10.11.2021
Постановление Президента Республики УзбекистанВ целях совершенствования системы финансирования расходов на выращивание и сбор хлопка-сырца, повышения заинтересованности производителей хлопка-сырца и создания благоприятных условий для глубокой переработки продукции:
1. Внедрить начиная с урожая 2022 года порядок финансирования выращивания хлопка-сырца и сбора хлопка за счет средств Фонда государственной поддержки сельского хозяйства (далее – Фонд), в соответствии с которым:
а) льготное финансирование выращивания хлопка-сырца и сбора хлопка осуществляется через хлопково-текстильные кластеры и элитные семеноводческие хозяйства в составе Центра развития семеноводства;
б) коммерческие банки за счет ресурсов Фонда выделяют льготные кредиты:
хлопково-текстильным кластерам на выращивание хлопка – в размере до 60 процентов стоимости хлопка-сырца по ставке 10 процентов годовых (в том числе маржа банка – 2 процента) на срок 24 месяца, включая льготный период 18 месяцев, начиная с 19-го месяца – с условием возврата в течение последующих 6 месяцев в равных долях;
элитным семеноводческим хозяйствам в составе Центра развития семеноводства на выращивание хлопка-сырца – в размере до 60 процентов стоимости хлопка-сырца по ставке 10 процентов годовых (в том числе маржа банка – 2 процента) на срок 14 месяцев;
хлопково-текстильным кластерам и элитным семеноводческим хозяйствам в составе Центра развития семеноводства на финансирование сбора хлопка – в размере до 20 процентов стоимости хлопка-сырца по ставке 10 процентов годовых (в том числе маржа банка – 2 процента) на срок 12 месяцев, включая льготный период 3 месяца.
2. Установить порядок, в соответствии с которым хлопково-текстильным кластерам за счет Фонда выплачивается компенсация на покрытие части процентной ставки по коммерческим кредитам, выделяемым в национальной валюте на срок до 12 месяцев для окончательного расчета по закупкам хлопка-сырца, превышающей основную ставку Центрального банка, но не более 10 процентных пунктов. При этом расходы на компенсацию по коммерческим кредитам, выделяемым для окончательного расчета, финансируются из республиканского бюджета Республики Узбекистан.
3. Определить, что:
начиная с урожая 2023 года финансирование расходов на выращивание хлопка хлопково-текстильными кластерами и элитными семеноводческими хозяйствами в составе Центра развития семеноводства начинается с 1 октября года, предшествующего соответствующему году урожая;
льготные кредиты, выделенные хлопково-текстильным кластерам в целях выращивания хлопка-сырца, направляются фермерским хозяйствам на финансирование агротехнических мероприятий, связанных с выращиванием хлопка-сырца, за исключением кредитов, выделенных хлопково-текстильным кластерам для выращивания хлопка-сырца на арендованных ими сельскохозяйственных землях;
предоплата хлопково-текстильными кластерами фермерским хозяйствам за выращивание хлопка-сырца производится в денежной форме. При этом предоплата натурой не допускается;
вопросы, связанные с минеральными удобрениями, горюче-смазочными материалами, техникой и техническими услугами (за исключением химических средств защиты растений), включая их импорт, решаются сельхозпроизводителями самостоятельно, запрещается вмешательство в решение этих вопросов в любой форме.
4. В целях организации непрерывного мониторинга эффективности использования средств, выделенных Фондом, и финансового состояния кластеров создать в структуре Фонда отдел из 5 штатных единиц за счет сокращения действующих штатных единиц Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов и его территориальных управлений.
Предоставить Фонду право на проведение аудита эффективности использования выделенных им денежных средств с привлечением аудиторских и бизнес-консалтинговых организаций на договорной основе.
5. Центральному банку, Министерству сельского хозяйства, Министерству юстиции, Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров пакет нормативно-правовых актов, предусматривающий:
требования, предъявляемые к товарным складам, порядок обеспечения исполнения сторонами обязательств по организации деятельности товарных складов и имуществу, переданному на хранение, а также требования, предъявляемые к складскому свидетельству строгой отчетности;
создание Единого реестра складского свидетельства, отображающего количество, вид, срок хранения и иные сведения об имуществе, переданном на хранение в склад, а также налаживание электронного обмена данными между субъектами предпринимательства, коммерческими банками и государственными органами управления.
Рекомендовать коммерческим банкам до принятия актов законодательства, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, принимать в залог резерв пряжи хлопково-текстильных кластеров для их кредитования в случае, если данный резерв свободен от долговых обязательств и залога. При этом распоряжение резервом пряжи, принятым под залог, осуществляется на основе согласия коммерческого банка-залогодержателя.
6. Заместителю Премьер-министра Кучкарову Д.А. и министру финансов Ишметову Т.А. в целях бесперебойного финансирования мероприятий, связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции, обеспечить выделение Фонду в 2022 году из республиканского бюджета Республики Узбекистан безвозмездной финансовой помощи в размере 5 триллионов сумов, по обоснованным расчетам Фонда – бюджетной ссуды в размере до 7,5 триллиона сумов.
7. Установить, что льготные кредиты на выращивание хлопка-сырца под урожай 2021 года, выделенные хлопково-текстильным кластерам, имеющим мощности по переработке хлопкового волокна, начиная с сентября 2022 года подлежат возврату в течение 6 месяцев равными долями.
При этом возврат ресурсов, выделенных коммерческим банкам на данные цели за счет средств Фонда, продлевается пропорционально сроку возврата льготных кредитов.
8. Внести изменения и дополнение в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению.
9. Агентству информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания, а также целей и задач настоящего постановления.
10. Министерству финансов совместно с Министерством сельского хозяйства в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
11. Возложить на министра сельского хозяйства Ходжаева Ж.А. и министра финансов Ишметова Т.А. персональную ответственность за обеспечение исполнения настоящего постановления.
Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Ганиева Ш.М.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан по итогам каждого квартала.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ