13.02.2023
Постановление Президента Республики УзбекистанВ целях пресечения и предупреждения случаев незаконного использования топливно-энергетических ресурсов и повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы путем их эффективного и рационального использования, усиления контроля за соблюдением потребителями правил пользования электроэнергией и природным газом:
1. Принять к сведению, что:
в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2022 года № УП–269 «О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана» образована Инспекция по контролю за использованием электроэнергии, нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики (далее – Узэнергоинспекция);
в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 25 января 2023 года № УП–14 «О первоочередных организационных мерах по эффективному налаживанию деятельности республиканских органов исполнительной власти» установлено общее количество управленческих штатных единиц Узэнергоинспекции, финансируемых за счет государственного бюджета, – 357, в том числе количество заместителей начальника Узэнергоинспекции – 2.
2. Определить приоритетными направлениями деятельности Узэнергоинспекции:
осуществление государственного контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами (кроме населения) требований актов законодательства и нормативных документов по техническому регулированию в сфере производства (добычи), переработки, передачи (транспортировки), распределения и потребления топливно-энергетических ресурсов, обеспечения их качественной и количественной сохранности;
выявление, пресечение и предупреждение случаев незаконного подключения к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям, хищения и иных случаев незаконного потребления топливно-энергетических ресурсов, а также причин и условий, способствующих их совершению;
выявление и устранение расхождений между объемами потребления топливно-энергетических ресурсов непосредственно потребителями и объемами, поставленными в сети на границах соответствующих территорий;
осуществление контроля за разработкой и выполнением юридическими и физическими лицами (кроме населения) мер по предупреждению несчастных случаев и технологических нарушений (аварий) на энергетических объектах;
проведение мониторинга внедрения устройств возобновляемых источников энергии и современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий, а также эффективности потребления энергоресурсов;
оценка энергоэффективности мер, выполняемых потребителями (кроме населения), по обеспечению рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, а также осуществление контроля за выполнением и дальнейшим совершенствованием нормативов потребления топливно-энергетических ресурсов для производства единицы продукции (выполнения работы, оказания услуги).
3. Установить, что:
органам государственной власти и управления, правоохранительным и контролирующим органам запрещается возлагать на работников Узэнергоинспекции выполнение задач, не входящих в их полномочия;
государственные органы, в том числе правоохранительные и контролирующие органы, обязаны оказывать всестороннее содействие Узэнергоинспекции в выполнении возложенных на нее задач и функций в соответствии с настоящим постановлением;
информация, документы и иные материалы, необходимые для выполнения возложенных на Узэнергоинспекцию задач, представляются по ее законному требованию безвозмездно;
контрольные мероприятия, связанные с осуществлением Узэнергоинспекцией государственного контроля по выявлению случаев непроизводительных расходов топливно-энергетических ресурсов, их незаконного и неэффективного использования, не являются проверкой деятельности хозяйствующих субъектов;
работники Узэнергоинспекции имеют право беспрепятственного доступа в любое время суток к приборам, схемам и устройствам учета топливно-энергетических ресурсов и устройств потребителей для снятия показаний приборов, осмотра их состояния и схем подключения при наличии у них служебного удостоверения;
Узэнергоинспекция осуществляет контроль за ходом установления устройств возобновляемых источников энергии государственными органами и организациями на основе решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров и в случае необеспечения выполнения установленных показателей вносит в Кабинет Министров предложения по принятию мер в отношении их должностных лиц.
4. Ввести должность заместителя Генерального прокурора, ответственного за осуществление надзора за соблюдением и исполнением законодательства в сфере использования топливно-энергетических ресурсов (далее – заместитель Генерального прокурора).
Установить, что заместитель Генерального прокурора:
оказывает практическую помощь в реализации задач и функций, возложенных на Узэнергоинспекцию;
координирует деятельность Бюро принудительного исполнения и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре.
Генеральной прокуратуре в двухнедельный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения по эффективной организации государственного контроля за использованием топливно-энергетических ресурсов.
Возложить на министра энергетики Мирзамахмудова Ж.Т. и заместителя Генерального прокурора персональную ответственность за эффективную реализацию комплексных мер по дальнейшему совершенствованию деятельности Узэнергоинспекции и ее территориальных управлений на основе приоритетных направлений, определенных настоящим постановлением.
5. В целях обеспечения рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и цифровизации процессов в этой области:
а) запретить подключение новых потребителей к имеющимся электрическим и газовым сетям и устройствам при превышении их нагрузки сверх установленной нормы;
б) с 1 марта 2023 года:
создать для Узэнергоинспекции доступ к мониторингу информации о потреблении топливно-энергетических ресурсов в автоматизированных системах контроля и учета электрической энергии и природного газа АО «Региональные электрические сети», АО «Худудгазтаъминот», АО «Национальные электрические сети Узбекистана», АО «Узтрансгаз» в целях определения разницы при осуществлении контрольных мероприятий;
внедрить порядок оформления в электронной форме актов, составленных по правонарушениям, связанным с нарушением правил пользования электрической энергией и природным газом, и внесения соответствующих сведений в систему «E-ma'muriy ish»;
в) определить, что с 1 июля 2023 года договоры с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на поставку электрической энергии и природного газа заключаются посредством программного обеспечения электроснабжающих и газоснабжающих предприятий либо Национальной информационной системы «Прозрачное строительство» с использованием электронной цифровой подписи.
При этом:
данный порядок распространяется также на установление лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и внесение в них изменений;
обеспечивается автоматическое направление сведений о договорах, заключенных с государственными заказчиками, на специальный информационный портал по государственным закупкам;
договоры, заключенные с бюджетными заказчиками, регистрируются в казначейских отделениях в электронной форме (без человеческого фактора);
г) до 1 октября 2023 года внести имеющиеся сети и устройства передачи и распределения электрической энергии и природного газа в геоинформационную систему и интегрировать с программным обеспечением электроснабжающих и газоснабжающих предприятий и Национальной информационной системой «Прозрачное строительство» в целях создания возможностей предотвращения превышения их нагрузки.
При этом после интеграции сетей и устройств передачи и распределения электрической энергии и природного газа с данными системами при подключении к электрическим и газовым сетям точки подключения выбираются автоматически без человеческого фактора;
д) определить, что с 1 октября 2023 года согласование с уполномоченными органами проектных документов при строительстве электрических и газовых сетей и устройств осуществляется посредством программного обеспечения электроснабжающих и газоснабжающих предприятий соответственно в конкретные сроки.
Министерству энергетики совместно с Министерством цифровых технологий, АО «Региональные электрические сети», АО «UzGasTrade», АО «Худудгазтаъминот» обеспечить разработку и ввод программного обеспечения электроснабжающих и газоснабжающих предприятий, а также своевременную и качественную реализацию технических мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом.
6. Узэнергоинспекции совместно с АО «Региональные электрические сети», АО «Худудгазтаъминот», АО «Национальные электрические сети Узбекистана», АО «Узтрансгаз»:
а) на постоянной основе:
сформировывать перечень энергетических объектов, принадлежащих юридическим и физическим лицам (далее – объекты);
определять объем топливно-энергетических ресурсов, потребляемых на объектах;
выявлять случаи непроизводительных расходов топливно-энергетических ресурсов и несоблюдения требований качества на объектах и принимать по ним меры в пределах своих полномочий;
на системной основе реализовывать практические меры по предотвращению случаев незаконного использования топливно-энергетических ресурсов;
проверять правильность подключения объектов к сетям и наличие приборов учета, их соответствие техническим требованиям и стандартам,
а также принимать меры в порядке, установленном законодательством, по привлечению к ответственности виновных работников данных объектов и лиц, оказавших им услуги;
изучать соответствие приборов учета, установленных на объектах, автоматизированным системам контроля и учета электрической энергии
и природного газа;
б) ежемесячно проверять нагрузку и исправность электрических и газовых сетей и устройств, принимать меры по устранению выявленных недостатков.
При этом Узэнергоинспекции ежемесячно вносить заместителю Генерального прокурора и министру энергетики отчет об исполнении мер, предусмотренных настоящим пунктом.
7. Генеральной прокуратуре совместно с Верховным судом, Службой государственной безопасности, Министерством внутренних дел, Министерством энергетики в недельный срок внести в установленном порядке проект закона, предусматривающий:
определение в качестве кражи случаев хищения с нарушением порядка пользования электрической энергией, газом и водопроводом;
определение полномочия Узэнергоинспекции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил пользования электрической энергией и газом (в отношении должностных лиц);
установление административной ответственности за невыполнение письменных предписаний и представлений, вынесенных Узэнергоинспекцией.
8. Согласиться с предложением Министерства энергетики и Генеральной прокуратуры о направлении следующих средств на специальный казначейский счет Узэнергоинспекции, открываемый в установленном порядке:
25 процентов суммы ущерба, взысканного по нарушениям, связанным с незаконным использованием топливно-энергетических ресурсов, с участием Узэнергоинспекции;
50 процентов средств, поступивших в филиалы АО «Региональные электрические сети» от платежей, связанных с дополнительной потерей электрической энергии, возникшей в результате неудержания потребителями нормативной стоимости мощностного коэффициента;
50 процентов средств, взысканных по административным штрафам и экономическим санкциям, примененным Узэнергоинспекцией;
средства, поступающие от оказания Узэнергоинспекцией платных услуг;
иные источники, не запрещенные законодательством.
При этом предусмотреть использование средств со специального казначейского счета на следующие цели:
материальное стимулирование работников Узэнергоинспекции и укрепление ее материально-технической базы;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников Узэнергоинспекции;
привлечение к Узэнергоинспекции экспертов и специалистов на основе договора для эффективного выполнения возложенных на нее задач. При этом эксперты и специалисты, привлеченные на основе договора, по статусу приравниваются к работникам Узэнергоинспекции;
эффективную реализацию задач Узэнергоинспекции, а также внедрение и модернизацию информационных технологий.
9. Министерству энергетики:
а) совместно с Министерством цифровых технологий до конца 2024 года обеспечить полное внедрение программно-аппаратного комплекса диспетчерского управления и сбора данных (SCADA), а также автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии и природного газа (АСКУЭ, АСКУГ) во все процессы начиная от их производства до поставки конечным потребителям.
Генеральной прокуратуре взять под особый контроль полное внедрение данных систем;
б) совместно с АО «Региональные электрические сети» и АО «Худудгазтаъминот» в месячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения по пересмотру и определению требований технических условий для подключения к электрическим и газовым сетям и порядка их выдачи на основе международных стандартов.
10. АО «Узтрансгаз», АО «Региональные электрические сети» и АО «Худудгазтаъминот» совместно с Налоговым комитетом до 1 июня 2023 года разработать и внедрить в практику программное обеспечение, предусматривающее перерасчет, определение размера нанесенного ущерба и параллельный учет в базе Налогового комитета без человеческого фактора при выявлении случаев незаконного и неэффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
АО «Узтрансгаз», АО «Региональные электрические сети», АО «Худудгазтаъминот», АО «UzGazTrade», АО «Тепловые электрические станции», АО «Национальные электрические сети Узбекистана», АО «Узбекнефтегаз», АО «Узбекгидроэнерго» предоставить ООО «Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем UZINFOCOM» все первичные данные и дать ему разрешение на подключение к биллинг-системам в целях формирования базы потребителей при разработке данного программного обеспечения и его интеграции с биллинг-системами.
11. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством энергетики до 1 июня 2023 года:
внедрить в систему фиксированные критерии, определяющие стандартные объемы расходов альтернативной энергии, природного газа, электрической энергии, ирригации, питьевой воды и сточных вод по типам зданий и сооружений и видам их использования;
подключение объектов к внешним инженерно-коммуникационным сетям осуществлять посредством Национальной информационной системы «Прозрачное строительство» с цифровизацией технических условий.
12. Министерству энергетики путем цифровизации планов энергетических сетей, текущего состояния имеющихся сетей и периодичных нагрузок обеспечить их интеграцию с Национальной информационной системой «Прозрачное строительство» и ежемесячно обновлять базу данных.
13. Узэнергоинспекции до 1 мая 2023 года обеспечить всех работников специальными планшетами для выявления случаев незаконного и неэффективного использования топливно-энергетических ресурсов и их онлайн-оформления.
14. Министерству энергетики совместно с Генеральной прокуратурой в месячный срок критически пересмотреть правила пользования электрической энергией и природным газом и внести в Кабинет Министров обновленные правила для утверждения.
15. Кабинету Министров в месячный срок утвердить Положение об Узэнергоинспекции.
16. Министерству энергетики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
17. Возложить на министра энергетики Мирзамахмудова Ж.Т. и заместителя Генерального прокурора персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Йулдошева Н.Т.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ