17.04.2020
Постановление Президента Республики Узбекистан
В последние годы в стране уделяется особое внимание кардинальному реформированию системы высшего образования, обеспечению прозрачности в процессе приема студентов на учебу, повышению качества подготовки высококвалифицированных специалистов, широкому внедрению в образовательный процесс цифровых и педагогических технологий, а также современных методов.
В частности, в соответствии с Концепцией развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года определено обеспечение потребностей населения и быстроразвивающихся отраслей экономики путем поэтапного доведения до 50 процентов уровня охвата молодежи высшим образованием и расширения масштаба качественных услуг высшего образования в регионах.
Следует отметить, что несмотря на то, что в отдаленных регионах страны проводится определенная работа по поддержке стремления молодежи к получению высшего образования, данные меры все еще остаются недостаточными. В результате определенная часть выпускников школ и средних специальных образовательных учреждений вынуждена выезжать на обучение в высшие образовательные учреждения зарубежных государств. За последние два года только из Сурхандарьинской области около 7,5 тысячи молодежи отбыло для обучения в высшие образовательные учреждения соседних стран.
В связи с этим в целях поднятия на новый этап системы подготовки высококвалифицированных кадров на южных границах республики, создания дополнительных возможностей для получения молодежью образования с помощью передовых педагогических технологий, обеспечения развития в регионе традиций предпринимательства во взаимоувязке с научно-исследовательской и инновационной деятельностью и исполнения Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, а также принимая во внимание обращения общественности и Кенгашей народных депутатов области, реализацию Программы мер комплексного социально-экономического развития самого густонаселенного в Сурхандарьинской области – Денауского района и его центра:
1. Согласиться с предложением Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и хокимията Сурхандарьинской области о создании Денауского института предпринимательства и педагогики Самаркандского государственного университета (далее – Институт) на базе Денауского филиала Термезского государственного университета.
2. Определить основными направлениями деятельности Института:
качественную подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с национальными и международными стандартами в области предпринимательства и управления, педагогики и точных наук, а также других сферах в соответствии с потребностями рынка труда с учетом перспектив и приоритетных задач развития социальной сферы и отраслей экономики, тенденций современного развития предпринимательства;
подготовку кадров для отраслей с высокой потребностью в квалифицированных специалистах на основе совместных образовательных программ в сотрудничестве с ведущими зарубежными высшими образовательными учреждениями;
внедрение передовых образовательных технологий, в том числе методов дистанционного обучения, в процесс подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями и навыками;
осуществление сотрудничества с республиканскими и зарубежными ведущими высшими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями в реализации учебных и научных проектов, а также проведении научно-практических исследований, направленных на решение актуальных задач, стоящих перед наукой, производством и практикой;
организацию курсов по переподготовке и повышению квалификации кадров для социальной сферы и отраслей экономики, имеющих высокую потребность в них, с привлечением высококвалифицированных профессоров-преподавателей и специалистов;
повышение научно-педагогического потенциала Института путем регулярного направления перспективной молодежи в магистратуру и докторантуру республиканских, а также зарубежных высших образовательных и научно-исследовательских учреждений.
3. Установить, что:
Институт является правопреемником Денауского филиала Термезского государственного университета по всем правам, обязанностям и договорам;
Институт является государственным высшим образовательным учреждением со статусом юридического лица, имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием на государственном языке, самостоятельный баланс, казначейские лицевые счета и банковские расчетные счета;
Институт ведет деятельность в системе Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;
образовательная деятельность Института начинается с 2020/2021 учебного года;
студенты Денауского филиала Термезского государственного университета продолжат обучение на соответствующих направлениях образования бакалавриата Института;
прием студентов в Институт определяется на основе государственного заказа и платного контракта исходя из ежегодно утверждаемых параметров приема в высшие образовательные учреждения республики;
Институт на постоянной основе оказывает научно-методическую помощь учителям, ведущим занятия по иностранным языкам и точным предметам в общеобразовательных школах, средних специальных образовательных учреждениях в Денауском, Сарыасийском, Узунском, Шурчинском и Кумкурганском районах Сурхандарьинской области.
4. Принять к сведению, что с участием Исламского банка развития реализуется проект «Укрепление материально-технической базы высших образовательных учреждений». Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в целях поэтапного внедрения концепции «Университет 3.0», предусматривающей развитие научной деятельности в Институте и тесную связь образования, науки, инноваций и коммерциализации результатов научных исследований:
в течение 2020/2021 учебного года обеспечить оснащение Института современным лабораторным оборудованием по информационным технологиям, биологии, химии и физике в рамках проекта «Укрепление материально-технической базы высших образовательных учреждений» с привлечением средств международных финансовых институтов;
в трехмесячный срок привлечь в Институт профессоров-преподавателей с высоким потенциалом, в частности имеющих ученую степень кандидата наук, доктора философии, а также доктора наук.
5. Установить, что в целях привлечения высококвалифицированных специалистов для повышения педагогического и научного потенциала и качественной организации образовательного процесса Института с учетом расположения региона, при оплате труда профессоров-преподавателей и работников Института тарифные коэффициенты и базовые должностные оклады рассчитываются соответственно разрядам по Единой тарифной сетке в 1,5-кратном размере.
6. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
обеспечить утверждение структуры Института в соответствии с нормативами, установленными для высших образовательных учреждений;
утвердить в установленном порядке устав Института и принять меры по проведению его государственной регистрации;
укомплектовать Институт высококвалифицированными профессорами-преподавателями на конкурсной основе, в том числе ведущими деятельность в высших образовательных учреждениях республики и обладающими практическим опытом работы;
совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан реализовать конкретные меры по обеспечению организации учебно-методического процесса, утверждению в установленном порядке штатного расписания и сметы расходов Института, обеспечению его необходимым оборудованием;
принять меры по обеспечению Информационно-ресурсного центра Института дополнительной учебной, научной и художественной литературой.
7. Утвердить состав Попечительского совета Денауского института предпринимательства и педагогики Самаркандского государственного университета согласно приложению.
8. Возложить на Самаркандский государственный университет задачу шефства над Институтом, принимая во внимание его статус в системе высшего образования республики, научный потенциал и традиции, сформированные на протяжении долгих лет, а также поручить ему оказание содействия в следующих направлениях:
качественной организации образовательной и научной деятельности с привлечением квалифицированных кадров;
эффективном управлении образовательными, воспитательными, научными и методическими процессами;
внедрении современных педагогических технологий в образовательный процесс;
обеспечении учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами и информационными ресурсами;
повышении квалификации профессоров-преподавателей и проведении селекции одаренной молодежи;
создании дополнительных условий для научно-исследовательской работы и развитии научных школ.
9. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству экономического развития и сокращения бедности и Министерству инновационного развития Республики Узбекистан в целях обеспечения Института высококвалифицированными профессорами-преподавателями принять меры по целевой подготовке с 2020/2021 учебного года кадров по специальностям магистратуры, с 2021 года – базовой докторантуры по соответствующим отраслям в ведущих высших образовательных учреждениях.
10. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с Республиканским советом высшего образования в целях повышения эффективности деятельности Института:
глубоко изучить и проанализировать деятельность Института с внесением заключений и предложений по их результатам;
разработать предложения по совершенствованию учебных программ и внедрению современных педагогических технологий путем проведения опросов среди профессоров-преподавателей и студентов, изучения мнения общественности и работодателей, а также анализа передового зарубежного опыта;
дать объективную оценку эффективности системы управления и созданных условий для профессоров-преподавателей, а также действенности методов образования и воспитания, применяемых ими в процессе обучения;
разработать и внести рекомендации по реализации комплекса мер, направленных на обеспечение открытости, прозрачности и объективности, устранению факторов, создающих условия для коррупции;
внести предложения о создании перспективных совместных образовательных программ, развитии новых форм сотрудничества, привлечении профессоров-преподавателей и соотечественников из-за рубежа.
11. Определить источниками финансирования деятельности Института:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средства, поступающие от обучения на платно-контрактной основе;
средства, поступающие от хозяйственной деятельности и оказания услуг на договорной основе;
благотворительные пожертвования физических и юридических лиц;
средства, поступающие в рамках грантов международных финансовых институтов;
иные источники, не запрещенные законодательством.
12. Установить, что финансирование расходов, связанных с исполнением настоящего постановления, предусматривается в рамках средств, выделяемых Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан из республиканского бюджета Республики Узбекистан в качестве распределителя бюджетных средств первого уровня на 2020 год, начиная с 2021 года – в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан.
13. Министерству экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить в установленном порядке включение в Инвестиционную программу Республики Узбекистан на 2021–2023 годы проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и оснащению зданий и сооружений Института на основе утвержденной проектно-сметной документации.
14. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан принять меры по обеспечению Института телекоммуникационным оборудованием и инфраструктурой для проведения онлайн-лекций и внедрения дистанционных образовательных технологий ведущими высшими образовательными учреждениями республики с привлечением их высококвалифицированных профессоров-преподавателей, а также подключению к всемирной информационной высокоскоростной сети Интернет и национальной сети электронного образования;
обеспечить налаживание в Институте подготовки кадров и обмена студентами по совместным образовательным программам, начиная с 2021/2022 учебного года, на основе соглашений с передовыми зарубежными высшими образовательными учреждениями, в том числе Турецкой Республики;
совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан и хокимиятом Сурхандарьинской области принять меры по созданию бизнес-инкубатора «Ёш тадбиркорлар», формированию у молодежи региона навыков реализации предпринимательских и стартап-проектов, а также организации практики студентов.
15. Хокимияту Сурхандарьинской области совместно с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан принять меры по обеспечению служебным жильем привлекаемых квалифицированных профессоров-преподавателей с целью эффективной организации деятельности Института.
16. Сохранить за Институтом здания и сооружения Денауского профессионального колледжа строительства и транспорта, переданные для укрепления материально-технической базы Денауского филиала Термезского государственного университета на основе права оперативного управления в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 6 сентября 2019 года № УП–5812 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования».
17. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 марта 2018 года № 171 «О создании Денауского филиала Термезского государственного университета».
18. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
19. Установить следующий порядок организации исполнения настоящего постановления:
советнику Президента Республики Узбекистан Абдувахитову А.А. – эффективно организовать и координировать деятельность ответственных министерств, ведомств и организаций по реализации мер, установленных в настоящем постановлении, ежеквартально принимать отчеты их руководителей о проведенной работе, а также своевременно устранять выявленные недостатки;
министру высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Маджидову И.У. – эффективно организовать деятельность Института, обеспечить принятие всех необходимых мер по реализации настоящего постановления, оказывать методическую и практическую помощь ответственным организациям по своевременной и качественной реализации установленных задач, ежеквартально вносить информацию о ходе его исполнения;
хокиму Сурхандарьинской области Боболову Т.А. – оказывать всестороннее содействие в организации и совершенствовании деятельности Института, а также укреплении его материально-технической базы;
генеральному директору Национального информационного агентства Узбекистана Кучимову А.К., председателю Национальной телерадиокомпании Узбекистана Хаджаеву А.Д. – регулярно освещать суть и содержание, практическое значение данного постановления, а также проводимую работу по совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных кадров для социальной сферы и отраслей экономики, развитию в регионе научно-исследовательской и инновационной деятельности.
20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев