03.02.2021
Указ Президента Республики УзбекистанВ целях всесторонней поддержки молодежи и утверждения среди населения здорового образа жизни, повышения благосостояния народа и решения его повседневных проблем за счет достижения высокого уровня экономического роста, а также обеспечения своевременной реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года:
1. Утвердить подготовленную на основе результатов открытого диалога с народом Государственную программу по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» (далее – Государственная программа) согласно приложению.
2. В целях продолжения реализации мер по поддержке субъектов предпринимательства в условиях коронавирусной пандемии продлить до 31 декабря 2021 года срок действия:
уплаты задолженности по уплате земельного налога и налога на имущество субъектов, осуществляющих деятельность в сфере туризма, транспорта и общественного питания, по состоянию на 1 января 2021 года;
приостановления начисления пени на задолженность по налогу на имущество и земельному налогу хозяйствующим субъектам, испытывающим временные трудности, по состоянию на 31 декабря 2020 года, а также требования о неприменении мер принудительного взыскания налоговой задолженности, предусмотренных в Указе Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 года № УП–5969;
суммы беспроцентной отсрочки (рассрочки) остатка налога на имущество и земельного налога по состоянию на 31 декабря 2020 года, предоставленной Президентом Республики Узбекистан субъектам предпринимательства в период коронавирусной пандемии;
моратория на проведение налогового аудита субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, с поэтапным внедрением системы «риск-анализ» при проведении налогового аудита для сокращения доли «теневой экономики».
3. В целях поддержки молодежи, совершенствования системы содействия студентам, нуждающимся в социальной защите, обеспечения принципа социальной справедливости начиная с 2021/2022 учебного года:
а) внедрить грант Президента Республики Узбекистан для 200 молодых людей, набравших максимальные баллы на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения.
Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством финансов и Государственным центром тестирования до 1 апреля 2021 года разработать порядок внедрения гранта Президента Республики Узбекистан и сформировать единый электронный реестр, предусматривающий открытые данные о лицах, набравших баллы на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения;
б) внедрить практику предоставления образовательного кредита семьям с двумя и более детьми, обучающимися в высших образовательных учреждениях на контрактной основе, и возвращения данного кредита студентом после окончания периода обучения.
Министерству финансов совместно с Центральным банком в двухмесячный срок принять меры по внедрению данной практики и обеспечению выделения целевых ресурсов коммерческим банкам на кредиты за счет средств Государственного бюджета;
в) увеличить количество государственных грантов для высшего образования на 25 процентов и количество государственных грантов для девушек из нуждающихся семей в 2 раза, а также внедрить систему выделения государственного гранта частным высшим образовательным учреждениям на подготовку специалистов.
Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить кардинальный пересмотр параметров государственного заказа на прием на обучение в 2021/2022 учебном году;
г) установить следующий порядок предоставления академического отпуска:
студентам, изъявившим желание получить академический отпуск, обучение на срок академического отпуска по их собственному желанию переводится на заочную и дистанционную форму (если в высшем образовательном учреждении имеются такие формы обучения) с созданием возможности получения непрерывного самостоятельного образования;
студентам, не имеющим возможности продолжить образование в традиционной форме по причине ухода за больным членом семьи, также предоставляется право получения академического отпуска;
отменяются количественные ограничения на предоставление академического отпуска студентам в период обучения;
отменяется практика переобучения студентов, вернувшихся из академического отпуска, по ранее пройденным предметам.
Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования в месячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления, предусматривающего создание правовых основ по организации самостоятельного – заочного и дистанционного обучения студентов, изъявивших желание получить академический отпуск, а также по направлениям образования экстернатом в высших образовательных учреждениях;
д) с 1 сентября 2021 года поэтапно передать научным советам престижных высших образовательных учреждений полномочия по присвоению научных степеней и научных званий.
Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров совместно с Министерством инновационного развития, а также Министерством высшего и среднего специального образования в трехмесячный срок внести проект постановления Президента Республики Узбекистан по подготовке кадров с ученой степенью и дальнейшему совершенствованию системы государственного управления в сфере послевузовского образования.
4. В целях кардинального повышения эффективности подготовки одаренных специалистов в престижных зарубежных образовательных, научных и других учреждениях по востребованным в республике профессиям начиная с 1 апреля 2021 года:
увеличить в 5 раз число молодежи, направляемой на учебу в магистратуру и докторантуру престижных зарубежных вузов по линии Фонда «Эл-юрт умиди»;
внедрить систему обучения по образовательным программам бакалавриата за рубежом за счет Фонда «Эл-юрт умиди» и обеспечить в 2021 году направление 100 молодых людей за рубеж для получения образования;
внедрить практику проведения на регулярной основе отбора кандидатов для всех граждан Республики Узбекистан, независимо от их места работы и жительства в республике, по образовательным программам Фонда «Эл-юрт умиди» на основе открытого конкурса стипендий;
внедрить порядок проведения конкурса стипендий для программ обучения в бакалавриате, магистратуре и докторантуре на основе заявок престижных зарубежных образовательных, научных или других учреждений о приеме на учебу.
Фонду «Эл-юрт умиди» в месячный срок принять конкретные меры по кардинальному совершенствованию системы подготовки государственных служащих и специалистов за рубежом.
5. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, Академии наук и Министерству инновационного развития в трехмесячный срок разработать комплексные программы по повышению качества и результативности непрерывного образования по физике и иностранным языкам, предусматривающие:
развитие научных исследований, пересмотр методики преподавания данных предметов в образовательных учреждениях, организацию конкурсов практических и инновационных проектов, совершенствование деятельности профильных научных организаций;
создание электронных учебников и учебных курсов нового поколения, а также увеличение доли прикладных и интерактивных занятий в учебных программах для формирования практических навыков у учащихся;
создание электронных платформ по бесплатному обучению языкам в целях создания более широкой возможности для изучения иностранных языков;
поэтапную организацию деятельности специализированных школ (классов), обеспечение их интеграции с высшими образовательными учреждениями и производственными предприятиями, привлечение преподавателей из зарубежных стран.
6. Министерству физической культуры и спорта совместно с Национальным олимпийским комитетом и Государственным комитетом по развитию туризма в трехмесячный срок разработать программу мер по тщательной подготовке к проведению IV летних юношеских Азиатских игр в Узбекистане в 2025 году и предусмотреть в ней:
подготовку по результатам изучения действующих в республике спортивных объектов и сооружений, логистической, транспортной и гостиничной инфраструктуры предложений по их ремонту или строительству новых в соответствии с требованиями Олимпийского совета Азии и международных спортивных федераций;
разработку генерального плана подготовки к IV летним юношеским Азиатским играм с указанием источника финансирования и ответственного исполнителя по каждому мероприятию, определяемому в нем;
определение этапов отбора видов спорта, включаемых в программу IV летних юношеских Азиатских игр, и разработку программы игр на основе требований Олимпийского совета Азии.
7. В целях укрепления здоровья населения и усиления социальной защиты:
а) с 1 июля 2021 года разрешить среднему медицинскому персоналу на основе самозанятости самостоятельно заниматься «медсестринским делом»;
б) до конца 2021 года обеспечить жильем 900 круглых сирот –выпускников домов «Мехрибонлик», нуждающихся в жилье;
Министерству финансов при формировании бюджетных параметров на последующие годы предусматривать выделение средств на обеспечение жильем круглых сирот – выпускников домов «Мехрибонлик», нуждающихся в жилье, и детей, оставшихся без попечения родителей;
в) обеспечить в 2021 году строительство зданий 22 дошкольных образовательных организаций, 31 новой школы, 16 высших образовательных учреждений, 24 объектов здравоохранения и 23 спортивных объектов.
8. В целях оказания содействия получению образования и обретению профессии детьми, нуждающимися в социальной поддержке, лечения детей, страдающих тяжелыми болезнями, создать Фонд поддержки детей и выделить из Государственного бюджета 100 миллиардов сумов на финансирование реализации его целей.
9. С учетом передового зарубежного опыта и предложений широкой общественности до 1 июня 2021 года внедрить следующую практику, направленную на поддержку лиц с инвалидностью:
перевод практики обеспечения нуждающегося населения протезно-ортопедическими изделиями и реабилитационно-техническими средствами на систему выдачи сертификата с созданием возможности гражданам приобретать протезно-ортопедические изделия и реабилитационно-технические средства по своему выбору у любого производителя за счет средств (сертификата), выдаваемых государством;
назначение инвалидности на бессрочный период признанному лицом с инвалидностью гражданину с анатомическими дефектами, имеющими явные признаки инвалидности, без проведения дополнительного освидетельствования для получения клинико-функциональных сведений.
Министерству здравоохранения в трехмесячный срок принять меры по формированию концептуальной новой модели медико-социальной службы.
10. В целях создания наиболее благоприятных условий для граждан при назначении пенсий и пособий установить порядок, в соответствии с которым с 1 июня 2021 года:
при назначении пенсии трудовой стаж за период до 2005 года, когда не велась электронная база данных о заработной плате и трудовом стаже, рассчитывается на основе имеющихся в трудовой книжке записей о трудовом стаже лица без истребования подтверждающих документов;
отменяется проверка и взыскание излишних выплат по назначенным, пересчитанным пенсиям и пособиям за период трех и более лет;
работающим гражданам предоставляется право осуществлять на добровольной основе ежемесячную уплату из собственных доходов социального налога для получения в будущем пенсионного обеспечения их неработающими супругами;
пенсии и пособия назначаются и выплачиваются по желанию гражданина по месту постоянной регистрации или месту временного пребывания;
заявления на получение пенсий и пособий в безналичной форме оформляются гражданами в процессе открытия банковских пластиковых карт в филиалах коммерческих банков или в электронной форме посредством мобильных приложений без обращения в соответствующее отделение внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов (далее – Пенсионный фонд);
отменяется обязательство лиц, получающих пенсии в безналичной форме, посещать каждые шесть месяцев Пенсионный фонд, а также ответственных работников – проводить с выездом на места мониторинг с определением утраты гражданами права на пенсию на основе электронных сведений, предоставляемых соответствующими министерствами и ведомствами.
11. Списать задолженность по суммам излишних выплат, выявленную в результате проверок по правильному исчислению и выплате пенсий и пособий, по состоянию на 1 февраля 2021 года.
12. В целях развития экономики, в том числе сокращения бедности и создания фундамента долгосрочного стабильного экономического роста:
а) семьям с безработными членами, в том числе гражданам, включенным в «Темир дафтар», «Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари», для расширения возможностей занятия сельским хозяйством наладить:
выделение земли от 0,1 гектара до 1 гектара, в том числе из вновь освоенных, богарных, неиспользуемых земельных площадей, для занятия сельским хозяйством;
обеспечение выделенных земельных площадей оросительной системой (артезианскими колодцами, системой капельного орошения
и др.) и электрической энергией;
выделение субсидий для освоения предоставленных земель (вспашки земель, закупки семян, саженцев и др.).
Министерству сельского хозяйства совместно с Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель до 1 апреля 2021 года внести проект постановления Президента Республики Узбекистан о внедрении системы содействия нуждающимся семьям для занятия сельским хозяйством исходя из возможностей и направлений развития каждого района;
б) внедрить практику выделения безработным, в том числе гражданам, включенным в «Темир дафтар», «Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари», изъявившим желание начать предпринимательскую деятельность и деятельность на основе самозанятости, субсидий в размере до 7 миллионов сумов на приобретение оборудования, рабочих инструментов, необходимых для начала деятельности.
Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов и Министерством по поддержке махалли и семьи в двухмесячный срок внести предложение по новым механизмам привлечения безработного населения к предпринимательству и деятельности на основе самозанятости;
в) с 1 марта 2021 года для создания широких возможностей в ювелирной сфере внедрить порядок свободной реализации ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» через биржу серебра производителям ювелирных изделий.
Министерству экономического развития и сокращения бедности в месячный срок внести предложения по реализации серебра производителям через биржевые торги, формированию выставляемых на биржу объемов серебра и обоснованному установлению первоначальной стоимости продукции.
13. Установить, что с 1 марта 2021 года по 1 июня 2022 года в рамках популяризации внутреннего туризма в порядке, определяемом Кабинетом Министров, внедряется механизм возмещения части следующих расходов на путешествия по Узбекистану:
авиаперевозчикам – в размере 25 процентов стоимости авиабилета по авиасообщениям на направлениях внутреннего туризма;
туроператорам и турагентам – в размере 15 процентов стоимости авиа- и железнодорожных билетов по турам, организуемым для граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Узбекистан, а также в размере 10 процентов стоимости услуг средств размещения по размещению (гостиничные услуги). При этом возмещение части данных расходов предоставляется при условии не менее одной ночевки в средствах размещения, расположенных в регионах, в которые осуществлено путешествие.
14. В целях отмены монополии в обеспечении электрической энергией и природным газом, формирования рыночных отношений:
отменить таможенную пошлину на импорт сжиженного газа и разрешительные документы, требуемые для его импорта;
до 1 июня 2021 года разработать «Дорожную карту» по формированию оптового рынка для производителей и импортеров путем внедрения рыночных механизмов в сферу обеспечения электрической энергией и природным газом.
Министерству энергетики обеспечить разработку «Дорожной карты» и на первом этапе, начиная с 1 августа 2021 года, предусмотреть предоставление крупным предприятиям права закупки электрической энергии и природного газа на основе импорта.
15. Принять меры по внедрению до 1 июля 2021 года в практику государственной налоговой службы электронной системы, предоставляющей возможность осуществлять автоматическое формирование доходов и расходов фермерских хозяйств и направление их в налоговые органы на основе принципа «Налоговик – помощник».
Установить, что в рамках организации деятельности государственной налоговой службы на основе принципа «Налоговик – помощник» имеющие статус юридического лица субъекты предпринимательства и фермерские хозяйства, доходы которых за предыдущий год согласно данным годового финансового отчета составляют не менее 5 миллиардов сумов, вправе участвовать в налоговом мониторинге.
16. Одобрить предложение Кабинета Министров, Министерства финансов и Счетной палаты о совершенствовании структуры и повышении эффективности деятельности Департамента государственного финансового контроля в системе Министерства финансов, развитии системы упорядочения служб внутреннего аудита, а также открытом опубликовании данных о всех проводимых проверках и их результатах.
Министерству финансов совместно со Счетной палатой ускорить работу по коренному совершенствованию в месячный срок системы государственного финансового контроля и внутреннего аудита.
17. В целях широкого внедрения цифровых технологий при совершенствовании процедур таможенного контроля, повышения эффективности деятельности органов государственной таможенной службы установить с 1 июля 2021 года следующий порядок осуществления таможенного контроля:
поэтапная организация в порядке эксперимента внекатегорированных «таможенных постов удаленного электронного декларирования»;
удаленное управление процессами таможенного оформления, кардинальное сокращение вмешательства человеческого фактора;
внедрение практики общего онлайн-контроля путем цифровизации процессов регистрации перевозчиков, проверки документов, взыскания платежей за оказанные им услуги, осуществляемые ветеринарными и фитосанитарными органами на границе.
18. В целях совершенствования системы государственного и общественного строительства, в частности повышения эффективности государственного управления:
а) внедрить в текущем году, в порядке эксперимента, порядок направления не менее 5 процентов расходов при формировании бюджета по одному району (городу) в каждом регионе с учетом мнений граждан на решение проблем в махалле, обратив особое внимание на вопросы поддержки молодежи и укрепления здоровья населения;
б) оптимизировать в 2021 году численность работников государственного управления в среднем до 15 процентов.
Министерству финансов совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности и иными заинтересованными ведомствами обеспечить внесение до 1 марта 2021 года проекта постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающего следующие меры:
сокращение дублирующих ведомств, функций и бюрократических барьеров в управлении, излишнего числа заседаний;
оптимизацию вакантных на протяжении многих лет штатных единиц;
пересмотр рабочих процессов за счет передачи некоторых государственных функций частному сектору, сокращения лицензий и документов разрешительного характера, автоматизации процесса их выдачи;
упрощение процессов принятия решений в деятельности министерств и ведомств;
оптимизацию рабочих процессов за счет широкого внедрения цифровых технологий;
внедрение системы планирования работы министерств в разрезе района, города, села и махалли;
в) в рамках коренного совершенствования деятельности органов управления среднего и нижнего звена:
для повышения эффективности управления областью, районом, городом и махаллей определить численность работников и размер их заработной платы с учетом специфики региона и объема работы;
внедрить четкую систему обучения руководителей и работников нижнего звена эффективной работе на основе новых требований и современных информационных технологий, а также постоянного повышения их квалификации;
Кабинету Министров в двухмесячный срок принять конкретные меры по кардинальному совершенствованию деятельности органов управления среднего и нижнего звена;
г) обеспечить до конца 2021 года сокращение излишних норм для снижения регуляторного бремени и степени регулирования предпринимательской деятельности путем пересмотра действующих актов законодательства, в том числе отмены устаревших и утративших актуальность документов и систематизации разрозненных актов.
Министерству юстиции до 1 мая 2021 года внести предложения по систематизации нормативно-правовых актов, в частности, организации работ по отмене устаревших и утративших свою актуальность актов органов государственной власти на местах, а также систематизации актов, регулирующих конкретные отношения;
д) наладить до 1 июля 2021 года практику подготовки и принятия решений органами государственной власти на местах исключительно посредством специальной электронной системы «E-qaror».
Министерству юстиции в трехмесячный срок внести предложения по:
внедрению электронной информационной системы подготовки, принятия, учета и опубликования решений органов государственной власти на местах;
использованию электронной системы, ее ведению и обеспечению в ней участия общественности;
доведению до исполнителей и заинтересованных организаций принимаемых решений и интеграции их с соответствующими базами;
налаживанию практики обучения работе в данной системе работников органов государственной власти на местах;
установлению административной ответственности за введение в действие документов, принятых вне электронной системы, а также за принятие нормативно-правовых актов без проведения правовой экспертизы в органах юстиции.
19. Министерству финансов внедрить с 1 мая 2021 года практику опубликования в средствах массовой информации и всемирной информационной сети Интернет следующих финансовых данных:
доходы и расходы внебюджетных фондов государственных органов;
закупки юридических лиц с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) 50 и более процентов, а также юридических лиц, 50 и более процентов уставного фонда (уставного капитала) которых принадлежит им;
размеры и получатели государственных субсидий и грантов.
Агентству по противодействию коррупции в двухмесячный срок внести предложения по расширению перечня данных, подлежащих открытому опубликованию, в том числе данных о составе тендерных и конкурсных комиссий, создаваемых в рамках государственных закупок, инвестиционных проектов, а также о выдаче документов разрешительного характера, об участниках процессов купли-продажи государственных активов и государственно-частного партнерства, получателях налоговых и других льгот.
20. Одобрить предложение Агентства по противодействию коррупции о реализации проекта «Е-Антикоррупция», предусматривающего:
формирование «Электронного реестра отношений, подверженных коррупции» по результатам рассмотрения внесенных государственными органами и организациями предложений по устранению коррупциогенных факторов, глубокого анализа в разрезе сфер и отраслей, а также проведения общественных опросов;
разработку на основе «Электронного реестра отношений, подверженных коррупции» путем проведения среди экспертов и представителей институтов гражданского общества широкого обсуждения предложений по устранению каждого коррупциогенного фактора, в первую очередь посредством таких методов, как цифровизация (электронная очередь, аукцион и другие современные методы), обеспечение открытости и общественный контроль;
оценку и публикацию на основании изучения общественного мнения результативности реализуемых мер и их воздействия на устранение коррупциогенных факторов.
Агентству по противодействию коррупции совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции в трехмесячный срок разработать проект постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающего механизмы реализации проекта «Е-Антикоррупция», а также программы комплексных мер по устранению отношений, подверженных коррупции.
21. Министерству юстиции в месячный срок внести проект Указа Президента Республики Узбекистан, направленный на коренное сокращение бюрократических преград во взаимоотношениях населения и субъектов предпринимательства с государственными органами, предусматривающий:
расширение спектра государственных услуг, доступных для граждан независимо от места их постоянной (временной) регистрации;
внедрение единого идентификационного номера, подтверждающего личность гражданина при оказании государственных, социальных и других услуг;
унификацию процессов государственной регистрации юридических лиц;
устранение практики представления документов в бумажном виде путем налаживания электронного документооборота между государственными органами и организациями;
налаживание практики доведения гражданам и субъектам предпринимательства результатов оказанных государственных услуг через почтовую связь;
внедрение опыта города Карши по обеспечению доведения до каждой семьи услуг, оказываемых через центры государственных услуг по принципу «центр – махалля – гражданин».
22. Внедрить с 1 мая 2021 года порядок признания гражданином Республики Узбекистан лиц без гражданства (не принявших гражданство иностранного государства), прибывших до 1 января 2005 года и постоянно проживающих в стране, а также постоянно проживающих в стране на протяжении 15 лет при изъявлении ими желания.
23. В целях широкого внедрения международных стандартов в области обеспечения прав человека и принципа гуманизма:
рекомендовать принятие мер по налаживанию до 1 апреля 2021 года системы ежеквартальных «мониторинговых посещений» следственных изоляторов и пенитенциарных учреждений Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека (омбудсманом) при участии представителей общественности;
передать до 1 июня 2021 года полномочия по подаче представления о замене наказания более мягким и условно-досрочном освобождении от учреждений по исполнению наказания вновь создаваемым гуманитарным комиссиям;
сократить в 2021 году до 6 колоний-поселений.
24. Одобрить следующие предложения широкой общественности:
а) для ориентации основной деятельности службы безопасности дорожного движения на поддержку граждан, а также принятие мер по предотвращению факторов, создающих условия для коррупции:
налаживание проведения технического осмотра автомототранспортного средства на основе принципа экстерриториальности и отмена требования проведения технического осмотра нового автомототранспортного средства;
осуществление в одном из регистрационно-экзаменационных отделов (отделений) городов Ташкента и Нукуса, а также областных центров проведения государственной регистрации автомототранспортных средств и выдачи им государственных номерных знаков независимо от территории регистрации по месту постоянного проживания граждан;
осуществление во всех регистрационно-экзаменационных отделах (отделениях), а также не менее чем в 20 центрах государственных услуг регистрации (в том числе замены или выдачи нового вместо утерянного) национального водительского удостоверения независимо от территории регистрации по месту постоянного жительства граждан;
создание возможности наблюдения общественностью, в том числе через всемирную информационную сеть Интернет, процесса приема экзамена у претендентов на получение водительского удостоверения;
с учетом передового зарубежного опыта предотвращение дорожно-транспортных происшествий и сокращение смертности на автомобильных дорогах, в том числе путем поэтапного повышения уровня обеспеченности пешеходных переходов современными светофорами.
Министерству внутренних дел в трехмесячный срок внести проект правительственного решения по обеспечению осуществления предусмотренных в данном пункте мер;
б) продление до 31 декабря 2021 года срока действия моратория, введенного на вырубку ценных пород деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, на территории республики. При этом:
ввести обязательство по посадке в качестве компенсации за каждое срубленное дерево и кустарник 10 крупных саженцев, не уступающих по своей ценности срубленным деревьям и кустарникам, а также уходу за ними в течение не менее двух лет, а за незаконно вырубленные деревья и кустарники – по посадке 100 саженцев с условием ухода за ними в течение трех лет;
внедрить систему поощрения граждан, которые выявили или предотвратили незаконную вырубку деревьев и кустарников, в целях усиления общественного контроля за соблюдением требований моратория на вырубку пород деревьев и кустарников.
Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды в двухмесячный срок пересмотреть порядок возмещения нанесенного окружающей среде ущерба, широко внедрить механизмы компенсации, направленные на восстановление природы.
25. Министерству иностранных дел, Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести предложения по конкретным мерам, направленным на активизацию сотрудничества с зарубежными странами в 2021 году в торгово-экономической, инвестиционной, научно-просветительской, культурно-гуманитарной и политической сферах,
а также в области безопасности, в частности, предусматривающим упрощение процедур для граждан и субъектов предпринимательства Республики Узбекистан и предоставление специальных благоприятных режимов.
26. Министерству юстиции совместно с Центром «Стратегия развития» и Общенациональным движением «Юксалиш» обеспечить:
системный мониторинг хода реализации Государственной программы, разработку рекомендаций по принятию дополнительных мер для ее качественного и своевременного выполнения;
ежемесячное обобщение информации о ходе реализации Государственной программы, а также размещение на своих веб-сайтах ее итогов в виде конкретных показателей и достигнутых положительных изменений, аналитической информации;
ежемесячное внесение информации о результатах мониторинга в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан;
подготовку информационно-аналитических обзоров, посвященных итогам реализации Государственной программы, их опубликование и широкое распространение на иностранных языках.
27. Одобрить предложения палат Олий Мажлиса и Кабинета Министров об осуществлении контроля за последовательной и своевременной реализацией Государственной программы в следующем порядке:
Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные, районные, городские Кенгаши народных депутатов в десятидневный срок разрабатывают план мер по реализации Государственной программы на своих территориях и ежемесячно обсуждают на своих заседаниях;
Кабинет Министров ежемесячно критически рассматривает выполнение Государственной программы в присутствии заместителей и советников Премьер-министра, ежеквартально обсуждает на Президиуме Правительства, а также принимает соответствующие меры в отношении руководителей ответственных министерств и ведомств касательно мероприятий, которые не выполнены своевременно и полностью;
палаты Олий Мажлиса ежеквартально заслушивают информацию Премьер-министра и членов Правительства о ходе выполнения Государственной программы, а также разрабатывают предложения по повышению эффективности деятельности министерств и ведомств в данном направлении;
Администрация Президента Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции и Счетной палатой ежемесячно осуществляет контроль за выполнением Государственной программы, а также принимает меры по обеспечению своевременного и полного ее исполнения.
28. Рекомендовать Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Международным пресс-клубом обеспечение:
широкого разъяснения в средствах массовой информации и всемирной информационной сети Интернет целей и задач настоящего Указа;
оперативного доведения до широкой общественности объективной и полной информации о ходе реализации Государственной программы.
29. Министерству юстиции совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести предложения в Кабинет Министров об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
30. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ