02.05.2017
Указ Президента Республики Узбекистан
Отметить, что за годы независимости осуществлены комплексные меры по формированию современного архитектурного облика городов и сельских населенных пунктов, ускоренному развитию жилищного и социально-бытового строительства, реконструкции и обновлению инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры.
Проведенные за последние годы благоустроительные работы существенно изменили архитектурный облик городов Ташкента, Андижана, Ферганы, Намангана, Коканда, Ургенча, Карши, Шахрисабза. Высокими темпами ведется реконструкция по утвержденным генеральным планам городов Гулистана, Термеза и Джизака.
В результате реализации Программы строительства индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности коренным образом преобразовываются сельские населенные пункты, создана развитая сеть социально-рыночной инфраструктуры.
Вместе с тем в градостроительной деятельности имеются серьезные недостатки. Установлены многочисленные факты грубого нарушения законодательства о градостроительстве, требований градостроительных норм и правил при реконструкции и благоустройстве населенных пунктов, строительстве объектов производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры.
Отсутствие четкого разграничения функций и полномочий между Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству и органами государственной власти на местах в обеспечении разработки и реализации генеральных планов населенных пунктов приводит к необоснованным и поспешным проектно-планировочным решениям, наносящим значимый ущерб планомерному развитию и комплексной застройке городов и других населенных пунктов, а также ухудшению качества градостроительной документации и строительства.
Коренной реорганизации требует вся система деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, в дальнейшем совершенствовании нуждается нормативно-правовая и институциональная база градостроительства, повышение качества градостроительной документации.
Отсутствие разветвленной региональной сети проектных организаций с высоким уровнем материально-технической базы и применения в своей деятельности современных информационно-коммуникационных технологий, недостаточное использование передового зарубежного опыта, достижений в сфере архитектуры и дизайна, а также инновационных программных решений негативно влияет на качество проектирования и разработки градостроительной документации. Все это приводит к нерациональному использованию в сфере строительства государственных средств и ресурсов.
В целях дальнейшего развития сферы архитектуры и градостроительства, улучшения состояния разработки и реализации генеральных планов городов и населенных пунктов, повышения ответственности органов государственного и хозяйственного управления за принимаемые решения по комплексной застройке населенных пунктов:
1. Признать неудовлетворительной работу председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, руководителей его территориальных подразделений, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента по разработке и реализации генеральных планов городов и населенных пунктов.
2. Определить основными задачами и направлениями деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству:
осуществление системного государственного архитектурно-строительного надзора за неукоснительным соблюдением законодательства о градостроительстве, градостроительных норм, правил, стандартов при комплексной застройке населенных пунктов на основании разработанных и утвержденных в установленном порядке генеральных планов, выполнении проектных и строительно-монтажных работ, производстве и применении строительных материалов и изделий, проверку проведения технического надзора заказчиками и авторского надзора проектными организациями;
организацию разработки и утверждения Генеральной схемы расселения на территории республики, схем планировки территорий Республики Каракалпакстан, областей, районов, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, ведение мониторинга реализации градостроительной документации и государственного градостроительного кадастра;
подготовку предложений по основным направлениям государственной политики в сфере градостроительства и градостроительной деятельности, участие в разработке долгосрочных и среднесрочных государственных программ социально-экономического развития территорий, отраслевых и региональных программ;
проведение единой научно-технической политики в области градостроительства, градостроительной деятельности и инженерно-технических изысканий для строительства, внедрение высокоэффективных и энергосберегающих проектных решений и строительных материалов, современных строительных технологий и инновационных проектов;
дальнейшее совершенствование и обновление нормативно-правовой базы градостроительства и градостроительной деятельности, координацию разработки ведомственных строительных норм, проведение работ по стандартизации и сертификации в области проектирования, строительства, стройиндустрии, производства строительных материалов и изделий;
осуществление координации проектного дела и строительной деятельности, повышение эффективности деятельности и расширение региональной сети отвечающих современным требованиям проектно-изыскательских организаций, организацию разработки индивидуальных, типовых, повторно применяемых и экспериментальных проектов и проектных решений, повышение роли и ответственности авторского надзора, проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектно-сметной документации;
внедрение в строительное производство передовых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда, снижение стоимости строительства, рациональное использование ресурсов, ведение Реестра строительных подрядных организаций;
углубление процессов рыночных преобразований, повсеместное внедрение механизмов конкурентного ценообразования, повышение роли корпоративных норм и расценок, совершенствование сметно-нормативной базы проектирования и строительства;
совершенствование системы государственных закупок в капитальном строительстве, разработку и проведение экспертизы конкурсной (тендерной) документации, контроль за соблюдением установленного порядка организации и проведения конкурсных торгов, ведение мониторинга исполнения договорных обязательств;
осуществление лицензирования деятельности по разработке архитектурно-градостроительной документации, проведение экспертизы проектно-сметной документации и отдельных видов строительной деятельности;
обеспечение на системной основе подготовки квалифицированных кадров в области архитектуры, проектирования и строительства, кардинальное повышение уровня и качества образовательного процесса в профильных высших образовательных учреждениях и профессиональных колледжах республики, организацию на постоянной основе переподготовки и повышения квалификации проектировщиков и специалистов строительной отрасли.
3. Возложить на председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, а также руководителей его территориальных подразделений персональную ответственность за обеспечение своевременной и качественной разработки генеральных планов и проектов детальной планировки городских населенных пунктов, а также проектов архитектурно-планировочной организации территорий сходов граждан кишлаков (аулов), с передачей комитету функций заказчика по их разработке.
4. Преобразовать Главное управление государственного надзора за соблюдением качества проектных и строительно-монтажных работ Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству в Государственную инспекцию архитектурно-строительного надзора при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству с территориальными инспекциями архитектурно-строительного надзора, определив ее важнейшей задачей осуществление действенного контроля за осуществлением комплексной застройки населенных пунктов в строгом соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами, неукоснительным соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства о градостроительстве, градостроительных норм, правил и стандартов при планировке и застройке населенных пунктов, выполнении проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, производстве и применении строительных материалов и изделий, ведении технического надзора заказчика и авторского надзора проектных организаций.
Установить, что:
начальник Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора по должности является заместителем председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству;
начальники инспекций архитектурно-строительного надзора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента являются заместителями председателя Комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, начальников главных управлений по архитектуре и строительству областей и города Ташкента.
5. Утвердить обновленный состав Республиканского архитектурно-градостроительного совета при Кабинете Министров Республики Узбекистан согласно приложению №1, возложив на него:
организацию работ по формированию, рассмотрению и реализации концепций и программ дальнейшего развития градостроительства и архитектуры;
рассмотрение и согласование проектов генеральных планов городов, городских поселков и архитектурных комплексов, осуществление контроля за ходом их реализации, соблюдением архитектурно-планировочной документации, важнейших градостроительных норм и стандартов;
выработку рекомендаций по научно обоснованному расселению, планированию и застройке территорий, гармоничному развитию архитектурно-планировочной структуры населенных пунктов с учетом современных требований, национальных архитектурно-культурных традиций, эффективного использования городских территорий, бережного отношения к природной среде;
подготовку предложений по комплексному обновлению социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры населенных пунктов, формированию современных городских центров, реконструкции старосложившихся городских районов, предусмотрев качественное повышение комфортности жилой среды и сохранение объектов историко-архитектурного наследия.
Республиканскому архитектурно-градостроительному совету при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Раматов А.Ж.) внедрить в практику заслушивание отчетов Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, а также руководителей министерств и ведомств о ходе реализации основных положений градостроительной документации населенных пунктов в части формирования современного архитектурного облика населенных пунктов, комплексной застройки, обеспечения социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой.
6. Принять предложение Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству о создании территориальных архитектурно-градостроительных советов при Комитете Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, главных управлениях по архитектуре и строительству областей и города Ташкента по типовому составу согласно приложению №1а, с возложением на них следующих задач:
рассмотрение и согласование схем планировки территорий областей и проектов планировки районов (групп районов), генеральных планов населенных пунктов, проектов детальной планировки и иной градостроительной документации на подведомственной территории;
рассмотрение и согласование проектов зданий, сооружений и других объектов;
рассмотрение предложений органов государственного управления, юридических и физических лиц о планировании развития и застройке населенных пунктов и межселенных территорий;
внесение в органы государственной власти областей, районов и городов предложений по реализации генеральных планов, проектов детальной планировки и другой градостроительной документации, размещению объектов градостроительной деятельности и развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на соответствующей территории.
7. Установить, что:
решения Республиканского архитектурно-градостроительного совета при Кабинете Министров Республики Узбекистан и территориальных архитектурно-градостроительных советов, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для всех министерств, ведомств, органов государственного и хозяйственного управления, юридических и физических лиц;
не допускается внесение изменений в утвержденные генеральные планы городов и районных центров без согласования с территориальными архитектурно-градостроительными советами и Республиканским архитектурно-градостроительным советом при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
8. Категорически запретить, независимо от источников финансирования:
размещение и строительство объектов в городах и районных центрах без наличия утвержденных в установленном порядке генеральных планов и проектов детальной планировки, за исключением случаев, установленных законодательством;
осуществление строительства и реконструкции объектов без наличия утвержденной проектной документации, положительного заключения экспертизы и разрешения инспекций государственного архитектурно-строительного надзора на производство строительно-монтажных работ, за исключением случаев, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан и Правительства.
Установить, что в исключительных случаях в городах и районных центрах, не имеющих утвержденных генеральных планов и проектов детальной планировки, размещение и строительство объектов жилищного и социально-гражданского назначения, предусмотренных целевыми программами и правительственными решениями Республики Узбекистан, могут осуществляться по согласованию с Республиканским архитектурно-градостроительным советом при Кабинете Министров.
9. Принять предложения Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства финансов Республики Узбекистан о:
передаче в состав Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству профильных высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений по перечню согласно приложению №2, с сохранением действующего порядка финансирования расходов по их содержанию за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
создании Фонда поддержки образовательных учреждений при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (далее – Фонд).
10. Определить основными источниками формирования доходов Фонда:
обязательные отчисления проектно-изыскательских организаций, независимо от их форм собственности, в размере 0,1 процента от объема выполняемых проектно-изыскательских работ;
средства, поступающие от штрафов (за вычетом судебных издержек), наложенных за нарушения законодательства о градостроительстве;
добровольные спонсорские взносы юридических и физических лиц – как резидентов, так и нерезидентов Республики Узбекистан;
гранты и безвозмездную помощь зарубежных стран, международных организаций и финансовых институтов и средства других источников, не запрещенных законодательством.
11. Кабинету Министров Республики Узбекистан в установленном порядке:
а) в недельный срок внести проекты постановлений Президента Республики Узбекистан, предусматривающие меры по эффективной организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству и дальнейшему совершенствованию деятельности проектно-изыскательских организаций;
б) в месячный срок утвердить:
положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству;
положения о Республиканском архитектурно-градостроительном совете при Кабинете Министров Республики Узбекистан и территориальных архитектурно-градостроительных советах при Комитете Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, главных управлениях по архитектуре и строительству областей и города Ташкента;
положение о Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству;
положение о Фонде поддержки образовательных учреждений при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.
12. Признать утратившими силу некоторые решения Президента Республики Узбекистан согласно приложению №3.
13. Государственному комитету Республики Узбекистан по архитектуре и строительству совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 1 мая 2017 года
Проводимые за последние годы комплексные меры по формированию современного архитектурного облика городов и сельских населенных пунктов, ускоренному развитию жилищного и социально-бытового строительства, реконструкции и обновлению инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры привели к значительному улучшению архитектурно-планировочной структуры городов Ташкента, Андижана, Ферганы, Намангана, Коканда, Ургенча, Карши, Шахрисабза. Высокими темпами ведется реконструкция городов Гулистана, Термеза и Джизака.
Преобразовываются сельские населенные пункты, застраиваемые современными индивидуальными жилыми домами на основе типовых проектов. Новый импульс в конце 2016 года получили темпы строительства доступного жилья в городах и сельских населенных пунктах для малообеспеченных слоев населения.
Вместе с тем, подводя итоги, нельзя не отметить наличие грубых нарушений установленных норм, правил и стандартов при застройке и реконструкции населенных пунктов, выполнении проектных и строительно-монтажных работ.
Отсутствие четкого разграничения функций и полномочий между Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству и органами государственной власти на местах в сфере управления процессами градостроительного развития территорий приводит к поспешным, а порой и ошибочным проектно-планировочным решениям, наносящим значимый ущерб планомерному развитию и комплексной застройке городов и других населенных пунктов.
Требует серьезного пересмотра работа проектных организаций, которая не имеет достаточного стимула к внедрению в практику современных методов проектирования, прикладных программных продуктов, достижений современной науки, архитектуры и дизайна, привлечению молодых перспективных кадров, что является причиной отсутствия в регионах проектных организаций, отвечающих современным требованиям и способных выполнять проектно-изыскательские работы повышенной категории сложности.
В связи с актуальностью решения злободневных проблем и ключевых задач в области градостроительства Президентом Республики Узбекистан приняты Указ «О мерах по коренному совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству», а также постановление «О мерах по организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству».
В частности, принятый Указ направлен, прежде всего, на повышение роли Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству в проведении единой государственной и научно-технической политики в области архитектуры и градостроительства и определяет основные задачи и направления его деятельности в таких сферах, как:
дальнейшее совершенствование и обновление нормативно-правовой базы в области градостроительства и градостроительной деятельности;
осуществление координации проектного дела и строительной деятельности, внедрение в строительное производство передовых технологий;
углубление процессов рыночных преобразований и совершенствование системы государственных закупок в капитальном строительстве;
обеспечение подготовки квалифицированных кадров в области архитектуры, проектирования и строительства.
Особое внимание в Указе уделено осуществлению строгого контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства о градостроительстве, градостроительных норм, правил и стандартов при планировке и застройке населенных пунктов, выполнении проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, производстве и применении строительных материалов и изделий, ведении технического надзора заказчика и авторского надзора проектных организаций.
В этой связи Главное управление государственного надзора за соблюдением качества проектных и строительно-монтажных работ Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству преобразовывается в Государственную инспекцию архитектурно-строительного надзора при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.
Определено, что начальник Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора по должности одновременно является заместителем председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, а начальники территориальных инспекций, соответственно, являются заместителями председателя Комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, начальников главных управлений по архитектуре и строительству областей и города Ташкента.
Для реализации возложенных задач постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству» инспекторам Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора при Госархитектстрое Республики Узбекистан и его территориальных инспекций предоставляется право на беспрепятственный доступ и осуществление краткосрочных инспекторских проверок, без согласования с территориальными комиссиями по координации деятельности контролирующих органов, на всех объектах строительства, независимо от источников финансирования, в том числе объектах индивидуального жилищного строительства, на предмет наличия разрешительной документации и соблюдения требований градостроительных норм и правил.
Одной из мер по наведению должного порядка и обеспечению соблюдения законодательства о градостроительстве является запрещение Указом осуществления любого вида градостроительной деятельности в городах и районных центрах, не имеющих утвержденных генеральных планов, внесение в них изменений, а также строительство или реконструкция объектов без наличия проектной и другой разрешительной документации, предусмотренной актами законодательства.
Важнейшим новшеством принятого Указа стала передача в систему Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству Ташкентского архитектурно-строительного института и Самаркандского государственного архитектурно-строительного института, а также четырнадцати профессиональных колледжей архитектурно-строительного профиля в каждом регионе республики.
Данный шаг направлен на привлечение молодежи в отрасль, существенное повышение уровня подготовки отраслевых кадров, обеспечение неразрывной связи науки, теории и практики, обеспечение тесной взаимосвязи учебного процесса с практическим проектированием и строительным производством.
Для решения этих задач создается Фонд поддержки образовательных учреждений при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, основная деятельность которого будет направлена на решение задач по повышению качества образовательного процесса, привлечение к учебному процессу высококвалифицированных специалистов отечественных и зарубежных архитектурных вузов, проектно-строительных фирм и компаний.
Учитывая особую роль в формировании архитектурно-градостроительного облика городов, Указом утвержден обновленный состав Республиканского архитектурно-градостроительного совета при Кабинете Министров с определением его задач, одной из которых является заслушивание отчетов руководителей органов государственного и хозяйственного управления в части обеспечения комплексной застройки и развития соответствующей инфраструктуры населенных пунктов в увязке с генеральными планами.
Исходя из важнейших и приоритетных задач и направлений деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, определенных Указом, Президентом Республики Узбекистан принято постановление «Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству», определяющее основу структуры управления Комитета. Так, постановлением:
утверждены организационная структура системы Госархитектстроя Республики Узбекистан и структура его центрального аппарата, организационная структура Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора при Госархитектстрое Республики Узбекистан;
утверждены структура Комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, типовая структура главных управлений по архитектуре и строительству областей и города Ташкента, а также типовая структура отделов по архитектуре и строительству районов и городов;
определены подчиненность и подотчетность структурных подразделений Комитета и установлен новый порядок назначения и освобождения от должности руководителей структурных подразделений Комитета.
Утвержденными структурами предусмотрено создание в структуре Комитета следующих подразделений с новыми задачами и направлениями деятельности:
управление технического нормирования в проектировании, внедрения новых проектных решений, технологий и материалов в строительстве;
управление по лицензированию, координации деятельности проектных организаций и развитию рынка проектных услуг;
управление по координации деятельности подрядных организаций, развитию рынка подрядных работ и экономическим реформам в капитальном строительстве;
отдел по координации образовательных учреждений и управления Фондом.
Для организации эффективного управления и координации деятельности территориальных подразделений Комитета территориальные инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, управления государственной экспертизы и консалтинговые центры по конкурсным торгам и ценообразованию переподчинены Комитету Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, главным управлениям архитектуры и строительства областей и города Ташкента.
В целом численность сотрудников системы Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству увеличится на 466 штатных единиц, 386 из которых составят работники отделов по архитектуре и строительству районов и городов. Таким образом, штатная численность отделов по архитектуре и строительству районов и городов будет доведена до трех единиц.
Утвержденные постановлением Комплексные мероприятия по дальнейшему развитию архитектуры и градостроительства в Республике Узбекистан предусматривают проведение мер, направленных на совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области градостроительства и градостроительной деятельности с реализацией конкретных мероприятий.
Реализация принятых Указа и постановления будет способствовать эффективному управлению деятельностью системы Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству в целом.
Результатом проводимой градостроительной политики должны стать благоприятная среда для жизнедеятельности населения, формирование благоустроенных населенных пунктов с развитой производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктурой.