21.04.2021
Постановление Президента Республики УзбекистанВ целях дальнейшего улучшения условий ведения бизнеса, последовательного продолжения реформ по развитию предпринимательства, расширения механизмов поддержки предпринимателей, обеспечения их необходимыми финансовыми и инфраструктурными ресурсами:
1. Начиная с 1 мая 2021 года внедрить следующие дополнительные меры государственной поддержки субъектов предпринимательства:
а) Государственным фондом поддержки предпринимательской деятельности:
предоставляется компенсация для покрытия процентных расходов по кредитам, выдаваемым субъектам малого бизнеса в национальной валюте с процентной ставкой, не превышающей 1,75-кратного размера основной ставки Центрального банка, с сохранением установленных ее размеров;
гражданам, зарегистрированным в информационной системе «Единый реестр социальной защиты», предоставляется поручительство по кредитам коммерческих банков до 75 процентов размера кредита для реализации предпринимательских инициатив, но не превышающего 150-кратного размера базовой расчетной величины;
компенсации и поручительства по банковским кредитам выдаются субъектам предпринимательства независимо от количества кредитных договоров. При этом общая сумма кредитов, по которым предоставляются компенсации, не должна превышать 10 млрд сумов, а общая сумма поручительств – 8 млрд сумов, но не более 50 процентов общей суммы кредита;
б) Агентством продвижения экспорта коммерческим банкам предоставляются финансовые ресурсы для финансирования револьверных кредитов на пополнение оборотных средств экспортеров при экспорте ими товаров с условием отсрочки платежей. При этом кредиты за счет данных ресурсов выделяются по ставке 4 процента годовых (в том числе маржа банка – 2 процента) на срок отсрочки платежей и в размере стоимости экспортируемой продукции, но в эквиваленте
не более 3 миллионов долларов США.
2. Принять к сведению, что индивидуальные предприниматели имеют право пользоваться поручительствами и компенсациями Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности.
3. Направить 70 процентов кредитов, выделяемых в рамках программ развития семейного предпринимательства, на проекты малого бизнеса, 30 процентов – в приоритетном порядке на самозанятость (эффективное использование приусадебного участка, развитие в домашних условиях ремесленничества и надомного труда). При этом не менее 15 процентов выделяемых средств направляется на финансирование малых проектов в сфере оказания услуг на местах, особенно в городах.
4. Наделить:
районные (городские) Кенгаши народных депутатов – полномочием снижать до 50 процентов стартовую цену права постоянного пользования земельными участками, расположенными в отдаленных и труднодоступных районах, при выставлении их на аукцион;
Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и областные Кенгаши народных депутатов – полномочием определять границы отдаленных и труднодоступных районов, по которым устанавливается скидка от стартовой цены при выставлении на аукцион права постоянного пользования земельным участком.
5. Разрешить с 1 июня 2021 года выделение инвесторам через электронный онлайн-аукцион на торговой площадке «E-IJRO AUKSION» низкоплодородных, неиспользуемых сельскохозяйственных земель в близлежащих к инфраструктуре местах, в том числе примыкающих к дорогам республиканского значения, по перечню, утвержденному в установленном порядке, для строительства объектов промышленности и обслуживания на основе проекта.
6. Заместителям Премьер-министра Кучкарову Д. и Ганиеву Ш. совместно с Министерством сельского хозяйства, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в срок до 15 мая 2021 года сформировать перечень низкоплодородных, неиспользуемых сельскохозяйственных земель, выделяемых для строительства объектов промышленности и обслуживания, с проведением инвентаризации сельскохозяйственных земель, а также обеспечить утверждение в разрезе каждого района с указанием их четкой границы и площади.
7. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, хокимиятами Андижанской, Наманганской, Ферганской, Самаркандской и Бухарской областей в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по предоставлению субъектам предпринимательства через аукцион (в том числе, на условиях рассрочки платежа, а также с разрешением проведения аукциона с единым участником) земельных участков на площади не менее 20 гектаров в городах Андижане, Намангане, Фергане, Самарканде, Ургутском и Гиждуванском районах с имеющейся инфраструктурой для организации современных торговых и промышленных территорий, строительства на них и реализации торгово-производственных объектов.
При этом основным условием создания торговых и промышленных территорий является размещение на первом этаже зданий объектов торговли и обслуживания, на верхних этажах – производственных объектов.
8. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей обеспечить достижение соглашения с субъектами предпринимательства по перестройке в современном стиле на основе государственно-частного партнерства старых зданий не менее 500 сходов граждан махаллей в период 2021–2022 годов.
При этом предусмотреть строительство вместо одноэтажного здания двух- и трехэтажного здания, а также оставление в распоряжении субъекта предпринимательства на 30 лет на основе безвозмездного пользования второго и третьего этажей здания для создания объектов малого производства, торгово-бытового обслуживания, центров обучения профессиям безработных женщин и молодежи.
9. Установить, что начиная с 1 июня 2021 года:
налогоплательщикам, осуществляющим деятельность более трех лет, своевременно уплачивающим начисленные налоги, но вследствие финансового положения не имеющим возможности уплаты налоговой задолженности, предоставляется право на уплату налогов в рассрочку;
участникам внешнеэкономической деятельности, занимающимся импортом товаров более трех лет, выполнявшим обязательства по таможенным платежам, но вследствие финансового положения не имеющим возможности их уплаты в установленные сроки, предоставляется право на уплату таможенных платежей в рассрочку.
При этом сумма налогов или таможенных платежей, уплачиваемая по данному порядку в рассрочку без залога, не должна превышать 50 процентов суммы налогов или платежей, уплаченной субъектом предпринимательства в течение последних трех лет.
Министерству финансов совместно с Государственным налоговым комитетом и Государственным таможенным комитетом в месячный срок утвердить временный порядок уплаты налогов и таможенных платежей в рассрочку исходя из настоящего пункта.
10. С 1 мая 2021 года в два раза снизить размер штрафных санкций, установленных в законодательстве для экспортеров, допустивших задержку валютных поступлений из-за рубежа, и импортеров, своевременно не обеспечивших ввоз в республику и оформление товаров в таможенном режиме «выпуск для свободного обращения», выполнение работ или оказание услуг.
Прекратить применение штрафных санкций к хозяйствующим субъектам за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям, сформировавшейся по состоянию на 1 мая 2021 года,
и сроки возникновения дебиторской задолженности исчислять заново начиная с 1 мая 2021 года.
11. Определить, что начиная с 1 октября 2021 года в рамках ведения исполнительного производства при недостаточности взысканных с должника денежных сумм для удовлетворения всех требований по исполнительным документам требования по уплатам в бюджет, требования кредиторов, не обеспеченные имуществом должника, в том числе требования, не удовлетворенные из-за недостаточности суммы, поступившей от реализации имущества должника в качестве обеспечения выполнения обязательств, удовлетворяются в одной очереди (в четвертую очередь).
Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства совместно с Кабинетом Министров и заинтересованными ведомствами в месячный срок обеспечить внесение в Законодательную палату Олий Мажлиса проекта закона, предусматривающего изменения, вытекающие из настоящего пункта.
12. Одобрить предложение Кабинета Министров о прекращении деятельности Рабочей группы по координации проведения эксперимента по улучшению инвестиционного климата в городе Ташкенте.
Отменить решения Рабочей группы по инвестиционным проектам, по которым не принято решение хокима города Ташкента о предварительном резервировании земельного участка за инвестором.
13. Министерству строительства, Министерству водного хозяйства, Министерству энергетики, Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды, Комитету автомобильных дорог в трехмесячный срок пересмотреть параметры определения границ охранных зон земель транспорта, водных объектов, гидротехнических сооружений, магистральных трубопроводов, объектов электросетей, предусмотрев их оптимизацию, и внести предложение в Кабинет Министров.
14. Агентству по кадастру до 1 сентября 2021 года обеспечить запуск мобильного приложения, предоставляющего возможность внесения физическими и юридическими лицами предложений по размещению информации о земельном участке и планируемом объекте строительства в автоматизированную информационную систему «YERELEKTRON» для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке вопроса их выставления на электронный онлайн-аукцион, а также отслеживания хода действия согласования материалов выбора земельного участка.
15. Министерству строительства совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, а также иными заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по упрощению разрешительных процедур при использовании подвалов многоэтажных домов в предпринимательских целях, переводе жилого помещения в категорию нежилого помещения.
16. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров:
в двухмесячный срок – предложения о внедрении порядка размещения через аукционные торги пунктов оказания услуг на основе легких конструкций;
в месячный срок – предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
17. Возложить на заместителей Премьер-министра Кучкарова Д.А., Умурзакова С.У. и Ганиева Ш.М., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за организацию эффективного исполнения настоящего постановления.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 сентября 2021 года.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ