10.12.2021
Постановление Президента Республики УзбекистанВ последние годы требуется эффективное налаживание трансфера образования, научных исследований и разработок в таких важных направлениях, как эффективное использование ограниченных запасов водных ресурсов, восстановление биофонда сельскохозяйственных угодий, возвращение в оборот засоленных и эродированных площадей, сохранение биологического разнообразия экосистем, а также «зеленая энергетика» и агротехнологии.
В решении таких актуальных глобальных проблем приоритетное значение обретают вопросы расширения инвестиций и научных исследований, выведения научного потенциала на новый уровень посредством широкого внедрения цифровых технологий, а также подготовки высококвалифицированных специалистов, способных применить научные разработки на практике.
В целях создания системы поддержки трансфера инновационного образования и технологий в республике, интеграции образования и производства, коренного совершенствования направлений деятельности, повышения международного статуса и организации эффективной системы управления высших образовательных учреждений, а также последовательного обеспечения реализации задач, определенных в утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года № УП–5847 Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года:
1. Переименовать Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства в Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» (далее – Университет).
2. Определить основными направлениями деятельности Университета:
подготовку инженерных кадров с высшим образованием для отраслей: гидроэнергетика, управление ирригационными системами, строительство объектов водного хозяйства, кадастр и геоинформатика, «зеленая экономика», «зеленая энергетика», экология и охрана окружающей среды, сельскохозяйственное машиностроение, цифровые технологии;
повышение эффективности оросительных систем, создание ресурсосберегающих технологий орошения, налаживание оценки мелиоративного состояния земель на основе “цифрового сельского хозяйства” и геоинформационных систем, а также разработку усовершенствованных методов повышения плодородия почвы;
формирование современной учебной, научно-лабораторной базы и оснащение ее передовым технологическим оборудованием, а также расширение научно-инновационных исследований, направленных на развитие сферы, создание эффективной системы по их трансферу;
повышение результативности научных исследований в области экологии и охраны окружающей среды, совершенствования системы учета и управления водными ресурсами, разработку научных решений в сфере цифровизации проектирования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений;
создание непрерывной системы образования по подготовке, переподготовке научных и научно-педагогических кадров и повышению их квалификации;
внедрение совместных образовательных программ и научных проектов с ведущими зарубежными высшими образовательными учреждениями, повышение квалификации профессоров-преподавателей Университета, организацию обучения по программам магистратуры и докторантуры выпускников в отечественных и зарубежных высших образовательных учреждениях (научных центрах);
ориентацию учебного процесса на формирование у студентов навыков самостоятельного обучения, системного анализа, творческого мышления и практических навыков, в том числе предпринимательских;
разработку самых передовых инновационных технологий для отраслей экономики путем внедрения в учебный процесс международных образовательных стандартов, гармонизации образования и исследований;
координацию деятельности подведомственных специализированных образовательных учреждений, укрепление их материально-технической базы.
Определить, что Университет является базовым высшим образовательным учреждением по подготовке кадров в направлениях гидроэнергетики, ирригации, мелиорации, инновационной техники и технологий в сельском хозяйстве, водосберегающих оросительных технологий, возобновляемых источников энергии, геодезии и геоинформатики, экологии и охраны окружающей среды.
3. Создать Управляющий совет по координации деятельности Университета (далее – Управляющий совет) и утвердить его состав согласно приложению № 1.
На Управляющий совет (Умурзаков С.У.):
а) возложить следующие задачи:
утверждение бизнес-плана Университета на финансовый год, долгосрочной и среднесрочной программы стратегического развития, доходно-расходных параметров и обсуждение их выполнения;
развитие научных школ совместно с научными учреждениями Академии наук и отраслевыми научно-исследовательскими институтами;
развитие процессов трансфера образования, научных исследований и разработок в области сельско- и водохозяйственных технологий, а также установление взаимовыгодного сотрудничества с заказчиками по научным исследованиям и инновационным разработкам;
коммерциализацию научных продуктов, организацию деятельности стартапов и акселераторов;
привлечение инвестиций в образовательные и исследовательские процессы, установление эффективных взаимосвязей с ведущими зарубежными высшими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями;
б) наделить следующими полномочиями:
открытие новых направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры с учетом потребностей отраслей экономики, а также определение параметров приема на учебу на платно-контрактной основе;
определение размера оплаты труда зарубежных специалистов, привлеченных к учебно-научным процессам, исходя из конъюнктуры рынка;
утверждение структур Университета и находящихся в его ведении образовательных организаций;
введение в организационную структуру Университета новых должностей и подразделений, а также дополнительных штатных единиц, финансируемых за счет внебюджетных средств.
4. Согласиться с предложением Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства инновационного развития о создании в Университете Офиса трансформации.
Возложить на Офис трансформации ответственность за:
реализацию программы трансформации и комплексного развития Университета и включение его до 2025 года в топ-1000 в рейтинге высших образовательных учреждений международно признанных организаций;
проведение пропагандистской и рекламной деятельности по продвижению Университета через национальные и зарубежные средства массовой информации, сеть Интернет и другие средства;
резкое сокращение количества различных отчетов и данных по Университету, отказ от бумажной формы при их подготовке, обеспечение полноценного перехода на платформу «Цифровой Университет», с цифровизацией системы управления, учебного процесса, библиотеки и документооборота.
Определить, что руководитель Офиса трансформации приравнивается к проректору Университета по должности, условиям и размерам оплаты труда.
5. Предоставить Университету начиная с 2022/2023 учебного года следующие полномочия:
а) в области академической самостоятельности:
утверждение учебных планов, учебных программ, квалификационных требований на основе профессиональных стандартов, определение языка обучения и формы обучения с учетом особенностей направлений образования и специальностей;
создание и утверждение состава ученых советов по присуждению ученых степеней;
присвоение ученых званий и степеней по соответствующим специализациям и признание ученых званий и степеней, присвоенных другими высшими образовательными учреждениями республики, а также утверждение порядка научного руководства докторантами и независимыми соискателями;
установление сроков продолжительности обучения по направлениям образования и специальностям;
определение стоимости обучения в докторантуре на платно-контрактной основе, прием претендентов в докторантуру на конкурсной основе дополнительно к квоте путем выделения грантов из внебюджетных средств;
введение заочной, дистанционной и вечерней форм обучения на этапе магистратуры, а также внедрение системы дуальных навыков и профессиональных квалификаций по направлениям образования и специальностям;
осуществление внутренней академической мобильности с высшими образовательными учреждениями республики на основе взаимных договоренностей;
создание и издание учебников и другой учебной и научной литературы для Университета и находящихся в его ведении образовательных учреждений на основании собственного грифа;
определение и внедрение механизмов внутреннего контроля за качеством образования;
б) в области организационно-управленческой самостоятельности:
организацию структурных подразделений, коммерческих и некоммерческих организаций, основное направление деятельности которых связано с образованием, наукой, внедрением и коммерциализацией ее результатов;
определение порядка приема на работу, увольнения и внутренней ротации педагогов и другого персонала;
прием на учебу граждан зарубежных государств на платно-контрактной основе и организация дистанционной формы их обучения.
Установить, что полномочия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются Университетом самостоятельно в соответствии с требованиями актов законодательства.
6. Одобрить предложение Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства финансов о переводе Университета с 1 января 2022 года на систему самофинансирования.
При этом на Университет распространяются все полномочия и права, предоставленные высшим образовательным учреждениям, переведенным на систему самофинансирования.
7. Утвердить:
Программу трансформации и комплексного развития Национального исследовательского университета «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» до 2025 года согласно приложению № 2;
Целевые показатели по повышению международного статуса Национального исследовательского университета «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» согласно приложению № 3;
график закрепления профильных кафедр Национального исследовательского университета «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» к научно-исследовательским учреждениям, отраслевым предприятиям, организациям и учреждениям согласно приложению № 4.
8. Одобрить предложения Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства инновационного развития о:
организации при Университете Института фундаментальных и прикладных исследований со статусом юридического лица;
создании Бухарского института управления природными ресурсами на базе Бухарского филиала Университета;
создании Каршинского института ирригации и агротехнологий на базе Каршинского филиала Университета.
9. Определить, что:
текущая деятельность Института фундаментальных и прикладных исследований, эксплуатация зданий и сооружений, финансирование расходов по оплате труда работников (за исключением научных сотрудников) осуществляются за счет средств Государственного бюджета;
Бухарский институт управления природными ресурсами и Каршинский институт ирригации и агротехнологий осуществляют деятельность при Университете;
студенты Бухарского и Каршинского филиалов Университета продолжат обучение по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры в Бухарском институте управления природными ресурсами и Каршинском институте ирригации и агротехнологий соответственно;
Бухарский институт управления природными ресурсами и Каршинский институт ирригации и агротехнологий являются правопреемниками соответственно Бухарского и Каршинского филиалов Университета по всем правам и обязательствам, а также имущество и другие основные средства филиалов передаются в соответствующем порядке вновь создаваемым институтам.
10. Утвердить структуру Института фундаментальных и прикладных исследований согласно приложению № 5 и определить его основными задачами:
проведение среднесрочных и долгосрочных исследований по водопользованию в разрезе территорий с учетом имеющихся водных ресурсов в регионе;
налаживание системы оценки мелиоративного состояния земель на основе геоинформационных технологий, создание новых методов повышения плодородия почвы;
проведение научных исследований в области искусственного интеллекта и «умных технологий», создание агротехнологий, адаптированных к типам местной почвы, посевов и сельскохозяйственной продукции;
изучение растений и среды их обитания, оптимального уровня содержания питательных веществ в составе растений, макро- и микроэлементов почвы на основе методов физико-химического анализа;
развитие исследований и создание разработок в области «зеленой экономики», возобновляемых источников энергии и ресурсосберегающих технологий;
развитие прикладных исследований в области электроники, мехатроники и робототехники, обработку и анализ данных космических аппаратов;
изучение фундаментальных проблем в области физики, новых моделей и методов обработки экспериментальных данных.
11. Разместить Институт фундаментальных и прикладных исследований по адресу: г.Ташкент, Мирзо-Улугбекский район, ул. Кори Ниязий, дом 39, корпус «А».
Определить, что текущий ремонт здания Института фундаментальных и прикладных исследований, благоустройство прилегающей к нему территории, оснащение служебных помещений мебелью, компьютерами, оргтехникой и инвентарем осуществляются за счет средств резервного фонда Кабинета Министров.
Кабинету Министров в месячный срок принять меры по обеспечению Министерства водного хозяйства административным зданием.
12. Создать Фонд развития деятельности Университета и определить его источниками финансирования:
до 5 процентов средств, выделяемых из государственного бюджета на научно-техническое сопровождение проектов строительства и реконструкции объектов ирригации и мелиорации на основе заключаемых договоров;
средства из компонентов образования, подготовки кадров, исследований и развития трансфера технологий на основе взаимной договоренности по проектам, реализуемым в отраслях экономики с участием международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций;
средства, выделяемые на научные исследования, подготовку кадров и реализацию проектов, предусмотренных в инвестиционных соглашениях с иностранными инвесторами;
грантовые средства донорских организаций, привлекаемые в направлениях подготовки и переподготовки кадров сельского хозяйства, водного хозяйства и др.;
благотворительные пожертвования физических и юридических лиц и другие источники, не запрещенные актами законодательства.
Наделить Управляющий совет полномочием определения порядка формирования и использования средств Фонда.
13. Управляющему совету (Умурзаков С.У.):
а) в двухмесячный срок:
утвердить Положение о деятельности Управляющего совета;
привлечь на должность руководителя Офиса трансформации специалиста с управленческим опытом работы в ведущих зарубежных высших образовательных учреждениях;
реорганизовать кафедры Университета с целью сосредоточения их научной деятельности на решении проблем сфер и отраслей с учетом современных направлений образования;
наладить сотрудничество специализированных факультетов и кафедр Университета с крупными хозяйствующими субъектами по соответствующим сферам;
внедрить критерии оценки эффективности деятельности администрации, кафедр и структурных подразделений Университета, а также систему поощрения за высокую результативность в работе;
б) установить постоянный контроль за достижением целевых параметров по включению Университета в топ-1000 в рейтинге высших образовательных учреждений международно признанных организаций;
в) принять меры по привлечению к учебному процессу зарубежных профессоров-преподавателей на конкурсной основе и повышению квалификации профессоров-преподавателей Университета в зарубежных высших образовательных и научно-исследовательских учреждениях;
г) принять меры по организации с 2022/2023 учебного года совместных образовательных программ и масштабных фундаментальных, прикладных и инновационных исследований в сотрудничестве с престижными университетами зарубежных государств в таких направлениях, как строительство водохозяйственных объектов, гидроэнергетика, «умные агротехнологии» и геоинформатика;
д) до 2023/2024 учебного года создать при Университете новую испытательную лабораторию, а также технопарк сельско- и водохозяйственных технологий и организовать их эффективную работу.
14. Утвердить:
Программу создания материально-технической базы научных лабораторий Института фундаментальных и прикладных исследований на 2022–2023 годы согласно приложению № 6;
Программу строительства, а также модернизации материально-технической базы учебных лабораторий Национального исследовательского университета «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» в 2022–2024 годах согласно приложению № 7.
15. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
16. Возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Умурзакова С.У. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ