01.03.2022
Указ Президента Республики УзбекистанВ целях поднятия на новый уровень системы работы с семьями, женщинами и представителями старшего поколения, дальнейшего совершенствования поддержки махаллей, эффективной организации деятельности и обеспечения взаимодействия лиц, ответственных за работу «махаллабай»:
1. Определить основными направлениями государственной политики по укреплению института семьи и поддержке женщин:
всестороннее содействие женщинам и девушкам в получении образования и обретении профессиональных навыков, поиске достойной работы, поддержку женского предпринимательства, выявление одаренных молодых женщин и девушек, правильное направление их способностей;
продолжение политики обеспечения гендерного равенства, повышение общественно-политической активности женщин, реализацию реформ по их поддержке;
повышение качества медико-социальных услуг, оказываемых женщинам в регионах, особенно в селах, эффективности работы по обеспечению их приобщения к здоровому образу жизни;
определение системных мер по обеспечению жильем женщин, нуждающихся в жилье, улучшению условий их жизни и труда, увеличению доходов;
оказание социально-правовой, психологической помощи женщинам и девушкам, попавшим в тяжелое социальное положение, их адресную поддержку посредством «Женской тетради»;
создание в обществе атмосферы нетерпимости к притеснению и насилию в отношении женщин, обеспечение прав и законных интересов женщин;
укрепление воспитательно-образовательного потенциала семьи, сохранение семейных ценностей в обществе, улучшение духовно-нравственной атмосферы в семьях и повышение уровня их благосостояния.
2. В целях выведения на новый уровень государственной политики по поддержке семьи и женщин в республике, поиска путей системного решения их проблем, эффективной организации и координации деятельности компетентных органов образовать Государственный комитет семьи и женщин (далее — Комитет), его подразделения в Республике Каракалпакстан, областях, городе Ташкенте и районах (городах).
3. Определить основными задачами и направлениями деятельности Комитета:
защиту прав и законных интересов женщин, повышение их роли и активности в общественно-политической жизни страны, обеспечение гарантий гендерного равенства, широкое вовлечение женщин в научную деятельность;
своевременное выявление проблем семьи и женщин, оказание социально-правовой, психологической помощи семьям и женщинам, попавшим в тяжелое социальное положение;
создание необходимых условий для овладения женщинами и девушками знаниями и навыками по профессиям, востребованным на рынке труда, широкое привлечение женщин в сельской местности к семейному и частному предпринимательству, ремесленничеству;
реализацию адресных мер по формированию здорового образа жизни среди женщин, укреплению духовно-нравственных ценностей в семье;
оказание содействия негосударственным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по поддержке женщин.
4. Согласиться со следующими предложениями Кабинета Министров о:
реорганизации Государственного целевого фонда по поддержке женщин в Государственный целевой фонд по поддержке семьи и женщин, а также передаче его в структуру Комитета;
реорганизации Научно-исследовательского института «Махалла ва оила» в Научно-исследовательский институт «Оила ва хотин-кизлар», а также передаче его в структуру Комитета;
передаче в структуру Комитета Республиканского центра реабилизации и адаптации женщин, Комиссии по Государственной премии имени Зульфии, газеты «Оила ва жамият», журнала «Саодат», международного научного журнала «Марказий Осиёда жамият, гендер ва оила»;
реформировании и совершенствовании деятельности «Центров предпринимательства женщин».
5. Ввести:
в исполнительную структуру Кабинета Министров — должность заместителя Премьер-министра — председателя Государственного комитета семьи и женщин;
в структуру Совета Министров Республики Каракалпакстан — должность заместителя Председателя Совета Министров — председателя Комитета семьи и женщин, назначаемого на должность и освобождаемого от должности по согласованию с председателем Комитета в порядке, установленном актами законодательства;
в структуру хокимиятов областей и города Ташкента — должности заместителей хокима — начальников управлений семьи и женщин, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по согласованию с председателем Комитета в порядке, установленном актами законодательства;
в структуру хокимиятов районов (городов) — должности заместителей хокима — начальников отделов семьи и женщин, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по согласованию с председателем Комитета в порядке, установленном актами законодательства.
6. Упразднить:
в структуре Совета Министров Республики Каракалпакстан — должность заместителя Председателя Совета Министров — министра по поддержке махалли и семьи;
в структуре хокимиятов областей и города Ташкента — должности заместителей хокима — начальников управлений по поддержке махалли и семьи;
в структуре хокимиятов районов (городов) — должности заместителей хокима — начальников отделов по поддержке махалли и семьи.
7. Вместо должности заместителя председателя махалли по вопросам семьи, женщин и социально-духовным вопросам, а также должности специалиста по вопросам семьи и женщин ввести в каждом городке, селе, ауле, а также в каждой махалле городов, поселков, сел и аулов по одной единице должности женского активиста с сохранением порядка финансирования за счет средств местного бюджета.
8. Определить основными задачами женского активиста махалли:
реализацию целевых мер по социально-правовой поддержке женщин в семье, махалле и трудовых коллективах, повышению их общественно-политической активности и духовности, подготовке молодежи к семейной жизни, формированию современной образцовой семьи, укреплению ее духовно-нравственной атмосферы и традиционных семейных ценностей;
взаимодействие с помощником хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле по реализации предпринимательских идей женщин и девушек, привлечения в их деятельность кредитов, субсидий и иных мер поддержки;
в тесном взаимодействии с «Консультативными советами женщин» обучение предпринимательству женщин, нуждающихся в социальной защите, оказание им содействия в разработке типовых бизнес-планов и получении кредита, осуществление адресной работы с женщинами, включенными в «Женскую тетрадь»;
своевременное выявление проблем женщин, проведение индивидуальной и целенаправленной работы с женщинами, попавшими в тяжелое социальное положение, в том числе женщинами с инвалидностью, организацию работы по оказанию им социально-правовой, психологической и материальной помощи.
9. Определить, что:
Комитет является уполномоченным органом государственного управления по разработке и реализации единой государственной политики в сфере поддержки семьи и женщин, защиты их прав и законных интересов;
проекты нормативно-правовых актов по вопросам семьи и женщин подлежат согласованию с Комитетом в обязательном порядке;
исполнение решений Комитета, принятых в пределах его полномочий, является обязательным для органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, других организаций и их должностных лиц, а также граждан;
Комитет является ответственным за всестороннее содействие первичным организациям по вопросам женщин и повышение эффективности их деятельности;
женский активист махалли в своей деятельности подчиняется Комитету и его территориальным подразделениям, а также подотчетен перед ними.
10. Комитету внести в Кабинет Министров следующие проекты нормативно-правовых актов:
в недельный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами — об организации деятельности Комитета;
в двухнедельный срок — о дальнейшем ускорении работ по системной поддержке семьи и женщин;
в трехмесячный срок — о совершенствовании деятельности Государственного целевого фонда по поддержке семьи и женщин, Научно-исследовательского института «Оила ва хотин-кизлар», а также «Центров предпринимательства женщин».
11. Определить основными направлениями государственной политики по поддержке старшего поколения и пожилых граждан:
создание благоприятных условий для повышения качества и продолжительности жизни представителей старшего поколения на основе принципов социального согласия и справедливости;
обеспечение оказания своевременной, адресной и эффективной социальной помощи представителям старшего поколения, создание необходимых условий для их широкого доступа к системам здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры и транспорта;
организацию гарантированного социального и материального обеспечения представителей старшего поколения;
создание условий для повышения правовой и финансовой грамотности представителей старшего поколения в условиях современной экономики;
создание необходимых условий для занятий физкультурой и спортом представителей старшего поколения на системной основе.
12. Образовать на базе Министерства по поддержке махалли и семьи, а также его территориальных подразделений соответственно Министерство по поддержке махалли и старшего поколения (далее — Министерство) и его территориальные подразделения с сохранением действующего порядка финансирования и условий оплаты труда.
13. Определить основными задачами и направлениями деятельности Министерства:
поддержку деятельности махаллей, защиту их прав и законных интересов, разработку предложений по развитию системы махалли;
усиление авторитета и роли махаллей в обществе, повышение их статуса в работе с повседневными проблемами населения и осуществлении действенного общественного контроля;
широкое привлечение старшего поколения и пожилых граждан к укреплению семей в махаллях, бережному сохранению национальных и общечеловеческих ценностей, воспитанию молодежи в духе любви к Родине, уважение таких традиций, как доброта и милосердие;
координацию исполнения актов законодательства в сфере поддержки старшего поколения и пожилых граждан, в том числе оказания им медико-социальных услуг в регионах, особенно в отдаленных селах;
социальную и материальную поддержку одиноких престарелых, нуждающихся в постороннем уходе, изучение их проблем, а также принятие мер по их решению совместно с заинтересованными государственными органами и организациями;
реализацию комплексных мер, направленных на улучшение материально-технического обеспечения махаллей, а также внедрение в сферу современных информационно-коммуникационных технологий.
14. Определить, что:
Министерство является уполномоченным органом государственного управления по разработке и реализации единой государственной политики в сфере поддержки старшего поколения и пожилых граждан, защиты их прав и законных интересов, а также установлению взаимодействия с махаллями;
проекты нормативно-правовых актов по вопросам махалли, старшего поколения и пожилых граждан подлежат согласованию с Министерством в обязательном порядке;
исполнение решений Министерства, принятых в пределах его полномочий, является обязательным для органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, других организаций и их должностных лиц, а также граждан;
Министерство является правопреемником по соответствующим правам, обязательствам и договорам Министерства по поддержке махалли и семьи.
15. Министерству внести в Кабинет Министров следующие проекты нормативно-правовых актов:
в недельный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами — об организации деятельности Министерства;
в двухнедельный срок — о всесторонней поддержке старшего поколения, а также повышению уровня их жизни;
в двухмесячный срок совместно с Академией государственного управления при Президенте Республики Узбекистан и Министерством высшего и среднего специального образования — о дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации работников системы махалли.
16. Обратить особое внимание государственных органов и организаций на то, что председатель махалли является избранным населением авторитетным лицом махалли, выражает интересы населения, а также организует реализацию задач комплексного развития территории и эффективное решение проблем граждан.
17. Предоставить председателю махалли следующие дополнительные права:
направлять деятельность помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле, лидера молодежи и женского активиста махалли, (старших) инспекторов по профилактике опорных пунктов органов внутренних дел на устранение проблем территории, подлежащих первоочередному решению, а также устанавливать общественный контроль в данном направлении;
оценивать деятельность помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле, лидера молодежи и женского активиста махалли, (старших) инспекторов по профилактике опорных пунктов органов внутренних дел, а также вносить по результатам оценки информацию в соответствующие Кенгаши народных депутатов;
вносить обязательные для рассмотрения представления о поощрении помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле, лидера молодежи и женского активиста махалли, (старших) инспекторов по профилактике опорных пунктов органов внутренних дел либо применении к ним мер наказания вплоть до освобождения от занимаемой должности в вышестоящие организации этих работников.
18. Министерству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июля 2022 года разработать и внести в Кабинет Министров проект закона «О махалле». При этом предусмотреть в проекте в том числе:
включение в состав совета махалли помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле, лидера молодежи и женского активиста махалли;
конкретное определение задач председателя махалли, помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле, лидера молодежи и женского активиста махалли, (старших) инспекторов по профилактике опорных пунктов органов внутренних дел, подлежащих реализации на территории махалли, а также границ их коллегиальной ответственности за комплексное развитие махалли;
взаимодействие помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле, лидера молодежи и женского активиста махалли, (старших) инспекторов по профилактике опорных пунктов органов внутренних дел, а также осуществление ими согласованной с председателем махалли деятельности;
усиление системы социальной защиты председателей махаллей, в том числе восстановление здоровья (бесплатное медицинское лечение, предоставление льготных путевок в санатории), а также государственное обязательное страхование (компенсация ущерба, причиненного жизни и здоровью при потере трудоспособности в период своей деятельности);
нормы, предусмотренные в пункте 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП-60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы».
19. Внедрить взаимосвязанную четырехступенчатую систему изучения, анализа и решения проблем населения, а также рассмотрения обращений государственными органами и организациями — «махалля — район — область — республика».
20. Установить порядок, в соответствии с которым:
председателем махалли на регулярной основе проводятся обсуждения в целях выявления проблем, которые становятся наибольшей причиной недовольства населения;
ежемесячно на совете махалли заслушивается информация руководителей соответствующих государственных органов и организаций о проведенной работе, а также устанавливается общественный контроль за решением проблем;
председатель махалли ежеквартально вносит информацию в соответствующие районные (городские) народные приемные о результатах работ, проведенных в махалле государственными органами и организациями, а также о нерешенных системных проблемах;
районные (городские) народные приемные на основании информации председателя махалли вносят обязательные для исполнения представления в соответствующие государственные органы и организации, а также предложения о поощрении ответственных работников либо применении к ним мер наказания вплоть до освобождения от занимаемой должности в вышестоящие организации этих работников.
21. Комитету совместно с Министерством в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
22. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан по итогам каждого полугодия.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ