08.04.2022
Указ Президента Республики УзбекистанВ целях реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы, сокращения бедности в два раза путем достижения инклюзивного и стабильного экономического роста, обеспечения конкуренции в экономике, создания равных условий субъектам предпринимательства, ускорения полноценного перехода на рыночные отношения, повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также резкого увеличения объема частных инвестиций и дальнейшего укрепления доверия бизнес-сообщества:
1. Определить основными направлениями повышения роли частного сектора в обеспечении экономического роста, создания благоприятных условий для развития частного сектора во всех отраслях и сферах:
продолжение институционального и административного реформирования в сфере гарантирования неприкосновенности частной собственности и свободы предпринимательской деятельности, а также обеспечение верховенства закона в данном направлении;
использование механизмов приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения на прозрачной основе, прежде всего в качестве важного фактора привлечения инвесторов, а также создание инфраструктурных и иных необходимых условий для повышения привлекательности земель при их выставлении на аукцион;
либерализацию рынка товаров и услуг, в котором сохраняется государственное участие, создание условий для продвижения частного сектора в этих сферах, а также формирование здоровой конкурентной среды путем усиления институционального потенциала и полномочий антимонопольного органа;
отмену льгот, эксклюзивных прав и преимуществ посредством адресного применения метода «регуляторной гильотины»;
ускорение трансформации и приватизации предприятий и коммерческих банков с участием государства, стимулирование увеличения качественно новых, в частности основанных на принципах экологического, социального и корпоративного управления (ESG), инвестиций и высокоэффективных технологий производства за счет уменьшения доли неэффективно функционирующих предприятий в экономике;
придание импульса развитию разных сегментов финансового рынка за счет дальнейшей либерализации денежного рынка и рынка капитала, создание таким образом условий для формирования приватизированными и находящимися в процессе трансформации предприятиями альтернативных источников финансирования своей деятельности;
ускорение привлечения зарубежных инвесторов к геологоразведочным работам, процессам добычи и переработки в целях обеспечения гарантированной сырьевой базой отраслей – драйверов экономики, в частности горнорудной, нефтегазовой, химической промышленности, промышленности строительных материалов и иных сфер, а также поддержку увеличения запасов минерально-сырьевой базы;
развитие рынка энергоресурсов, транспорта, коммуникаций и создание условий для привлечения частных инвестиций в эти сферы;
резкое увеличение проектов государственно-частного партнерства в сфере обеспечения питьевой водой и канализацией, теплоснабжения, благоустройства, дорожного строительства и авиационной инфраструктуры;
нетерпимое отношение к любым проявлениям коррупции и непримиримую борьбу с ней во всех сферах и отраслях;
предотвращение коррупции путем широкого внедрения на предприятиях и в коммерческих банках с участием государства современных методов корпоративного управления, включая систему «комплаенс-контроля», обеспечения прозрачности системы закупок.
2. В целях ускорения процессов приватизации, повышения привлекательности инвестиционного климата и создания дополнительных удобств для инвесторов, приобретших государственные активы (государственные пакеты акций, доли, объекты недвижимости):
распространить порядок оплаты в рассрочку до трех лет, применяемый при реализации государственных активов, также на процесс реализации земельных участков несельскохозяйственного назначения на основе права собственности через аукцион;
предоставить покупателям государственных активов и земельных участков несельскохозяйственного назначения, реализованных с условием оплаты в рассрочку, единовременно осуществившим первоначальный платеж в размере не менее 35 процентов, право передачи в залог данных государственных активов и земельных участков в качестве кредитного обеспечения.
Кабинету Министров в месячный срок разработать и утвердить порядок предоставления права по передаче в залог государственных активов и земельных участков в качестве кредитного обеспечения, внедряемого абзацем третьим настоящего пункта.
3. Предоставить с 1 мая 2022 года гражданам зарубежных государств право внесения инвестиций в форме приобретения строящихся новых нижеследующих объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков), перечень которых утверждается Кабинетом Министров, без истребования вида на жительство в Республике Узбекистан:
в Ташкентской области, городах Ташкенте и Самарканде – объектов недвижимого имущества, стоимость которых в соответствии с договорами, заключенными в период строительства, составляет не менее эквивалента 150 000 долларов США, объектов недвижимого имущества, принятых в эксплуатацию, стоимостью не менее эквивалента 180 000 долларов США;
в других регионах – объектов недвижимого имущества, стоимость которых в соответствии с договорами, заключенными в период строительства, составляет не менее эквивалента 70 000 долларов США, объектов недвижимого имущества, принятых в эксплуатацию, стоимостью не менее эквивалента 80 000 долларов США.
При этом приобретение гражданами зарубежных государств объектов недвижимого имущества, предусмотренных настоящим пунктом, не является основанием для получения постоянной регистрации и вида на жительство в Республике Узбекистан.
4. Уменьшить сумму стоимости недвижимого имущества, требуемую для получения вида на жительство в Республике Узбекистан гражданами зарубежных стран, при условии приобретения недвижимого имущества в соответствии с приложением № 6 к Указу Президента Республики Узбекистан от 5 января 2019 года № УП–5611 в городе Ташкенте и Ташкентской области с 400 000 долларов США до 300 000 долларов США.
5. В целях дальнейшего улучшения конкурентной среды в экономике и сокращения бюрократических барьеров для частного сектора одобрить предложения Министерства экономического развития и сокращения бедности, Антимонопольного комитета, Министерства финансов и Министерства юстиции о:
а) непризнании в качестве занимающего доминирующее положение на товарном или финансовом рынке и неприменении антимонопольных мер к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям либо группе лиц (за исключением субъектов естественных монополий, участников государственных закупок и биржевых торгов, а также хозяйствующих субъектов, цена продукции которых регулируется государством), выручка от реализации товаров (услуг) которых за последний календарный год не превышает десятитысячного размера базовой расчетной величины;
б) применении с 1 сентября 2022 года финансовых санкций к хозяйствующим субъектам, совершившим антиконкурентные действия:
соглашения (согласованные действия) и координацию экономической деятельности, приведшие к ограничению конкуренции на товарном и финансовом рынке;
злоупотребление доминирующим (монопольным) положением на товарном и финансовом рынке и превосходной переговорной силой, необоснованное завышение цен на продукцию, имеющую социальное и стратегическое значение, а также недобросовестную конкуренцию;
нарушения законодательства о конкуренции при слиянии, присоединении, а также заключении соглашений по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов;
совершение антиконкурентных действий на публичных торгах и нарушение антимонопольных требований.
Кабинету Министров в месячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса проект Закона «О конкуренции» в новой редакции, предусматривающий конкретные размеры и порядок применения финансовых санкций. При этом предусмотреть полное направление взысканных сумм финансовых санкций в государственный бюджет, а также ответственность за иные виды антиконкурентных действий;
в) усилении с 1 сентября 2022 года административной ответственности за:
незаконное ограничение органами государственной власти и управления свободного передвижении и реализации сырья, товаров
и оказания услуг;
принятие решений, ограничивающих конкуренцию, государственными унитарными предприятиями или учреждениями, объединениями юридических лиц, наделенных полномочиями лицензирования, регистрации, аккредитации и выдачи разрешений;
непредставление по требованию антимонопольного органа необходимых документов и данных, а также представление ложной или недостоверной информации.
Кабинету Министров в двухмесячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса проект соответствующего закона;
г) устранении действующих монополий путем широкого привлечения частного сектора и отмены эксклюзивных прав в соответствии с планом мер, предусмотренных приложением № 1;
д) внедрении с 1 января 2023 года Индекса развития конкуренции с ежегодным представлением Антимонопольным комитетом информации в Сенат Олий Мажлиса.
6. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Антимонопольным комитетом, Министерством финансов и Министерством юстиции в двухмесячный срок внести проект постановления по ускорению широкого привлечения частного сектора к оказанию государственных услуг и осуществлению государственных функций.
7. Министерству финансов и Агентству по управлению государственными активами совместно с заинтересованными ведомствами в срок до конца 2022 года создать возможность дистанционного открытия счетов депо для ценных бумаг клиентам, являющимся резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан, без их личного участия, с учетом требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
8. Одобрить предложение Министерства финансов об установлении с 1 мая 2022 года ставки налога на доходы физических лиц по доходам, получаемым физическими лицами – нерезидентами из источников в Республике Узбекистан (за исключением дивидендов, процентов и доходов от фрахта), в размере 12 процентов.
Министерству финансов совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс, вытекающих из настоящего пункта.
9. В целях создания равных конкурентных условий для субъектов предпринимательства, а также урегулирования предоставления льгот по налоговым и таможенным платежам:
а) начиная с 1 мая 2022 года:
распространить налоговые и таможенные льготы, применяемые к ограниченному кругу субъектов, на все субъекты отраслей, предусмотренных приложением № 2, в целях создания равных конкурентных условий для субъектов предпринимательства;
отменить налоговые и таможенные льготы по товарам (услугам), приобретаемым за счет средств (займов, кредитов) международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций по международным договорам Республики Узбекистан, одобренным до 1 июля 2020 года, рефинансируемым или перекредитуемым через коммерческие банки Республики Узбекистан. Данная норма распространяется на товары (услуги), приобретаемые на основе вновь заключаемых соглашений (независимо от формы и способа оформления) между коммерческими банками и субъектами предпринимательства;
б) отменить поэтапно отдельные налоги и таможенные льготы согласно приложению № 3;
в) Кабинету Министров критически пересмотреть необходимость пролонгации действия отдельных налоговых и таможенных льгот, предоставленных Президентом Республики Узбекистан и правительством Республики Узбекистан, выявленных в результате инвентаризации, и в срок до 1 августа 2022 года внести предложения по их отмене;
г) начиная с 1 июля 2022 года:
льготы по таможенной пошлине предоставлять исключительно на основании законов Республики Узбекистан. При этом получение заключения Совета по тарифному и нетарифному регулированию считать обязательным;
руководителям отраслевых министерств и ведомств, органов государственной власти на местах ежегодно в срок до 1 марта представлять в Министерство финансов и Государственный налоговый комитет отчеты по эффективности отдельных налоговых и таможенных льгот, предоставленных для развития сферы и (или) территорий, по итогам каждого года.
10. Министерству финансов совместно с Агентством по управлению государственными активами, Министерством энергетики, Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством транспорта и Антимонопольным комитетом:
а) в срок до 1 мая 2022 года с привлечением опытного инвестиционного банка начать до конца 2022 года работу по приватизации АО «Узбекнефтегаз», в том числе путем публичного размещения (IPO) акций в размере не менее 49 процентов, а также государственной доли в размере 51 процента и более в АО «Тепловые электрические станции»;
б) в срок до 1 сентября 2022 года на основании заключений международной консалтинговой компании внести на утверждение в Кабинет Министров Стратегию реформирования АО «Узбекгидроэнерго».
При этом в процессе строительства новых малых и средних гидроэлектростанций приоритетным считать реализацию проектов
с участием частного сектора, в том числе на основе условий государственно-частного партнерства;
в) в срок до 1 сентября 2022 года начать работу по выставлению на торги государственной доли в размере 51 процента и более в уставном капитале АО «Uzbekistan airways», в том числе путем публичного размещения (IPO) акций;
г) в срок до 1 августа 2022 года с привлечением международного инвестиционного банка и консультантов обеспечить публичное размещение (IPO) на местном фондовом рынке до 10 процентов пакета акций АО «UzAuto Motors» и внести в Кабинет Министров Стратегию реализации стратегическим инвесторам остальной доли данного предприятия и АО «UzAuto Motors Powertrain», ООО «Samarqand Avtomobil zavodi».
11. Кабинету Министров в двухмесячный срок обеспечить:
получение международного кредитного рейтинга АО «Национальные электрические сети Узбекистана» – до конца 2023 года, АО «Узтрансгаз» – до конца 2024 года, предусмотрев сохранение в полном распоряжении государства магистральных сетей АО «Национальные электрические сети Узбекистана» и АО «Узтрансгаз», а также достижение самостоятельного привлечения средств международных банков и рынка капитала со строгим соблюдением финансовой дисциплины;
в срок до 1 сентября 2022 года на основании заключений международных финансовых институтов и консультантов –совершенствование деятельности АО «Худудгазтаъминот» и АО «Региональные электрические сети», включая повышение операционной эффективности и привлечение частного сектора в эти сферы, при этом принятие решения о передаче частному оператору функций оптовой закупки и реализации природного газа и электрической энергии, без повышения устанавливаемых тарифов для населения, первоначально в порядке эксперимента в четырнадцати городах и районах страны.
12. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов, Министерству транспорта, Агентству по управлению государственными активами и Антимонопольному комитету:
а) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления о передаче под управление частного сектора подведомственных АО «Uzbekistan Airports» региональных международных аэропортов и международного аэропорта города Ташкента на основе условий государственно-частного партнерства для модернизации и повышения их операционной эффективности. При этом предусмотреть меры эффективной эксплуатации аэропортов в Ферганской долине путем их оптимизации;
б) в месячный срок привлечь Всемирный банк и обеспечить разработку до 1 июня 2022 года Стратегии трансформации, развития
и приватизации АО «Узбекистон темир йуллари».
Утвердить Специальную рабочую группу по трансформации АО «Узбекистон темир йуллари» в составе согласно приложению № 4.
Рабочей группе (Кучкаров Д.А.) в срок до 1 августа 2022 года внести проект постановления о трансформации АО «Узбекистон темир йуллари», предусматривающий:
совершенствование тарифной политики путем создания прозрачной и гибкой тарифной системы, направленной на развитие деятельности частных операторов, имеющих свои пассажирские и грузовые вагоны, а также развитие конкуренции на рынке услуг железнодорожного транспорта;
повышение эффективности операционных и бизнес-процессов на предприятиях железнодорожного транспорта, включая интеграцию взаимоотношений обслуживающих организаций и потребителей посредством цифровой трансформации;
передачу частному сектору внутренних и международных железнодорожных грузо- и пассажироперевозок на основе условий государственно-частного партнерства или франшизы;
в) в срок до 1 августа 2022 года совместно с международными финансовыми институтами в рамках Концепции развития системы общественного транспорта города Ташкента до 2025 года обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров предложений о привлечении частного сектора к работе общественного транспорта, включая реализацию проектов на основе условий государственно-частного партнерства.
Кабинету Министров в срок до 1 декабря 2022 года на примере города Ташкента разработать и начать внедрение Стратегии развития инфраструктуры общественного транспорта в городе Нукусе и во всех областных центрах.
13. Утвердить Специальную рабочую группу по реформированию Комитета по автомобильным дорогам в составе согласно приложению № 5.
Рабочей группе (Ишметов Т.А.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления о реформировании Комитета
по автомобильным дорогам путем выведения из его состава подрядных и производственных предприятий в целях конкретного разграничения регулятивных и хозяйственных функций, демонополизации, привлечения предприятий частного сектора и повышения эффективности использования бюджетных средств в этой сфере.
14. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством финансов, Агентством
по управлению государственными активами и привлеченными профессиональными консультантами в срок до 1 сентября 2022 года обеспечить разработку и внесение на утверждение в наблюдательные советы Стратегии реформирования АК «Узбектелеком» и АО «Узбекистон почтаси».
15. В целях повышения эффективности деятельности и ответственности органов управления хозяйственных обществ с государственной долей 50 процентов и более и государственных унитарных предприятий (далее – предприятия с участием государства) установить, что:
начиная с 1 апреля 2022 года лицо, назначенное (переназначенное) в качестве руководителя исполнительного органа, не может быть руководителем исполнительного органа более двух сроков подряд;
начиная с 1 мая 2022 года образуются Комитет по стратегии и инвестициям, Комитет по аудиту, Комитет по назначениям и вознаграждениям, Комитет по противодействию коррупции и этике из числа членов наблюдательного совета;
деятельность членов, избранных в состав Наблюдательного совета по государственной доле, оценивается на основе таких критериев, как эффективная организация процессов трансформации на предприятии, оптимизация внешней задолженности предприятия, внедрение современной системы закупок, исполнение требований, предусмотренных настоящим Указом, а также привлечение альтернативных средств для финансирования инвестиционных проектов.
16. Согласиться с предложением Министерства финансов и Агентства по управлению государственными активами о внедрении с 1 июля 2022 года единой политики стимулирования деятельности членов Наблюдательного совета и оплаты труда членов исполнительного органа предприятий с участием государства. При этом отменить любые дополнительные виды выплат членам исполнительного органа, за исключением ежемесячной заработной платы и единовременного вознаграждения, выплачиваемого по итогам года.
17. Согласиться с предложением Министерства финансов и Министерства экономического развития и сокращения бедности о внедрении специальной системы управления, направленной на эффективную организацию процессов трансформации и приватизации в акционерных обществах, указанных в приложении № 6. При этом:
председатель Комитета стратегии и инвестиций Наблюдательного совета общества назначается из числа его независимых членов и на данный комитет возлагаются задачи постоянного управления процессами трансформации и приватизации предприятия;
вводится должность первого заместителя руководителя исполнительного органа общества по вопросам трансформации и создается подотчетный ему проектный офис;
все заместители руководителя и структурные подразделения исполнительного органа общества подотчетны первому заместителю руководителя исполнительного органа по вопросам трансформации;
смета расходов первого заместителя руководителя исполнительного органа по вопросам трансформации и проектного офиса общества утверждается Наблюдательным советом отдельно;
Наблюдательный совет устанавливает отдельное вознаграждение руководителю исполнительного органа за своевременное и качественное осуществление процессов приватизации, включая публичное размещение акций (IPO) (за исключением стимулирования, предусмотренного пунктом 16 настоящего Указа), или меры ответственности за их неосуществление.
18. В целях ограничения и сокращения участия в экономике предприятий с участием государства, в случаях, если решениями Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан не предусмотрено иное, запретить им:
приобретать или строить новые объекты недвижимости, не соответствующие их основной деятельности;
заниматься дополнительной деятельностью, не связанной с их основной деятельностью, в сферах, в которых развита конкуренция;
принимать участие или приобретать доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, не соответствующих специфике их основной деятельности.
Определить, что приобретение или строительство новых объектов недвижимости, приобретение долей в уставных капиталах хозяйственных обществ и осуществление дополнительной деятельности, соответствующей основной деятельности предприятий с участием государства, осуществляются на основании решения Наблюдательного совета.
19. Установить порядок, в соответствии с которым:
соглашения (сделки, договора, меморандумы и другое) предприятий с участием государства и коммерческих банков с государственной долей
в размере 50 процентов и более по отчуждению, формам и механизмам реализации имущества, внесению инвестиций в уставный капитал предприятий с участием государства и предприятий в их составе третьими лицами заключаются после согласования в обязательном порядке с Наблюдательным советом данных предприятий;
ежегодные расходы предприятий с участием государства на благотворительность не должны превышать трех процентов их чистой прибыли, полученной за предыдущий год, и осуществляются при выполнении показателей их бизнес-плана в части чистой прибыли за предыдущий отчетный год (за исключением случаев, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан).
20. Возложить на органы государственной налоговой службы задачу осуществления контроля за правильным формированием финансовых результатов при определении размеров дивидендов по государственной доле в хозяйственных обществах.
21. Утвердить «Дорожную карту» по запланированным к реализации проектам на основе условий государственно-частного партнерства в разрезе отраслей в 2022–2024 годах согласно приложению № 7.
22. Министерству финансов совместно с Государственным таможенным комитетом, Государственным налоговым комитетом, Центральным банком и Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре в срок до 1 июня 2022 года внести в Кабинет Министров проект постановления о комплексе мер, направленных на борьбу и сокращение теневой экономики.
23. В целях обеспечения исполнения задач, установленных настоящим Указом:
создать Координационную рабочую группу во главе с Премьер-министром Ариповым А.Н. и утвердить ее состав согласно приложению № 8;
утвердить План дополнительных мер по повышению роли частного сектора в улучшении предпринимательской среды и обеспечении экономического роста согласно приложению № 9.
24. Координационной рабочей группе (Арипов А.Н.):
в месячный срок разработать и утвердить отраслевые графики работ, проводимых в разрезе каждого предприятия, с конкретным определением сроков исполнения и задач ответственных лиц;
регулярно обсуждать работу, проводимую председателями наблюдательных советов и первыми заместителями руководителей исполнительных органов по трансформации предприятий, предусмотренных приложением №6, осуществлять координацию и контроль их деятельности;
регулярно заслушивать отчеты руководителей каждого предприятия по обеспечению безусловного исполнения в намеченные сроки задач, определенных настоящим Указом, при необходимости – вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о соответствии их занимаемой должности;
ежеквартально проводить критическое обсуждение отчетов руководителей министерств и ведомств о ходе реализации проектов
на основе условий государственно-частного партнерства;
при необходимости инициировать проведение оценки эффективности и результативности отдельных инвестиционных проектов, реализованных за счет государственных внешних заимствований, с привлечением независимых аудиторских компаний;
в конце каждого месяца проводить обсуждение проделанной работы в присутствии Президента Республики Узбекистан.
25. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 10.
26. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 11.
27. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ