06.07.2022
Указ Президента Республики УзбекистанВ результате реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019–2021 годы достигнуты большие успехи в обеспечении и стимулировании инновационного и технологического прогресса в отраслях экономики и социальной сфере, в том числе сельском хозяйстве, энергетике, строительстве, образовании, здравоохранении. В частности:
республика поднялась на 36 позиций по сравнению с 2015 годом в рейтинге Глобального инновационного индекса, который оценивается по 81 индикатору;
объем годовых средств, выделяемых из государственного бюджета на инновационную и научную сферы, по сравнению с 2018 годом увеличился в 3 раза и доведен до 1,5 триллиона сумов;
если в 2018 году число молодых ученых составляло 6,5 тысячи, то этот показатель в 2022 году достиг 10,8 тысячи человек, то есть обеспечен рост в полтора раза;
за последние четыре года количество специализированных институтов по финансированию инновационной деятельности (инновационные фонды, венчурные организации и другие) доведено до 28 единиц;
проводимая ежегодно начиная с 2018 года Международная неделя инновационных идей – «Innoweek.uz» превращается в платформу инновационных технологий, объединяющую зарубежные научные и инновационные центры, инвестиционные фонды, технологические агентства, технопарки и бизнес-инкубаторы на пути к одной цели.
Вместе с тем степень коммерциализации научных и инновационных разработок, уровень сотрудничества между наукой, образованием и промышленностью в реальном секторе экономики остаются сравнительно низкими.
В целях ускорения инновационного развития в республике, широкого внедрения инноваций и технологий во всех отраслях экономики, развития человеческого капитала, научных и инновационных сфер:
1. Утвердить Стратегию инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы (далее – Стратегия) согласно приложению № 1.
2. Определить основными направлениями Стратегии:
поддержку стартап-инициатив путем формирования сети субъектов инновационной инфраструктуры (инновационный технопарк, центр трансфера технологий, инновационный кластер, венчурная организация, инновационный центр, стартап-акселератор, инкубатор), а также организацию крупномасштабного производства (создание капитала);
увеличение доли инновационно активных организаций за счет совершенствования институциональных механизмов государственной поддержки инновационной деятельности;
обеспечение ускоренного социально-экономического роста регионов путем повышения инновационной активности малого предпринимательства;
стимулирование спроса на инновации путем обеспечения комплексной системы создания новых видов продукции и инновационных технологий от идеи – до конечного потребителя;
формирование системы переориентации созданного капитала на «подрывные» инновации;
дальнейшее развитие человеческого капитала в управлении инновационной деятельностью путем развития навыков созидательства, инновационного предпринимательства и рационализаторства на всех этапах образования.
Определить, что Стратегия реализуется поэтапно исходя из достигнутых результатов и соответствующих основных направлений по целевым показателям на основе «дорожных карт», отдельно утверждаемых начиная с 2024 года.
3. Утвердить:
Целевые показатели реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы (далее – Целевые показатели) согласно приложению № 2;
Целевые показатели реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022–2026 годы в разрезе регионов согласно приложению № 3.
4. Определить, что:
а) Целевые показатели, в частности предусматривают увеличение количества:
субъектов инновационной деятельности (промышленно-производственные организации) с 613 до 2 250;
субъектов инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий, инновационные кластеры, венчурные организации, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и акселераторы) в 3 раза;
новых рабочих мест, создаваемых по результатам инновационного предпринимательства, в 4 раза;
новых инновационных разработок, создаваемых в результате коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках, в 2 раза;
б) Целевые показатели реализации Стратегии в разрезе регионов, в частности предусматривают доведение количества:
инновационных центров в регионах до 494;
отечественных промышленных предприятий, занимающихся технологической инновацией, до 600;
новых технологий, создаваемых в регионах, до 384;
патентов, ежегодно зарегистрированных в регионах, до 184;
научных, инновационных и технологических проектов, осуществляемых совместно с иностранными организациями, до 183;
инновационных стартапов до 1 437.
5. Внедрить с 1 августа 2022 года единую систему цепочки «отрасль-регион-научная/высшая образовательная организация» при создании производства инновационных продуктов, включающую в себя следующее:
региональные отраслевые организации разрабатывают портфель спроса на инновации и представляют его территориальным управлениям Министерства инновационного развития;
территориальные управления Министерства инновационного развития на конкурсной основе определяют исполнителя – научную/высшую образовательную организацию (инновационную спин-офф компанию) по обеспечению научного решения проблем отрасли;
по результатам конкурса научная/высшая образовательная организация (инновационная спин-офф компания) на основе принципа «1+1» финансирует проекты совместно с отраслевыми организациями;
Министерством инвестиций и внешней торговли разрабатывается инвестиционный портфель в целях расширения инновационных продуктов, выпуск которых успешно освоен на рынке, и налаживания их серийного промышленного производства в будущем.
Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.) в месячный срок разработать и утвердить порядок полного и качественного внедрения в практику предусмотренной в настоящем пункте цепочки «отрасль-регион-научная/высшая образовательная организация».
6. Установить, что:
а) с 1 августа 2022 года внедряется следующая система стимулирования создания «подрывных» инноваций:
местным научным организациям и предприятиям предоставляется право прямого подписания с государственными органами и крупными государственными организациями договоров по производству, внедрению и технической поддержке инновационных товаров и программных продуктов, торговые закупки которых осуществляются через Электронный кооперационный портал;
в хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов за счет отчислений в размере до 10 процентов от прибыли до уплаты налога на прибыль на специальных счетах предприятий создаются Фонды поддержки инновационной деятельности (далее – Фонд). При этом:
Фонд не является юридическим лицом и его средства направляются на создание и внедрение «подрывных» инноваций;
портфель проектов, финансируемый за счет средств Фонда, согласовывается с Министерством инновационного развития;
заместитель Премьер-министра Умурзаков С. осуществляет систематический контроль за своевременным отчислением в Фонды и целевым использованием хозяйственными обществами с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов средств, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, а также заслушивает отчеты их руководителей каждые полгода.
Министерству финансов совместно с Счетной палатой и Агентством по управлению государственными активами установить контроль за созданием Фонда в хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов, формированием его средств в утвержденном объеме и целевым их использованием;
б) внедряется практика организации совместного патентования и коммерциализации новых разработок, созданных на основе механизма долевого финансирования владельцами инноваций – интеллектуальной собственности и производственными предприятиями, а также субъектами предпринимательства.
7. Принять к сведению, что:
главной целью определено достижение к 2026 году включительно вхождения Республики Узбекистан в состав 56 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса;
в объявленном в 2021 году рейтинге Глобального инновационного индекса Узбекистан поднялся на 7 ступеней, занял 86-е место среди 132 государств и вошел в топ-10 стран, заметно улучшивших свои позиции.
Республиканскому совету по работе с международными рейтингами и индексами (Нарбаева Т.) совместно с Министерством инновационного развития, заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями в месячный срок разработать и реализовать план мероприятий на 2022–2026 годы по улучшению позиции Республики Узбекистан в рейтинге Глобального инновационного индекса.
8. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством инновационного развития в сотрудничестве с ведущими зарубежными университетами разработать учебные программы по направлениям «Инновационный менеджмент», «Проектное управление», «Коммерциализация», «Управление интеллектуальной собственностью» и с 2022/2023 учебного года внедрить в соответствующих высших образовательных учреждениях.
Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством инновационного развития принять меры по обеспечению распределения и занятости кадров исходя из реальной потребности рынка труда в кадрах по направлению инновационного развития.
9. Принять к сведению, что введена должность заместителя хокима по вопросам инновационного развития Чустского района Наманганской области и достигнуты положительные результаты в его деятельности.
Одобрить предложение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента о трансформации в каждом регионе дополнительных районов (городов) в инновационную зону исходя из их экономического потенциала и утвердить перечень данных зон согласно приложению № 4.
Ввести должности заместителей хокимов по вопросам инновационного развития Нукусского, Мархаматского, Рамитанского, Дустликского, Нишанского, Карманинского, Ургутского, Сырдарьинского, Алтынсайского, Ахангаранского, Алтыарыкского и Гурленского районов, а также районов, приведенных в приложении № 4 к настоящему Указу.
Определить, что:
должности заместителей хокимов финансируются за счет средств бюджета соответствующего района;
налаживается взаимодействие территориальных управлений Министерства инновационного развития с заместителями хокимов районов по вопросам инновационного развития.
Заместителю Премьер-министра Умурзакову С. совместно с Министерством инновационного развития, Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента в месячный срок разработать и утвердить программы по трансформации в инновационные зоны районов, где введены должности заместителей хокимов по вопросам инновационного развития.
10. Установить, что ежемесячная выплата 30-процентной надбавки к базовому должностному окладу заместителей руководителей, на которых в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 апреля 2021 № УП–6198 года возложена задача по внедрению инноваций, осуществляется за счет средств внебюджетного фонда развития соответствующего министерства, ведомства и органа исполнительной власти на местах (в случае отсутствия внебюджетного фонда развития – в рамках средств, выделенных из государственного бюджета) и за счет собственных средств хозяйственных объединений, крупных организаций, доля государства в уставном фонде которых составляет 50 процентов и более.
11. Возложить на Министерство инновационного развития следующие дополнительные задачи:
ведение годового рейтинга результатов инновационной деятельности отраслей экономики, регионов, научных и высших образовательных организаций;
разработка новых систем оценки научной деятельности научных и высших образовательных организаций, а также финансирования проектов по созданию новых научных разработок и технологий;
ведение реестра договоров по прямым закупкам инновационных продуктов и услуг через Электронный кооперационный портал;
внедрение инноваций в инвестиционные проекты, дополнение технологическими решениями инвестиционных проектов, осваиваемых в регионах, оказание содействия в привлечении инвестиций в данные направления.
12. Возложить на заместителя Премьер-министра Умурзакова С.У. и министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение.
О результативности осуществляемых мер внести информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан в срок до 1 января 2023 года.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ