной телерадиокомпанией и Национальным информационным агентством Узбекистана организовать широкое освещение на теле- и радиоканалах, в печатных изданиях, сети Интернет, а также в других средствах массовой информации сути и значения норм настоящего постановления, особенно обратив внимание на вопросы участия на электронных онлайн-аукционах и реализации имущества по результатам их проведения.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Муродова О.Б. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 27 июля 2017 года.
Создание эффективной системы исполнения судебных решений является одним из основных направлений судебно-правовых реформ, направленных на обеспечение безусловного исполнения актов судебной власти, установление подлинного правосудия, надежно защищающего права и законные интересы граждан.
В этих целях в стране проводится последовательная работа по выстраиванию институтов принудительного исполнения, действующих в строгом соответствии с принципами законности, справедливости и соблюдения прав сторон и других участников исполнительного производства.
В частности, указом Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2017 года при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан образовано Бюро принудительного исполнения (далее – Бюро).
Активно реализуется утвержденная Президентом Республики Узбекистан «Дорожная карта» по эффективной организации деятельности Бюро.
Вместе с тем проведенный анализ показал, что в исполнительном производстве сохраняются отдельные механизмы, несущие в себе коррупционные риски, допускающие нарушение законности и вызывающие обоснованное недовольство граждан.
Публичные торги, организуемые в рамках исполнения судебных решений, не соответствуют современным требованиям, создают условия для монополизации рынка продажи арестованного имущества, ценовых манипуляций и других коррупционных правонарушений.
Традиционные способы организации публичных торгов, предусматривающие извещение участников исключительно через печатные издания, допуск к аукционам только на основании лично поданных письменных заявок открывали возможности для недобросовестных организаторов торгов ограничивать участие в них потенциальных покупателей, проводить фиктивные аукционы с целью продажи имущества по заниженным ценам и других злоупотреблений.
Вышеуказанные недостатки в правоприменительной практике также приводили к многочисленным уценкам выставленного на торги имущества, затягиванию реализации имущества, что в конечном итоге не способствовало своевременному и полному исполнению судебных решений.
В этой связи принятым во исполнение требований Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию процедур реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов» предусмотрено кардинальное изменение механизмов реализации арестованного имущества, обеспечение их максимальной прозрачности путем внедрения в процедуры проведения аукционов современных информационно-коммуникационных технологий и методов онлайн-торгов.
Согласно постановлению с 1 сентября 2017 года публичные торги по продаже арестованного имущества осуществляются исключительно в форме электронных онлайн-аукционов, проводимых на единой электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION».
Новый порядок проведения торгов обеспечит широкий доступ для граждан к электронным онлайн-аукционам и возможность приобретения недвижимости, автотранспортных средств и другого имущества на справедливых и прозрачных публичных торгах.
Электронные онлайн-аукционы организуются и проводятся в сети Интернет с использованием специального программного комплекса, исключающего вмешательство в процедуры принятия заявок и определения победителей.
Допуск к участию в электронном онлайн-аукционе осуществляется путем подачи через сеть Интернет электронной заявки, подписанной электронной цифровой подписью заявителя, и внесения суммы задатка в размере 5 процентов от оценочной стоимости имущества.
При этом сумма внесенного задатка засчитывается в счет оплаты победителем полной стоимости имущества. Другим участникам, не победившим в аукционе, сумма задатка полностью возвращается по завершению аукциона, за исключением участников, не исполнивших в ходе аукциона взятых на себя обязательств.
Заявителям, не имеющим свою электронную цифровую подпись, организатор торгов обеспечивает возможность заказать ее также через Интернет.
Электронные онлайн-аукционы проводятся ежедневно с 9-00 до 18-00 часов. Участники принимают в них участие удаленно, в том числе с использованием соответствующих мобильных приложений.
Первоначальные аукционы проводятся по принципу повышения цены, в которых победителем признается участник, подтвердивший предложение о цене лота последним. При этом, если к моменту начала аукциона заявка была подана только одним участником, он может воспользоваться правом приобретения имущества по выставленной на аукцион первоначальной цене.
В случае признания первоначальных аукционов несостоявшимися в связи с отсутствием интереса к имуществу, проводятся повторные аукционы по принципу понижения цены. В таких аукционах победителем признается участник, подтвердивший объявленную цену лота первым.
В электронных онлайн-аукционах определение победителя осуществляется автоматически без какого-либо вмешательства извне. Победитель аукциона объявляется сразу же по завершению аукциона с автоматическим формированием протокола о результатах аукциона.
Победитель аукциона вправе оплатить полную стоимость приобретенного имущества в течение 5 рабочих дней со дня завершения аукциона, после чего ему выдается либо почтовым отправлением направляется протокол о результатах аукциона, оформленный на специальном бланке.
Протокол о результатах аукциона имеет силу договора купли-продажи, является основанием для снятия ареста на имущество, передачи его победителю аукциона, а также регистрации или постановки на учет на имя победителя имущества, права собственности на него или иных имущественных прав.
Кроме того, постановлением при Бюро создано государственное унитарное предприятие «Центр по организации электронных онлайн-аукционов», являющийся оператором, уполномоченным осуществлять организацию и проведение электронных онлайн-аукционов на единой электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION».
Основными задачами Центра определены:
организация и проведение электронных онлайн-аукционов по реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов;
оказание информационных и консультационных услуг по вопросам, связанным с реализацией имущества на электронных онлайн-аукционах;
широкое информирование граждан о порядке участия в электронных онлайн-аукционах, а также выставляемом на торги имуществе;
выдача сертификатов ключей электронной цифровой подписи для участия в электронных онлайн-аукционах;
оказание услуг по хранению, перевозке, содержанию и подготовке имущества к торгам.
Наряду с этим постановлением утверждено Положение о порядке организации и проведения электронных онлайн-аукционов по реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов.
Принятое Президентом Республики Узбекистан постановление направлено на демонополизацию и обеспечение максимальной прозрачности рынка реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов, предупреждение ценовых махинаций и иных коррупционных правонарушений в данной сфере, а также на вовлечение широкого круга граждан и субъектов предпринимательства в процесс приобретения объектов жилой и нежилой недвижимости, автотранспортных средств и иного имущества на открытых и справедливых публичных торгах(электронных онлайн-аукционах).