01.03.2022
Постановление Президента Республики УзбекистанВ рамках внедряемой в нашей стране системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции проводится последовательная работа по обучению выезжающих за границу граждан профессиям и иностранным языкам, защите их прав и интересов за рубежом, оказанию необходимой социальной и информационно-консультативной помощи, всесторонней поддержке членов их семей.
Вместе с тем ощущается потребность в расширении масштабов охвата правовой защитой трудовых мигрантов за рубежом, изучении на системной основе проблем на рабочих местах и оказании необходимой практической помощи по их решению, регулярном информировании их о реализуемых реформах и положительных изменениях в Узбекистане.
В целях дальнейшего усиления правовой защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, а также расширения системы социально-экономической поддержки членов их семей:
1. Внедрить с 1 июня 2022 года институт представительства Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений (далее — представитель) в регионах Российской Федерации, Турецкой Республики и Республики Казахстан, указанных в приложении № 1.
Установить, что:
за каждым регионом, указанным в приложении № 1 к настоящему постановлению, закрепляются как минимум два представителя;
представители проходят аккредитацию в Российской Федерации — в качестве сотрудников представительства Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений городе Москве, в Турецкой Республике и Республике Казахстан — в качестве административно-технического персонала дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан;
один из представителей отбирается из числа высококвалифицированных специалистов, преимущественно имеющих опыт работы в зарубежных государствах, и направляется из Республики Узбекистан, второй — из числа проживающих за рубежом, авторитетных соотечественников с широким мировоззрением или иных лиц, обладающих необходимой квалификацией и опытом;
представители, отобранные в Республике Узбекистан, направляются в Российскую Федерацию, Турецкую Республику и Республику Казахстан в длительные служебные командировки;
деятельность представителей осуществляется в основном на зарубежных предприятиях и в зарубежных образовательных организациях, в которых осуществляет организованную трудовую деятельность или обучается большое количество граждан Республики Узбекистан;
координация деятельности представителей в зарубежных государствах осуществляется руководителями дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан;
должность представителя вводится за счет увеличения численности персонала Агентства по внешней трудовой миграции;
Министерству занятости и трудовых отношений предоставляется право по согласованию с Министерством иностранных дел закреплять представителей за другими регионами и сокращать их численность в рамках предельной штатной численности, предусмотренной настоящим постановлением.
2. Определить основными направлениями деятельности представителя:
защиту прав и интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, их материальную и социальную поддержку совместно с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Узбекистан;
установление и укрепление тесных связей с соотечественниками и узбекскими национально-культурными организациями за рубежом, организацию в сотрудничестве с ними на постоянной основе культурных и духовно-просветительских мероприятий для трудовых мигрантов;
проведение широкомасштабной пропагандистско-разъяснительной работы среди граждан Республики Узбекистан, пребывающих за рубежом, об осуществляемых в Узбекистане социально-экономических реформах и предоставляемых гражданам льготах и возможностях;
расширение масштабов организованного трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом, предупреждение нелегальной трудовой миграции, проведение переговоров с потенциальными работодателями;
оказание помощи гражданам Республики Узбекистан, подвергшимся в период пребывания за рубежом насилию, принудительному труду и унижениям, получившим травмы, пострадавшим в результате несчастных случаев, приобретшим тяжелые заболевания, попавшим в затруднительное финансовое положение, оставшимся без документов, удостоверяющих личность, или денежных средств;
предоставление гражданам Республики Узбекистан, осуществляющим временную трудовую деятельность за рубежом, информации и консультаций об услугах, оказываемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, органами по труду и миграционными центрами Республики Узбекистан, содействие им в доступе к данным услугам.
3. Установить, что материальная и финансовая поддержка деятельности представителей, включая выплату им заработной платы, компенсацию командировочных расходов и затрат на проживание в зарубежных государствах, а также обеспечение их транспортом, служебными помещениями, средствами связи и другим необходимым оборудованием осуществляется:
в 2022 году — за счет средств Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, при Министерстве занятости и трудовых отношений;
начиная с 2023 года — ежегодно по обоснованным расчетам Министерства занятости и трудовых отношений за счет бюджетных средств, выделяемых Фонду поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.
При этом средства, предназначенные на материальную и финансовую поддержку деятельности представителей в Турецкой Республике и Республике Казахстан, регулярно перечисляются Министерству иностранных дел.
Министерству финансов (Т. Ишметов) при формировании параметров Государственного бюджета на 2023 год и последующие годы предусматривать выделение необходимых средств Фонду поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, для финансирования расходов, связанных с организацией деятельности представителей.
4. Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан (А. Бекмуродов) совместно с Министерством иностранных дел (А. Камилов), Министерством занятости и трудовых отношений (Э. Мухитдинов):
в срок до 1 мая 2022 года организовать для представителей учебные семинары, направленные на разъяснение сути и содержания внедряемой новой системы;
привлечь к учебным семинарам работников министерств, ведомств, местных хокимиятов и других организаций, обладающих необходимой квалификацией и опытом.
Определить, что расходы, связанные с организацией учебных семинаров, покрываются за счет средств Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.
5. Министерству иностранных дел (А. Камилов) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений (Э. Мухитдинов):
создать необходимые условия для организации деятельности представителей, в том числе оказать практическую помощь в обеспечении их служебными помещениями и материально-техническими средствами (мебелью, компьютерными комплектами, планшетами, связью, интернетом и др.);
принять меры по привлечению в качестве представителей авторитетных соотечественников с широким мировоззрением или иных лиц, обладающих необходимой квалификацией и опытом;
оказать представителям помощь в установлении контактов с местными органами власти, правоохранительными органами и иными учреждениями зарубежных государств, в сотрудничестве с которыми они осуществляют деятельность, а также с узбекскими национально-культурными организациями и соотечественниками за рубежом;
установить алгоритм постоянного взаимодействия с представителями в вопросах трудоустройства граждан Республики Узбекистан в зарубежных государствах, оказания правовой, материальной и социальной помощи трудовым мигрантам;
установить строгий контроль за правильным распределением и целевым расходованием средств, выделенных на материальную и финансовую поддержку деятельности представителей.
6. Утвердить «Дорожную карту» по правовой, социальной и культурно-просветительской поддержке граждан Республики Узбекистан, пребывающих за рубежом, согласно приложению № 2.
Министерству занятости и трудовых отношений (Э. Мухитдинов) совместно с другими министерствами и ведомствами обеспечить своевременное, полное и качественное осуществление мер, предусмотренных «Дорожной картой».
7. Поддержать инициативу Федерации профсоюзов Узбекистана о предоставлении начиная с 1 мая 2022 года ежегодно за счет средств Федерации:
а) на основании письменной рекомендации помощников хокимов районов (городов) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махалле (далее — помощники хокимов):
единовременной материальной помощи в двукратном размере базовой расчетной величины зарегистрированным в информационной системе «Единый реестр социальной защиты» семьям, кормильцы которых выехали в трудовую миграцию;
единовременной материальной помощи для приобретения медикаментов, инвалидных колясок, слуховых аппаратов и ортопедических изделий в пятикратном размере базовой расчетной величины зарегистрированным в информационной системе «Единый реестр социальной защиты» или включенным в одну из тетрадей — «железную тетрадь», «женскую тетрадь», «молодежную тетрадь» лицам с инвалидностью — членам семей граждан, выехавших в трудовую миграцию;
разовых бесплатных путевок в санатории и лечебно-профилактические учреждения системы профсоюзов достигшим пенсионного возраста или имеющим инвалидность I и II группы лицам — членам семей граждан, выехавших в трудовую миграцию и проживающих совместно с ними в Республике Узбекистан;
б) на основании письменной рекомендации лидеров молодежи в махаллях — бесплатных путевок в сезонные лагеря детям граждан, выехавших в трудовую миграцию и зарегистрированных в информационной системе «Единый реестр социальной защиты» или включенных в одну из тетрадей — «железную тетрадь», «женскую тетрадь», «молодежную тетрадь».
8. Установить, что при выделении материальной помощи и путевок членам семей граждан, выехавших в трудовую миграцию, за счет средств Федерации профсоюзов Узбекистана:
а) материальная помощь и путевки выдаются при условии, что граждане, выехавшие в трудовую миграцию, зарегистрированы в программном комплексе «Labor-migration»;
б) претенденты на получение материальной помощи и путевок обращаются в электронной форме в Министерство занятости и трудовых отношений посредством программного комплекса «Labor-migration»;
в) Министерство занятости и трудовых отношений:
в пятидневный срок с момента поступления электронного обращения от претендентов проверяет их на предмет соответствия требованиям, предусмотренным в пункте 7 настоящего постановления, без истребования дополнительных документов, на основе сведений, полученных от других министерств и ведомств посредством межведомственного электронного обмена данными, а также получает письменные рекомендации от помощников хокимов и лидеров молодежи в махаллях;
формирует и ежемесячно в срок до 25 числа представляет в Федерацию профсоюзов Узбекистана списки претендентов, соответствующих требованиям, предусмотренным в пункте 7 настоящего постановления.
9. Министерству занятости и трудовых отношений (Э. Мухитдинов) в срок до 1 мая 2022 года:
совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Агентством по делам молодежи провести интеграцию программного комплекса «Labor-migration» с информационными системами, разработанными для помощников хокимов, и электронной платформой «Ёшлар портали»;
создать в программном комплексе «Labor-migration» специальную страницу, предоставляющую возможность получения видов помощи, оказываемой Федерацией профсоюзов Узбекистана членам семей трудовых мигрантов.
10. Хокимам районов (городов), помощникам хокимов, лидерам молодежи в махаллях и председателям махаллей на постоянной основе:
проводить адресную работу по посещению на дому членов семей граждан, выехавших в трудовую миграцию, по принципу «хонадонбай», изучению их проблем и потребностей, оказанию помощи в их решении, а также улучшению их материальных, социальных и бытовых условий;
принимать меры по направлению членов семей граждан, выехавших в трудовую миграцию, в центры обучения профессиям и предпринимательству путем изучения их интересов, а также оказывать содействие в обеспечении занятости выпускников, окончивших обучение;
оказывать практическую помощь членам семей граждан, выехавших в трудовую миграцию, в налаживании ремесленничества, надомного труда, эффективного использования приусадебных земель, малого производства, оказания услуг и других видов деятельности, а также получении кредитов в рамках программ предпринимательства;
организовывать посредством сети Интернет и других средств связи беседы с гражданами, выехавшими в трудовую миграцию, с участием членов их семей, а также совместно с Агентством по внешней трудовой миграции принимать необходимые меры по решению проблем данных граждан, выявляемых в ходе бесед с ними;
организовать эффективную работу по решению проблем в обучении, содержательной организации свободного времени, стимулированию таланта и инициатив, широкому привлечению к национальным народным играм, спортивным соревнованиям, молодежным фестивалям и другим культурно-просветительским мероприятиям детей граждан, выехавших в трудовую миграцию.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента ежемесячно вносить в Кабинет Министров обобщенную информацию о проведенной работе по данным направлениям.
11. Агентству по делам молодежи (А. Саъдуллаев), Министерству иностранных дел (А. Камилов), Министерству занятости и трудовых отношений (Э. Мухитдинов), Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш. Шерматов) совместно с Союзом молодежи Узбекистана:
сформировать «Баланс молодежи за рубежом» в целях адресной поддержки молодежи из Узбекистана, осуществляющей временную трудовую деятельность и получающей образование за рубежом, и вносить необходимую информацию о них в электронную платформу «Ёшлар портали»;
организовать совместно с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Узбекистан выездные приемы для молодежи из Узбекистана, пребывающей за рубежом;
принимать необходимые меры по решению проблем и удовлетворению потребностей молодежи из Узбекистана, выявленных в ходе формирования «Баланса молодежи за рубежом» и проведения выездных приемов.
Агентству по делам молодежи (А. Саъдуллаев) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из мер, определенных настоящим пунктом.
12. Установить порядок, в соответствии с которым:
начиная с 1 марта 2022 года микрозаймы, предусмотренные в пункте 11 постановления Президента Республики Узбекистан от 15 сентября 2020 года № ПП-4829 «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции», предоставляются также гражданам, включенным в одну из тетрадей — «железную тетрадь», «женскую тетрадь», «молодежную тетрадь» и выезжающим за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности путем организованной трудовой миграции;
компенсации на покрытие расходов, связанных со сдачей квалификационного экзамена, приобретением проездного билета и оформлением «рабочей визы», предусмотренные в постановлении Президента Республики Узбекистан от 30 июля 2021 года № ПП-5205 «О дополнительных мерах по поощрению граждан, выезжающих в организованную трудовую миграцию за рубеж», выплачиваются до 1 января 2023 года.
13. Руководителям дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан в Российской Федерации, Турецкой Республике и Республике Казахстан реализовать практические меры по установлению прямого и открытого диалога с гражданами, пребывающими за рубежом, в частности:
проводить на регулярной основе выездные приемы и беседы в формате «круглых столов» на зарубежных предприятиях или в зарубежных образовательных организациях, в которых осуществляет организованную трудовую деятельность или обучается большое количество граждан Республики Узбекистан;
проводить на регулярной основе «Дни открытых дверей» в целях ознакомления граждан, пребывающих за рубежом, с основными направлениями деятельности дипломатических представительств и консульских учреждений;
подготовить видеоматериалы, демонстрирующие положительные примеры из жизни трудовых мигрантов и их героизм, обеспечить их показ в зарубежных средствах массовой информации не реже одного раза в месяц.
14. Внести изменения и дополнения в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
15. Возложить на министра иностранных дел А.Х. Камилова, первого заместителя министра занятости и трудовых отношений Э.М. Мухитдинова и советника Премьер-министра Республики Узбекистан М.А. Хайриддинова персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
О результативности осуществляемых мер ежеквартально вносить информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ