28.07.2017
В целях коренного пересмотра содержания подготовки кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития страны, создания необходимых условий по подготовке специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов принято постановление Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 “О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования”.
Данным постановлением утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы по качественному и кардинальному совершенствованию уровня высшего образования, укреплению и модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений, оснащению современными учебно-научными лабораториями, информационно-коммуникационными технологиями.
Вместе с тем полностью не решен ряд актуальных вопросов своевременной подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям, для социально-экономического развития регионов республики с учетом потребностей отраслей и сфер экономики в необходимых специальностях, формирования содержания высшего образования в соответствии с программами перспективного развития и производственными, техническими и технологическими отношениями непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудоустройства в соответствии со специализацией и профессией.
В частности, в выводах группы авторитетных международных экспертов, привлеченных при сотрудничестве Комитета Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) и консалтинговой компании ("DGP Research & Consulting"), на основе анализа результатов комплексного исследования системы образования Республики Узбекистан, проведенного в январе-июне 2017 года, указывается на такие недостатки, как необеспечение целостности теории и практики в процессе высшего образования, в результате неэффективной организации квалификационной практики студентов на производственных предприятиях значительная часть выпускников, вместо того чтобы выходить готовыми специалистами, после устройства на работу заново осваивает свою профессию, специальность, а также несоответствие механизма контроля качества образования, нехватка квалифицированных педагогических и управленческих кадров в образовательных учреждениях, недостаточное налаживание эффективного сотрудничества с зарубежными образовательными учреждениями.
Кроме того, не отвечает требованиям участие отраслей экономики в процессах формирования заказов на подготовку кадров в перспективе, разработке квалификационных требований к выпускникам, обеспечении качества подготовки специалистов, необходимых для отрасли. Работодателями не осуществляется системная работа по обеспечению соответствия программ высшего образования требованиям меняющегося рынка труда.
Имеются разрывы в системе взаимосвязи высшее образование – наука – производство, не обеспечена их интеграция. Научно-исследовательские институты не привлечены на должном уровне к процессу подготовки кадров в высшем образовании, научные исследования осуществляются без учета реальных потребностей отраслей экономики. Отсутствие системной подготовки квалифицированных научных и научно-педагогических кадров приводит к снижению научного потенциала высших образовательных учреждений.
Учитывая рекомендации, предложенные группой международных экспертов, в целях кардинального совершенствования содержания подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов в системе высшего образования республики путем дальнейшего расширения участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием и исходя из требований современных достижений науки, культуры, техники и технологий, потребностей общества, перспектив социально-экономического развития страны:
1. Отметить, что в соответствии с Программой комплексного развития системы высшего образования в период на 2017-2021 годы приняты Указ Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года № УП-5121 «О дальнейшем совершенствовании деятельности Фонда Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по повышению квалификации перспективных молодых педагогических и научных кадров» и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года № 515 «Об организации деятельности Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан».
2. Для широкого привлечения отраслей и сфер экономики к процессу подготовки кадров в системе высшего образования, обеспечения их эффективного сотрудничества с образовательными учреждениями закрепить высшие образовательные учреждения за Премьер-министром Республики Узбекистан, заместителями Премьер-министра – руководителями комплексов, ответственными руководителями по принадлежности к отраслям (сферам) согласно приложению № 1*.
3. Руководителям комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководителям соответствующих министерств и ведомств принять меры по выполнению следующих основных задач:
в месячный срок – в сотрудничестве с заказчиками кадров и высшими образовательными учреждениями, исходя из потребности отрасли, разработать и утвердить обновленные квалификационные требования направлений образования и специальностей, учебные планы и программы высшего образования, содержащие требования к знаниям и умениям выпускников, подготовке специалистов;
внедрение стажировок на производстве для профессорско-преподавательского состава профильных кафедр высших образовательных учреждений, непосредственно занимающихся формированием содержания образования, в целях организации системного изучения требований к качеству подготовки специалистов производственных предприятий и организаций;
до 1 сентября текущего года с учетом глубокого изучения передового опыта развитых зарубежных стран организовать на основе современных, совершенно новых требований разработку и поэтапное внедрение учебных планов и программ, учебной литературы, в том числе учебно-методических комплексов;
в шестимесячный срок – совместно с министерствами и ведомствами, входящими в состав комплексов, с учетом программ текущего и перспективного развития соответствующих отраслей (сфер) и регионов и на основе точно сбалансированных расчетов определить потребности в высококвалифицированных специалистах в разрезе годов, с адресным указанием направлений (специальностей) образования;
принять конкретные меры по системному проведению квалификационной практики студентов соответствующих направлений образования высших образовательных учреждений, начиная со 2-го курса, в определенных организациях и на предприятиях отрасли (сферы), а также организации практических занятий непосредственно на производстве и трудоустройству выпускников;
для углубления интеграции между производством, наукой и образованием сформировать базу научно-исследовательских тем по проблемам научно-технического развития отраслей (сфер), находящихся в введении министерств и ведомств в составе комплексов, а также системно привлекать научный потенциал, в особенности молодых ученых и исследователей высших образовательных учреждений, к решению научно-технических задач на основе хозяйственных договоров с высшими образовательными учреждениями;
направление одаренных молодых педагогов и докторантов в ведущие зарубежные образовательные учреждения для повышения квалификации, учредить для них специальные стипендии, повышение научного и педагогического потенциала высших образовательных учреждений путем организации обмена международным опытом профессорско-преподавательского состава, докторантов и студентов;
принять меры по внедрению современных форм и методов обучения, компьютерных и информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, обеспечению высших образовательных учреждений современным учебно-лабораторным оборудованием и учебно-методической литературой, поддержке и стимулированию научно-исследовательской и инновационной деятельности, организации и развитию современных научных лабораторий высших образовательных учреждений;
установить порядок ежемесячного проведения руководителем Комплекса, руководителями соответствующих министерств и ведомств встреч с профессорско-преподавательским составом и студентами закрепленного за ними каждого высшего образовательного учреждения по вопросам перспектив развития и новшества в отрасли (сфере), определения задач на перспективу, совершенствования содержания образования, развития научно-исследовательских работ, а также информирования их.
4. Утвердить:
Типовой план ("дорожную карту") осуществляемых действий в течение учебного года по обеспечению качества образования в высших образовательных учреждениях согласно приложению № 2;
Программу мер министерств и ведомств в составе комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан по формированию заказов на подготовку кадров с высшим образованием, кардинальному повышению качества и уровня подготовки специалистов в подведомственных высших образовательных учреждениях, организации практики студентов на предприятиях и в организациях системы, выполнению совместных научных работ, обеспечению трудоустройства выпускников высших образовательных учреждений согласно приложению № 3.
5. Комплексам Кабинета Министров Республики Узбекистан, Министерству высшего и среднего специального образования, министерствам и ведомствам, имеющим в ведении высшие образовательные учреждения, поручить следующие задачи:
организацию начиная с 2017/2018 учебного года в каждом высшем образовательном учреждении поэтапного обучения дисциплинам специальности на английском языке как минимум в 2-х академических группах на всех курсах, целевой подготовки профессорско-преподавательского состава для преподавания на английском языке, организацию их соответствующей подготовки за рубежом, а также привлечение зарубежных специалистов к проведению учебных занятий, налаживание обучения на основе современной учебной литературы, используемой на сегодняшний день в высших образовательных учреждениях развитых государств;
проведение стажировок перспективных научных и педагогических кадров, в первую очередь педагогов высших образовательных учреждений по подготовке кадров по инженерно-техническим и архитектурным направлениям образования, в развитых странах, в частности, в Южной Корее, Японии и Германии, на 2-3-месячных курсах, направленных на освоение новых знаний по специальности, за счет средств спонсоров и грантов международных организаций по договорам о взаимном сотрудничестве, а также через Фонд Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по организации повышения квалификации, стажировок и обучения стипендиатов за рубежом, привлечение на постоянной основе зарубежных специалистов к учебному процессу в высших образовательных учреждениях;
начиная с 2017/2018 учебного года критически проанализировать систему подготовки кадров в магистратуре, принять меры по организации и совершенствованию на основе современных подходов всех этапов образовательного процесса магистратуры;
организацию работы докторантов и студентов магистратуры над темами диссертаций, посвященными проблемным вопросам предприятий (учреждений), проведение опытных испытаний на предприятиях (учреждениях), поощрение докторантов и магистрантов, являющихся авторами внедренных в практику работ, а также получивших патенты на изобретения, в размере до 10-кратной месячной заработной платы преподавателя за счет предприятий и учреждений;
в двухмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию национальной системы ежегодного определения рейтинга высших образовательных учреждений республики, при этом в качестве приоритетных показателей обратить отдельное внимание на востребованность выпускников высших образовательных учреждений на рынке труда и объем финансовых средств, заработанных на основе внедрения в практику результатов научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава, а также обеспечение поэтапного предоставления высшим образовательным учреждениям, имеющим высокие показатели в национальной рейтинговой системе, академической свободы в вопросах самостоятельной разработки и утверждения отдельных нормативно-правовых документов учебного процесса;
начиная с 2017/2018 учебного года принять меры по повышению статуса кафедр высшего образовательного учреждения, с повышением их ответственности за обеспечение качества обучения, переходу на электронный формат различных статистической и другой отчетности, оформляемой кафедрами и профессорско-преподавательским составом, ее оптимизации.
6. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять постановление правительства, предусматривающее создание материальных условий для осуществления докторантами научно-исследовательских работ, их материальному стимулированию в размере до 50 процентов ежемесячной стипендии за счет производственных предприятий и организаций, направление выпускников докторантуры в высшие образовательные учреждения и научно-исследовательские институты, внедрение механизма выделения льготного ипотечного кредита сроком на 25 лет для поощрения их трудовой деятельности со 2-го курса базовой докторантуры.
7. Руководителям комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководителям министерств и ведомств, закрепленных за высшими образовательными учреждениями, в двухмесячный срок:
организовать при министерствах и ведомствах Координационные советы в составе руководителей высших образовательных учреждений, ведущих специалистов отрасли, профессоров и преподавателей для реализации таких задач, как учебно-методическое руководство высшими образовательными учреждениями, в том числе организация работ по совершенствованию учебных планов и программ, повышение качества образования, эффективное проведение научных работ;
исходя из задач, определенных в постановлении Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 “О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования”, разработать и утвердить Концепцию развития до 2030 года каждого закрепленного за ними высшего образовательного учреждения, а также обеспечить безусловное выполнение утвержденных постановлением прогнозных параметров по высшему образовательному учреждению, в том числе подготовку научно-педагогических кадров, направление профессорско-преподавательского состава в зарубежные образовательные учреждения для повышения квалификации и стажировки, одаренных выпускников – в магистратуру и докторантуру, а также наладить регулярное обсуждение по итогам каждого квартала выполнения обозначенных задач по обновлению учебно-лабораторной базы;
разработать конкретные целевые меры по обеспечению до 2021 года признания не менее одного закрепленного высшего образовательного учреждения (объявление в списке рейтинга) ведущими международными рейтинговыми агентствами.
8. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистан в четырехмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:
организации подготовки кадров начиная с 2018/2019 учебного года по управлению образовательными учреждениями в магистратуре педагогических высших образовательных учреждений;
поэтапному внедрению порядка проведения творческих бесед с абитуриентами по определению их профессиональной пригодности наряду со вступительными тестовыми испытаниями при приеме в педагогические высшие образовательные учреждения;
разработке и внесению в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений по организации целевого приема на педагогические направления образования за счет увеличения доли квоты приема на основе государственных грантов в целях совершенствования системы обеспечения потребностей регионов в педагогических кадрах.
9. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Центру среднего специального, профессионального образования, Министерству народного образования в месячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:
упразднению академических лицеев, учебно-методическая и материально-техническая база которых не отвечает современным требованиям, расположенных вдали от высших образовательных учреждений, с низкими показателями качества образования и поступления выпускников в высшие образовательные учреждения, оставлению по одному академическому лицею только в составе высших образовательных учреждений с высоким научно-педагогическим потенциалом;
разработке и внедрению с 2018/2019 учебного года механизмов приема в академические лицеи, продолжающие свою деятельность, наиболее одаренной молодежи, окончившей общеобразовательные школы;
коренному улучшению качества обучения в академических лицеях, повышению показателей поступления выпускников в высшие образовательные учреждения, кардинальному усилению персональной ответственности ректоров высших образовательных учреждений.
10. Министерству финансов Республики Узбекистан, Министерству высшего и среднего специального образования, министерствам и ведомствам, имеющим в ведении высшие образовательные учреждения, разработать и утвердить в установленном порядке механизмы стимулирования привлеченных специалистов, профессорско-преподавательского состава, эффективно преподающих на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при базовых высших образовательных учреждениях, на основе анализа их деятельности.
11. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерствам и ведомствам, имеющим в ведении высшие образовательные учреждения, совместно с Союзом молодежи Узбекистана, Научно-практическим центром национальной идеи и идеологии, Республиканским центром пропаганды духовности:
обеспечить осуществление профессорско-преподавательским составом духовно-просветительской работы с каждым определенным студентом, создать методические основы по принятию действенных мер, направленных на повышение его идеологического иммунитета;
в двухмесячный срок разработать механизмы укрепления идеологического иммунитета студенческой молодежи, воспитания у нее высоких нравственных качеств, гармонизации профессиональной компетенции и человеческих достоинств, повышения воспитательной ответственности профессорско-преподавательского состава, эффективного использования воспитательной цели содержания учебных дисциплин для обеспечения гармонии образования и воспитания;
учитывая, что на сегодняшний день воспитание молодежи является актуальным вопросом, пересмотреть функциональные обязанности проректоров по духовно-просветительской работе высших образовательных учреждений, разработать меры по периодическому повышению их квалификации;
по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан в трехмесячный срок:
внедрить должность психолога в высшем образовательном учреждении и воспитателя-педагога для каждого дома проживания студентов;
повысить должностной разряд оплаты труда начальника отдела по духовно-просветительской работе высшего образовательного учреждения до 16-го разряда, должностной разряд сотрудников отдела – до 14-го разряда;
в целях обеспечения дальнейшего повышения эффективности и ответственности деятельности кураторов групп высших образовательных учреждений, поощрения их деятельности установить ежемесячные надбавки каждому куратору группы (в том числе руководителям совета кураторов) в 25 процентов от размера заработной платы;
в целях финансирования духовно-просветительской работы в каждом учебном году принять меры по выделению не менее 5 процентов средств сметы расходов высшего образовательного учреждения для вышеуказанных расходов. Отметить, что персональная ответственность за целевое использование данных средств возлагается на проректора по духовно-просветительской работе высшего образовательного учреждения.
12. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству финансов, Министерству занятости и трудовых отношений, Центральному банку, Федерации профсоюзов Узбекистана совместно в трехмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по повышению социального статуса педагогических кадров, осуществляющих деятельность в образовательных учреждениях, повышению авторитета педагогической деятельности в обществе, поднятию педагогов до уровня примера и образца для подражания молодежи, а также внедрению порядка выделения льготных ипотечных и потребительских кредитов для приобретения жилья, автомобиля отечественного производства и хозяйственно-бытовых принадлежностей педагогическим кадрам, призерам различных смотров и конкурсов, ученики и студенты которых достигли высоких результатов на республиканских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках и соревнованиях.
13. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан совместно с Министерством высшего и среднего специального образования в двухмесячный срок разработать и внедрить в практику удобную и упрощенную форму регистрации студентов, проживающих на арендованной жилплощади, у родственников и знакомых.
14. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Комитету женщин, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения, Научно-практическому центру национальной идеи и идеологии, Республиканскому центру пропаганды духовности в месячный срок в целях формирования социально здоровой среды, внедрения действенных механизмов воспитания молодежи, обеспечения психологической поддержки духовного развития личности, формирования психологических знаний и умений специалистов отрасли, создания научно-практических основ и разработки методического обеспечения, а также широкой пропаганды психологических знаний в обществе внести предложения в Кабинет Министров по организации Учебно-научного центра психологии в структуре Ташкентского государственного педагогического университета.
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 27 июля 2017 года.