29.11.2021
Указ Президента Республики УзбекистанВ рамках реализуемых в стране широкомасштабных реформ особое внимание уделяется обеспечению мирной и спокойной жизни населения, а также формированию в обществе культуры законопослушания и общественной безопасности.
В частности, внедрены принципиально новые механизмы и порядки организации работы в направлении обеспечения общественной безопасности на основе принципа «Служить интересам народа», налажено целевое взаимодействие государственных органов с общественными формированиями.
Вместе с тем усиливающиеся в мире различные противостояния и противоречия, угрозы миру и спокойствию страны, пандемия, стихийные и техногенные бедствия возлагают на ответственные государственные структуры задачу по дальнейшему совершенствованию своей деятельности на основе приоритетной идеи «Все наши стремления и действия – во имя чести и достоинства человека».
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2021 года № УП–6196 «О мерах по поднятию на качественно новый уровень деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью», а также в целях дальнейшего развития системы обеспечения общественной безопасности в стране и определения перспективных направлений государственной политики в данной сфере:
1. Утвердить разработанные на основе передового зарубежного и национального опыта по обеспечению общественной безопасности и направленные на гарантированную защиту населения от любых угроз:
Концепцию общественной безопасности Республики Узбекистан (далее – Концепция) согласно приложению № 1;
Стратегию развития системы обеспечения общественной безопасности в Республике Узбекистан на 2022–2025 годы (далее – Стратегия) согласно приложению № 2;
«Дорожную карту» по реализации в 2022 году Стратегии развития системы обеспечения общественной безопасности в Республике Узбекистан на 2022–2025 годы (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 3.
Возложить на первых руководителей государственных органов, обеспечивающих общественную безопасность, персональную ответственность за обеспечение своевременной и эффективной реализации мер, предусмотренных Концепцией, Стратегией и «Дорожной картой».
2. Установить порядок поэтапной реализации Концепции и Стратегии, в соответствии с которым:
Кабинету Министров (Арипов А.Н.) – в 2023–2025 годах ежегодно утверждать программу адресных мер, предусматривающую конкретные механизмы внедрения эффективной системы обеспечения общественной безопасности с установлением строгого контроля за ее исполнением;
Совету безопасности при Президенте Республики Узбекистан (Махмудов В.В.) – наладить практику заслушивания и критического обсуждения каждые полгода отчетов руководителей государственных органов о ходе реализации, в том числе в разрезе регионов, «Дорожной карты» и утверждаемых Кабинетом Министров программ адресных мер.
3. Определить, что:
организация охраны общественного порядка в ходе проведения массовых мероприятий, а также в парках, скверах и на рынках в Республике Каракалпакстан, областных центрах и городе Ташкенте осуществляется непосредственно подразделениями Национальной гвардии;
в 2022–2023 годах конвойные подразделения в составе районных органов внутренних дел поэтапно переводятся в непосредственное подчинение органов внутренних дел областей с их реорганизацией по принципу межрайонного несения службы на основе единой системы управления.
Национальной гвардии (Джураев Р.М.):
совместно с Министерством юстиции (Давлетов Р.К.) в месячный срок внести проект закона, предусматривающий предоставление Национальной гвардии наряду с органами внутренних дел полномочий рассматриватьдела об административных правонарушениях, совершаемых в сфере охраны общественного порядка;
в месячный срок в целях эффективной организации деятельности по охране общественного порядка внести обоснованные предложения о расширении срочной военной службы в 2022 году – в войсковых частях Национальной гвардии Наманганской, Ферганской, Андижанской и Сурхандарьинской областей, в 2023 году – в войсковых частях Национальной гвардии Республики Каракалпакстан, Самаркандской и Кашкадарьинской областей исходя из специфики регионов.
Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р., Абдуллаев Б.Т.):
совместно с Министерством финансов в месячный срок разработать и утвердить критерии создания межрайонных подразделений патрульно-постовой службы исходя из криминогенной ситуации и плотности населения регионов;
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в срок до 1 марта 2022 года в соответствии с утвержденными критериями принять меры по созданию в каждом регионе за счет средств местного бюджета как минимум одного межрайонного подразделения патрульно-постовой службы;
до 1 мая 2022 года за счет внебюджетных средств внедрить в деятельность конвойных подразделений органов внутренних дел систему контроля конвоируемых лиц с использованием электронных браслетов.
4. Принять к сведению, что в структуре Министерства внутренних дел образован Департамент общественной безопасности (далее – Департамент).
Определить основными задачами Департамента:
осуществление координации и комплексного анализа деятельности подразделений общественной безопасности органов внутренних дел, а также оказание им практической методической помощи;
принятие мер по организации деятельности по охране общественного порядка, эффективному управлению силами и средствами органов внутренних дел при обеспечении безопасности населения в общественных местах;
обеспечение деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений, организацию работы по социальной адаптации лиц, состоящих на профилактическом учете и находящихся под административным надзором;
предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, особенно неорганизованной ее части, посредством эффективной организации с ними адресных воспитательных и профилактических мероприятий;
организацию деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, раннее предупреждение дорожно-транспортных происшествий, контроль за соблюдением ограничений по управлению транспортным средством;
обеспечение исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, организацию работы по контролю за поведением, социальной адаптации и предупреждению повторного совершения преступлений лицами, находящимися под контролем пробации.
Возложить на заместителя министра внутренних дел Абдуллаева Б.Т. персональную ответственность за эффективное налаживание новой внедряемой системы управления в сфере обеспечения общественной безопасности, а также своевременную и полную реализацию основных задач Департамента.
5. Установить порядок, в соответствии с которым Департамент в рамках реализации Стратегии, «Дорожной карты» и ежегодно утверждаемых Кабинетом Министров программ мер по обеспечению общественной безопасности в стране:
осуществляет постоянный мониторинг их реализации и вносит в соответствующие государственные органы предложения и рекомендации по качественному и своевременному исполнению определенных мероприятий;
на постоянной основе доводит до широкой общественности подробную информацию о достигнутых результатах и конкретных показателях в сфере обеспечения общественной безопасности;
ежеквартально вносит обобщенный отчет в Кабинет Министров, а также каждое полугодие представляет его к обсуждению на Совете безопасности при Президенте Республики Узбекистан.
6. Определить, что:
внедряется практика ежеквартального представления отчетов об общественной безопасности заместителями руководителей территориальных органов внутренних дел – начальниками службы общественной безопасности на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента, на которых критически обсуждаются результаты мер, принимаемых в данном направлении, с разработкой рекомендаций по повышению их эффективности;
при возникновении случаев, связанных с массовыми нарушениями общественного порядка в республике, на Департамент возлагается задача общей координации действий уполномоченных органов, при котором создается единый межведомственный штаб управления;
начальник Департамента является единым координатором мероприятий по обеспечению общественной безопасности, осуществляемых органами внутренних дел;
в состав Департамента и его территориальных подразделений входят службы охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, безопасности дорожного движения и пробации.
Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р., Абдуллаев Б.Т.):
совместно с уполномоченными государственными органами в двухмесячный срок разработать и утвердить порядок оперативного и единого межведомственного управления имеющимися силами и средствами по обеспечению общественной безопасности в особых условиях;
критически пересмотреть порядок оценки деятельности инспекторов по профилактике и пробации, сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, внедрить рейтинговую систему, включающую индикаторы эффективности.
7. В целях эффективного обеспечения общественной безопасности в махаллях оптимизировать задачи, возлагаемые на инспекторов по профилактике органов внутренних дел, и утвердить их единый перечень согласно приложению № 4.
Установить порядок, в соответствии с которым:
запрещается привлечение инспекторов по профилактике к мероприятиям, не связанным с возложенными на них задачами и направлениями деятельности, а также безосновательное вмешательство в их деятельность;
с 1 сентября 2024 года на должности старших инспекторов по профилактике органов внутренних дел города Ташкента, с 1 сентября 2025 года – остальных территориальных органов внутренних дел назначаются исключительно сотрудники с высшим юридическим образованием;
инспекторам по профилактике выделяется квота в размере не менее двадцати пяти процентов от общего количества сотрудников, принимаемых на заочную форму обучения в Академию Министерства внутренних дел;
начиная с 2022/2023 учебного года достигшие высоких результатов в работе по два инспектора по профилактике органов внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области и по одному – остальных территориальных органов внутренних дел на основании представления начальника Департамента принимаются на заочную форму обучения Академии Министерства внутренних дел без вступительных экзаменов и обучаются на бесплатной основе.
Министерству внутренних дел (Абдуллаев Б.Т., Икрамов А.И.) в двухмесячный срок принять меры по внедрению в практику моделей, предусматривающих конкретные механизмы деятельности инспекторов по профилактике в условиях города и сельской местности, а также наладить систему обучения по данным моделям.
8. Определить, что:
деятельность инспекторов пробации организуется в ежедневном непрерывном взаимодействии с территориальными инспекторами по профилактике;
на инспекторов пробации возлагаются дополнительные задачи по оказанию инспекторам по профилактике практической и методической помощи в работе по изучению и социальной адаптации лиц, состоящих на профилактическом учете и находящихся под административным надзором.
9. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел о дальнейшем совершенствовании системы пробации, предусматривающие:
конкретноеопределение круга ограничений, устанавливаемых в отношении лиц, находящихся под контролем пробации, механизмов обеспечения и контроля соблюдения ограничений;
полный перевод в электронную форму документации, которая ведется в отношении лиц, находящихся под контролем пробации, определение порядка и оснований для применения в отношении данных лиц мер поощрения и дисциплинарного наказания;
осуществление мероприятий по оказанию социально-психологической помощи лицам, находящимся под контролем пробации, их профессиональному обучению и содействию в трудоустройстве на основании программ индивидуальной социальной адаптации с определением конкретных задач ответственных органов;
определение единой формы социально-психологического портрета лиц, находящихся под контролем пробации, критериев разделения их на категории, порядка предупреждения совершения ими нового преступления.
Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.), Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.Т.) в двухмесячный срок с учетом настоящего Указа и на основе передового зарубежного опыта разработать и внести в установленном порядке проект закона «О пробации».
10. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.), Национальной гвардии (Джураев Р.М.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проекты правительственных постановлений, отражающих в едином нормативно-правовом акте нормы всех законов и подзаконных актов по социальной защите личного состава органов внутренних дел и Национальной гвардии, а также членов их семей, определяющих конкретные механизмы применения мер социальной защиты.
11. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5.
12. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.) совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок:
внести в Кабинет Министров проект правительственного постановления, предусматривающий поэтапное создание конных отрядов в составе патрульно-постовой службы территориальных органов внутренних дел за счет собственных средств;
внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
13. Возложить на министра внутренних дел Бобожонова П.Р. и командующего Национальной гвардией Джураева Р.М. ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью министерств и ведомств возложить на советника Президента Республики Узбекистан Исламова Б.Д.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ