08.08.2017
Отметить, что в Узбекистане уделяется особое внимание развитию свободных экономических зон (далее - СЭЗ) как важного фактора привлечения иностранных инвестиций, прежде всего прямых, для создания современных высокотехнологичных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью на базе углубленной переработки местных минерально-сырьевых ресурсов, комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала регионов республики, создания на этой основе новых рабочих мест и повышения доходов населения.
Создана прочная законодательная и нормативная база, регламентирующая деятельность СЭЗ, сформирована широкая система налоговых и таможенных льгот и преференций, способствующая привлечению в развитие СЭЗ как иностранных, так и отечественных инвестиций. В настоящее время в 10 регионах республики созданы и функционируют 14 СЭЗ.
Вместе с тем накопленный опыт в деятельности СЭЗ показывает наличие ряда проблем и нерешенных вопросов, сдерживающих их ускоренное развитие и эффективное функционирование, в числе которых:
первое, отсутствие четких принципов и подходов к развитию СЭЗ на среднесрочную и долгосрочную перспективу, определяющих конкретные цели их создания и функционирования, включая экономические, социальные, научно- технические и другие, а также специализацию СЭЗ;
второе, слабо ведется работа по широкому освещению и ознакомлению потенциальных инвесторов, в первую очередь за рубежом, с созданными в Узбекистане благоприятными условиями для ведения иностранными компаниями и фирмами своего бизнеса на территориях СЭЗ республики;
третье, не создана единая целостная система, обеспечивающая формирование и отбор перспективных проектных предложений для их реализации на территории СЭЗ на основе глубокого анализа и оценки целесообразности, обоснованности и рентабельности проектов, а также качественную организацию, координацию и мониторинг на протяжении всего цикла реализации проекта, включая проектную разработку и реализацию проектов, ввод в действие объектов и достижение конечных целей;
четвертое, низкое качество портфеля инвестиционных проектов, слабо проводится работа по созданию на территории СЭЗ современных высокотехнологичных локализуемых производств с участием ведущих зарубежных компаний, прежде всего по глубокой переработке местных минерально-сырьевых ресурсов и сельскохозяйственного сырья, а также производству готовой экспортоориентированной продукции под всемирно известными брендами, на низком уровне находится промышленная и инфраструктурная кооперация между хозяйствующими субъектами, созданными на территории СЭЗ, отсутствует необходимая система логистики;
пятое, неоправданно затягиваются по времени процедуры по регистрации участников СЭЗ, отводу для них земельных участков, одобрению
инвестиционных проектов, подключению предприятий к внешней инженерно-коммуникационной инфраструктуре, содействию предпринимателям в реализации производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках;
шестое, недостаточно используется потенциал, заложенный в СЭЗ, в результате все еще незначительны объемы выпуска участниками СЭЗ конкурентоспособной экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, на низком уровне остается их доля в общем объеме валового внутреннего продукта, насыщении внутреннего рынка потребительскими товарами и комплектующими изделиями, расширении экспортного потенциала и увеличении объемов валютных поступлений в республику.
В целях повышения вклада свободных экономических зон в развитие регионов и создание новых рабочих мест, повышения доходов населения, усиления координации и повышения ответственности уполномоченных министерств, ведомств, органов государственной власти на местах на основе принципов проектного управления и в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Определить основными направлениями дальнейшего развития деятельности свободных экономических зон:
создание на территории СЭЗ современных высокотехнологичных производств, в первую очередь по локализации производства готовой конкурентоспособной продукции и комплектующих изделий на базе местного сырья и материалов в тесной кооперации между участниками СЭЗ с широким использованием кластерного подхода;
обеспечение создания на территориях СЭЗ новых квалифицированных рабочих мест на промышленных предприятиях и объектах инфраструктуры, повышение на этой основе уровня занятости и доходов населения регионов республики;
обеспечение комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала регионов, на территории которых созданы СЭЗ, для глубокой переработки местных минерально-сырьевых ресурсов и выпуска конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью под всемирно известными брендами;
формирование наиболее благоприятных условий по привлечению инвестиций, прежде всего иностранных, для создания современных высокотехнологичных инновационных производств с участием ведущих зарубежных компаний и корпораций;
дальнейшее развитие производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также формирование современной инфраструктуры по оказанию качественных услуг логистики;
организацию подготовки в высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях высококвалифицированных специалистов, исходя из текущих и перспективных потребностей СЭЗ в профильных кадрах, предусмотрев прохождение ими производственной практики на промышленных предприятиях и инфраструктурных объектах, расположенных на территории СЭЗ.
2. Для обеспечения скоординированного и комплексного решения указанных направлений деятельности СЭЗ ввести в структуре Службы государственного советника Президента Республики Узбекистан по координации социально-экономической политики должность первого заместителя государственного советника по координации деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон, а также образовать сектор по вопросам координации деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон с общей численностью 5 единиц.
Возложить на первого заместителя государственного советника Президента Республики Узбекистан ответственность за реализацию следующих основных задач и функций:
осуществление всего комплекса организационных мер по обеспечению действенной координации деятельности министерств, ведомств, хозяйственных объединений, органов государственной власти на местах, коммерческих банков, дирекций СЭЗ по вопросам, связанным с эффективным функционированием и развитием свободных экономических зон;
выработку совместно с уполномоченными министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями и органами государственной власти на местах подходов, принципов и конкретных программных мер по специализации и перспективному развитию каждой свободной экономической зоны и малых промышленных зон;
установление системного контроля за безусловным исполнением всеми органами государственного управления, контролирующими органами, коммерческими банками правовых норм и положений законодательства по функционированию на территории свободных экономических зон установленного особого налогового, таможенного и валютного режимов, ускоренным продвижением инвестиционных проектов, устранением бюрократических барьеров и препон;
проведение постоянного мониторинга за ходом реализации инвестиционных проектов на территории СЭЗ, эффективностью финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов-участников СЭЗ, регулярное заслушивание отчетов руководителей министерств, ведомств, хозяйственных объединений, органов государственной власти на местах, коммерческих банков, дирекций СЭЗ о проводимой работе в соответствии с возложенными на них функциями.
Государственному советнику Президента Республики Узбекистан Голышеву В.А. в двухнедельный срок разработать и утвердить функциональные обязанности по вновь вводимым должностям.
3. Создать Специальную межведомственную комиссию по координации деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон (далее - Специальная комиссия) в составе согласно приложению №1.
Определить основными задачами Специальной комиссии:
обеспечение четкой координации деятельности министерств, ведомств, коммерческих банков, органов государственной власти на местах по оказанию ими практического содействия в решении организационно-технических вопросов, связанных с функционированием и развитием СЭЗ, реализацией инвестиционных проектов на территории СЭЗ, оперативно принимать меры по недопущению с их стороны фактов бюрократизма и волокиты, вносить предложения по принятию к виновным должностным лицам мер строгой ответственности;
оперативное рассмотрение и принятие согласованных решений по всем организационным вопросам деятельности СЭЗ, перспективным предложениям, поступающим от иностранных инвесторов, а также внесенным в комиссию конкретным проектным предложениям, рекомендуемым к реализации на территории СЭЗ;
внесение в установленном порядке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и нормативно-правовых актов, направленных на создание еще более благоприятных условий для инвесторов, реализующих проекты на территории СЭЗ, эффективной деятельности хозяйствующих субъектов-участников СЭЗ, увеличения поставок производимой ими продукции на экспорт;
качественную организацию, координацию и мониторинг на протяжении всего цикла реализации проектов, включая проектную разработку и реализацию проектов, ввод в действие объектов и достижение конечных целей;
проведение постоянного мониторинга за реализацией инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон с выявлением причин, препятствующих их вводу в установленные сроки, а также за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов-участников СЭЗ с принятием мер по оказанию им практической помощи в решении возникающих вопросов и проблем;
координацию работы по своевременному подключению участников СЭЗ к внешней инженерно-производственной инфраструктуре и обеспечению ее бесперебойного функционирования;
установление действенного контроля за деятельностью дирекций свободных экономических зон, регулярное заслушивание отчетов руководителей дирекций о ходе реализации одобренных инвестиционных проектов, внесение предложений о принятии мер ответственности к руководителям министерств, ведомств, хозяйственных объединений и дирекций СЭЗ, не обеспечивших выполнение возложенных на них задач и функций.
4. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г.Ташкента:
в недельный срок образовать и утвердить персональный состав территориальных комиссий по координации деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон во главе с первыми заместителями Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г.Ташкента по вопросам экономики и предпринимательства;
совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством внешней торговли Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям в месячный срок разработать критерии и показатели рейтинговой оценки уровня развития и эффективности деятельности каждой свободной экономической зоны, реализации проектов по локализации продукции и импортозамещению;
в срок до 15 августа текущего года представить в Специальную комиссию по каждой СЭЗ сетевые графики и «дорожные карты» по реализации положений и требований настоящего постановления с определением зарубежных стран по перспективному сотрудничеству.
Определить, что руководители дирекций свободных экономических зон одновременно являются советниками Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г.Ташкента.
5. Установить порядок, в соответствии с которым:
Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и г.Ташкента и их первые заместители по итогам каждого полугодия и по году в целом лично отчитываются перед Президентом Республики Узбекистан о проводимой ими работе по развитию и повышению эффективности функционирования свободных экономических зон и малых промышленных зон;
государственный советник Президента Республики Узбекистан Голышев В.А. вместе с членами Специальной комиссии с выездом на места ежемесячно проводит мониторинг за исполнением требований настоящего постановления, ходом реализации инвестиционных проектов на территории каждой СЭЗ, эффективностью финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов-участников СЭЗ.
6. В целях оказания кредитно-финансовой поддержки хозяйствующим субъектам-участникам СЭЗ по своевременной реализации инвестиционных проектов, реализуемых на территории СЭЗ, принять предложение Центрального банка Республики Узбекистан и коммерческих банков о закреплении коммерческих банков за свободными экономическими зонами согласно приложению №2.
Уполномоченным коммерческим банкам обеспечить всемерную поддержку предприятий-участников СЭЗ, реализующих инвестиционные проекты, оказывать им практическую помощь в разработке бизнес-планов, обратив особое внимание на тщательную экспертизу технико-экономических обоснований проектов, их эффективности и окупаемости.
7. Фонду реконструкции и развития Узбекистана (Вафаев Ш.А.) обеспечить открытие кредитных линий уполномоченным коммерческим банкам, указанным в приложении №2 к настоящему постановлению, в общем объеме до 100 млн. долларов США для финансирования инвестиционных проектов, реализуемых на территориях СЭЗ.
Рекомендовать Центральному банку (Нурмуратов М.Б.) совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям (Ахмедходжаев А.И.) и уполномоченными коммерческими банками активизировать работу по привлечению кредитных линий зарубежных банков, международных финансовых институтов и стран-доноров для реализации инвестиционных проектов на территориях СЭЗ. О принимаемых мерах ежемесячно представлять информацию в Специальную комиссию.
8. Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан (Тохирий М.В.) обеспечить:
в трехмесячный срок открытие и функционирование на территории всех СЭЗ таможенных постов и таможенных складов;
переоформление из режима свободной таможенной зоны в режим выпуска для свободного обращения оборудования и их запасных частей, сырья, материалов и комплектующих изделий, находящихся на территории свободной экономической зоны «Навои», на основе ранее оформленного таможенного досмотра, без уплаты таможенных платежей и без предоставления экспортной грузовой таможенной декларации, сертификатов и других разрешительных документов в сфере внешнеэкономической деятельности.
9. Министерству экономики Республики Узбекистан (Саидова Г.К.) и его территориальным управлениям:
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (Гулямов Р.А.), Госкомземгеодезкадрастром (Абдуллаев А.Х.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, дирекциями СЭЗ в двухмесячный срок критически пересмотреть границы свободных экономических зон и внести в Специальную комиссию предложения по их оптимизации, обратив особое внимание на включение в их состав бездействующих производственных площадей, подключенных к инженерным сетям, имеющих доступ к транспортным коммуникациям и объектам социальной инфраструктуры, что обеспечивает создание новых предприятий и их эффективное функционирование с наименьшими затратами;
в трехмесячный срок совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям (Ахмедходжаев А.И.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, на территории которых созданы СЭЗ, определить специализацию свободных экономических зон, выработать стратегию перспективного развития этих зон, исходя из региональных особенностей, имеющегося природного, минерально-сырьевого, сельскохозяйственного и трудового потенциала;
в срок до 1 октября 2017 года разработать совместно с Г осударственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям (Ахмедходжаев А.И.) и другими заинтересованными министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями, уполномоченными коммерческими банками, органами государственной власти на местах, частными предпринимателями конкретные
проектные предложения, сформировать на 2018 год портфель инвестиционных проектов для размещения на территориях свободных экономических зон;
ежегодно формировать в рамках Инвестиционных программ Республики Узбекистан адресные списки строительства и ввода в действие промышленных предприятий, в первую очередь по локализации производства, и инфраструктурных объектов на территории свободных экономических зон с конкретным определением заказчиков, проектных и подрядных организаций, источников финансирования;
проводить на постоянной основе факторный анализ эффективности деятельности созданных на территории свободных экономических зон производственных предприятий, их участия в расширении экспортного потенциала страны.
10. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям (Ахмедходжаев А.И.):
совместно с дипломатическими представительствами Республики Узбекистан за рубежом обеспечить привлечение в проекты, реализуемые на территории СЭЗ, потенциальных иностранных инвесторов, прежде всего прямых, а также финансовых ресурсов и средств технического содействия (грантов) международных финансовых организаций, стран-доноров, иностранных банков, компаний и фондов;
подготавливать предложения по проектам для реализации в рамках СЭЗ на основе перспективных предложений, поступающих от иностранных инвесторов;
организовывать и проводить мероприятия (бизнес-форумы, круглые столы и презентации, подготовка специальных видеороликов, освещение в СМИ и др.) за рубежом с целью ознакомления потенциальных инвесторов о благоприятных условиях ведения бизнеса, созданных в СЭЗ;
осуществлять системный мониторинг за эффективностью использования привлекаемых иностранных инвестиций, своевременным возвратом полученных участниками СЭЗ заемных средств.
Для реализации задач, возложенных на Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям, создать в структуре его центрального аппарата Отдел по вопросам развития свободных экономических зон с численностью 4 единицы.
11. Государственному комитету Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (Закиров Б.И., Туляганов К.Н.) совместно с проектными институтами:
своевременно и качественно разрабатывать технические задания, проектную документацию инвестиционных проектов по строительству промышленных предприятий, объектов транспортной, инженерно-коммуникационной инфраструктуры на территории СЭЗ;
осуществлять постоянный государственный архитектурно-строительный надзор за качеством проводимых проектных и строительно-монтажных работ по объектам, размещенным на территории СЭЗ, с неукоснительным соблюдением установленных стандартов, строительных норм и правил.
12. Государственному налоговому комитету (Парпиев Б.Р.) и Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан (Тохирий М.В.) обеспечить:
неукоснительное соблюдение установленных законодательством налоговых и таможенных льгот и преференций для участников СЭЗ, особых условий валютного режима, недопущение вмешательства в их хозяйственную деятельность;
установление строгого контроля за целевым использованием предоставленных налоговых и таможенных льгот участниками СЭЗ при ввозе технологического оборудования, материалов, запасных частей и комплектующих изделий в рамках реализации инвестиционных проектов.
13. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей:
обеспечивать своевременное рассмотрение и согласование перспективных проектов для реализации на территории СЭЗ и, на основе полученных положительных заключений, предоставление хозяйствующим субъектам статуса участника СЭЗ;
разрабатывать и обеспечивать реализацию «дорожных карт» по одобренным инвестиционным проектам на территории СЭЗ;
своевременно принимать решения об отводе земельных участков и объектов для размещения проектов на территории СЭЗ.
14. Возложить на руководителей Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан (Салиев М.Х.), Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам (Абдувалиев А.А.), АО «Узбекэнерго» (Мустафаев У.М.) и АО «Узтрансгаз» (Мустафаев А.С.) персональную ответственность за своевременное подключение хозяйствующих субъектов-участников СЭЗ к внешней инженерно-коммуникационной инфраструктуре и обеспечение ее бесперебойного функционирования.
15. Первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Раматову А.Ж. совместно с АО «Узбекистон темир йуллари» (Шукуров А.С.), НАК «Узбекистон хаво йуллари» (Тян В.Н.), Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта (Исмаилов В.В.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию транспортно-логистической инфраструктуры СЭЗ, интегрированной с сетями автомобильных и железных дорог республики.
16. Министерству внешней торговли (Ганиев Э.М.) совместно с Министерством экономики (Саидова Г.К.), Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям (Ахмедходжаев А.И.), Государственным таможенным комитетом (Тохирий М.В.), АК «Узфармсаноат» (Дусмуратов М.М.) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Специальную комиссию предложения по новым проектам локализации производства, рекомендуемым к реализации в 2018-2019 годах на территориях СЭЗ.
17. Специальной комиссии совместно с Министерством экономики (Саидова Г.К.), Министерством финансов (Ходжаев Б.А.), Министерством внешней торговли (Ганиев Э.М.), Министерством юстиции Республики Узбекистан (Икрамов М.М.), Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям (Ахмедходжаев А.И.) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
в недельный срок внести в установленном порядке проект Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению стимулирования эффективности деятельности свободных экономических зон»;
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
18. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и государственного советника Президента Республики Узбекистан Голышева В.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев