26.03.2021
Постановление Президента Республики УзбекистанВ результате проводимых в стране широкомасштабных реформ и созидательной работы меняются сознание и мировоззрение нашего народа. В формировании правового государства и гражданского общества в стране возрастает значение жизнеутверждающей идеи «От национального возрождения – к национальному прогрессу».
Несмотря на проводимую в этом направлении важную работу, в процессах обновления социальной, экономической и политической жизни все еще сохраняется ряд системных проблем, препятствующих эффективности реформ в духовно-просветительской сфере.
В частности, отсутствует целостная система духовно-просветительских процессов, не на должном уровне ведется организационно-практическая и научно-исследовательская работа по защите молодежи от различных угроз, не налажено эффективное социальное партнерство государственных органов, институтов гражданского общества, средств массовой информации и частного сектора.
В целях решения имеющихся проблем, повышения эффективности духовно-просветительской деятельности, дальнейшего расширения ее масштабов, усиления среди населения страны, особенно молодежи, чувства сопричастности к осуществляемым реформам, создания единой системы координации работ в данной сфере:
1. Определить приоритетными направлениями коренного совершенствования системы духовно-просветительской работы:
формирование в обществе здорового мировоззрения и созидания и превращение его в общенациональное движение посредством широкой популяризации идеи “От национального возрождения – к национальному прогрессу”, основанной на принципах доброты и гуманизма;
обеспечение преемственности духовного воспитания в семье, образовательных учреждениях и махаллях;
организация разъяснительной и воспитательной работы на научной основе, повышение эффективности научных и методологических исследований в данной сфере, внедрение постоянной системы мониторинга, направленной на укрепление стабильности социально-духовной среды;
реализация комплексных мер по искоренению равнодушия к судьбе народа, местничества, кумовства, коррупции, безразличия к семейным ценностям, безответственности в воспитании молодежи;
повышение среди населения культуры использования всемирной информационной сети Интернет, усиление идеологического иммунитета против разрушительных идей и информационных угроз;
достижение устойчивого приоритета духовно-нравственных критериев, национальных и общечеловеческих ценностей в культуре, литературе, кино, театре, музыке и других видах искусства, средствах массовой информации;
регулярное изучение геополитических и идеологических процессов, развитие международного сотрудничества и осуществление эффективной идеологической борьбы против терроризма, экстремизма, сепаратизма, чуждых идей, торговли людьми, наркобизнеса и других угроз.
2. Принять к сведению, что дополнительными задачами Республиканского центра духовности и просветительства (далее – Центр) определены:
а) в направлении сотрудничества государственных органов и негосударственных организаций:
координация деятельности государственных органов, негосударственных организаций и рабочих (экспертных) групп по основным направлениям духовно-просветительской работы в стране;
изучение сути идеологических и других угроз, противоречащих нашим национальным интересам, образу жизни и их влияния на разные слои населения;
ведение эффективной борьбы против действий, направленных на негативное влияние на сознание молодежи и ее идеологическое подчинение, разработка программ практических мер по воспитанию самоотверженного, патриотичного поколения с независимым мышлением;
подготовка рекомендаций и предложений для государственных и общественных организаций по доведению до широкой общественности приоритетных направлений государственной политики, сути масштабных реформ, принимаемых законодательных актов и государственных программ;
б) в направлении научных исследований:
разработка эффективных и действенных технологий в осуществлении духовно-просветительской работы;
изучение зарубежного опыта духовно-просветительской и воспитательной работы, детальный научно-фактологический анализ и оценка современных идеологических процессов;
мониторинг духовно-просветительской и воспитательной работы в разрезе систем дошкольного, общего среднего, среднего специального и высшего образования, махаллей и других структур, разработка научно-обоснованных технологий воспитания, предложений и рекомендаций по решению выявляемых проблем;
организация фундаментальных, практических и инновационных исследований в сфере духовного воспитания и общественно-гуманитарных предметов, координация внедрения в практику полученных результатов;
в) в агитационно-разъяснительном направлении:
определение приоритетных направлений распространения национальной идеи, основанной на принципах доброты и гуманизма, духовно-просветительской работы;
разработка и реализация целевых программ с учетом специфики отраслей и территорий;
воспитание у населения, особенно молодежи, уважения к исламской религии, другим конфессиям и их философии, проведение духовно-просветительских мероприятий по дальнейшему укреплению в обществе атмосферы межнационального согласия и взаимного уважения.
3. В целях сбора информации, подготовки и распространения актуальных статей на духовно-просветительские, научно-социальные темы, передовых мнений представителей общественности, а также анализа идеологических процессов, новшеств в данной сфере поддержать инициативу Центра о создании электронного портала «oyina.uz».
Для организации деятельности портала выделить Центру дополнительно 15 штатных единиц и открыть в структуре Центра отдел цифровой популяризации.
Центру совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Агентством информации и массовых коммуникаций в двухмесячный срок принять меры по обеспечению деятельности отдела.
4. Выделить отделам Центра в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте дополнительно по 2 штатные единицы, районным отделениям, где численность населения превышает 200 тысяч, – по 2 штатные единицы, до 200 тысяч – по 1 штатной единице.
Определить, что указанные штатные единицы финансируются за счет средств местного бюджета.
5. Республиканскому совету по духовности и просветительству :
организовать при Центре институт социально-духовных исследований на базе образовательного учреждения «Маънавият таргиботчиси»;
одобрить предложение о передаче Центру редакций журналов «Тафаккур» и «Маънавий хаёт», а также издательства «Маънавият».
Для поддержки деятельности издательства «Маънавият» в соответствии с обоснованными расчетами в месячный срок выделить из Целевого фонда по поддержке сферы духовности и творчества средства в размере 1 миллиарда сумов.
6. Утвердить:
Состав Республиканского совета по духовности и просветительству согласно приложению № 1;
Организационную структуру Республиканского совета по духовности и просветительству согласно приложению № 2;
Структуру Республиканского центра духовности и просветительства согласно приложению № 3;
Типовые структуры Республики Каракалпакстан, Ташкентского городского и областных отделений Республиканского центра духовности и просветительства согласно приложению № 4;
Типовые структуры районных (городских) отделов Республиканского центра духовности и просветительства согласно приложению № 5;
«Дорожную карту» по повышению эффективности духовно-просветительской работы согласно приложению № 6.
7. Принять к сведению, что с 1 января 2021 года во всех общеобразовательных учреждениях должность лидера молодежи сохраняется в количестве 1 штатной единицы.
В целях повышения эффективности духовно-просветительской работы в образовательных учреждениях внедрить порядок, при котором:
с 1 апреля 2021 года для финансирования введенной в общеобразовательных учреждениях должности специалиста по культурно-творческому воспитанию из государственного бюджета выделяется 0,5 штатной единицы, объем заработной платы определяется в размере базовой тарифной ставки, установленной для учителя общеобразовательного учреждения с высшим образованием;
в государственных высших учебных заведениях и их филиалах, независимо от числа студентов, вводится должность проректора (заместителя директора) по вопросам молодежи и духовно-просветительской работе. При этом сокращается должность проректора (заместителя директора) по работе с молодежью.
8. Одобрить предложение Центра, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента об организации во всех районах и городах «Маънавият ва маърифат маскани» с целью укрепления стабильной социально-духовной среды на территориях, повышения духовности в сознании населения, особенно молодежи, обеспечения сплоченности в семьях и махаллях.
Утвердить адресный список создания «Маънавият ва маърифат маскани» в 2021–2023 годах согласно приложению № 7.
Определить, что для указанных учреждений будут строиться или предоставляться пустующие здания за счет средств местных бюджетов.
9. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству по экономическому развитию и сокращению бедности, Агентству информации и массовых коммуникаций начиная с 2021/2022 учебного года внести в учебные планы по соответствующим направлениям системы высшего образования на этапе бакалавриата – предмет «Маънавиятшунослик», на этапе магистратуры – предмет «Касбий маънавият», а также организовать в магистратуре подготовку кадров по специальности «PR-менеджер».
10. Министерству инновационного развития совместно с Центром в рамках государственного заказа в двухмесячный срок разработать и в установленном порядке финансировать целевые фундаментальные, практические и инновационные научно- сследовательские проекты в области духовно-просветительской деятельности.
13. Хокимияту города Ташкента совместно с Агентством по управлению государственными активами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения о здании для размещения общества пропагандистов «Маърифат», редакций журналов «Маънавий хаёт» и «Тафаккур».
14. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 8.
15. Признать некоторые постановления Президента Республики Узбекистан утратившими силу в соответствии с приложением № 9.
16. Центру совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
17. Определить, что заместитель Премьер-министра Б.А. Мусаев и заместитель советника Президента Республики Узбекистан Д.М. Кенжаев несут личную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления и координацию деятельности ответственных ведомств в данном направлении.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ