08.09.2017
Принят Законодательной палатой 15 августа 2017 года
Одобрен Сенатом 24 августа 2017 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.
Статья 2. Законодательство о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней
Законодательство о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
правовая информация - тексты нормативно-правовых актов, официальных толкований к ним, разъяснений о порядке применения нормативно-правовых актов, решений Конституционного суда Республики Узбекистан, постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по вопросам применения законодательства, а также материалы обобщения судебной практики;
доступ к правовой информации - возможность свободного получения правовой информации и ее использования;
распространение правовой информации - действия, направленные на ознакомление неопределенного круга лиц с правовой информацией.
Статья 4. Основные принципы распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней
Основными принципами распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней являются гласность, открытость, своевременность распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней, свобода поиска и получения правовой информации.
Статья 5. Гарантии доступа к правовой информации
Государством гарантируется доступ к правовой информации.
Граждане обладают правом беспрепятственно искать, получать и распространять правовую информацию.
Государственные органы, другие организации и должностные лица обязаны в установленном порядке обеспечивать каждому доступ к правовой информации.
Доступ к правовой информации ограничивается в случае, если данная информация отнесена в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
Глава 2. Органы и организации, осуществляющие распространение и обеспечивающие доступ к правовой информации
Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики
Узбекистан в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней
Кабинет Министров Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:
распространяет в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своем официальном веб-сайте;
направляет в Министерство юстиции Республики Узбекистан тексты постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для официального опубликования и доведения до исполнителей;
обеспечивает разработку и реализацию необходимых мероприятий, направленных на своевременное распространение правовой информации и обеспечение доступа к ней;
осуществляет контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;
утверждает перечень государственных органов и организаций для обязательной рассылки нормативно-правовых актов;
осуществляет международное сотрудничество в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 7. Полномочия министерств, государственных комитетов и ведомств в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней
Министерства, государственные комитеты и ведомства в пределах своих полномочий:
распространяют в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своих официальных веб-сайтах;
направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан тексты принятых ими нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для рассылки и официального опубликования;
обеспечивают своевременное доведение до своих структурных и территориальных подразделений текстов нормативно-правовых актов, поступивших в центральный аппарат;
осуществляют контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней в своих структурных и территориальных подразделениях;
организуют необходимую работу по разъяснению сути и значения норм, содержащихся в текстах нормативно-правовых актов, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
формируют фонды правовой информации по сфере своей деятельности;
ведут в установленном порядке систематизированный учет нормативно-правовых актов;
по запросам физических и юридических лиц предоставляют им правовую информацию по сфере своей деятельности;
в установленном порядке дают разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов.
Министерства, государственные комитеты и ведомства могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 8. Полномочия Министерства юстиции Республики Узбекистан в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней
Министерство юстиции Республики Узбекистан является специально уполномоченным государственным органом в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.
Министерство юстиции Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:
получает от государственных органов и организаций тексты принятых ими нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним (пояснительная записка с изложением концепции нормативно-правового акта, сопоставительная таблица с разъяснением изменений и дополнений и др.) на бумажном носителе и в электронной форме;
обеспечивает рассылку текстов нормативно-правовых актов и при необходимости соответствующих информационно-аналитических материалов до всех государственных органов и организаций в электронной форме по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
осуществляет официальное опубликование нормативно-правовых актов;
утверждает порядок ведения систематизированного учета нормативно-правовых актов;
осуществляет государственный учет нормативно-правовых актов и работу по систематизации законодательства;
ведет контрольные экземпляры законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств, органов государственной власти на местах;
формирует фонд нормативно-правовых актов;
формирует и ведет Национальную базу данных законодательства Республики Узбекистан, обеспечивает в установленном порядке доступ к ней физических и юридических лиц;
организует работу Межведомственного совета по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению;
осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за деятельностью государственных органов и организаций в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней;
организует системный мониторинг за соблюдением требований законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;
проводит системный анализ состояния распространения правовой информации и готовит предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере;
организует правовую пропаганду в обществе с привлечением государственных органов, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества;
утверждает типовой план мероприятий по доведению нормативно-правовых актов до исполнителей и разъяснению их сути и значения среди населения;
осуществляет международное сотрудничество в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.
Министерство юстиции Республики Узбекистан и его территориальные органы ежегодно представляют соответственно в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента информацию о состоянии правовой пропаганды и просвещения.
Министерство юстиции Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 9. Полномочия органов государственной власти на местах в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к: ней
Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:
распространяют в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своих официальных веб-сайтах;
направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан через его территориальные органы тексты решений, имеющие нормативно-правовой характер, принятых ими и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для их рассылки;
обеспечивают своевременное доведение до своих структурных и территориальных подразделений и органов самоуправления граждан текстов нормативно-правовых актов, поступивших в органы государственной власти на местах;
организуют необходимую работу по разъяснению сути и значения норм, содержащихся в текстах нормативно-правовых актов, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
формируют фонды правовой информации;
в установленном порядке ведут систематизированный учет нормативно-правовых актов;
предоставляют правовую информацию физическим и юридическим лицам по их запросам;
в установленном порядке дают разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 10. Участие информационно-библиотечных учреждений в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней
Информационно-библиотечные учреждения:
формируют фонды правовой информации по направлению своей деятельности;
обеспечивают доступ пользователей информационно-библиотечных ресурсов к фонду правовой информации;
предоставляют правовую информацию по запросам пользователей информационно-библиотечных ресурсов.
Информационно-библиотечные учреждения могут участвовать в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.
Статья 11. Участие образовательных учреждений в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней
Общеобразовательные, средние специальные, профессиональные и высшие образовательные учреждения, а также образовательные учреждения по повышению квалификации и переподготовке кадров (далее - образовательные учреждения) обеспечиваются правовой информацией соответственно Министерством народного образования, Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, а также другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в структуре которых они находятся.
Образовательные учреждения:
формируют фонды правовой информации по направлению своей деятельности;
обеспечивают доступ обучающихся к фонду правовой информации;
предоставляют правовую информацию по запросам обучающихся.
Образовательные учреждения могут участвовать в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.
Статья 12. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней
Органы самоуправления граждан:
участвуют в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;
участвуют в повышении правовой культуры населения; формируют фонды правовой информации по своей деятельности; обеспечивают доступ граждан к фонду правовой информации. Органы самоуправления граждан могут участвовать в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.
Негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать в распространении правовой информации путем оказания содействия и необходимой помощи органам и организациям, осуществляющим распространение и обеспечивающим доступ к правовой информации.
Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней.
Глава 3. Порядок распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней
Статья 13. Способы распространения правовой информации
Способами распространения правовой информации являются: рассылка текстов нормативно-правовых актов; официальное опубликование нормативно-правовых актов; неофициальное опубликование нормативно-правовых актов; осуществление правовой пропаганды;
предоставление правовой информации физическим и юридическим лицам по их запросам.
Статья 14. Распространение текстов нормативно-правовых актов путем рассылки
Тексты нормативно-правовых актов в течение одного дня со дня их подписания и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним (пояснительная записка с изложением концепции нормативно-правового акта, сопоставительная таблица с разъяснением изменений и дополнений и др.) на бумажном носителе и в электронной форме направляются принявшими их органами в следующем порядке:
законы Республики Узбекистан, указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан - в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;
постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан - в аппарат Президента Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;
постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан - в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, аппарат Президента Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;
нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств - в Министерство юстиции Республики Узбекистан.
Рассылка нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитических материалов по ним в другие государственные органы и организации осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан путем направления их текстов в день поступления в Министерство юстиции Республики Узбекистан в электронной форме по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств направляются в другие государственные органы в течение одного дня со дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Рассылка решений органов государственной власти на местах осуществляется этими органами путем направления их текстов и при необходимости информационно-аналитических материалов по ним в течение одного дня в структурные и территориальные подразделения данных органов, территориальные подразделения государственных органов и организаций, органы самоуправления граждан, а также территориальные органы юстиции для их последующей передачи в Министерство юстиции Республики Узбекистан.
Статья 15. Распространение нормативно-правовых актов путем официального опубликования
Официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов являются издания, предусмотренные в статье 29 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах».
Официальные источники опубликования нормативно-правовых актов издаются в сроки, установленные законодательством, и распространяются путем открытой подписки.
Публикуемые в официальных источниках нормативно-правовые акты располагаются последовательно в хронологическом порядке.
Тексты ведомственных нормативно-правовых актов располагаются в «Собрании законодательства Республики Узбекистан» последовательно в хронологическом порядке в соответствии с их номером и датой государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
При опубликовании части нормативно-правового акта в официальных источниках опубликования после наименования нормативно-правового акта располагается надпись «Извлечение».
Текст нормативно-правового акта, публикуемый в официальных источниках опубликования нормативно-правовых актов, должен соответствовать тексту нормативно-правового акта, официально направленному органом, принявшим данный акт.
Тексты нормативно-правовых актов большого объема могут быть опубликованы в виде приложения к официальным источникам опубликования нормативно-правовых актов.
Статья 16. Распространение нормативно-правовых актов путем неофициального опубликования
Опубликование нормативно-правовых актов в источниках, не предусмотренных в статье 29 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», является неофициальным опубликованием.
Неофициальное опубликование нормативно-правовых актов может осуществляться физическими и юридическими лицами путем опубликования текстов нормативно-правовых актов в периодических изданиях, на веб-сайтах, в электронных справочных системах законодательства, а также публикации брошюр, сборников и комментариев к нормативно-правовым актам.
При издании кодексов, сборников актов законодательства, а также при реализации электронных справочных систем законодательства они должны быть приведены в контрольное состояние на дату их издания (реализации).
В неофициальных изданиях, в том числе в электронных справочных системах законодательства, могут публиковаться неофициальные переводы нормативно-правовых актов на другие языки. Неофициальные переводы нормативно-правовых актов должны иметь отметку о неофициальном переводе.
Статья 17. Распространение нормативно-правовых актов и обеспечение доступа к ним путем размещения нормативно-правовых актов в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан
Официальное опубликование нормативно-правовых актов в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан осуществляется в течение одного дня с момента их поступления в Министерство юстиции Республики Узбекистан в разделе «Официальное опубликование нормативно-правовых актов».
Конституционный суд Республики Узбекистан и Верховный суд Республики Узбекистан направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан решения Конституционного суда Республики Узбекистан, постановления пленумов Верховного суда Республики Узбекистан о даче разъяснений по вопросам применения законодательства в течение одного дня со дня их подписания.
Тексты международных договоров Республики Узбекистан и тексты нормативных документов в области технического регулирования, размещенные в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан, имеют справочный характер и обновляются по мере поступления и обработки документа, но не позднее трех дней после их официального опубликования.
Доступ пользователей к Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан осуществляется бесплатно.
Статья 18. Размещение правовой информации на официальных веб-сайтах государственных органов
Электронные версии текстов нормативно-правовых актов подлежат обязательному размещению на официальных веб-сайтах принявших их органов в установленном порядке.
Правовая информация на официальных веб-сайтах государственных органов должна размещаться на государственном языке. Официальный вебсайт может иметь версии на других языках.
Правовая информация, размещенная на официальных веб-сайтах государственных органов, должна быть достоверной и иметь равнозначную силу с информацией, публикуемой в средствах массовой информации.
Статья 19. Распространение нормативно-правовых актов путем правовой пропаганды
Распространение нормативно-правовых актов путем правовой пропаганды осуществляется всеми государственными органами и организациями, а также органами хозяйственного управления.
Негосударственные некоммерческие организации также могут осуществлять правовую пропаганду.
Органы, принимающие и (или) разрабатывающие нормативно-правовые акты, в недельный срок после их принятия должны разработать и утвердить план мероприятий по правовой пропаганде на основании типового плана мероприятий, утверждаемого Министерством юстиции Республики Узбекистан.
Правовая пропаганда осуществляется следующими способами:
проведение конференций, встреч, семинаров, круглых столов и бесед;
посредством средств массовой информации, в том числе организаций теле- и радиопередач, размещений статей и информационно-правовых материалов в печатных и электронных средствах массовой информации;
распространение комментариев, брошюр, плакатов, буклетов и флаеров;
через социальные рекламы (видеоролики, инфографики и др.) и другими видами пропаганды, не запрещенной законодательством.
Координация работы государственных органов и организаций в области правовой пропаганды осуществляется Межведомственным советом по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению и его территориальными комиссиями.
Статья 20. Предоставление правовой информации физическим и юридическим лицам по их запросам
Физические и юридические лица имеют право обращаться с запросом в государственные органы и организации о предоставлении правовой информации, касающейся их деятельности.
Запрос о предоставлении правовой информации подлежит рассмотрению в срок не более пятнадцати дней со дня его поступления.
При запросе правовой информации, опубликованной в официальных изданиях или размещенной на официальных веб-сайтах, в ответе на запрос государственные органы и организации могут дать ссылку с указанием названия, даты выхода и номера официального издания, в котором опубликована запрашиваемая информация, или электронного адреса официального веб-сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
Предоставление правовой информации в электронном виде осуществляется бесплатно. За предоставление правовой информации на бумажном носителе может взиматься плата по соглашению сторон.
Отказ в удовлетворении запроса о предоставлении правовой информации должен быть мотивированным.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 21. Разъяснение порядка применения нормативно-правовых актов
По запросу физических и юридических лиц государственные органы и организации разъясняют порядок применения нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с их деятельностью.
Разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов, подготовленные государственными органами и организациями, имеют обязательную силу для структурных и территориальных подразделений этих органов и организаций.
Пленум Верховного суда Республики Узбекистан при необходимости дает разъяснения по вопросам применения законодательства.
Разъяснения Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, а также государственных органов и организаций о порядке применения нормативно-правовых актов публикуются в средствах массовой информации, в том числе на официальных веб-сайтах соответствующих органов и организаций.
Негосударственные некоммерческие организации, научно- исследовательские организации в пределах своих полномочий могут подготавливать и распространять разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов рекомендательного характера.
Статья 22. Обязательность ведения систематизированного учета
нормативно-правовых актов в государственных органах
В государственных органах в обязательном порядке ведется систематизированный учет нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность.
Порядок ведения систематизированного учета нормативно-правовых актов в органах государственного управления и органах государственной власти на местах определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан.
Ведение систематизированного учета нормативно-правовых актов осуществляется работником юридической службы. В случаях отсутствия работника юридической службы данная обязанность руководителем государственного органа возлагается на другое лицо.
Статья 23. Устранение недостатков, допущенных при опубликовании нормативно-правовых актов
В случае, если при опубликовании нормативно-правового акта в официальных изданиях в его тексте были допущены ошибки, опечатки, иные неточности, то в ближайшем номере издания публикуются соответствующие поправки.
В случае, если в неофициальных изданиях были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с официальным источником опубликования нормативно-правовых актов, издателем в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня их выявления, публикуются соответствующие поправки в республиканских периодических изданиях (газеты, журналы и т. п.) или в следующем номере (выпуске) неофициального издания.
В случае, если в электронных базах данных законодательства были допущены ошибки, опечатки, иные неточности, то они должны быть устранены незамедлительно.
Статья 24. Разрешение споров
Споры в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней
Лица, виновные в нарушении законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 26. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона
Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 27. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Часть первая статьи 17 настоящего Закона вводится в действие с 25 сентября 2017 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев