
09.09.2025
Под председательством Президента Шавката Мирзиёева 9 сентября состоялось видеоселекторное совещание по обсуждению хода реформ и дальнейших приоритетных задач в сфере дошкольного и школьного образования.
Будущее страны и развитие экономики напрямую зависят от образованного поколения. В этой связи в Узбекистане ведется масштабная работа по строительству детских садов и школ, внедрению современных программ и повышению качества образования.
Для педагогов введено более десяти видов надбавок к заработной плате. Сегодня свыше 60 тысяч учителей, которые активно повышают свой профессиональный уровень, получают зарплату в размере 10–12 миллионов сумов. В 300 школах, показавших хорошие результаты по новой системе оценки, весь коллектив получает надбавку до 40 процентов. С этого месяца зарплаты директоров школ, заведующих детскими садами и их заместителей превысили 10 миллионов сумов.
С начала года учащиеся Узбекистана завоевали 195 медалей на международных олимпиадах. В более чем тысяче школ, где работают носители иностранных языков, количество учеников, получивших языковые сертификаты, выросло в 2,5 раза за один год.
На совещании подчеркнута необходимость дальнейшего проведения реформ и внедрения глубоких изменений на всех уровнях системы образования.
В сфере дошкольного образования в этом году планируется увеличить количество мест на 182 тысячи, из них 82 тысячи за счет новых детских садов, еще 100 тысяч — за счет ремонта существующих и привлечения частного сектора.
В районах и городах, где охват дошкольным образованием ниже 80 процентов, свободные земли будут выставляться на аукцион для строительства детских садов на основе государственно-частного партнерства. Для этого будет трехлетняя программа. Таким учреждениям будут предусмотрены субсидии и частичное покрытие зарплат воспитателей.
При этом вместе с новыми зданиями и условиями должны расти и компетенции сотрудников. Этим летом квалификацию повысили 118 тысяч воспитателей, но этого пока недостаточно. В государственных детсадах лишь 38 процентов воспитателей имеют высшее образование, в частных — 24 процента.
Поэтому с нового учебного года вводится особая форма бакалавриата: воспитатели со средним специальным образованием будут работать пять дней, а один день учиться. Это позволит ежегодно готовить около 10 тысяч специалистов с высшим образованием.
В следующем году в каждом регионе будут созданы детские сады «Нового поколения» для методической поддержки педагогов.
В школьном образовании также остаются нерешенные вопросы. За последние три года создана 201 специализированная школа для одарённых детей, однако в 12 из них ремонт и строительство еще не завершены.
В отдаленных районах 74 тысячи учеников вынуждены добираться до школ, преодолевая 5-7 километров. В Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях для 100 школ уже предоставлены бесплатные автобусы, и такая практика будет расширена.
С прошлого года в 1-х классах введены уроки информатики. Со следующего учебного года в старших классах появятся уроки по искусственному интеллекту. Для этого 2 тысячи классов будут оснащены компьютерами и интерактивными досками.
В регионах создадут филиалы специализированных школ: имени ал-Хорезми – по IT, Мирзо Улугбека – по инженерии, Ибн Сины – по естественным наукам. Они будут закреплены за техническими вузами, их лучшие выпускники смогут поступать сразу на второй курс.
В следующем году впервые в Узбекистане пройдут две престижные международные олимпиады – по химии и информатике. Ответственным лицам даны соответствующие указания по подготовке этих мероприятий.
Особое внимание уделено воспитанию и занятости молодежи.
Отмечалось, что будет создана национальная модель воспитания по возрастным категориям, которая поможет воспитать специалистов с современными компетенциями и при этом преданных национальным ценностям.
На основе еженедельных тем Центр развития детского контента и Национальный институт педагогики воспитания имени Кары-Ниязи будут создавать обучающие видеоролики, которые разместят на платформе «Миллий тарбия».
Для всестороннего развития детей большое значение имеют внешкольное образование и спорт. В связи с этим Президент подписал постановление о создании сети центров «Келажак» на базе 219 школ «Баркамол авлод», общества «Ёшлик», центров учащейся молодежи и Детской организации Узбекистана. Эти центры будут предлагать кружки по инженерии, науке, культуре, искусству, спорту и экологии.
В каждой средней школе введут должность советника, который будет организовывать языковые, профессиональные, инженерные, творческие и спортивные кружки исходя из интересов и способностей детей. На основе достижений детей в кружках и олимпиадах будет формироваться «цифровое портфолио» школьников с его указанием в электронном аттестате.
Президент подчеркнул, что важнейшая задача – создать условия, чтобы молодежь осваивала профессию и имела постоянный доход.
Сегодня в стране действуют 598 техникумов с возможностью принять 450 тысяч учеников, но интерес молодежи и уровень трудоустройства выпускников остаются низкими. В связи с этим по опыту Президентских и специализированных школ во всех техникумах будет внедрена современная система профессионального образования по международным стандартам.
Для проведения этой работы на основе единой политики создается Агентство профессионального образования. Теперь подготовка кадров в техникумах будет вестись целевым образом по заказу инвесторов. Предприятиям, внедряющим дуальное образование вместе с техникумами, будут предоставляться льготные кредиты.
Также были затронуты вопросы создания мастерских и расширения преподавания иностранных языков на основе опыта развитых стран.
В завершение совещания состоялся диалог с ответственными лицам и педагогами.