29.12.2020
Уважаемые народные избранники!
Главной целью экономических реформ в новом году станет сокращение бедности и повышение благосостояния населения. Этих стратегических целей мы намерены достичь за счет высоких темпов экономического роста и создания равных возможностей для всех.
За последние 4 года были сделаны серьезные шаги по внедрению рыночных механизмов во всех секторах нашей экономики.
Теперь задача состоит в том, чтобы заложить основу для долгосрочного устойчивого роста посредством глубоких структурных преобразований.
С учетом всего этого в новом году нам предстоит осуществить большую работу в следующих направлениях.
Первое. В сфере сокращения бедности мы будем внедрять комплексные подходы и новые нестандартные методы.
Нам нужно ясно понимать, что только выдачей кредитов, предоставлением социальных пособий или жилья проблему бедности не решить. Это требует комплексного решения вопросов, связанных с образованием, здравоохранением, профессиональной подготовки, доступом к чистой питьевой воде, энергоресурсам и дорожной инфраструктуре.
Для чего мы внедрили такое новшество в сфере социальной защиты, как «железная тетрадь»? Это позволяет точнее определить, кто действительно нуждается в помощи, и на такой основе организовать адресную работу с уязвимыми слоями населения.
«Социальный реестр», который полностью заработает в следующем году, будет содержать всю информацию о нуждающихся семьях, включенных в «железную тетрадь» и позволит оказывать им более 30 видов социальных услуг в электронной форме.
Прежде всего нам необходимо обеспечить базовые потребности малоимущего населения. Работа по глубокому анализу этой проблематики, проводимая вместе с международными экспертами, уже близка к завершению.
С 1 марта будущего года будут объявлены минимальные потребительские расходы населения.
Правительству поручается в двухмесячный срок систематизировать социальные гарантии и разработать программу мер по их поэтапному обеспечению на уровне минимальных потребительских расходов.
Чтобы вывести из бедности каждого, кто включен в «железную тетрадь», будет внедрен новый механизм, основанный на принципе «мотивация, навыки и финансовая поддержка».
Самый важный фактор преодоления бедности – это стремление самого человека выйти из такого положения, опираясь на собственные силы и продвигаясь к конкретной цели. Поэтому в следующем году в махаллях будет создано более тысячи центров профессионального обучения. Центрам будут выделены средства из расчета до 1 миллиона сумов на каждого обучившегося на курсах, а в целом на эти цели из бюджета предусмотрено направить 100 миллиардов сумов. Лица, окончившие учебные курсы и желающие начать свое дело, смогут получить субсидии в размере до 7 миллионов сумов на приобретение необходимого инвентаря.
Также семьям, занимающимся сельским хозяйством, будет выделено от 10 соток до 1 гектара земли в зависимости от возможностей и специализации каждого района. Из фондов содействия занятости и общественных работ намечено направить 500 миллиардов сумов для обеспечения занятости нуждающихся слоев населения.
Мы не можем допустить, чтобы люди, потерявшие работу из-за пандемии, перешли в категорию бедных. Поэтому со следующего года будет введена новая система, предусматривающая трехкратное увеличение размера пособий по временной безработице, а также отмену устаревшего бюрократического порядка предоставления 6 документов для получения такого пособия.
Оценка реальной ситуации с бедностью в регионах, контроль за исполнением проводимой в этой сфере работы должны быть в центре внимания палат Олий Мажлиса и местных Кенгашей.
Всем хокимам районов и городов следует в месячный срок разработать целевую программу по сокращению бедности на своей территории и ежеквартально отчитываться о ее исполнении в местных Кенгашах и перед народом через средства массовой информации.
Это должно стать основной задачей всех руководителей и ключевым критерием оценки их работы.
Второе. В рамках структурных преобразований в экономике необходимо ускорить трансформацию государственных компаний.
В настоящее время большинство предприятий с участием государства остаются для него тяжелым бременем из-за своей финансовой нестабильности. Поэтому с нынешнего года начата реализация программы реформирования всех госпредприятий. В частности, в следующем году Навоийский горно-металлургический комбинат, компании «Узбекнефтегаз», «Узбекгидроэнерго», «Узавтосаноат» получат возможность выходить на международный финансовый рынок и привлекать средства без государственных гарантий.
Следует признать, что у самих госпредприятий недостаточно технических возможностей, а у их специалистов – знаний и навыков, чтобы самостоятельно осуществить трансформацию. Поэтому к реформированию крупных предприятий электроэнергетики, нефтегазовой и химической промышленности, машиностроения, а также коммерческих банков мы привлекли Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, «McKinsey & Company», «Boston Consulting Group», «Rothschild & Co» и другие всемирно известные компании.
В 2021 году предстоит провести трансформацию 32 крупных предприятий отраслей стратегического значения.
В центре нашего внимания будет находиться повсеместное внедрение цифровых технологий в деятельность банков.
Мы подготовим к приватизации «Саноаткурилишбанк», «Асака банк», «Ипотека банк», «Алока банк», «Турон банк» и «Кишлок курилиш банк». Государственная доля как минимум в одном крупном банке будет полностью реализована стратегическим инвесторам. По этому поводу ведутся переговоры с ведущими европейскими банками.
Важное направление структурных реформ – сокращение присутствия государства в экономике.
Мы начали широкую работу по приватизации ряда предприятий с привлечением международных финансовых и юридических консультантов для прозрачной и эффективной продажи государственных активов. В следующем году на торги будут выставлены государственные доли в таких предприятиях, как «Ферганаазот» и Дехканабадский завод калийных удобрений, «Coca-Cola Ichimligi», санатории «Бельдерсай» и «Чарвак», отелях «Ичан калъа» и «Hyatt Regency», бизнес-комплекса «Пойтахт», а также 83 крупных предприятиях алкогольной, масложировой промышленности и других отраслей.
В целом число предприятий с государственным участием в ближайшие два года сократится не менее чем в 3 раза.
Третье. Необходимо создать свободную конкурентную среду на товарном и финансовом рынках, а также равные возможности для доступа предпринимателей к сырьевым ресурсам.
Сегодня существуют монополии на рынках электроэнергии и газа, драгоценных металлов, минеральных удобрений, транспортных услуг, и в этих сферах сохраняется множество проблем.
Здесь я хотел бы особо остановиться на следующем вопросе. По мере роста экономической активности и доходов населения увеличивается и спрос на энергоресурсы. Поэтому нам необходимо довести до конца реформы в нефтегазовой сфере и энергетике, а также реализацию крупных проектов в данных отраслях. В частности, в 2021 году начнется формирование оптового рынка электроэнергии с участием государственных и частных электростанций и потребителей.
Мы также отменим монополию и внедрим рыночные механизмы в сферу поставки природного газа. Таким образом производители и импортеры получат право продавать, а оптовые потребители – покупать природный газ на бирже. Компания «Узтрансгаз» будет заниматься только транспортировкой газа.
В целях расширения присутствия частного сектора на рынке сжиженного газа будут отменены пошлины на его импорт.
В сфере ювелирного производства у предпринимателей появятся широкие возможности для закупки сырья. Так, с 1 марта следующего года будет установлен порядок свободной продажи серебра производителям через биржу.
За счет развития здоровой конкуренции в автомобильной промышленности и создания равных условий предприятиям в сфере будет увеличено число производителей.
С 2021 года будут отменены акцизы по 73 товарным позициям в пищевой, нефтяной и электротехнической промышленности.
Еще один вопрос – сегодня в государственных закупках участвуют всего 4 процента предпринимателей.
В следующем году требования о прозрачности государственных закупок будут распространены и на 24 крупных госпредприятия. В результате отечественные предприниматели смогут продавать этим предприятиям продукцию не менее чем на 10 триллионов сумов в год.
Отныне все государственные закупки будут находиться под общественным и парламентским контролем.
Четвертое. Экономический рост будет обеспечиваться в первую очередь за счет создания конкурентоспособных производственных цепочек и наращивания инвестиций на эти цели.
Согласно исследованиям Гарвардского университета, наша страна имеет все возможности и относительные преимущества в производстве промышленных товаров более 50 наименований.
В частности, имеются все условия для того, чтобы нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная, электротехническая, фармацевтическая, строительная, текстильная, кожевенно-обувная, пищевая отрасли, а также сферы, связанные с «зеленой экономикой», стали «драйверами» национальной экономики. Необходимо принять все меры для поддержки инициатив частного сектора и новых проектов, развития кооперации в этих отраслях.
В настоящее время промышленные кластеры по производству декоративного камня в Газгане, готовой одежды в Намангане, технопарк в Яшнабадском районе города Ташкента и другие демонстрируют свою эффективность и преимущества этой системы.
Правительству поручается до 1 апреля следующего года составить перечень перспективных кластеров и разработать специальную программу их ускоренного развития.
В дальнейшем необходимо нарастить потенциал по увеличению производства промышленной продукции «в режиме переработки на таможенной территории». В то же время следует сократить участие государства в реализации инвестиционной политики и увеличить долю частных и прямых инвестиций.
В области геологии в этом году на открытом аукционе инвесторам были реализованы права по 21 месторождению и перспективным площадям. В 2021 году еще 50 месторождений и перспективных площадок будет реализовано местным и иностранным инвесторам на основе открытых торгов. Мы должны продолжить подобную работу и в других сферах.
В целом на следующий год мы поставили задачу освоить инвестиции на сумму 23 миллиарда долларов. В результате в 2021 году будет введено в эксплуатацию 226 крупных промышленных и инфраструктурных объектов. Намечен запуск двух крупных гидрометаллургических заводов на Навоийском горно-металлургическом комбинате, завода по переработке техногенных отходов на Алмалыкском горно-металлургическом комбинате. Также по всей стране будут построены сотни мощностей по выпуску текстильной, строительной, кожевенно-обувной, пищевой и фармацевтической продукции. Только в Яшнабадском технопарке города Ташкента будет сдано в эксплуатацию 11 современных электротехнических производств, таким образом их общее число достигнет 17, а численность рабочего персонала – 11 тысяч.
Новые электростанции общей мощностью 760 мегаватт будут пущены в эксплуатацию в Ташкентской, Навоийской, Самаркандской и Сурхандарьинской областях. В Кашкадарьинской области начнет действовать производственный комплекс стоимостью 3,6 миллиарда долларов и мощностью 1,5 миллиона тонн керосина, дизельного топлива и сжиженного газа в год.
Пятое. Макроэкономическая стабильность – прочная основа экономических реформ.
В связи с этим ключевой задачей Центрального банка и Правительства в следующем году будет удержание инфляции на уровне не более 10 процентов в рамках инфляционного таргетирования.
Пандемия подтвердила важность серьезного внимания к обеспечению продовольственной безопасности. Чтобы не допустить резкого роста цен на базовые продукты питания, льготы по таможенным платежам при импорте будут продлены еще на год.
Наш народ может быть уверен: производству качественных продуктов питания, созданию гарантированных запасов и бесперебойной поставке продовольственных товаров на рынок, а также обеспечению стабильности цен будет уделяться приоритетное внимание. Правительство и хокимияты примут все необходимые для этого меры, и данные вопросы будут находиться под постоянным контролем Президента.
Шестое. Важно обеспечить, чтобы в 2021 году наша экономика показала рост на уровне не менее 5 процентов, а дефицит бюджета не превысил 5,4 процента относительно валового внутреннего продукта. Правительству следует принять необходимые меры, чтобы в следующие два года этот показатель не превышал 2 процентов.
С момента либерализации валютного рынка прошло более 3 лет. За этот период в стране накоплен достаточный опыт в сфере свободной конвертации валюты. Теперь нужно постепенно уменьшать зависимость нашей экономики от иностранной валюты. Для этого в следующем году долю валютных кредитов необходимо снизить с нынешних 50 до 45 процентов, то есть не менее чем на 2 миллиарда долларов.
В будущем году следует увеличить долю международных облигаций, выпускаемых в национальной валюте, с нынешних 25 процентов как минимум до 40 процентов. В то же время межбанковский валютный рынок будет переведен на онлайн-платформу, что позволит предпринимателям покупать валюту напрямую у банка. В результате приобретение валюты займет у предпринимателей не 4 дня, как сейчас, а всего полчаса.
Еще один вопрос – в настоящее время в соответствии с критериями Всемирного банка и Международного валютного фонда государственный внешний долг Узбекистана находится на безопасном уровне. Отныне проекты, реализуемые в регионах за счет внешних заимствований, будут обсуждаться местными Кенгашами и общественностью. Будет создана система отчетности перед общественностью о результатах таких проектов.
Также сократятся внешние заимствования под гарантию государства, а в инвестиционные и инфраструктурные проекты будет привлекаться больше частного капитала. К примеру, в следующем году на основе государственно-частного партнерства намечено начать реализацию более 40 крупных и средних проектов.
В целях усиления конкуренции на финансовом рынке Центральному банку поручается до 1 февраля внести на рассмотрение проект закона о небанковских кредитных организациях.
Настало время создать правовую основу для внедрения исламских финансовых механизмов в нашей стране. Для этого будут привлечены эксперты Исламского банка развития и других международных финансовых институтов.
Седьмое. Будут созданы более благоприятные условия для развития предпринимательства и малого бизнеса.
Следует особо отметить, что во время пандемии предприниматели наравне с государством вносили достойный вклад в устойчивое функционирование экономики. Мы должны всемерно подерживать предпринимателей. Обеспечение их прав, особенно неприкосновенности частной собственности, должно стать главной задачей государственных органов всех уровней.
Однако все еще имеются факты нарушения имущественных прав предпринимателей некоторыми руководителями и должностными лицами государственных органов. В связи с этим предлагаю наделить Бизнес-омбудсмана полномочием привлекать таких руководителей к административной ответственности.
В следующем году на основе принципа «Налоговик – помощник» предприниматели будут иметь возможность получить информацию о наличии у их деловых партнеров налоговой задолженности.
Для удобства предпринимателей будет отменено 105 видов лицензий и разрешений, также упрощаются процедуры получения 115 видов подобных документов.
Мы продолжим помогать нашим предпринимателям, столкнувшимся в условиях пандемии с нехваткой оборотных средств. До конца следующего года будет продлено действие льгот в сфере туризма, транспорта и общественного питания. Также предлагаю продлить еще на год срок уплаты налогов на землю и имущество на общую сумму 400 миллиардов долларов. Этой преференцией смогут воспользоваться 20 тысяч предпринимателей.
Кроме того, по государственным закупкам в объеме до 1 миллиарда сумов размер авансовых платежей для предпринимателей повысится до 30 процентов от стоимости сделки, благодаря чему их оборотный капитал увеличится на сумму до 1,5 триллиона сумов.
В целом для продолжения работы по финансовой поддержке предпринимательства в рамках программ содействия семейному предпринимательству в следующем году будет выделено 6 триллионов сумов льготных кредитов. Еще 100 миллионов долларов выделит Правительство на расширение Программы развития сельского предпринимательства, выполняемой в партнерстве с Всемирным банком.
Намечено пересмотреть около 5 тысяч нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, сократить их количество, а также разработать Предпринимательский кодекс.
Как вы знаете, 4 года назад мы объявили мораторий на проверки хозяйствующих субъектов. В результате число предпринимателей увеличилось вдвое и достигло 400 тысяч. В связи с этим предлагаю продлить мораторий еще на год.
Наряду с этим Правительству необходимо создавать равные условия на рынке и всемерно поддерживать честных предпринимателей, повторяю – честно и добросовествно работающих на основе современных технологий, – и при этом внедрять механизмы для сокращения теневой экономики.
Восьмое. Фактором ускоренного достижения намеченных целей по сокращению бедности и увеличению доходов сельских жителей является кардинальное повышение производительности и эффективности сельского хозяйства.
Здесь приоритетной задачей является повышение рентабельности гектара земли с нынешних в среднем 2 тысяч долларов до не менее 5 тысяч долларов. Для этого надо широко внедрять в сельское хозяйство самые передовые научные разработки и инновации, в том числе агротехнологии, водосберегающие технологии, биотехнологии, достижения семеноводства.
В первую очередь необходимо повысить заинтересованность фермеров и дехкан в возделывании земли. Там, где есть заинтересованность и справедливость, обязательно будут изменения и рост. В этом контексте настало время рассмотреть вопрос о гарантировании прав землепользования и превращении их в рыночный актив.
Правительство в двухмесячный срок должно внести предложение об укреплении земельных прав, определении экономической оценки земли и внедрении механизмов включения ее в финансовый оборот.
В следующем году во всех регионах будут созданы Центры сельскохозяйственных знаний и инноваций, оказывающие по принципу «одно окно» более 100 видов агроуслуг, включая такие важные услуги, как улучшение состояния почвы, борьба с болезнями растений, выбор семян.
Впервые в модернизацию сельского хозяйства, его цифровизацию, повышение плодородия земли, внедрение современных агротехнологий будет привлечено более 600 миллионов долларов в виде кредитов и грантов. Площадь земель, где внедрены водосберегающие технологии, увеличится в пять раз – до 430 тысяч гектаров. Для сельскохозяйственных нужд будет освоено еще 90 тысяч гектаров земель.
Девятое. Все хокимы областей, районов и городов в начале 2020 года впервые отчитались перед местными Кенгашами о проделанной работе и дальнейших планах.
Самый большой недостаток в нашей работе сегодня – это нехватка знаний, что, к сожалению, ощущается во всех сферах. Действительно, без современных знаний невозможно развитие ни одного региона и ни одной отрасли. Об этом свидетельствует тот факт, что в развитых странах более 50 процентов валового внутреннего продукта создается за счет «экономики знаний», то есть инноваций и высококвалифицированных кадров.
Отныне каждое село и махалля будут развиваться с учетом их специфики, выявления их «точек роста». С этой целью предлагаю создать в следующем году Фонд развития инфраструктуры регионов с бюджетом в 3 триллиона сумов. Его средства будут использоваться для софинансирования инфраструктурных проектов, предложенных местными Кенгашами.
Кроме того, для развития промышленного потенциала в 84 районах и городах будет создано 100 технопарков, малых промышленных зон, региональных кластеров и логистических центров.
В следующем году 1,6 триллиона сумов будет направлено на создание необходимой инфраструктуры в свободных экономических и малых промышленных зонах.
Перед Правительством стоит задача до 1 апреля следующего года утвердить программу поэтапного обновления в регионах 130 тысяч километров линий электропередачи низкого напряжения и свыше 40 тысяч трансформаторов.
Будет принята программа, предусматривающая восстановление более 5 тысяч мостов, нуждающихся в ремонте. На эту работу в 2021 году намечено выделить 400 миллиардов сумов.
Еще один важный вопрос – реализация программ «Обод кишлок» и «Обод махалла», в рамках которых за последние 3 года кардинально изменился облик 1200 махаллей и сел с населением около 5 миллионов человек. К сожалению, из-за пандемии нам пришлось приостановить работу в этом направлении.
Правительству в течение месяца необходимо разработать и утвердить программы «Обод кишлок» и «Обод махалла» на 2021 год. Предусмотреть финансирование данных программ из республиканского и местных бюджетов в равных долях.
Следует отметить, что международные финансовые институты также выразили готовность выделить 270 миллионов долларов на эти программы.
Одним из важных факторов развития регионов является обеспечение между ними транспортного сообщения.
Нам нужно создать взаимосвязанную транспортную сеть, которая позволит быстро добраться до столицы, крупных городов и туристических центров из всех населенных пунктов страны. Исходя из этого перед Правительством ставится задача запустить с 1 марта следующего года внутренние авиарейсы по туристическим маршрутам и внедрить систему частичной компенсации из бюджета стоимости авиабилетов.
Кроме того, ряд региональных аэропортов будет передан во внешнее управление на основе государственно-частного партнерства.
В следующем году запланирован пуск 2 высокоскоростных поездов, начнется электрификация железной дороги Бухара–Ургенч–Хива.
За счет привлечения частного сектора будет увеличено число автобусных рейсов между населенными пунктами, особенно селами и районными центрами.
В Ташкенте будет завершен второй этап строительства наземного метро и сдан в эксплуатацию участок протяженностью 12 километров. В результате подземные и наземные линии метро будут соединены и образуют единую систему.
В 2021 году мы продолжим последовательные реформы по развитию туризма. Особое внимание будет уделено паломническому и внутреннему туризму.
На благоустройство территорий, развитие водной и дорожной инфраструктуры вокруг туристических объектов из бюджета будут направлены средства в размере 1 триллиона сумов.
Десятое. В следующем году мы еще больше усилим социальную защиту населения.
Предстоит поэтапный переход к соответствующей мировым стандартам «социальной модели» определения инвалидности.
Будет внедрена новая система обеспечения нуждающихся протезно-ортопедическими изделиями и средствами реабилитации. Этой возможностью смогут воспользоваться около 50 тысяч граждан.
Расширится масштаб работы по обеспечению жильем малоимущих семей. Так, 2,4 триллиона сумов будет направлено на внесение первоначального взноса и субсидирование выплат по процентам ипотечных кредитов для 27 тысяч семей – это в 2,5 раза больше семей, чем в нынешнем году.
Одннадцатое. Одной из важнейших задач Правительства останется выход на новые экспортные рынки.
В следующем году необходимо активизировать работу по вступлению во Всемирную торговую организацию и широкомасштабному сотрудничеству с Европейским Союзом.
Следует разработать отдельную программу для эффективного применения в нашей стране преференций системы «GSP+».
Как известно, недавно Узбекистан получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Для полномасштабного присутствия на рынках государств – членов этой организации нам необходимо ускорить работу по приведению национальных норм технического регулирования в соответствие с их требованиями.
В новом году из Фонда поддержки экспорта предприятиям будет выделено 100 миллионов долларов на закупку сырья и производство экспортоориентированной продукции.
Экспортерам будет компенсироваться 50 процентов расходов на открытие торговых домов и магазинов, затрат на рекламу за рубежом.
В целом перед Правительством поставлена задача увеличить в следующем году объем экспорта товаров и услуг не менее чем на 20 процентов.