30.12.2017
Российское издание «Независимая газета» отмечает, что исполнился год с того момента, как Узбекистан возглавил Шавкат Мирзиёев. Безусловно, один год – недостаточный срок для подведения каких-либо итогов, однако этот период является достаточным, чтобы заметить успевшие проявить себя тенденции, оценить их позитивное и негативное влияние.
Наиболее очевидные для невооруженного глаза изменения произошли во внешней политике Ташкента. И в первую очередь здесь можно выделить усилившееся внимание Узбекистана к центральноазиатским делам и налаживанию отношений с соседями по региону. Примечательно, что внешнеполитическая активность Шавката Мирзиёева в виде зарубежных визитов началась с посещения соседних Туркменистана и Казахстана. Также глава Узбекистана выступил за создание Ассоциации глав регионов стран Центральной Азии.
Параллельно с этим Ташкент за минувший год значительно интенсифицировал экономический диалог с Москвой и Пекином. Состоявшийся в апреле первый визит Шавката Мирзиёева в Россию привел к подписанию контрактов на сумму в почти 16 миллиардов долларов. А в ходе первого посещения лидером Узбекистана Пекина в рамках проведения саммита «Один пояс – Один путь» в мае этого года узбекская и китайская стороны подписали соглашения на сумму более чем в 20 миллиардов долларов.
Еще один заслуживающий внимания аспект изменений во внешней политике Узбекистана касается отношений Ташкента с Западом. Между тем на этом фронте сегодня наблюдается очевидное и явное потепление. Так, в ноябре Европейский банк реконструкции и развития возобновил свою работу в Узбекистане после многолетнего перерыва. Во время визита в Южную Корею Президент Узбекистана заявил о возобновлении работы по вступлению страны во Всемирную торговую организацию. Сеул, в свою очередь, пообещал оказать консультативное содействие Ташкенту в этом вопросе. Активизации связей Узбекистана с Западом поспособствовали и состоявшиеся в ноябре узбекско-германский бизнес-форум в Мюнхене, а также визит парламентской делегации Узбекистана в Вашингтон. Эти шаги, вероятно, говорят о том, что в будущем Ташкент намерен в большей степени соответствовать международным политическим и экономическим практикам как в области внешней, так и в области внутренней политики.