icon
Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан
  • Ўзб
  • O‘zb
  • Рус
  • Eng

Официальные страницы
в социальных сетях

  • social-icons Telegram
  • social-icons Facebook
  • social-icons Instagram
  • social-icons Twitter
  • social-icons Youtube
icon

Поиск по сайту

icon
image_logo
ПрезидентРеспублики Узбекистан
  • Президент
  • События
  • Документы
  • Администрация
  • Медиа
  • Контакты
  • Ўзб
  • O‘zb
  • Eng

Вид

A
A
A

Размер шрифта

увеличение на 0%
О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

08.09.2017

Принят Законодательной палатой 15 августа 2017 года

Одобрен Сенатом 24 августа 2017 года

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Статья 2. Законодательство о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

Законодательство о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

правовая информация - тексты нормативно-правовых актов, официальных толкований к ним, разъяснений о порядке применения нормативно-правовых актов, решений Конституционного суда Республики Узбекистан, постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по вопросам применения законодательства, а также материалы обобщения судебной практики;

доступ к правовой информации - возможность свободного получения правовой информации и ее использования;

распространение правовой информации - действия, направленные на ознакомление неопределенного круга лиц с правовой информацией.

Статья 4. Основные принципы распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

Основными принципами распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней являются гласность, открытость, своевременность распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней, свобода поиска и получения правовой информации.

Статья 5. Гарантии доступа к правовой информации

Государством гарантируется доступ к правовой информации.

Граждане обладают правом беспрепятственно искать, получать и распространять правовую информацию.

Государственные органы, другие организации и должностные лица обязаны в установленном порядке обеспечивать каждому доступ к правовой информации.

Доступ к правовой информации ограничивается в случае, если данная информация отнесена в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

Глава 2. Органы и организации, осуществляющие распространение и обеспечивающие доступ к правовой информации

Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

Кабинет Министров Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

распространяет в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своем официальном веб-сайте;

направляет в Министерство юстиции Республики Узбекистан тексты постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для официального опубликования и доведения до исполнителей;

обеспечивает разработку и реализацию необходимых мероприятий, направленных на своевременное распространение правовой информации и обеспечение доступа к ней;

осуществляет контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

утверждает перечень государственных органов и организаций для обязательной рассылки нормативно-правовых актов;

осуществляет международное сотрудничество в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 7. Полномочия министерств, государственных комитетов и ведомств в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

Министерства, государственные комитеты и ведомства в пределах своих полномочий:

распространяют в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своих официальных веб-сайтах;

направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан тексты принятых ими нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для рассылки и официального опубликования;

обеспечивают своевременное доведение до своих структурных и территориальных подразделений текстов нормативно-правовых актов, поступивших в центральный аппарат;

осуществляют контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней в своих структурных и территориальных подразделениях;

организуют необходимую работу по разъяснению сути и значения норм, содержащихся в текстах нормативно-правовых актов, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;

формируют фонды правовой информации по сфере своей деятельности;

ведут в установленном порядке систематизированный учет нормативно-правовых актов;

по запросам физических и юридических лиц предоставляют им правовую информацию по сфере своей деятельности;

в установленном порядке дают разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов.

Министерства, государственные комитеты и ведомства могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия Министерства юстиции Республики Узбекистан в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

Министерство юстиции Республики Узбекистан является специально уполномоченным государственным органом в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Министерство юстиции Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

получает от государственных органов и организаций тексты принятых ими нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним (пояснительная записка с изложением концепции нормативно-правового акта, сопоставительная таблица с разъяснением изменений и дополнений и др.) на бумажном носителе и в электронной форме;

обеспечивает рассылку текстов нормативно-правовых актов и при необходимости соответствующих информационно-аналитических материалов до всех государственных органов и организаций в электронной форме по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

осуществляет официальное опубликование нормативно-правовых актов;

утверждает порядок ведения систематизированного учета нормативно-правовых актов;

осуществляет государственный учет нормативно-правовых актов и работу по систематизации законодательства;

ведет контрольные экземпляры законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств, органов государственной власти на местах;

формирует фонд нормативно-правовых актов;

формирует и ведет Национальную базу данных законодательства Республики Узбекистан, обеспечивает в установленном порядке доступ к ней физических и юридических лиц;

организует работу Межведомственного совета по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению;

осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за деятельностью государственных органов и организаций в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней;

организует системный мониторинг за соблюдением требований законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

проводит системный анализ состояния распространения правовой информации и готовит предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере;

организует правовую пропаганду в обществе с привлечением государственных органов, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества;

утверждает типовой план мероприятий по доведению нормативно-правовых актов до исполнителей и разъяснению их сути и значения среди населения;

осуществляет международное сотрудничество в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Министерство юстиции Республики Узбекистан и его территориальные органы ежегодно представляют соответственно в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента информацию о состоянии правовой пропаганды и просвещения.

Министерство юстиции Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Полномочия органов государственной власти на местах в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к: ней

Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:

распространяют в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своих официальных веб-сайтах;

направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан через его территориальные органы тексты решений, имеющие нормативно-правовой характер, принятых ими и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для их рассылки;

обеспечивают своевременное доведение до своих структурных и территориальных подразделений и органов самоуправления граждан текстов нормативно-правовых актов, поступивших в органы государственной власти на местах;

организуют необходимую работу по разъяснению сути и значения норм, содержащихся в текстах нормативно-правовых актов, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;

формируют фонды правовой информации;

в установленном порядке ведут систематизированный учет нормативно-правовых актов;

предоставляют правовую информацию физическим и юридическим лицам по их запросам;

в установленном порядке дают разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 10. Участие информационно-библиотечных учреждений в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

Информационно-библиотечные учреждения:

формируют фонды правовой информации по направлению своей деятельности;

обеспечивают доступ пользователей информационно-библиотечных ресурсов к фонду правовой информации;

предоставляют правовую информацию по запросам пользователей информационно-библиотечных ресурсов.

Информационно-библиотечные учреждения могут участвовать в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.

Статья 11. Участие образовательных учреждений в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

Общеобразовательные, средние специальные, профессиональные и высшие образовательные учреждения, а также образовательные учреждения по повышению квалификации и переподготовке кадров (далее - образовательные учреждения) обеспечиваются правовой информацией соответственно Министерством народного образования, Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, а также другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в структуре которых они находятся.

Образовательные учреждения:

формируют фонды правовой информации по направлению своей деятельности;

обеспечивают доступ обучающихся к фонду правовой информации;

предоставляют правовую информацию по запросам обучающихся.

Образовательные учреждения могут участвовать в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.

Статья 12. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

Органы самоуправления граждан:

участвуют в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

участвуют в повышении правовой культуры населения; формируют фонды правовой информации по своей деятельности; обеспечивают доступ граждан к фонду правовой информации. Органы самоуправления граждан могут участвовать в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.

Негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать в распространении правовой информации путем оказания содействия и необходимой помощи органам и организациям, осуществляющим распространение и обеспечивающим доступ к правовой информации.

Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней.

Глава 3. Порядок распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

Статья 13. Способы распространения правовой информации

Способами распространения правовой информации являются: рассылка текстов нормативно-правовых актов; официальное опубликование нормативно-правовых актов; неофициальное опубликование нормативно-правовых актов; осуществление правовой пропаганды;

предоставление правовой информации физическим и юридическим лицам по их запросам.

Статья 14. Распространение текстов нормативно-правовых актов путем рассылки

Тексты нормативно-правовых актов в течение одного дня со дня их подписания и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним (пояснительная записка с изложением концепции нормативно-правового акта, сопоставительная таблица с разъяснением изменений и дополнений и др.) на бумажном носителе и в электронной форме направляются принявшими их органами в следующем порядке:

законы Республики Узбекистан, указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан - в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан - в аппарат Президента Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан - в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, аппарат Президента Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств - в Министерство юстиции Республики Узбекистан.

Рассылка нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитических материалов по ним в другие государственные органы и организации осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан путем направления их текстов в день поступления в Министерство юстиции Республики Узбекистан в электронной форме по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств направляются в другие государственные органы в течение одного дня со дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

Рассылка решений органов государственной власти на местах осуществляется этими органами путем направления их текстов и при необходимости информационно-аналитических материалов по ним в течение одного дня в структурные и территориальные подразделения данных органов, территориальные подразделения государственных органов и организаций, органы самоуправления граждан, а также территориальные органы юстиции для их последующей передачи в Министерство юстиции Республики Узбекистан.

Статья 15. Распространение нормативно-правовых актов путем официального опубликования

Официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов являются издания, предусмотренные в статье 29 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах».

Официальные источники опубликования нормативно-правовых актов издаются в сроки, установленные законодательством, и распространяются путем открытой подписки.

Публикуемые в официальных источниках нормативно-правовые акты располагаются последовательно в хронологическом порядке.

Тексты ведомственных нормативно-правовых актов располагаются в «Собрании законодательства Республики Узбекистан» последовательно в хронологическом порядке в соответствии с их номером и датой государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

При опубликовании части нормативно-правового акта в официальных источниках опубликования после наименования нормативно-правового акта располагается надпись «Извлечение».

Текст нормативно-правового акта, публикуемый в официальных источниках опубликования нормативно-правовых актов, должен соответствовать тексту нормативно-правового акта, официально направленному органом, принявшим данный акт.

Тексты нормативно-правовых актов большого объема могут быть опубликованы в виде приложения к официальным источникам опубликования нормативно-правовых актов.

Статья 16. Распространение нормативно-правовых актов путем неофициального опубликования

Опубликование нормативно-правовых актов в источниках, не предусмотренных в статье 29 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», является неофициальным опубликованием.

Неофициальное опубликование нормативно-правовых актов может осуществляться физическими и юридическими лицами путем опубликования текстов нормативно-правовых актов в периодических изданиях, на веб-сайтах, в электронных справочных системах законодательства, а также публикации брошюр, сборников и комментариев к нормативно-правовым актам.

При издании кодексов, сборников актов законодательства, а также при реализации электронных справочных систем законодательства они должны быть приведены в контрольное состояние на дату их издания (реализации).

В неофициальных изданиях, в том числе в электронных справочных системах законодательства, могут публиковаться неофициальные переводы нормативно-правовых актов на другие языки. Неофициальные переводы нормативно-правовых актов должны иметь отметку о неофициальном переводе.

Статья 17. Распространение нормативно-правовых актов и обеспечение доступа к ним путем размещения нормативно-правовых актов в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан

Официальное опубликование нормативно-правовых актов в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан осуществляется в течение одного дня с момента их поступления в Министерство юстиции Республики Узбекистан в разделе «Официальное опубликование нормативно-правовых актов».

Конституционный суд Республики Узбекистан и Верховный суд Республики Узбекистан направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан решения Конституционного суда Республики Узбекистан, постановления пленумов Верховного суда Республики Узбекистан о даче разъяснений по вопросам применения законодательства в течение одного дня со дня их подписания.

Тексты международных договоров Республики Узбекистан и тексты нормативных документов в области технического регулирования, размещенные в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан, имеют справочный характер и обновляются по мере поступления и обработки документа, но не позднее трех дней после их официального опубликования.

Доступ пользователей к Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан осуществляется бесплатно.

Статья 18. Размещение правовой информации на официальных веб-сайтах государственных органов

Электронные версии текстов нормативно-правовых актов подлежат обязательному размещению на официальных веб-сайтах принявших их органов в установленном порядке.

Правовая информация на официальных веб-сайтах государственных органов должна размещаться на государственном языке. Официальный вебсайт может иметь версии на других языках.

Правовая информация, размещенная на официальных веб-сайтах государственных органов, должна быть достоверной и иметь равнозначную силу с информацией, публикуемой в средствах массовой информации.

Статья 19. Распространение нормативно-правовых актов путем правовой пропаганды

Распространение нормативно-правовых актов путем правовой пропаганды осуществляется всеми государственными органами и организациями, а также органами хозяйственного управления.

Негосударственные некоммерческие организации также могут осуществлять правовую пропаганду.

Органы, принимающие и (или) разрабатывающие нормативно-правовые акты, в недельный срок после их принятия должны разработать и утвердить план мероприятий по правовой пропаганде на основании типового плана мероприятий, утверждаемого Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Правовая пропаганда осуществляется следующими способами:

проведение конференций, встреч, семинаров, круглых столов и бесед;

посредством средств массовой информации, в том числе организаций теле- и радиопередач, размещений статей и информационно-правовых материалов в печатных и электронных средствах массовой информации;

распространение комментариев, брошюр, плакатов, буклетов и флаеров;

через социальные рекламы (видеоролики, инфографики и др.) и другими видами пропаганды, не запрещенной законодательством.

Координация работы государственных органов и организаций в области правовой пропаганды осуществляется Межведомственным советом по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению и его территориальными комиссиями.

Статья 20. Предоставление правовой информации физическим и юридическим лицам по их запросам

Физические и юридические лица имеют право обращаться с запросом в государственные органы и организации о предоставлении правовой информации, касающейся их деятельности.

Запрос о предоставлении правовой информации подлежит рассмотрению в срок не более пятнадцати дней со дня его поступления.

При запросе правовой информации, опубликованной в официальных изданиях или размещенной на официальных веб-сайтах, в ответе на запрос государственные органы и организации могут дать ссылку с указанием названия, даты выхода и номера официального издания, в котором опубликована запрашиваемая информация, или электронного адреса официального веб-сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Предоставление правовой информации в электронном виде осуществляется бесплатно. За предоставление правовой информации на бумажном носителе может взиматься плата по соглашению сторон.

Отказ в удовлетворении запроса о предоставлении правовой информации должен быть мотивированным.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 21. Разъяснение порядка применения нормативно-правовых актов

По запросу физических и юридических лиц государственные органы и организации разъясняют порядок применения нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с их деятельностью.

Разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов, подготовленные государственными органами и организациями, имеют обязательную силу для структурных и территориальных подразделений этих органов и организаций.

Пленум Верховного суда Республики Узбекистан при необходимости дает разъяснения по вопросам применения законодательства.

Разъяснения Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, а также государственных органов и организаций о порядке применения нормативно-правовых актов публикуются в средствах массовой информации, в том числе на официальных веб-сайтах соответствующих органов и организаций.

Негосударственные некоммерческие организации, научно- исследовательские организации в пределах своих полномочий могут подготавливать и распространять разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов рекомендательного характера.

Статья 22. Обязательность ведения систематизированного учета

нормативно-правовых актов в государственных органах

В государственных органах в обязательном порядке ведется систематизированный учет нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность.

Порядок ведения систематизированного учета нормативно-правовых актов в органах государственного управления и органах государственной власти на местах определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Ведение систематизированного учета нормативно-правовых актов осуществляется работником юридической службы. В случаях отсутствия работника юридической службы данная обязанность руководителем государственного органа возлагается на другое лицо.

Статья 23. Устранение недостатков, допущенных при опубликовании нормативно-правовых актов

В случае, если при опубликовании нормативно-правового акта в официальных изданиях в его тексте были допущены ошибки, опечатки, иные неточности, то в ближайшем номере издания публикуются соответствующие поправки.

В случае, если в неофициальных изданиях были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с официальным источником опубликования нормативно-правовых актов, издателем в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня их выявления, публикуются соответствующие поправки в республиканских периодических изданиях (газеты, журналы и т. п.) или в следующем номере (выпуске) неофициального издания.

В случае, если в электронных базах данных законодательства были допущены ошибки, опечатки, иные неточности, то они должны быть устранены незамедлительно.

Статья 24. Разрешение споров

Споры в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

Лица, виновные в нарушении законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 26. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 27. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Часть первая статьи 17 настоящего Закона вводится в действие с 25 сентября 2017 года.

 

         Президент
Республики Узбекистан                                                                  Ш.Мирзиёев

 

 

logo-icon
ПрезидентРеспублики Узбекистан

При использовании материалов ссылка на www.president.uz обязательна

© 2025 Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан

Все права защищены

Президент
  • Статус
  • Биография
  • Награды
События
  • Новости
  • Совещания
  • Поездки в регионы
  • Зарубежные визиты
  • Встречи с зарубежными делегациями
  • Выступления
  • Поздравления
Документы
  • Указы
  • Постановления
  • Распоряжения
  • Стратегия развития
  • Инициативы
Администрация
  • Об Администрации
  • Руководство
  • Подведомственные организации
Медиа
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея

Контакты

Внимание! Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter для уведомления администрации

Разработка:uzf-logo