18.03.2022
Постановление Президента Республики УзбекистанЗа последние три года в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» проведена работа по строительству и благоустройству дорожно-транспортной инфраструктуры, инженерно-коммуникационных сетей и объектов социальной сферы более чем в 1 500 селах и махаллях, созданы пункты оказания услуг, а также осуществлены широкомасштабные меры, направленные на улучшение условий жизни проживающего в них населения.
Наряду с этим по результатам инвентаризации, проведенной в республике, выявлены 1 071 село и махалля с большим количеством социально-экономических проблем.
Кроме того, в 179 селах и махаллях осуществляют деятельность общеобразовательные школы (филиалы школ), построенные из глинобитного материала и кирпича-сырца, в 5 568 селах и махаллях 29 тысяч км грунтовых дорог не имеют твердого покрытия (песчано-гравийного, асфальтового), 1 540 сел и махаллей не обеспечены централизованной питьевой водой, в 49 селах и махаллях не функционирует общественный транспорт, в 781 селе и махалле не налажены услуги по сбору отходов.
В целях дальнейшего улучшения уровня жизни населения путем последовательного продолжения реализации программ «Обод кишлок»
и «Обод махалла», а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли»:
1. Принять к сведению, что Кенгашами народных депутатов районов (городов) в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла»
на 2022 год (далее – Программы), учитывая количество обращений, поступивших в народные приемные и местные хокимияты, расположенность в отдаленных и со сложными природно-климатическими условиями районах, наличие инициатив населения и предпринимателей в совместном благоустройстве мест своего проживания:
отобраны в общей сложности 413 сел и махаллей, в которых будут выполнены работы по строительству, ремонту и благоустройству;
утверждены адресные программы работ по строительству, ремонту и благоустройству дорожно-транспортной инфраструктуры, инженерно-коммуникационных сетей, объектов социальной сферы и иных объектов инфраструктуры в отобранных селах и махаллях.
2. Утвердить:
Целевые параметры по количеству сел и махаллей, в которых будут выполнены работы по строительству, ремонту и благоустройству в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» на 2022–2026 годы, согласно приложению № 1, а также их адресные перечни на 2022 год согласно приложениям № 1а–1н;
Целевые параметры по средствам, направляемым на финансирование работ по строительству, ремонту и благоустройству в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» на 2022–2026 годы, согласно приложению № 2, а также источники финансирования на 2022 год согласно приложениям №№ 2а–2н;
Целевые параметры работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов социальной сферы в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» на 2022–2026 годы согласно приложению № 3, а также их адресные перечни на 2022 год согласно приложениям №№ 3а–3н;
Целевые параметры мер по улучшению состояния региональных дорог (внутренних улиц) и систем питьевого водоснабжения в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» на 2022–2026 годы согласно приложению № 4, а также их адресные перечни на 2022 год согласно приложениям №№ 4а–4н;
Целевые параметры мер по улучшению системы электроснабжения в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» на 2022–2026 годы согласно приложению № 5, а также их адресные перечни на 2022 год согласно приложениям №№ 5а–5н;
Целевые параметры мер по улучшению системы газоснабжения в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» на 2022–2026 годы согласно приложению № 6, а также их адресные перечни на 2022 год согласно приложениям №№ 6а–6н;
Целевые параметры мер по улучшению жилищного фонда в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» на 2022–2026 годы согласно приложению № 7, а также их адресные перечни на 2022 год согласно приложениям №№ 7а–7н;
Целевые параметры мер по строительству и ремонту комплексов органов самоуправления граждан и объектов рыночной инфраструктуры в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» на 2022–2026 годы согласно приложению № 8, а также их адресные перечни на 2022 год согласно приложениям №№ 8а–8н;
Целевые параметры мер по улучшению системы связи, информатизации и транспортного обслуживания населения в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» на 2022–2026 годы согласно приложению № 9, а также их адресные перечни на 2022 год согласно приложениям №№ 9а–9н;
Целевые параметры мер по благоустройству населенных пунктов в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» на 2022–2026 годы согласно приложению № 10, а также их адресные перечни на 2022 год согласно приложениям №№ 10а–10н.
Предоставить Премьер-министру Республики Узбекистан Арипову А.Н. право на внесение при необходимости изменений и дополнений
в целевые параметры и адресные перечни, утверждаемые настоящим пунктом, на основании предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.
3. Принять к сведению, что из 1 071 села и махалли с наибольшим количеством социально-экономических проблем, выявленных в ходе инвентаризации, проведенной по изучению проблем, актуальных для населения, в целях улучшения условий жизни населения, проживающего в селах и махаллях республики, 263 села и махалли из 447, требующих первоочередного включения в Программы, включены в адресные перечни на 2022 год.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством финансов при формировании предложений о внесении изменений и дополнений в Программы, адресных перечней на последующие годы в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, а также при разработке региональных программ, утверждаемых решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, принять меры по включению в них в приоритетном порядке 184 сел и махаллей, предусмотренных настоящим пунктом.
4. Установить, что:
а) в рамках Программ:
системы питьевого водоснабжения и канализации и объекты дорожно-транспортной инфраструктуры финансируются за счет средств республиканского бюджета посредством Фонда развития систем водоснабжения и канализации и Целевого фонда развития автомобильных дорог при Министерстве финансов соответственно;
работы по строительству, ремонту и благоустройству объектов социальной сферы и иных объектов финансируются за счет дополнительных источников республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей посредством фондов «Обод кишлок» и «Обод махалла» при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента соответственно;
работы по строительству и ремонту сетей электроэнергии, природного газа, связи и информатизации финансируются за счет собственных средств АО «Региональные электрические сети», АО «Худудгазтаъминот» и АК «Узбектелеком» соответственно;
б) при нехватке средств, выделенных на основе проектно-сметной документации объектов, дополнительные расходы, связанные со строительством, ремонтом и благоустройством этих объектов, покрываются за счет дополнительных источников республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей соответственно;
в) резервные средства, оставленные на ремонт дорог, направляются на ремонт дорог в селах и махаллях, определенных Кенгашами народных депутатов районов (городов), на основании решения Республиканской комиссии по координации реализации программы «Обод кишлок» (далее – Республиканская комиссия).
5. Министерству финансов в рамках Программ выделить из республиканского бюджета 2 трлн сумов на ремонт внутренних дорог
и 1 трлн сумов на улучшение питьевого водоснабжения.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента обеспечить выделение 1,4 трлн сумов на строительство (ремонт) и благоустройство объектов социальной сферы и иных объектов за счет дополнительных источников республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов соответственно, в размерах, установленных приложениями №№ 2, 2а-2н к настоящему постановлению.
6. Определить заказчиками выполнения работ по строительству, ремонту и благоустройству в рамках Программ:
ИК ГУП «Служба единого заказчика» при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента – по объектам питьевого водоснабжения (за исключением проектов социального партнерства), объектам социальной сферы и иным объектам, в которых работы по строительству, ремонту и благоустройству проводятся за счет централизованных средств;
ГУП «Служба заказчика по региональным дорогам» при Комитете по автомобильным дорогам – по внутренним автомобильным дорогам;
региональные филиалы АО «Региональные электрические сети», АО «Худудгазтаъминот» и АК «Узбектелеком» соответственно – по сетям электроэнергии, природного газа и связи;
Министерство жилищно-коммунального обслуживания – по проектам социального партнерства в сфере питьевого водоснабжения.
7. Утвердить Схему организации приемки и эксплуатации объектов, в которых выполнены работы по строительству, ремонту и благоустройству в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла», согласно приложению № 11.
8. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 2023 года:
проводится оценка фактического состояния действующих объектов производственной и социальной инфраструктуры в селах и махаллях
на основе утвержденных критериев;
села и махалли, показавшие самые низкие результаты по итогам оценки и не вошедшие в Программы в течение истекшего периода, включаются в Программы в первоочередном порядке.
Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством по поддержке махалли и старшего поколения, Министерством жилищно-коммунального обслуживания и Министерством строительства в месячный срок разработать и внести на утверждение в Республиканскую комиссию критерии оценки фактического состояния действующих объектов производственной и социальной инфраструктуры в селах и махаллях.
9. Министерству по поддержке махалли и старшего поколения совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента до 15 мая текущего года провести оценку сел и махаллей на основе разработанных критериев и сформировать их реестр.
10. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента:
до 15 апреля 2022 года обеспечить разработку проектно-сметной документации объектов в соответствии с адресными программами
работ по строительству, ремонту и благоустройству дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной сетей, объектов социальной сферы и иных объектов инфраструктуры в селах и махаллях. При этом каждый объект включается в Национальную информационную систему «Прозрачное строительство» и электронную программу «Бюджетный контроль» с присвоением идентификационного номера;
установить постоянный контроль за необоснованным завышением объема выполняемой работы и стоимости сметы в рамках Программ;
обеспечить заблаговременную разработку региональными проектными организациями схем генеральных планов и проектов детальной планировки сел и махаллей, включенных в Программы, а также финансирование связанных с ними мероприятий за счет средств соответствующих местных бюджетов;
принять меры по привлечению средств населения и инициативных предпринимателей, благотворительных пожертвований, кредитов коммерческих банков и средств из других источников, не запрещенных законодательством, на финансирование работ по благоустройству и озеленению, строительству и ремонту объектов инфраструктуры на местах;
принять меры по привлечению к работам по строительству, ремонту и благоустройству, выполняемых в рамках Программ, в первую очередь, проживающего в данной местности, включенного в одну из тетрадей – «железную тетрадь», «женскую тетрадь», «молодежную тетрадь» либо вернувшегося из трудовой миграции безработного и незанятого населения;
по итогам каждого месяца представлять в Республиканскую комиссию, Министерство экономического развития и сокращения бедности, Министерство финансов и Министерство строительства информацию о выполненных работах и профинансированных средствах в рамках Программ.
11. Министерству строительства:
в месячный срок разработать схемы генеральных планов, проекты детальной планировки и проект современного облика центра сел и махаллей, включенных в Программы;
обеспечить проведение в установленном порядке государственной экспертизы проектно-сметной документации работ по строительству, ремонту и благоустройству объектов и осуществление системного государственного контроля за качественным выполнением строительно-монтажных работ в рамках Программ.
12. Возложить на Республиканский штаб по контролю и координации реализации государственных программ (Юлдашев Э.Т.) выполнение в рамках Программ задач по:
контролю за своевременным и прозрачным проведением конкурсов (тендеров), а также за качественным выполнением строительно-подрядных работ в соответствии с проектной документацией;
осуществлению системного контроля за своевременным финансированием и завершением заказчиками проектов в установленные сроки, а также за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;
принятию мер, необходимых для изучения проектов, реализация которых задерживается, и проблемных проектов с выездом на места,
а также для устранения имеющихся недостатков;
внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса и Администрацию Президента Республики Узбекистан информации о проведенной работе по итогам каждого месяца.
13. Возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. и Кучкарова Д.А., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Ежемесячное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан по итогам каждого квартала.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ