03.02.2021
Указ Президента Республики УзбекистанВ целях полноценной реализации Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы, предоставления научно обоснованных информационных и современных услуг субъектам предпринимательства, широкого внедрения научных достижений и инноваций в производство, обеспечения тесной интеграции образования, науки, производства и системы оказания аграрных услуг:
1. Утвердить Концепцию приоритетного развития системы знаний и инноваций в сельском хозяйстве в 2021–2025 годах (далее – Концепция) согласно приложению № 1.
2. Образовать Национальный центр знаний и инноваций в сельском хозяйстве при Министерстве сельского хозяйства (далее – Национальный центр), связывающий образование, науку и производство в отраслях сельского хозяйства с непрерывной системой предоставления современных аграрных услуг субъектам сельского хозяйства в рамках Концепции, ответственный за деятельность в следующих направлениях:
обеспечение тесной интеграции образования, науки и производства в сфере сельского хозяйства;
налаживание возмездного научно-производственного сотрудничества фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кластеров и коопераций с передовыми зарубежными научно-исследовательскими учреждениями, внедрение новых научных разработок, инноваций и цифровых технологий;
осуществление координации научно-исследовательской деятельности государственных научных и высших образовательных учреждений всех видов, проводимой в направлении сельского хозяйства;
обеспечение переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущей и перспективной потребностей отраслей сельского хозяйства в квалифицированных специалистах;
проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований и подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в сфере сельского хозяйства, повышение их квалификации на основе передового опыта и современных технологий;
развитие национальной информационной сети и сети консалтинговых услуг в сельском хозяйстве, обеспечивающих эффективный обмен и передачу знаний, квалификации и навыков с широким привлечением частного сектора;
оказание содействия во внедрении международных стандартов качества, создание платформы взаимного сотрудничества производителей продукции и аграрного бизнеса.
3. Образовать Координационный совет по обеспечению тесной интеграции образования, науки и производства в сфере сельского хозяйства (далее – Координационный совет) и утвердить его состав согласно приложению № 2.
Координационному совету (Ганиев Ш.М.):
обеспечить взаимное сотрудничество государственных научно-исследовательских и высших образовательных учреждений всех видов, ведущих научные изыскания и подготавливающих кадры в сфере сельского хозяйства и его отраслях;
эффективно организовать работу по переподготовке и повышению квалификации специалистов сферы сельского хозяйства;
обеспечить совершенствование на системной основе государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ высших, средних специальных, профессиональных образовательных учреждений на основе требований и передового зарубежного опыта в сфере сельского хозяйства;
утвердить годовой план работы и индикаторы оценки эффективности деятельности научно-исследовательских учреждений в сфере сельского хозяйства;
наладить практику заключения соглашений между научно-исследовательскими учреждениями и сельскохозяйственными кластерами в целях коммерциализации результатов научных исследований, внедрения достижений науки в производство, поиска научного решения проблем производства в сфере сельского хозяйства.
Одобрить перечень министерств, ведомств и хозяйственных объединений, закрепляемых за научно-исследовательскими институтами, согласно приложению № 3.
4. Установить, что Национальный центр:
является рабочим органом Координационного совета;
осуществляет непосредственное руководство деятельностью научно-исследовательских учреждений своей системы, налаживает совместную деятельность с научно-исследовательскими учреждениями, ведущими деятельность в направлениях животноводства, сферах лесного, водного хозяйства и шелководства, координирует научную и инновационную деятельность высших и профессиональных образовательных учреждений в сфере сельского хозяйства;
создается на базе Научно-производственного центра сельского хозяйства и продовольственного обеспечения, ГУП «Агроинновация» и Центра семеноводства хлопчатника.
5. Внедрить, начиная с 2021 года, следующий порядок формирования и финансирования заказов на научные исследования и инновационные работы в сфере сельского хозяйства:
а) Координационный совет в срок до 1 апреля 2021 года разрабатывает и публикует Программу исследований научного решения проблем в приоритетных направлениях, глобальных, региональных и территориальных проблем сферы сельского хозяйства на последующие пять лет (далее – пятилетняя программа).
Пятилетняя программа формируется на основе предложений ведомств, ассоциаций, других организаций в сфере сельского хозяйства, органов государственной власти на местах, научно-исследовательских учреждений, субъектов, включая оказывающие услуги в сфере сельского хозяйства, в том числе агропромышленных кластеров, коопераций, фермерских и дехканских хозяйств;
б) направления, предусмотренные в пятилетней программе, представляются в Министерство инновационного развития для формирования государственного заказа на научные проекты в сфере сельского хозяйства;
в) в целях реализации проектов, предусмотренных пятилетней программой, а также предложенных субъектами сельского хозяйства, не профинансированных либо не полностью профинансированных из бюджета, и иных задач создается Фонд по поддержке знаний и инноваций в сельском хозяйстве (далее – Фонд).
Средства Фонда формируются за счет республиканского бюджета, перевыполненной части прогноза доходов местных бюджетов, внебюджетных средств министерств и ведомств, благотворительных пожертвований, грантов международных и зарубежных организаций, средств субъектов сельского хозяйства и других лиц, изъявивших желание профинансировать научно-исследовательские работы и пользоваться в дальнейшем их конечными результатами, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
Управление средствами Фонда осуществляется рабочим органом Координационного совета – Национальным центром.
Финансирование научных исследований и инновационных разработок за счет бюджетных средств и средств Фонда не исключает прямого привлечения и других средств на их финансирование.
Кабинету Министров в месячный срок утвердить положение о Фонде по поддержке знаний и инноваций в сельском хозяйстве.
6. Создать:
в 2021–2022 годах Республиканский центр агроуслуг, центры агроуслуг Республики Каракалпакстан и областей (далее – территориальные центры агроуслуг) Национального центра;
начиная с 2022 года поэтапно в сельских районах центры агроуслуг районов (далее – районные центры агроуслуг) Национального центра.
7. Определить, что:
а) Республиканский, территориальные и районные центры агроуслуг:
создаются с привлечением средств, выделяемых в рамках проекта Всемирного банка «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан» либо наоснове условий государственно-частного партнерства;
осуществляют свою деятельность на основе системы оказания информационных и консалтинговых услуг;
б) территориальные центры агроуслуг создаются на базе территориальных подразделений Научно-производственного центра сельского хозяйства и продовольственного обеспечения;
в) Республиканский, территориальные и районные центры агроуслуг осуществляют свою деятельность в следующих направлениях:
определение потребности сферы в кадрах исходя из тенденций долгосрочного развития регионов и требований рынка человеческого капитала;
повышение квалификации и переподготовка кадров, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, на основе зарубежного опыта;
формирование заказов на готовые научные разработки и соответствующие научные консультации научных организаций исходя из потребности регионов в сельскохозяйственном производстве;
проведение исследований по адаптации научных разработок, подготовленных по актуальным направлениям отраслей сельского хозяйства к условиям регионов, доведение результатов данных исследований непосредственно до субъектов, производящих сельскохозяйственную продукцию;
коммерциализация результатов международного опыта и научной деятельности исходя из основной специализации аграрного сектора регионов;
предоставление всех услуг в сфере сельского хозяйства и продовольственной безопасности на основе принципа «единое окно»;
оказание услуг субъектам сельского хозяйства непосредственно, в режиме онлайн и через call-center.
8. Принять к сведению, что на основании постановления Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2020 года № ПП–4803 «О мерах по реализации проекта «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан» с участием Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития» на трансформацию государственного управления и научно-исследовательских институтов в сфере сельского хозяйства направляются средства Всемирного банка в размере 160 млн долларов США.
Определить, что данные средства направляются на организацию деятельности и укрепление материально-технической базы Национального центра и учреждений его системы, центров агроуслуг, повышение знаний, навыков, переподготовку специалистов отрасли и производителей сельскохозяйственной продукции, а также иные мероприятия, предусмотренные проектом.
9. Разрешить создание с 1 марта 2021 года в порядке эксперимента малых научно-инновационных предприятий в научно-исследовательских учреждениях системы Национального центра с привлечением субъектов предпринимательства, при этом:
а) научно-исследовательские учреждения:
организуют научно обоснованный посев сельскохозяйственных культур исходя из почвенно-климатических условий регионов;
наладят семеноводство и селекцию сельскохозяйственных культур, создадут новые сорта и гибриды;
разработают научно обоснованные предложения по защите растений от вредителей и повышению плодородности почвы;
б) субъекты предпринимательства:
окажут содействие в финансировании деятельности научно-исследовательских учреждений по созданию новых сортов и гибридов, примут меры по коммерциализации результатов их деятельности;
наладят производство экспортоориентированной сельскохозяйственной продукции и популяризируют данную продукцию, приняв во внимание требования внутреннего и внешнего рынков;
окажут содействие в определении новых внутренних и внешних рынков, закупке соответствующего международным стандартам оборудования для лабораторий, а также для хранения, сортировки и расфасовки семян и переработки плодоовощной продукции;
примут меры по сортировке, расфасовке и экспорту сельскохозяйственной продукции на основе национального бренда;
в) при определении совокупного дохода по налогу на прибыль расходы субъектов предпринимательства – налогоплательщиков на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки вычитаются после завершения таких исследований и разработок (отдельных этапов услуг) и (или) подписания сторонами акта приема-передачи в порядке, предусмотренном в Налоговом кодексе, независимо от результатов соответствующих научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, за исключением расходов на приобретение активов, подлежащих амортизации.
10. Установить, что, начиная с 1 февраля 2021 года, финансирование расходов на содержание зданий и сооружений, выплату заработной платы работникам (за исключением научных работников) Национального центра, а также указанных в приложении № 4 к настоящему Указу научно-исследовательских институтов и научно-экспериментальных станций и участков, входящих в их структуру (далее – научно-исследовательские учреждения), производится за счет средств государственного бюджета, при этом:
на работников аппарата управления Национального центра распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для работников центрального аппарата Министерства сельского хозяйства, центров агроуслуг – региональных подразделений министерства;
условия оплаты труда работников научно-исследовательских учреждений приравниваются к базовому должностному окладу научных и руководящих работников научно-исследовательских учреждений, принимающих участие в реализации научно-технических программ фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ, финансируемых за счет бюджетных средств;
финансирование иных расходов Национального центра и научно-исследовательских учреждений производится за счет средств, поступающих от коммерциализации результатов их научных, производственных и научно-исследовательских работ, а также деятельности по предоставлению услуг, грантов зарубежных и международных организаций, благотворительных пожертвований и других источников, не запрещенных законодательством.
11. Предоставить Национальному центру и научно-исследовательским учреждениям право на самостоятельное распоряжение средствами, формируемыми за счет внебюджетных источников, при этом указанные организации:
могут открывать расчетные счета в коммерческих банках и самостоятельно использовать средства на данных счетах (требования, связанные с использованием казначейских лицевых счетов бюджетных организаций, не применяются в отношении использования данных средств) для управления внебюджетными средствами;
привлекают высококвалифицированных специалистов на договорной основе, самостоятельно устанавливают размеры надбавок и других видов материального стимулирования работников;
самостоятельно расходуют средства на содержание, выполнение задач и обязательств, а также переподготовку и повышение квалификации работников, укрепление материально-технической базы, включая программное обеспечение, современные информационно-коммуникационные средства и научные лаборатории.
12. Заместителю Премьер-министра Ганиеву Ш.М.:
в недельный срок утвердить в разрезе исполнителей и регионов задачи, предусмотренные в настоящем Указе, обратить их к исполнению;
в двухнедельный срок разработать и утвердить «Дорожную карту» по реализации Концепции приоритетного развития системы знаний и инноваций в сельском хозяйстве в 2021–2025 годах.
13. Министерству сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
14. Министерству юстиции обеспечить доведение до исполнителей, разъяснение органам государственной власти и управления по принадлежности, их территориальным подразделениям и населению сути и содержания, а также обращение к исполнению настоящего Указа.
15. Внести изменения и дополнения в Указ Президента Республики Узбекистан от 6 сентября 2019 года № УП–5812 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования» согласно приложению № 5.
16. Возложить на заместителя Премьер-министра Ганиева Ш.М., министра сельского хозяйства Ходжаева Ж.А., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей персональную ответственность за организацию исполнения настоящего Указа.
Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Информацию о результативности осуществляемых мер представить Президенту Республики Узбекистан в срок до 1 июля и до 30 декабря 2021 года.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ