27.10.2020
Указ Президента Республики Узбекистан
В последние годы в стране проводятся системные реформы по созданию благоприятного инвестиционного климата, защите прав и законных интересов владельцев частной собственности.
Наряду с этим запаздывание перехода на рыночные механизмы некоторых отраслей и крупных предприятий, в которых сохраняется доля государства, препятствует налаживанию производства новых видов конкурентоспособной продукции, внедрению передовых технологий, повышению производительности труда, созданию новых рабочих мест с активным привлечением частного капитала.
В целях ускоренного внедрения на предприятиях с участием государства современных методов управления, ориентированных на потребителя, открытых, прозрачных и рыночных принципов, увеличения дохода за счет уменьшения себестоимости, создания более широких возможностей для участия в процессе реформ частного капитала, сокращения участия государства в экономике и дальнейшего улучшения конкурентной среды:
1. Принять к сведению, что созданными рабочими группами во главе с Премьер-министром Республики Узбекистан полностью изучена деятельность около трех тысяч предприятий с участием государства, разработаны предложения по кардинальному сокращению доли предприятий с участием государства в экономике и повышению эффективности их деятельности.
Утвердить:
Перечень крупных государственных предприятий и хозяйственных объединений, подлежащих трансформации, согласно приложению № 1;
Перечень предприятий с участием государства, в которых внедряются корпоративное управление и финансовый аудит, повышается операционная эффективность, согласно приложению № 2;
Перечень государственных активов, выставляемых на публичные торги посредством адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности, согласно приложению № 3;
Перечень предприятий, государственный пакет акций (доли) которых полностью реализуется частному сектору посредством публичных торгов, согласно приложению № 4;
Перечень недвижимых объектов государственной собственности, реализуемых частному сектору, согласно приложению № 5.
2. Образовать в структуре центрального аппарата Министерства финансов Департамент по трансформации крупных предприятий с участием государства (далее – Департамент) с общей предельной численностью управленческого персонала 24 штатные единицы. Сформировать данные штатные единицы за счет сокращения по 12 штатных единиц соответственно финансовых органов и органов государственной налоговой службы.
Определить основными задачами Департамента на предприятиях с участием государства, указанных в приложении № 1 к настоящему Указу:
организацию реализации Министерством финансов полномочий и функций акционера (участника, собственника) от имени государства;
в срок до 1 апреля 2021 года – подготовку финансовых отчетов предприятий за 2019–2020 годы на основе Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS) и внесение на утверждение в Кабинет Министров графика получения международных кредитных рейтингов;
в срок до 1 апреля 2021 года – разработку для каждого предприятия стратегии финансового оздоровления, повышения операционной эффективности, а также среднесрочного и долгосрочного развития с привлечением авторитетных международных консалтинговых организаций на конкурсной основе;
в срок до 1 июля 2021 года – внедрение системы современного корпоративного управления, предусматривающей проведение аудита закупок и систем управления, а также формирование служб «системы соответствия» (комплаенса) и противодействия коррупции;
в срок до 1 июля 2021 года – укомплектование квалифицированными международными специалистами не менее 30 процентов состава наблюдательных советов и не менее трех руководящих должностей в правлении предприятия путем активного привлечения на основе международного конкурса зарубежных специалистов данной сферы (в том числе из числа соотечественников) в наблюдательные советы и правления предприятий.
3. Министерству финансов в отношении предприятий с участием государства, указанных в приложении № 1 к данному Указу, Агентству по управлению государственными активами (далее – Агентство) в отношении предприятий с участием государства, указанных в приложении № 2 к настоящему Указу:
в срок до 1 января 2021 года – совместно с Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам утвердить перечень и «дорожные карты» месторождений (государственных запасов), подлежащих переоценке в соответствии с международными стандартами;
в срок до 1 февраля 2021 года разработать проект бюджета предприятий на 2021 год;
в срок до 1 июля 2021 года обеспечить разработку трехлетних бизнес-планов (текущей деятельности, инвестиционных проектов и конкретных источников их финансирования, в том числе за счет средств международных финансовых рынков, а также финансовой модели);
в срок до 1 июля 2021 года провести инвентаризацию всех инвестиционных проектов предприятий, принять меры по приостановке неначатых проектов и проектов, по которым не определены финансовые источники.
Кабинету Министров (Кучкаров Д.) в срок до 1 января 2021 года утвердить «дорожные карты» по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом в разрезе каждого предприятия, указанного в приложениях №№ 1 и 2 к настоящему Указу.
4. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов, Антимонопольному комитету, Агентству по противодействию коррупции и Агентству:
в срок до 1 декабря 2020 года провести инвентаризацию льгот и преференций, оказывающих влияние на конкурентную среду, внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект постановления об их отмене;
одновременно с проведением процесса трансформации предприятий, указанных в приложениях №№ 1 и 2 к настоящему Указу, разработать план мероприятий по полному переходу к принципам рыночных отношений, формированию конкурентной среды и привлечению частного сектора в сферу деятельности данных предприятий;
в срок до 1 января 2021 года совместно с Министерством сельского хозяйства критически пересмотреть деятельность акционерных обществ «Узагросервис» и «Узагрокимёхимоя», внести предложения по организации их деятельности на основе рыночных принципов и развитию частного сектора в данной отрасли.
5. Предоставить Министерству финансов в части вопросов, связанных с деятельностью Департамента, и Агентству следующие дополнительные полномочия:
привлечение на конкурсной основе ведущих на международном уровне консалтинговых, аудиторских, хедхантерских и других компаний и экспертов, а также заключение с ними договоров;
организацию проектных офисов, координацию и финансовое обеспечение (бюджетными средствами, средствами предприятий с участием государства, грантами и заемными средствами международных финансовых организаций) их деятельности.
6. Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества (Арипов А.) по каждому государственному активу, выставляемому на публичные торги в рамках адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности, согласно приложению № 3 к настоящему Указу, обеспечить:
в срок до 15 ноября 2020 года – формирование рабочих групп;
в срок до 1 февраля 2021 года – привлечение консалтинговых организаций для приватизации и повышения инвестиционной привлекательности и разработку «дорожных карт» по реализации данных работ;
в срок до 1 июля 2021 года – разработку адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности предприятий.
7. Кабинету Министров (Раматов А.), Министерству строительства (Закиров Б., Хидоятов Ш.) и Агентству (Бекенов С.) в двухмесячный срок провести повторную инвентаризацию проектно-исследовательских организаций с участием государства, указанных в приложении № 3 к настоящему Указу, утвердить «дорожные карты» по подготовке их к приватизации, реализации ведущим организациям в проектно-исследовательской и строительной сфере, а также приватизации данных предприятий.
8. Утвердить перечень лиц, ответственных за эффективную организацию полного выставления на публичные торги государственных пакетов акций (долей), указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, согласно приложению № 6.
9. Утвердить обновленный состав Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества согласно приложению № 7.
10. Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества (Арипов А.):
а) совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента поручить:
принятие необходимых мер по ознакомлению отечественных и иностранных инвесторов с выставляемыми на продажу в регионах государственными активами;
бесперебойное обеспечение сетями внешней инфраструктуры государственных активов, подлежащих реализации;
создание условий для работы на полной мощности и осуществления эффективной деятельности предприятий в постприватизационный период;
принятие иных мер, необходимых для привлечения инвесторов;
б) в случае, если стоимость государственных пакетов акций (долей), пропорциональная их размеру участия в чистых активах предприятий, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, не превышает
100 миллионов сумов, регулярно выставлять их на публичные торги в порядке исключения по стоимости, равной пропорциональной доле чистых активов (или по номинальной стоимости, в случае если чистые активы меньше уставного капитала);
в) обеспечить выставление Агентством на публичные торги пакета акций (долей) предприятий и объектов недвижимого имущества, указанных в приложениях №№ 4 и 5 к настоящему Указу, начиная с 1 ноября 2020 года;
г) предоставить следующие дополнительные полномочия:
повторное определение на основе предложения Агентства стартовой цены государственного пакета акций (доли) и объектов недвижимого имущества, указанных в приложениях №№ 4 и 5 к настоящему Указу, в случае их нереализации в течение трех месяцев на публичных торгах по оценочной цене;
определение условий и форм реализации государственных активов, подлежащих реализации на основании постановлений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;
принятие решений о приватизации объектов недвижимого имущества и формируемых в последующем государственных пакетов акций (долей) и государственных предприятий, определение условий их реализации, вида торгов и стартовой цены на публичных торгах.
11. Установить, что государственные пакеты акций (доли) предприятий, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу:
выставляются на торги единым лотом;
стоимостью, не превышающей 100 миллионов сумов, выставленные на публичные торги по стоимости, равной пропорциональной доле их чистых активов (в случае, если сумма чистых активов меньше уставного капитала – по номинальной стоимости), в случае их нереализации в течение трех месяцев, повторно выставляются на торги следующим образом: доли – по стартовой цене «1 сум», пакеты акций – на основе принципа «1 акция – один лот за 1 сум».
12. Установить порядок, в соответствии с которым:
отменяется практика реализации государственных объектов по «нулевой» выкупной стоимости и они выставляются на публичные торги по стартовой цене «1 сум» с принятием инвестиционных и социальных обязательств на основании решений Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и Кенгашей народных депутатов областей, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей, а также Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества, принимаемых ими в рамках своих полномочий;
государственные унитарные предприятия реорганизуются в хозяйственные общества с реализацией их государственного пакета акций (доли);
при реорганизации государственных унитарных предприятий, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, в хозяйственные общества их уставной капитал определяется без проведения инвентаризации и оценки на основе данных последнего бухгалтерского баланса, предоставленного в налоговые органы, по стоимости чистых активов, при отрицательных показателях чистых активов – в размере уставного капитала предприятия;
покупатели государственных активов могут производить оплату на условиях рассрочки платежей в порядке, установленном законодательством;
покупателям, частично внесшим платежи по графику в рамках договоров купли-продажи государственной доли с условием рассрочки, до осуществления полной оплаты выдается сертификат на владение «без права распоряжения» с правом участия в управлении обществом и получения дивидендов соразмерно выплаченной части приобретаемой доли;
покупателям, частично внесшим платежи в рамках договоров купли-продажи недвижимых объектов государственной собственности, выдается государственный ордер на право собственности «без права распоряжения» до полной оплаты по договору.
13. Агентству совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления о совершенствовании системы управления и поэтапной приватизации рынков и торговых комплексов, предусматривающий:
создание управляющих компаний по предпродажной подготовке рынков и торговых комплексов при Агентстве и его территориальных управлениях, исходя из значимости рынков и торговых комплексов;
приведение в современный облик, сохранение на уровне санитарно-гигиенических требований, формирование инфраструктуры, необходимой для деятельности рынков и торговых комплексов, имеющих государственную долю в уставном капитале, с учетом передового зарубежного опыта;
обеспечение законных прав и интересов владельцев частной собственности, а также неприкосновенности частной собственности на рынках и в торговых комплексах.
14. Министерству инвестиций и внешней торговли (Умурзаков С., Кудратов Л., Вафаев Ш.) совместно с Агентством:
а) по пакетам акций (долям) предприятий и объектам недвижимости, реализуемым в соответствии с настоящим Указом:
реализовать комплекс мер по привлечению отечественных и международных инвесторов перед выставлением их на публичные торги;
совместно с Министерством иностранных дел на регулярной основе проводить встречи, диалоги и презентации («Road Show») для привлечения потенциальных инвесторов;
организовать адресные работы для привлечения потенциальных иностранных инвесторов, имеющих передовой опыт, в предприятия с участием государства, указанных в приложении № 3 к настоящему Указу;
б) в срок до 1 февраля 2021 года на основе изучения передового зарубежного опыта внести в Кабинет Министров предложения о внедрении внешнего управления в деятельность специальных экономических зон, а также поэтапной их приватизации.
15. Агентству внести в Кабинет Министров:
совместно с Министерством иностранных дел, Министерством инвестиций и внешней торговли в срок до 1 декабря 2020 года – предложения по эффективной эксплуатации находящихся за рубежом объектов государственного имущества Республики Узбекистан, включая их реализацию, передачу в аренду либо доверительное управление;
совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством финансов, соответствующими министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления в трехмесячный срок после проведения полной инвентаризации непрофильных активов предприятий и коммерческих банков с преобладающей долей государства – предложения по их реализации через публичные торги.
16. Кабинету Министров в двухнедельный срок утвердить:
перечень предприятий с участием государства, реорганизуемых в учреждения;
перечень предприятий с участием государства, реорганизуемых в филиалы;
перечень предприятий, в которых сохраняется участие государства;
перечень неперспективных, бездействующих, убыточных и низкорентабельных предприятий с участием государства, в отношении которых инициируется процедура ликвидации или банкротства.
17. Агентству совместно с Антимонопольным комитетом обеспечить разработку и утверждение мер для обеспечения прозрачности процесса публичных торгов, проводимых на единой электронной торговой площадке «E-ijro auksion», полного исключения субъективного подхода и создания благоприятных условий для покупателей, предусматривающих:
в срок до 1 января 2021 года – утверждение единого порядка унификации торговых процедур на единой электронной торговой площадке и запуск на его основе усовершенствованного программного обеспечения, интегрированного с государственными органами;
начиная с 1 января 2021 года – оформление результатов всех аукционных торгов путем использования QR-кода;
проведение повторных аукционных торгов для реализации недвижимых объектов государственной собственности и государственной доли периодичностью один раз каждые 10 календарных дней;
прием предложений покупателей начиная с момента объявления лотов на аукционе;
заключение договоров купли-продажи с единственным участником, если заявка, оформленная в соответствии с условиями реализации государственных активов, представлена только одним претендентом, за исключением государственной доли и недвижимых объектов государственной собственности, выставленных на реализацию по стартовой цене «1 сум».
18. Агентству совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством экономического развития и сокращения бедности в месячный срок утвердить и обеспечить реализацию медиаплана, направленного на широкую пропаганду и освещение сути и содержания настоящего Указа среди субъектов предпринимательства и населения.
19. Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан (Бизнес-омбудсман) совместно с Генеральной прокуратурой обеспечить защиту прав и законных интересов инвесторов, приобретающих государственный пакет акций (доли), включая миноритарных акционеров, принимать строгие меры, установленные законодательством, при выявлении обстоятельств, препятствующих их участию в органах управления обществом.
20. Кабинету Министров:
в месячный срок внести на утверждение стратегию управления и реформирования предприятий с участием государства в 2020–2025 годах;
в срок до 1 декабря 2020 года разработать и внести в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса проекты законов Республики Узбекистан «Об управлении государственным имуществом» и «О приватизации»;
в трехмесячный срок провести инвентаризацию актов законодательства о приватизации, утвердить обновленные положения о приватизации с их унификацией.
21. Агентству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
22. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев