14.04.2022
Указ Президента Республики УзбекистанВ целях формирования единого подхода к созданию специализированных школ, расширения сети и укрепления материально-технической базы данных школ, привлечения в образовательный процесс квалифицированных руководящих и педагогических кадров, а также совершенствования системы выявления, отбора, обучения и воспитания одаренной молодежи:
1. Одобрить предложения Агентства Президентских образовательных учреждений (далее – Агентство), Министерства народного образования, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента:
а) об организации при Агентстве:
в срок до 1 сентября 2022 года 19 специализированных школ-интернатов и 141 специализированной школы на базе образовательных учреждений, находящихся в ведении министерств, ведомств и организаций, согласно приложениям №№ 1 и 2;
в срок до 1 июня 2023 года – 5 специализированных школ-интернатов и 3 специализированных школ на базе прекративших свою деятельность домов «Мехрибонлик» и детских городков, находящихся в ведении Министерства народного образования, согласно приложению № 3;
б) о строительстве в 2022–2024 годах при Агентстве 25 специализированных школ-интернатов согласно приложению № 4;
в) об образовании начиная с 2022/2023 учебного года средних общеобразовательных школ с классами углубленного изучения отдельных предметов на базе специализированных школ с углубленным изучением отдельных предметов при Министерстве народного образования;
г) о создании в последующем новых специализированных школ-интернатов и специализированных школ исключительно при Агентстве.
Ответственным министерствам, ведомствам и организациям в месячный срок принять меры по передаче Агентству имущества, зданий и сооружений образовательных организаций, перечисленных в приложениях №№1–3 к настоящему Указу, на основании права оперативного управления.
Предоставить Кабинету Министров право при необходимости вносить изменения и дополнения в приложения №№1–4 к настоящему Указу, в том числе повышать количество создаваемых при Агентстве специализированных школ-интернатов и специализированных школ на основании предложения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.
Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей в срок до 1 января 2023 года завершить работы по ремонту, реконструкции и оснащению передаваемых Агентству домов «Мехрибонлик» и детских городков, а также строительству на их территории новых учебных корпусов.
2. Установить, что:
действующие при Агентстве специализированные школы в зависимости от направления их деятельности закрепляются за создаваемыми в соответствии с настоящим Указом специализированными школами-интернатами и специализированными школами (далее – школы Агентства) в качестве базовой школы, оказывающей методическое содействие;
параметры приема в школы Агентства определяются Агентством с учетом того, что максимальное количество учащихся в одном классе не должно превышать 24 человек;
в 2022/2023 учебном году прием в школы Агентства на направления точных наук осуществляется в 5–11 классы, на направления естественных наук – в 7–11 классы, в последующие учебные годы – в 5 и 7 классы соответственно;
прием учащихся в школы Агентства осуществляется по результатам вступительных экзаменов, проводимым по точным и естественным наукам, иностранным языкам, а также логическому мышлению;
вступительные экзамены проводятся Центром педагогического мастерства и международной оценки при Агентстве в сотрудничестве с международными организациями, а также Государственным центром тестирования;
учащиеся средних общеобразовательных, средних специальных и начальных профессиональных образовательных организаций, ставшие победителями (1-е, 2-е, 3-е места) третьего (областного) этапа основных предметных, международных или региональных олимпиад, перечень которых утверждается Агентством, принимаются на учебу в школы Агентства, расположенные в регионе их обучения, без вступительных экзаменов в рамках общих параметров приема;
образовательный процесс в школах Агентства осуществляется на основе учебных планов и образовательных программ, утвержденных Агентством;
в школах Агентства наряду с точными и естественными науками углубленно преподается история Узбекистана;
в целях профессиональной ориентации учащихся, оказания им содействия в выборе высших образовательных учреждений для последующего продолжения обучения вместо должности заместителя директора школ Агентства по предметам специальности вводится должность «советник школы»;
в специализированных школах-интернатах при Агентстве для учащихся организуется бесплатное здоровое питание на основе аутсорсинга;
прием на работу руководящих и педагогических кадров в школы Агентства осуществляется на основе трехэтапного конкурса (отборочный этап, тестовое испытание и собеседование);
в школах Агентства за счет средств Государственного бюджета формируется фонд материального стимулирования в размере 100 процентов фонда оплаты труда работников.
3. Агентству (Умарова Х.) начиная с 2022/2023 учебного года в школах Агентства:
обеспечить ведение учебного процесса на основе современных учебников, подготовленных на базе международных образовательных программ;
создать необходимые условия и образовательную среду для освоения учащимися иностранных языков в совершенстве, привлечь к данному процессу зарубежные, а также отечественные педагогические кадры;
организовать дополнительные курсы по искусственному интеллекту, робототехнике, агротехнологиям, нанотехнологиям, биотехнологиям, IELTS, TOEFL и SAT;
исходя из интересов учащихся организовать, помимо основных учебных программ, внеклассные практические занятия по профориентации;
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента ввести порядок проведения для учащихся 10 и 11 классов практических занятий на производственных и обслуживающих предприятиях, расположенных на близлежащих территориях;
уделить особое внимание внедрению в образовательный и воспитательный процессы духа патриотизма, чувств национальной гордости, любви и преданности своему народу, уважения к истории Узбекистана, научно-творческому и духовно-просветительскому наследию, самосознания, трудолюбия и ответственности, целеустремленности и храбрости;
принять меры по использованию действенных педагогических технологий для воспитания учащихся разносторонне развитыми, конкурентоспособными личностями, глубоко осознающими суть и значение проводимых в Узбекистане реформ и создаваемых для молодежи условий, обладающими широким мировоззрением, независимым мышлением и интеллектуальным потенциалом.
4. Министерству народного образования (Саидов Б.) совместно с Министерством высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.), Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), а также Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в срок до 1 сентября 2022 года принять меры по зачислению не сдавших отборочные экзамены учащихся средних общеобразовательных учреждений, переведенных в систему Агентства, в другие средние общеобразовательные школы системы народного образования, а также по трудоустройству руководящих и педагогических кадров, не прошедших конкурс.
5. Установить, что строительство, реконструкция и ремонт школ Агентства, обеспечение их современной мебелью и принадлежностями, учебно-лабораторным оборудованием, информационно-коммуникационными технологиями, мультимедийными устройствами, а также средствами видеонаблюдения производятся за счет средств, выделяемых в рамках программ развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан, средств Государственного бюджета, Фонда поддержки одаренной молодежи при Агентстве, кредитов и грантов международных финансовых институтов, спонсорских пожертвований, а также других источников, не запрещенных актами законодательства.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, Министерству экономического развития и сокращения бедности (Бобоев А.), Агентству (Умарова Х.), Министерству финансов (Ишметов Т.) обеспечить включение школ Агентства, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, в Программу развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2023–2024 годах.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в срок до 1 августа 2022 года принять меры по ремонту, оснащению современными учебными принадлежностями, информационно-коммуникационными технологиями, мебелью и учебными лабораториями школ Агентства, указанных в приложениях №№1–2 к настоящему Указу, а также создать необходимые условия для проживания и питания учащихся.
6. Центр педагогического мастерства и международной оценки при Агентстве переименовать в Научно-практический центр педагогического мастерства и международной оценки (далее – Центр).
Определить основными задачами Центра:
разработку для образовательных учреждений при Агентстве государственных образовательных стандартов, учебных планов, учебных программ и комплектов учебников, а также их закупку;
проведение итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений при Агентстве;
изучение передового опыта в сфере образования и разработку рекомендаций по его внедрению в стране, оценку и сертификацию знаний и навыков преподавателей в сотрудничестве с ведущими научно-исследовательскими учреждениями зарубежных стран;
непрерывное профессиональное развитие руководящих и педагогических кадров, разработку государственных образовательных требований, предъявляемых к повышению их квалификации, а также организацию курсов повышения квалификации совместно с международными организациями;
научно-методическое обеспечение образовательных учреждений при Агентстве, проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, широкое внедрение результатов исследований в практику.
7. Утвердить структуру Научно-практического центра педагогического мастерства и международной оценки при Агентстве согласно приложению № 5.
Агентству (Умарова Х.) в месячный срок разработать и утвердить Устав Центра.
8. Разрешить Центру проводить оценку уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров организаций общего среднего, среднего специального и профессионального образования независимо от форм их собственности.
Установить, что:
а) оценка уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров осуществляется Центром для всех заявителей на договорной основе;
б) по результатам оценки уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров Центром выдаются сертификаты степеней «Учитель-передовик», «Учитель-наставник» и «Учитель-профессионал», действующие в течение двух лет;
в) педагогическим кадрам образовательных учреждений при Агентстве, получившим международно признаваемый сертификат степени «Учитель-передовик», «Учитель-наставник» или «Учитель-профессионал», выплачивается дополнительная плата в следующих размерах:
педагогическим кадрам, получившим сертификат степени «Учитель-передовик», – ежемесячно в размере 50 процентов от их базовой тарифной ставки;
педагогическим кадрам, получившим сертификат степени «Учитель-наставник», – ежемесячно в размере 70 процентов от их базовой тарифной ставки;
педагогическим кадрам, получившим сертификат степени «Учитель-профессионал», – ежемесячно в размере 100 процентов от их базовой тарифной ставки;
г) образовательным учреждениям при Агентстве предоставляется право принимать на работу педагогические кадры, получившие сертификаты степеней «Учитель-передовик», «Учитель-наставник» или «Учитель-профессионал», вне зависимости от их квалификационной категории;
д) Центр имеет казначейский лицевой счет в подразделении казначейства Министерства финансов и его деятельность финансируется за счет средств Государственного бюджета, внебюджетных средств, а также иных источников, не запрещенных актами законодательства;
е) к административно-управленческому персоналу, профессорско-преподавательскому составу, а также методистам Центра применяются условия оплаты труда и материального стимулирования, аналогичные установленным для соответствующих должностей Государственного центра тестирования;
ж) Центру предоставляется право заключать прямые договоры с международными организациями, оказывающими услуги в сфере образования, путем отбора наилучших предложений без размещения объявления на специальном информационном портале.
9. Агентству (Умарова Х.):
а) привлечь авторитетные зарубежные организации, оказывающие услуги в сфере образования, к процессу оценки уровня знаний и профессионального мастерства руководящих и педагогических кадров;
б) организовать в Центре курсы непрерывного повышения квалификации, а также методологические учебные семинары для руководящих и педагогических кадров образовательных организаций;
в) в срок до 1 октября 2022 года принять меры по обучению руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений при Агентстве, а также оценке уровня их знаний и профессионального мастерства;
г) в срок до 1 сентября 2022 года внедрить комплексную непрерывную образовательную систему по работе с одаренными детьми «Школа – Университет – Центр», в рамках которой обеспечить:
разработку во взаимной интеграции друг с другом государственных образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ образовательных учреждений при Агентстве;
организацию в школах Агентства Университетом «Новый Узбекистан» и Центром мастер-классов, кружков и летних школ;
широкое вовлечение профессоров, преподавателей и одаренных студентов Университета «Новый Узбекистан» и Центра в образовательный процесс школ Агентства;
направление преподавателей школ Агентства на стажировку в Университет «Новый Узбекистан» и Центр;
активное участие учащихся и студентов образовательных учреждений при Агентстве в проведении Центром фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, а также внедрении результатов исследований в практику.
Разрешить Агентству, по необходимости, открывать региональные филиалы Центра за счет внебюджетных средств.
10. Дипломатическим представительствам Республики Узбекистан за рубежом совместно с Агентством в целях внедрения передового зарубежного опыта в образовательных учреждениях при Агентстве, расположенных на территориях, закрепленных за представительствами, принять меры по:
совершенствованию образовательного процесса путем привлечения в образовательные учреждения при Агентстве квалифицированных специалистов по международным учебным программам;
направлению преподавателей и учащихся в зарубежные образовательные учреждения в рамках программ по обмену опытом;
оказанию содействия в получении выпускниками образования на основе грантовых программ престижных международных высших образовательных учреждений;
налаживанию сотрудничества с развитыми государствами по совершенствованию сферы образования и науки;
установлению и дальнейшему развитию сотрудничества между ведущими международно признанными организациями и образовательными учреждениями при Агентстве в области информационно-коммуникационных технологий, медицины, экологии, инженерии и других сферах;
организации повышения квалификации и прохождения стажировок отечественных специалистов, осуществляющих деятельность в образовательных учреждениях при Агентстве, в зарубежных передовых образовательных учреждениях;
оказанию содействия преподавателям и учащимся в участии в международных конференциях, форумах, предметных олимпиадах, конкурсах и специализированных выставках;
подключению библиотек образовательных учреждений при Агентстве к ведущим зарубежным фондам информационно-библиотечных ресурсов, их пополнению зарубежной литературой, а также созданию преподавателям и учащимся широкого доступа к данным библиотечным ресурсам.
11. Утвердить «Дорожную карту» по эффективной организации деятельности образовательных учреждений при Агентстве согласно приложению № 6.
Агентству (Умарова Х.) совместно с другими министерствами и ведомствами, а также местными хокимиятами обеспечить своевременное, полное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой».
12. Одобрить предложения Агентства:
об определении общей предельной штатной численности Агентства в количестве 80 человек и открытии в структуре центрального аппарата Агентства сектора по организации здорового питания, службы внутреннего аудита, отдела по работе со специализированными школами-интернатами и специализированными школами;
об образовании в организационной структуре Агентства 13 региональных отделений со статусом юридического лица, каждое из которых состоит из 4 штатных единиц.
Установить, что:
из 67 штатных единиц, необходимых для центрального аппарата и региональных отделений Агентства, 50 формируются за счет оптимизации соответствующих штатных единиц в системе Министерства народного образования, 17 – в системе Министерства высшего и среднего специального образования;
на работников региональных отделений Агентства распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей Агентства.
13. Агентству (Умарова Х.) в двухмесячный срок привлечь к деятельности Агентства и его региональных отделений квалифицированных отечественных и зарубежных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и потенциалом.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в срок до 1 января 2023 года принять меры по обеспечению региональных отделений Агентства по одному легковому автомобилю за счет средств местного бюджета.
14. Установить порядок организации деятельности средних общеобразовательных школ с классами углубленного изучения отдельных предметов (далее – школы с углубленным изучением предметов), а также школ-интернатов при Министерстве народного образования, в соответствии с которым начиная с 2022/2023 учебного года:
школы с углубленным изучением предметов и школы-интернаты поэтапно реорганизуются в средние общеобразовательные школы;
школы с углубленным изучением предметов и школы-интернаты осуществляют свою деятельность до завершения учебы учащихся, получающих образование в данных школах по специализированным программам;
дополнительные надбавки, установленные в школах с углубленным изучением предметов и школах-интернатах для педагогических кадров за преподавание специализированных предметов, а также руководителей, сохраняются до прекращения деятельности специализированных классов в данных школах;
учащиеся в школах-интернатах обеспечиваются жильем и питанием в установленном порядке;
в школах с углубленным изучением предметов и школах-интернатах для углубленного изучения отдельных предметов, а также для проведения лабораторных и практических занятий организация обучения по специализированным предметам может осуществляться в двух группах;
в последующие учебные годы в школах с углубленным изучением предметов и школах-интернатах прекращается прием учащихся в классы, в которых занятия ведутся на основе специализированных программ.
15. Кабинету Министров в двухнедельный срок принять постановление Правительства, предусматривающее утверждение Положения о специализированных школах-интернатах и специализированных школах Агентства.
16. Министерству финансов (Ишметов Т.) расходы, необходимые для содержания создаваемых в соответствии с настоящим Указом новых образовательных учреждений:
в 2022 году финансировать за счет бюджетных средств, высвобождаемых у получателей бюджетных средств первого уровня, в ведении которых имеются образовательные учреждения, передаваемые Агентству, а также средств, выделяемых Агентству из Государственного бюджета;
начиная с 2023 года предусмотреть в установленном порядке в параметрах Государственного бюджета.
17. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 7.
18. Агентству (Умарова Х.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения:
совместно с Министерством высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.), Государственной инспекцией по надзору за качеством образования (Ташкенбаев У.), а также Государственным центром тестирования (Каримов М.) по предоставлению начиная с приема на 2024/2025 учебный год выпускникам школ Агентства льгот при поступлении в государственные высшие образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров в области химии, биологии, физики, математики и информационных технологий;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
19. Возложить на директора Агентства Умарову Х.У., министра народного образования Саидова Б.О., а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Контроль за исполнением настоящего Указа, осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ