04.03.2021
Указ Президента Республики УзбекистанВ последние годы проведены последовательные работы по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, усилению социального партнерства между ними и государственными органами, осуществлению действенного общественного контроля, а также совершенствованию правовой базы, регулирующей данную сферу.
В частности, за истекшие четыре года из государственного бюджета были выделены средства в размере 117 миллиардов сумов для поддержки более 1 270 проектов негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
В результате осуществленных мер усовершенствована нормативно-правовая база, обеспечивающая правовые гарантии негосударственных некоммерческих организаций и отвечающая современным демократическим требованиям и международным стандартам. В результате этого принято около 20 законов, актов Президента Республики Узбекистан и решений правительства.
Создана Общественная палата при Президенте Республики Узбекистан, деятельность которой направлена на представление интересов негосударственных некоммерческих организаций, выполнение роли моста между ними и государством, а также в целях внедрения новых эффективных средств проведения открытого диалога с населением налажена деятельность общественных советов при государственных органах.
С целью поощрения представителей негосударственных некоммерческих организаций, внесших достойный вклад в формирование и развитие свободного гражданского общества, защиту прав, законных интересов и демократических ценностей человека, повышение политической культуры и правосознания населения в нашей стране, учрежден нагрудный знак «За вклад в развитие гражданского общества», и этой высшей награды удостоены 126 активистов данной сферы.
В результате принимаемых мер количество негосударственных некоммерческих организаций, являющихся основными институтами гражданского общества, за последние четыре года увеличилось на 20,7 процента, в том числе 187 крупных республиканских негосударственных некоммерческих организаций начали свою деятельность.
Вместе с тем необходимо поднять эту работу на качественно новый этап и определить краткосрочные и среднесрочные перспективы развития гражданского общества в нашей стране.
В целях дальнейшего совершенствования организационно-правовых основ развития гражданского общества, повышения роли и значения, социальной активности и эффективности деятельности негосударственных некоммерческих организаций, а также обеспечения исполнения государственных программ по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» и в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения»:
1. Утвердить Концепцию развития гражданского общества в 2021–2025 годах (далее – Концепция) согласно приложению № 1.
2. Определить приоритетными направлениями Концепции:
последовательное совершенствование правовых основ развития гражданского общества;
оказание содействия институтам гражданского общества и дальнейшее совершенствование механизма их государственной поддержки; создание необходимых условий для активного участия институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении; дальнейшее расширение участия институтов гражданского общества в реализации государственных социальных проектов;
обеспечение открытости деятельности институтов гражданского общества.
3. Утвердить:
«Дорожную карту» по реализации в 2021 году Концепции развития гражданского общества в 2021–2025 годах (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2;
Целевые показатели развития гражданского общества в 2021–2025 годах (далее – Целевые показатели) согласно приложению № 3.
4. Установить, что:
а) Концепция поэтапно реализуется посредством «Дорожной карты», отдельно утверждаемой постановлением Кабинета Министров каждые два года;
б) Целевые показатели предусматривают:
увеличение объема государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в виде субсидий, грантов и социальных заказов не менее чем в 1,2 раза в 2021 году и в 1,8 раза в 2025 году;
выделение общественным фондам по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента средств в размере 16 миллиардов сумов в 2021 году и 70 миллиардов сумов в 2025 году;
доведение числа членов Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана до 10 процентов по отношению к общему количеству действующих негосударственных некоммерческих организаций в 2021 году
и до 30 процентов в 2025 году;
доведение в деятельности общественных советов при каждом государственном органе (по отношению к общей численности представителей негосударственных некоммерческих организаций, включенных в состав общественных советов) числа представителей негосударственных некоммерческих организаций, созданных по инициативе граждан, до 5 процентов в 2021 году и 25 процентов в 2025 году;
обеспечение доведения общего количества предложений, внесенных негосударственными некоммерческими организациями вышестоящим организациям по совершенствованию законодательства, до 1 000 в 2021 году и до 5 000 в 2025 году;
доведение количества негосударственных некоммерческих организаций, участвующих в реализации государственной программы объявляемого года в нашей стране, до 30 в 2021 году, государственной программы 2025 года – до 50;
снижение количества правонарушений, совершаемых негосударственными некоммерческими организациями (по отношению
к общему количеству правонарушений, совершенных в 2020 году), на 3,8 процента в 2021 году и на 19,2 процента в 2025 году путем упрощения действующих процедур и усиления профилактических мер;
переподготовку и повышение квалификации 50 руководителей негосударственных некоммерческих организаций в 2021 году и 250 – в 2025 году в Академии государственного управления.
5. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 апреля 2021 года:
вводится Индекс открытости деятельности негосударственных некоммерческих организаций и по итогам каждого года на основе осуществленной негосударственными некоммерческими организациями работы, уровня социального партнерства, результативности выделенных субсидий, грантов и социальных заказов и других важных показателей деятельности составляется их рейтинг;
Индекс открытости деятельности негосударственных некоммерческих организаций формируется в порядке, установленном Общественной палатой при Президенте Республики Узбекистан (далее – Общественная палата), Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и Министерством юстиции, и результаты индекса опубликовываются на их официальных веб-сайтах;
разработка и полное введение в практику Индекса открытости деятельности негосударственных некоммерческих организаций возлагаются на органы юстиции.
Министерству юстиции (Икрамов М.) совместно с Общественной палатой и Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана (Алимов Н.) в двухмесячный срок разработать и утвердить порядок формирования Индекса открытости деятельности негосударственных некоммерческих организаций.
6. Ввести институт постоянного представителя негосударственных некоммерческих организаций, участвующего в заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса и ее комитетов (комиссий) (далее – постоянный представитель).
Основными задачами постоянного представителя определить внедрение социального партнерства, действенных механизмов общественного контроля при обсуждениях и на заседаниях по проектам законов и вопросам, входящим в компетенцию нижней палаты, их правильное применение на практике, представление прав и интересов негосударственных некоммерческих организаций.
Определить, что постоянный представитель назначается на должность и освобождается от должности Общественной палатой из числа работников негосударственных некоммерческих организаций, внесших вклад в развитие гражданского общества, проявивших активность при защите прав и свобод граждан и заслуживших уважение народа.
7. Установить, что:
не менее 50 процентов состава общественных советов при государственных органах (далее – общественные советы) составляют представители негосударственных некоммерческих организаций;
состав общественных советов утверждается решением руководителя государственного органа каждые два года после согласования с Общественной палатой;
общая численность членов общественных советов не может быть менее 15 человек;
отдел по связям с общественностью (или пресс-служба) государственных органов является рабочим органом общественных советов, обеспечивает их организационно-методическую и информационную деятельность.
8. Запустить с 1 мая 2021 года Единый интерактивный портал «Шаффоф хайрия» («Прозрачная благотворительность»), позволяющий централизованно аккумулировать и распределять благотворительные пожертвования, осуществлять мониторинг их целевого и адресного использования, обеспечивающий полную автоматизацию и прозрачность данных процессов, а также предоставляющий возможность благотворителям прослеживать использование своих средств.
9. Установить, что расходы, связанные с разработкой и запуском Единого интерактивного портала «Шаффоф хайрия» («Прозрачная благотворительность»), осуществляются за счет средств Общественного фонда «Милосердие и здоровье Узбекистана».
Определить, что советник Премьер-министра – начальник Департамента по вопросам развития IT-технологий, телекоммуникаций и инновационной деятельности Кабинета Министров Умаров О.М. и первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Пекось О.А. несут персональную ответственность за своевременный запуск Единого интерактивного портала «Шаффоф хайрия» («Прозрачная благотворительность»), интеграцию с информационной системой «Единый реестр социальной защиты», при необходимости, разработку и внесение предложений по совершенствованию законодательства.
10. Принять к сведению, что в 2021 году в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Кашкадарьинской, Наманганской, Сурхандарьинской, Ташкентской, Ферганской областях и городе Ташкенте создаются «Дома негосударственных некоммерческих организаций».
Совету Министров Республики Каракалпакстан (Сариев К.), хокимиятам Андижанской (Абдурахмонов Ш.), Кашкадарьинской (Мирзаев З.), Наманганской (Абдуразаков Ш.), Сурхандарьинской (Боболов Т.), Ташкентской (Хидоятов Д.), Ферганской (Бозаров Х.) областей и города Ташкента (Артыкходжаев Ж.):
сдать в эксплуатацию «Дома негосударственных некоммерческих организаций», а также обеспечить их необходимыми офисными принадлежностями, мебелью, инвентарем, техникой и другими средствами;
разместить в этих зданиях новые созданные и осуществляющие деятельность в общественно значимых сферах негосударственные некоммерческие организации на основе права безвозмездного пользования.
Рекомендовать председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента создать «Дома негосударственных некоммерческих организаций» в районах (городах) на базе пустующих и неэффективно используемых объектов государственного имущества исходя из потребностей негосударственных некоммерческих организаций.
11. Принять к сведению, что рабочими группами в составе ответственных сотрудников соответствующих министерств, ведомств и организаций посредством выезда во все регионы разработаны «Дорожные карты», направленные на дальнейшее усиление деятельности негосударственных некоммерческих организаций, реализацию совместных проектов с государственными органами, решение актуальных проблем на местах в таких сферах, как здравоохранение, культура, спорт, занятость, социальные услуги, экология, строительство, кадастр, транспорт и коммунальное хозяйство.
Заместителю Премьер-министра Мусаеву Б.А. совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в двухнедельный срок утвердить «Дорожные карты», направленные на поддержку деятельности негосударственных некоммерческих организаций в данных регионах, развитие с ними социального партнерства для поиска решения актуальных проблем на местах в 2021 году, а также установить регулярный мониторинг их полного и качественного выполнения.
12. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса совместно с Общественной палатой, Министерством юстиции, Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внедрить единую вертикальную систему государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества. При этом предусмотреть в частности:
изменение организационно-правовой формы Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе;
упрощение порядка предоставления государственных субсидий, грантов и социальных заказов;
направление выделяемых средств в порядке приоритетности на социальные заказы для решения проблем в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, спорт, занятость, социальные услуги, экология, строительство, кадастр, транспорт, коммунальное хозяйство;
выявление имеющихся проблем, осуществление их глубокого анализа, разработку предложения по их решениям, обеспечение общественного контроля за их выполнением.
13. Общественной палате:
а) совместно с Министерством юстиции и Агентством по делам молодежи обеспечить вхождение Узбекистана в ряд ведущих стран мира по Всемирному индексу благотворительности (The World Giving Index);
б) совместно с Министерством юстиции и Агентством по противодействию коррупции в трехмесячный срок:
разработать и внедрить порядок практики проведения общественного контроля институтами гражданского общества с посещением государственных органов;
внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающего установление административной ответственности за нарушение законодательства об общественном контроле.
14. Национальному информационному агентству (Кучимов А.) совместно с Национальной телерадиокомпанией (Хаджаев А.), Международным пресс-клубом (Кудратходжаев Ш.), Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации (Абдухаликов Ф.) организовать выступления и тематические передачи по широкому освещению целей и задач настоящего Указа.
15. Возложить на заместителя Премьер-министра Мусаева Б.А., министра юстиции Давлетова Р.К., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за организацию эффективного исполнения настоящего Указа.
Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных
за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Касимова Р.С.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан в срок до 1 июля 2021 года и до 1 января 2022 года.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ