05.05.2017
Постановление Президента Республики Узбекистан
Отметить, что одним из приоритетных направлений социальной политики является обеспечение населения республики качественной питьевой водой на основе реализации комплексных мер и целевых программ развития и модернизации систем питьевого водоснабжения на долгосрочную перспективу.
В последние годы принят ряд масштабных мер по обеспечению централизованным водоснабжением населения большинства регионов республики. При этом за счет запасов подземных вод удовлетворяется потребность населения 69 городов, 335 поселков и 2902 сельских населенных пунктов.
Вместе с тем интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства за последние 40-50 лет оказало негативное воздействие на состояние пресных подземных вод, что привело к сокращению их запасов на 35 процентов и истощению отдельных месторождений вследствие несанкционированного строительства водозаборных сооружений и бесконтрольного отбора воды.
В отдельных территориях республики из-за неудовлетворительного состояния отводящей сети поверхностных вод и дренажных систем, интенсивного подъема уровня подземных вод, а также отсутствия планомерного гидрогеологического мониторинга наблюдается подтопление некоторых городов и других населенных пунктов.
Действующая система мониторинга подземных вод, состоящая из 1 465 наблюдательных пунктов, не позволяет своевременно и полноценно оценить роль негативных факторов, влияющих на загрязнение водоносных горизонтов, истощение запасов подземных вод и подтопление территорий населенных пунктов.
В отдельных регионах с дефицитом воды питьевого качества недостаточно используются индустриальные опреснительные установки, не реализуются меры по поддержке их производства в республике.
В целях установления надлежащего контроля и учета рационального использования подземных вод, дальнейшего наращивания их запасов, охраны от истощения и загрязнения с созданием эффективной системы мониторинга, а также обеспечения населения республики качественной питьевой водой:
1. Принять к сведению, что Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам проведена инвентаризация 10 073 скважин на воду, по результатам которой установлено:
несовершенство законодательной базы, обусловившее бесконтрольный отбор подземных вод из 6 679 скважин и продолжение загрязнения и истощения их запасов;
отсутствие надлежащего контроля и учета использования подземных вод, способствующее отбору 59 процентов подземных вод из не утвержденных в установленном порядке запасов;
наличие реальной угрозы безвозвратной потери более половины имеющихся ресурсов пресных подземных вод в ближайшие десятилетия при существующих темпах загрязнения водоносных горизонтов.
2. Ввести с 1 июля 2017 года порядок, в соответствии с которым:
эксплуатационные скважины, пробуренные без получения в установленном порядке разрешения, но с учетом соблюдения технических требований, подлежат оформлению соответствующими водопользователями и водопотребителями для дальнейшего пользования в установленном порядке;
эксплуатационные скважины, пробуренные без получения в установленном порядке разрешения и в нарушение технических требований, подлежат ликвидации в установленном порядке с учетом подключения соответствующих водопользователей и водопотребителей к альтернативным источникам воды;
выдача в установленном порядке юридическим и физическим лицам гидрогеологического заключения на бурение скважин на воду осуществляется исключительно подведомственными гидрогеологическими предприятиями Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;
разрешение на бурение скважин на воду выдается Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам при наличии заключения государственной экологической экспертизы Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект постановления Кабинета Министров, предусматривающий реализацию вводимого в соответствии с настоящим пунктом порядка.
3. Установить, что:
Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды Республики Узбекистан, Государственная инспекция по контролю за использованием питьевой воды, Государственная инспекция «Саноатгеоконтехназорат», органы государственной власти на местах являются уполномоченными государственными органами по обеспечению надлежащего контроля и учета рационального использования подземных вод;
обязанности юридических и физических лиц-водопользователей и водопотребителей по рациональному использованию водных ресурсов, ведению надлежащего учета объема забираемой воды, предотвращению их загрязнения и истощения, а также представлению в установленном порядке уполномоченным государственным органам отчетности, подлежат включению в разрешительные требования и условия.
4. Утвердить Программу мер по упорядочению контроля и учета рационального использования запасов подземных вод на 2017-2021 годы, включающую:
комплекс мероприятий по упорядочению контроля и учета рационального использования запасов подземных вод на 2017-2021 годы согласно приложению №1;
целевые параметры прироста утверждаемых запасов пресных подземных вод на 2017-2021 годы согласно приложению №2;
параметры расширения сети наблюдательных пунктов мониторинга подземных вод на 2018-2021 годы согласно приложению №3;
меры по укреплению материально-технической базы гидрогеологических предприятий Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам на 2017-2021 годы согласно приложению №4;
перечень производственных баз территориальных гидрогеологических станций Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, строительство и обустройство которых осуществляются в 2018-2019 годах, согласно приложению №5;
параметры строительства и капитального ремонта дренажных и наблюдательных скважин и коллекторов в городах и районных центрах на 2018-2020 годы согласно приложениям №6-10.
Возложить на руководителей министерств, ведомств и хозяйствующих объединений – ответственных исполнителей, председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г.Ташкента персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мер, предусмотренных утвержденной Программой.
Министерствам, ведомствам и хозяйствующим объединениям, ответственным за реализацию соответствующих мероприятий, обеспечить в месячный срок разработку и утверждение «дорожных карт» по каждому предусмотренному проекту.
5. Министерству финансов совместно с Министерством экономики Республики Узбекистан предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан выделение средств согласно приложению №11 в рамках ежегодных:
государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы республики – для проведения гидрогеологических работ по наращиванию запасов пресных подземных вод, мониторинга за их состоянием, гидрогеолого-мелиоративных исследований, укрепления материально-технической базы гидрогеологических предприятий, строительства и обустройства производственных баз территориальных гидрогеологических станций, предусмотренных приложениями №2-5;
инвестиционных программ Республики Узбекистан (включая средства международных финансовых институтов и параметров местных бюджетов) – на строительство и капитальный ремонт дренажных и наблюдательных скважин и коллекторов в городах и районных центрах на 2018-2020 годы, предусмотренных приложениями №6-10.
6. Образовать Рабочую группу по координации реализации Программы мер по упорядочению контроля и учета рационального использования запасов подземных вод на 2017-2021 годы согласно приложению №12.
Рабочей группе (Ибрагимов Г.И.) обеспечить эффективную и своевременную координацию деятельности министерств и ведомств, ответственных за реализацию Программы мер по упорядочению контроля и учета рационального использования запасов подземных вод на период 2017-2021 годы, с заслушиванием на системной основе отчетов соответствующих руководителей.
7. Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам:
до конца 2018 года совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей провести обследование всех имеющихся скважин на воду с представлением в территориальные ГУП «Сувокова» рекомендаций по восстановлению, консервации или ликвидации бесхозных скважин;
до конца 2021 года создать эффективную сеть наблюдательных пунктов мониторинга подземных вод с установлением в них 500 единиц автоматизированных систем ведения наблюдений и подготовкой совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан информационно-аналитической базы данных по всем водоносным горизонтам.
8. Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан совместно с:
Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами Бухарской, Навоийской и Хорезмской областей до конца 2017 года провести опытно-экспериментальные работы по определению эффективности опреснительных установок отечественного производства;
Министерством экономики Республики Узбекистан в срок до 1 января 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по организации промышленного производства отечественных опреснительных установок и оснащению ими соответствующих населенных пунктов.
9. Согласиться с предложениями Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам, Министерства сельского и водного хозяйства и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:
об организации в Ташкентском институте ирригации и мелиорации подготовки кадров по направлению образования «Мелиоративная гидрогеология»;
о восстановлении на базе Института гидрогеологии и инженерной геологии научно-исследовательской лаборатории «Мелиоративная гидрогеология».
Министерству экономики совместно с Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам, Министерством сельского и водного хозяйства и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, начиная с 2017/2018 учебного года, при формировании квоты приема в Ташкентский институт ирригации и мелиорации предусмотреть подготовку кадров по направлению образования «Мелиоративная гидрогеология».
10. Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам в трехмесячный срок в установленном порядке внести в Министерство экономики Республики Узбекистан предложения по локализации производства современного бурового оборудования гидрогеологического назначения и запасных частей к нему.
11. Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок в установленном порядке внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Ибрагимова Г.И.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 4 мая 2017 года.
Одним из приоритетных направлений социальной политики, реализуемой в Республике Узбекистан, является обеспечение населения качественной питьевой водой на основе реализации комплексных мер и целевых программ по развитию и модернизации систем питьевого водоснабжения на долгосрочную перспективу.
В этих целях принят ряд масштабных мер по обеспечению централизованным водоснабжением населения большинства регионов республики, важное место среди которых занимает принятое 20 апреля текущего года постановление Президента Республики Узбекистан «О программе комплексного развития и модернизации системы питьевого водоснабжения и канализации на 2017-2021 годы».
На сегодняшний день за счет запасов подземных вод удовлетворяется потребность населения 69 городов, 335 поселков и 2 902 сельских населенных пунктов.
Однако интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства за последние несколько десятилетий оказало негативное воздействие на состояние пресных подземных вод, что привело к значительному сокращению их запасов и истощению отдельных месторождений вследствие несанкционированного строительства водозаборных сооружений и бесконтрольного отбора воды.
Из-за неудовлетворительного состояния отводящей сети поверхностных вод и дренажных систем, интенсивного подъема уровня подземных вод, а также отсутствия планомерного гидрогеологического мониторинга в отдельных территориях республики наблюдается подтопление некоторых городов и других населенных пунктов.
Действующая система мониторинга подземных вод не позволяет своевременно и полноценно оценить роль негативных факторов, влияющих на загрязнение водоносных горизонтов, истощение запасов подземных вод и подтопление территорий населенных пунктов.
В отдельных регионах с дефицитом воды питьевого качества недостаточно внедряются современные технологии, не реализуется имеющийся потенциал по производству необходимого оборудования и установок по опреснению воды.
Инвентаризация более 10 тысяч скважин на воду, проведенная в феврале-марте текущего года, показала, что указанные негативные факторы продолжают влиять на состояние подземных вод. Так результаты инвентаризации выявили:
бесконтрольный отбор подземных вод из более 60 процентов скважин и продолжение загрязнения и истощения их запасов;
отбор 59 процентов подземных вод из не утвержденных запасов;
наличие реальной угрозы безвозвратной потери более половины имеющихся ресурсов пресных подземных вод в ближайшие десятилетия.
С учетом необходимости срочного решения вышеуказанных проблем принятое постановление Президента Республики Узбекистан направлено на повышение эффективности мер по дальнейшему обеспечению рационального использования запасов подземных вод и на этой основе улучшение качества водообеспечения населения республики, а также предотвращение подтопления отдельных городов и районных центров.
В частности, постановлением вводится с 1 июля 2017 года порядок, в соответствии с которым:
эксплуатационные скважины, пробуренные без получения в установленном порядке разрешения, но с учетом соблюдения технических требований, подлежат оформлению соответствующими водопользователями и водопотребителями для дальнейшего пользования в установленном порядке;
эксплуатационные скважины, пробуренные без получения в установленном порядке разрешения и в нарушение технических требований, подлежат ликвидации в установленном порядке с учетом подключения соответствующих водопользователей и водопотребителей к альтернативным источникам воды;
выдача в установленном порядке юридическим и физическим лицам гидрогеологического заключения на бурение скважин на воду осуществляется исключительно подведомственными гидрогеологическими предприятиями Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;
разрешение на бурение скважин на воду выдается Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам при наличии заключения государственной экологической экспертизы Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
Постановлением определены обязанности государственных органов по обеспечению надлежащего контроля и учета рационального использования подземных вод, а также водопользователей и водопотребителей – по рациональному использованию водных ресурсов, ведению надлежащего учета объема забираемой воды, предотвращению их загрязнения и истощения.
Важное значение имеет утвержденная постановлением Программа мер по упорядочению контроля и учета рационального использования запасов подземных вод на 2017-2021 годы, включающая:
комплекс мероприятий по упорядочению контроля и учета рационального использования запасов подземных вод;
целевые параметры прироста утверждаемых запасов пресных подземных вод;
параметры расширения сети наблюдательных пунктов мониторинга подземных вод;
меры по укреплению материально-технической базы гидрогеологических предприятий Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, строительству и обустройству производственных баз территориальных гидрогеологических станций Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;
параметры строительства и капитального ремонта дренажных и наблюдательных скважин и коллекторов в городах и районных центрах.
На финансирование Программы предусматривается направить порядка 396 миллиардов сумов за счет средств Государственного бюджета, международных финансовых институтов и местных бюджетов.
Также для организации промышленного выпуска опреснительных установок отечественного производства и оснащения ими соответствующих населенных пунктов предусмотрено проведение до конца 2017 года опытно-экспериментальных работ в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Навоийской и Хорезмской областях.
Наряду с этим, в целях обеспечения предприятий Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам и Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан профильными кадрами, начиная с 2017/2018 учебного года в Ташкентском институте ирригации и мелиорации предусмотрено организовать подготовку кадров по направлению образования «Мелиоративная гидрогеология».
Реализация настоящего постановления позволит:
первое – внедрить эффективные механизмы контроля и учета рационального использования подземных вод;
второе – повысить эффективность гидрогеологических работ по приросту запасов пресных подземных вод и обеспечить водоснабжение дополнительно 7 городов, 21 поселка и 426 сельских населенных пунктов;
третье – организовать эффективный мониторинг за состоянием подземных вод с учетом расширения их сети на 1 155 скважин и установки 500 единиц современных автоматизированных систем ведения наблюдений за их состоянием;
четвертое –предотвратить подтопление 132 городов и районных центров за счет увеличения количества дренажных скважин на 715 единиц и протяженности коллекторов на 280 км и, таким образом, качественно улучшить условия жизни людей во многих населенных пунктах нашей страны.