21.08.2017
Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 августа 2017 года №ПП-3231
В целях дальнейшего повышения прозрачности и усиления общественного контроля за бюджетным процессом, совершенствования механизма бюджетного финансирования, учета и отчетности в образовательных и медицинских учреждениях, повышения ответственности министерств и ведомств за укрепление бюджетной дисциплины в подведомственных учреждениях, а также коренного пересмотра роли государственного финансового контроля, направленного на профилактику и предупреждение нарушений бюджетного законодательства путем внедрения современных информационных технологий и международно признанных стандартов финансового контроля:
1. Принять предложение Министерства финансов, Счетной палаты, Министерства народного образования, Министерства здравоохранения и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о создании с 1 сентября 2017 года:
централизованных финансово-бухгалтерских служб в районных (городских) отделах народного образования и медицинских объединениях (далее - централизованные финансово-бухгалтерские службы) с одновременным упразднением бухгалтерских служб подведомственных им учреждений;
служб внутреннего аудита и финансового контроля в Министерстве народного образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве высшего и среднего специального образования, Центре среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и во внебюджетном Пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее - службы внутреннего аудита и финансового контроля республиканского уровня) с численностью по 3 штатных единицы;
служб внутреннего аудита и финансового контроля в Министерстве народного образования, Министерстве здравоохранения и Управлении среднего специального, профессионального образования Республики Каракалпакстан, управлениях народного образования, здравоохранения, среднего специального, профессионального образования областей, а также в главных управлениях народного образования, здравоохранения и управлении среднего специального, профессионального образования г.Ташкента (далее - службы внутреннего аудита и финансового контроля территориального уровня) с численностью 1-4 штатных единицы.
2. Определить основными задачами:
а) централизованных финансово-бухгалтерских служб - обеспечение в централизованном порядке составления и исполнения смет расходов, начисления и выплаты заработной платы, приобретения товаров, работ и услуг, ведения учета бюджетных и внебюджетных средств подведомственных учреждений, а также мониторинг поступления доходов от реализации товаров (работ, услуг) по профилю их деятельности;
б) служб внутреннего аудита и финансового контроля республиканского и территориального уровня - профилактику, предупреждение и выявление случаев незаконного расхода и хищений бюджетных средств путем:
мониторинга планирования и исполнения смет расходов, ведения бюджетного учета, проведения тендерных (конкурсных) торгов и заключения договоров в подведомственных учреждениях;
подготовки для руководителей подведомственных учреждений и централизованных финансово-бухгалтерских служб рекомендаций по вопросам совершенствования бюджетного учета и отчетности, недопущения необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности, укрепления бюджетной дисциплины, повышения эффективности использования бюджетных ассигнований, в том числе закупки товаров, работ и услуг, а также укрепления кадрового состава централизованных финансово-бухгалтерских служб;
внесения подведомственным учреждениям обязательных для исполнения представлений об устранении выявленных нарушений законодательства, а также способствующих им причин и условий.
3. Установить, что:
штатные единицы служб внутреннего аудита и финансового контроля республиканского и территориального уровня вводятся за счет сокращаемых штатных единиц Главного контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальных подразделений;
работники служб внутреннего аудита и финансового контроля республиканского и территориального уровня назначаются и освобождаются от должности приказами первых руководителей, соответственно, Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан;
руководители служб внутреннего аудита и финансового контроля республиканского уровня по условиям социально-бытового и медицинского обслуживания приравниваются к начальникам управлений соответствующих министерств и ведомств, а руководители служб внутреннего аудита и финансового контроля территориального уровня - к начальникам отделов.
4. Преобразовать Главное контрольно-ревизионное управление в Главное управление государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан, определив его дополнительными задачами:
осуществление постоянного мониторинга за финансовой деятельностью бюджетных организаций с использованием специализированных автоматизированных программных продуктов по управлению бюджетными средствами и ведению бюджетного учета в бюджетных организациях;
проведение на системной основе профилактической работы с бюджетными организациями по соблюдению бюджетного законодательства;
глубокий анализ выявляемых в бюджетных организациях случаев хищений, недостач денежных средств и материальных ценностей, нарушений порядка составления, утверждения и исполнения смет расходов, штатных расписаний и других нарушений бюджетного законодательства и выработку конкретных мероприятий по устранению условий их совершения;
повышение эффективности проверок бюджетных организаций, с одновременным сокращением низкоэффективных ревизий, путем широкого применения дистанционного контроля, определения объектов и целей проверок посредством современных информационных технологий и базы данных.
Возложить на министра финансов Республики Узбекистан Ходжаева Б.А. персональную ответственность за качественное и в полном объеме выполнение задач, возложенных на Главное управление государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан.
5. Утвердить:
структуру Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан и типовую структуру его территориальных управлений согласно приложениям №1 и 2;
предельную численность работников территориальных управлений государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан согласно приложению №3.
Министерству финансов Республики Узбекистан в месячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан Положение о Главном управлении государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан.
6. Образовать Межведомственный совет по совершенствованию государственного финансового контроля в составе согласно приложению №4, определив его основными задачами:
определение перспективных направлений совершенствования системы государственного финансового контроля, предусматривающих профилактику и предотвращение характерных и системных финансовых нарушений;
рассмотрение предложений по внедрению международно признанных методов и инструментов организации и проведения государственного финансового контроля и внутреннего аудита;
обеспечение взаимодействия органов государственного финансового контроля и внутреннего аудита.
Межведомственному совету (Ходжаев Б.А.) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты комплекса мероприятий по совершенствованию государственного финансового контроля и Закона Республики Узбекистан «О государственном финансовом контроле»,
предусмотрев в нем четкое разделение задач и функций внешнего и внутреннего финансового контроля на каждом уровне бюджетного процесса, а также вопросы осуществления государственного финансового контроля в организациях с государственной долей в уставном фонде более 50 процентов.
7. Центральному банку Республики Узбекистан обеспечить предоставление в установленном порядке по письменным запросам Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан сведений о бюджетных организациях и получателях бюджетных средств, составляющих банковскую или коммерческую тайну, если эти сведения необходимы для осуществления возложенных на него задач в сфере государственного финансового контроля.
8. АО «Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа» предоставить доступ Главному управлению государственного финансового контроля к закрытой части специального информационного портала по государственным и корпоративным закупкам, позволяющий осуществлять государственный финансовый контроль за использованием средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, государственных целевых и других фондов.
9. Создать, в пределах общей численности Министерства финансов Республики Узбекистан, в структуре его центрального аппарата Управление методологии составления и казначейского исполнения бюджета, внутреннего аудита и финансового контроля, определив его основными задачами:
совершенствование методологии бюджетного процесса на основе передового международного опыта, направленное на обеспечение результативности использования бюджетных средств, самодостаточности бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, а также повышение заинтересованности органов государственной власти на местах в расширении доходной базы и рациональном использовании средств бюджетов бюджетной системы;
дальнейшее совершенствование бюджетного учета и отчетности, развитие казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы и государственного финансового контроля с применением современных информационных технологий;
организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности служб внутреннего аудита и финансового контроля республиканского и территориального уровня, внедрение в их деятельность международных стандартов внутреннего аудита и финансового контроля.
10. Министерству народного образования (Иноятов У.И.), Министерству здравоохранения (Шадманов А.К.), Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (Мажидов И.У.) обеспечить публикацию на своих официальных сайтах смет расходов подведомственных им учреждений и отчетов об их исполнении, а также перечень заключенных договоров на приобретение товаров (работ и услуг).
11. Министерству народного образования (Иноятов У.И.), Министерству здравоохранения (Шадманов А.К.), Министерству финансов Республики Узбекистан Ходжаев Б.А.):
в месячный срок совместно с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан разработать и утвердить в установленном порядке положения, типовые штаты, тарифные разряды работников централизованных финансово-бухгалтерских служб;
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента в срок до 26 августа текущего года обеспечить принятие мер по организации ведения централизованного бюджетного учета и отчетности в учреждениях народного образования и здравоохранения.
12. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять постановление по:
созданию отделов по координации и мониторингу за надлежащей эксплуатацией зданий и сооружений учреждений народного образования и здравоохранения в Министерстве народного образования и Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан со штатной численностью по 3 единицы, а также в Министерстве народного образования и Министерстве здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлениях народного образования и здравоохранения областей, а также в главных управлениях народного образования и здравоохранения г.Ташкента со штатной численностью 2-4 единицы;
созданию специализированных ремонтно-эксплуатационных служб в районных (городских) отделах народного образования и медицинских объединениях с мобильными подразделениями для надлежащей эксплуатации зданий и сооружений подведомственных им учреждений, экономного расходования воды, электроэнергии, газа и мониторинга состояния приборов их учёта;
введению дополнительной численности и финансированию расходов по укреплению материально-технической базы вновь создаваемых ремонтно-эксплуатационных служб (закупка специализированного автотранспорта, оборудования, компьютерной техники, инвентаря и мебели) за счет сокращения штатов бухгалтеров общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, прочего хозяйственного персонала (электриков, сантехников) учреждений, подведомственных районным (городским) отделам народного образования и медицинских объединениям, а также производственного персонала финансовых органов.
13. Разрешить бюджетным организациям вводить должность бухгалтера по учету внебюджетных средств с его содержанием за счет внебюджетных средств от реализации товаров (работ и услуг) по профилю деятельности.
14. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (Хаитов А.А.) совместно с Министерством народного образования (Иноятов У.И.), Министерством здравоохранения (Шадманов А.К.), Министерством финансов Республики Узбекистан (Ходжаев Б.А.) принять меры по обеспечению трудоустройства работников, высвобождаемых в соответствии с настоящим постановлением.
15. Министерству финансов, Министерству народного образования, Министерству здравоохранения, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., министра финансов Республики Узбекистан Ходжаева Б.А., министра народного образования Республики Узбекистан Иноятова У.И., министра здравоохранения Республики Узбекистан Шадманова А.К.
Президент
Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев