21.05.2019
Принят Законодательной палатой 2 апреля 2019 года
Одобрен Сенатом 3 мая 2019 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области использования и охраны пастбищ.
Статья 2. Законодательство о пастбищах
Законодательство о пастбищах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о пастбищах, то применяются правила международного
договора.
Статья 3. Пастбища
Пастбища – земли с естественным растительным покровом, являющимся кормом для скота.
Пастбища являются общенациональным богатством и охраняются государством.
Пастбища подразделяются на пустынные, полупустынные, предгорные, горные и равнинные, обеспеченные и не обеспеченные водой.
Горные пастбища являются сезонными и используются только в определенное время года.
Глава 2. Регулирование в области использования и охраны пастбищ
Статья 4. Основные направления государственной политики в области использования и охраны пастбищ
Основными направлениями государственной политики в области использования и охраны пастбищ являются:
разработка, утверждение и реализация государственных и иных программ;
установление правил, норм и нормативов, направленных на сохранение пастбищ;
осуществление государственного контроля;
обеспечение рационального использования, охраны, воспроизводства и восстановления пастбищ;
развитие научно-исследовательской деятельности;
развитие международного сотрудничества.
Статья 5. Государственное управление в области использования и охраны пастбищ
Государственное управление в области использования и охраны пастбищ осуществляют Кабинет Министров Республики Узбекистан, органы государственной власти на местах, специально уполномоченные государственные органы в области использования и охраны пастбищ.
Специально уполномоченными государственными органами в области использования и охраны пастбищ являются:
Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру;
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды;
Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству.
Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области использования и охраны пастбищ
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области использования и охраны пастбищ;
утверждает и обеспечивает реализацию государственных программ по использованию и охране пастбищ;
утверждает порядок предоставления пастбищ в пользование.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти на местах в области использования и охраны пастбищ
Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:
участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ по использованию и охране пастбищ;
разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы по использованию и охране пастбищ;
утверждают нормы и сроки сенокошения и выпаса скота на пастбищах;
предоставляют пастбища в пользование юридическим и физическим лицам;
принимают меры по рациональному использованию и охране пастбищ;
осуществляют государственный контроль за использованием и охраной пастбищ.
Статья 8. Полномочия Государственного комитета Республики
Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру в области использования и охраны пастбищ
Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру:
участвует в реализации государственной политики в области использования и охраны пастбищ;
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ по использованию и охране пастбищ;
разрабатывает предложения по улучшению состояния, прогнозированию и перспективному планированию использования пастбищ;
осуществляет государственный контроль за использованием и охраной пастбищ;
проводит инвентаризацию пастбищ;
осуществляет геоботаническое обследование пастбищ;
ведет мониторинг пастбищ.
Статья 9. Полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды в области использования и охраны пастбищ
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ по использованию и охране пастбищ;
проводит государственную экологическую экспертизу в области использования и охраны пастбищ;
осуществляет государственный экологический контроль за использованием и охраной пастбищ;
участвует в проведении мониторинга состояния растительности пастбищ.
Статья 10. Полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству в области использования и охраны пастбищ
Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ по использованию и охране пастбищ на землях лесного фонда;
участвует в установлении норм и сроков сенокошения и выпаса скота на пастбищах;
обеспечивает предоставление участков для выпаса скота;
участвует в проведении мониторинга пастбищ на землях лесного фонда.
Статья 11. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в организации использования и охраны пастбищ
Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане:
принимают участие в реализации государственных, территориальных и иных программ по использованию и охране пастбищ;
содействуют проведению мероприятий по использованию и охране пастбищ;
осуществляют общественный контроль за использованием и охраной пастбищ.
Статья 12. Объединения пастбищепользователей
Пастбищепользователи могут создавать объединения пастбищепользователей для совместного использования и охраны пастбищ.
Объединения пастбищепользователей осуществляют организацию работ по рациональному использованию и охране пастбищ и общественный контроль за их использованием и охраной.
Глава 3. Пользование пастбищами
Статья 13. Право пользования пастбищами
Юридические и физические лица могут использовать пастбища путем получения земельных участков в постоянное владение, аренду, а также во временное пользование.
Пастбища могут предоставляться в постоянное владение, аренду и временное пользование по решению органов государственной власти
на местах.
На землях лесного фонда пастбища используются по разрешению органов государственного лесного хозяйства.
Статья 14. Права и обязанности пастбищепользователей
Пастбищепользователи имеют право:
на выпас скота и сенокошение в соответствии с мерами по использованию и охране пастбищ;
проводить работы по созданию пастбищной инфраструктуры;
создавать объединение пастбищепользователей.
Пастбищепользователи обязаны:
рационально использовать пастбища по их целевому назначению;
осуществлять меры по содействию воспроизводству пастбищной растительности, восстановлению растительного покрова, а также недопущению деградации пастбищ;
организовывать и соблюдать пастбищеоборот;
принимать меры по предупреждению пожаров, обеспечивать своевременную ликвидацию очагов возгорания на пастбищах;
осуществлять мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями пастбищной растительности;
соблюдать установленные правила, нормы и нормативы, направленные на сохранение пастбищ.
Статья 15. Мероприятия по использованию пастбищ
Мероприятия по использованию пастбищ составляются исходя из данных инвентаризации и геоботанического обследования пастбищ и включают:
список пастбищепользователей;
опись скота, намечаемого к выпасу на пастбищах;
профилактику заболеваний животных;
карту с обозначением границ и участков пастбищ;
календарный график сезонных маршрутов передвижения стада, схемы пастбищеоборота, скотопрогонов и используемых загонов;
развитие объектов пастбищной инфраструктуры, в том числе восстановление водопоев;
улучшение состояния и качества участков пастбищ, предотвращение деградации травостоя.
Статья 16. Нормы и сроки пользования пастбищами
Выпас скота и сенокошение осуществляются при соблюдении норм и сроков пользования пастбищами, утверждаемых в зависимости от их вида, а также разновидности и количества поголовья скота, выпасаемого на определенном участке пастбища.
Нормы и сроки пользования пастбищами определяются на основе материалов инвентаризации и геоботанического обследования пастбищ.
Статья 17. Пастбищеоборот
Пастбищеоборот – это периодическое и последовательное использование участков пастбищ.
Для обеспечения пастбищеоборота пастбища делятся на участки.
При определении площади участков пастбищеоборота учитывается предельно допустимая норма нагрузки на участок пастбищ.
Пастбищеоборот организуется для рационального использования и охраны пастбищ.
Статья 18. Плата за использование пастбищ
Плата за использование пастбищ взимается в виде земельного налога или арендной платы.
Статья 19. Прекращение права пользования пастбищами
Право пользования пастбищами прекращается в случаях:
ликвидации юридического лица;
смерти физического лица;
истечения срока, на который были предоставлены пастбища;
использования не по целевому назначению;
нерационального использования;
изъятия пастбищных земель для государственных и общественных нужд;
добровольного отказа от пользования пастбищами.
Статья 20. Ограничение права использования пастбищ
В целях воспроизводства и восстановления деградированных пастбищ, охраны редких и исчезающих видов растений и животных, включенных в Красную книгу Республики Узбекистан, специально уполномоченными государственными органами устанавливаются ограничения и запреты на использование пастбищ.
Глава 4. Охрана, воспроизводство и восстановление пастбищ
Статья 21. Охрана пастбищ
Охрана пастбищ включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на целевое, рациональное использование, воспроизводство и восстановление пастбищ.
Охрана пастбищ обеспечивается путем:
установления правил, норм и нормативов использования, воспроизводства и восстановления пастбищ;
установления ограничений и запретов на использование пастбищ;
предупреждения и пресечения самовольного пользования пастбищами, потравы растительности;
проведения инвентаризации пастбищ;
осуществления геоботанического обследования пастбищ;
ведения мониторинга пастбищ;
осуществления контроля за использованием, воспроизводством и восстановлением пастбищ.
Статья 22. Воспроизводство и восстановление пастбищ
Воспроизводство и восстановление пастбищ осуществляются на основе инвентаризации и геоботанического обследования пастбищ.
Мероприятия по воспроизводству пастбищ заключаются в содействии естественным процессам поддержания плодородия почвы, количественного и качественного состояния растительного покрова пастбищ.
Восстановительные мероприятия на пастбищах производятся путем применения посева определенных видов растений. При этом на естественных пастбищах запрещается посев чужеродных видов растений.
Статья 23. Инвентаризация пастбищ
Инвентаризация пастбищ представляет собой комплекс работ по определению количественных и качественных показателей состояния пастбищ и описанию (отражению) состояния пастбищ в картографических и иных материалах.
В процессе инвентаризации выявляются пастбищные участки, требующие улучшения качественного состояния, и деградированные участки, не пригодные для использования, а также необводненные пастбища.
Материалы инвентаризации пастбищ используются для определения норм и сроков сенокошения и выпаса скота на пастбищах.
Статья 24. Геоботаническое обследование пастбищ
Геоботаническим обследованием пастбищ является обследование, проводимое в целях определения продуктивности пастбищ, строения и состава травостоя, мест его произрастания, возможности использования пастбищ для выпаса скота, качества растительности пастбищ и ее запасов.
Материалы геоботанических обследований пастбищ используются при:
разработке проектов землеустройства;
кадастровой оценке земли, кормовых свойств трав, произрастающих на выделенном участке;
разработке мер по использованию и охране пастбищ, включающих проведение работ по улучшению использования пастбищ;
составлении геоботанических карт пастбищ;
принятии решений о проведении рекультивации, консервации земель, установлении ограничений на землепользование, осуществлении мероприятий по воспроизводству, восстановлению, защите и повышению урожайности пастбищ, а также разработке мероприятий по рациональному использованию и охране пастбищ.
Статья 25. Мониторинг пастбищ
Мониторингом пастбищ является система наблюдений за состоянием пастбищ, происходящими изменениями, возникающими в результате использования пастбищ, в целях сбора информации о количественных и качественных данных о пастбищах, оценки и прогноза их состояния, выявления и устранения негативных процессов.
Основой мониторинга являются данные систематического наблюдения, полученные путем геоботанических обследований и инвентаризации пастбищ.
Данные мониторинга о состоянии пастбищ по Республике Каракалпакстан и областям периодически размещаются на веб-сайте Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 26. Возмещение вреда, причиненного пастбищам
Юридические и физические лица обязаны возместить вред, причиненный пастбищам в результате загрязнения, нерационального использования, деградации пастбищ и иного нарушения законодательства о пастбищах.
Статья 27. Разрешение споров
Споры, возникающие в области использования и охраны пастбищ, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства о пастбищах
Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о пастбищах, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 29. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона
Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Государственному комитету Республики Узбекистан по лесному хозяйству и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 30. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев