
13.05.2025
Президент Шавкат Мирзиёев 13 мая ознакомился с презентацией о результативности работы и запланированных проектах в сфере дорожного хозяйства.
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 октября 2023 года управление сферой было усовершенствовано, поставлены долгосрочные задачи по строительству, ремонту и содержанию дорог. За последние два года на эти цели было направлено 26 триллионов сумов, отремонтировано в общей сложности 40 тысяч километров дорог и 540 мостов. Средства, привлеченные в сферу из-за рубежа, увеличились в три раза.
Однако предстоит еще значительный объем работы. В текущем году запланировано строительство и ремонт 7 тысяч километров дорог общего пользования и 231 моста, покрытие щебнем 13 тысяч километров грунтовых дорог, строительство 400 километров дорог с цементобетонным покрытием, а также создание 72 комплексов дорожного сервиса вдоль магистралей.
На презентации ответственные лица доложили о предстоящей работе.
При определении новых проектов особое внимание уделяется текущему состоянию и уровню загруженности дорог. Сегодня совместно с международными финансовыми институтами реализуются шесть крупных проектов по реконструкции 1,2 тысячи километров дорог.
Планируется начать еще четыре проекта. Среди них — вынос магистрали А-380 за пределы городов Турткуля и Беруни, ремонт 516 километров дорог в Каракалпакстане и Хорезмской области, строительство дорог с цементобетонным покрытием на участках Термез – Денау и Сырдарья – Бахт. Для реализации этих проектов будут привлечены средства Азиатского банка развития, Всемирного банка, Исламского банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
Глава государства отметил, что самым важным вопросом является качественное содержание дорог. Дано поручение развивать придорожную инфраструктуру, создавать удобства для населения.
На перевале Камчик был введен в эксплуатацию стационарный пост весового контроля. Аналогичные посты необходимо создать и на других дорогах с высоким грузопотоком.
Следует отметить, что Закон «Об автомобильных дорогах», принятый около 20 лет назад, не соответствует современным требованиям и не учитывает последние реформы и актуальные вопросы.
В связи с этим готовится новая редакция закона, в которой, в частности, планируется внедрить механизм «планирования дорожной деятельности», чтобы развивать инфраструктуру дорог в соответствии с растущими потребностями населения и экономики. Вводятся строгие требования учитывать мнение общественности, воздействие на окружающую среду, а также обязательное создание безбарьерной среды для пешеходов. Предусматривается компенсация затрат на восстановление дорог после прокладки коммуникационных сетей.
Кроме того, законопроект определит правовую основу платных дорог, требования к размещению объектов сервиса в придорожных зонах, а также отрегулирует движение крупногабаритного и тяжеловесного транспорта.
В ходе презентации также были заслушаны отчеты ответственных лиц о реализации проектов по строительству альтернативных дорог на основе государственно-частного партнерства.