03.12.2020
Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях системной реализации реформ по развитию системы отбора талантливой молодежи, созданию необходимых условий для ее поддержки, поощрению стремлений подрастающего молодого поколения к науке, реализации его научного и творческого потенциала, а также совершенствования деятельности академических лицеев:
1. Возложить на первого заместителя министра высшего и среднего специального образования Саломова У.Р. и ректоров (директоров филиалов) высших образовательных учреждений, имеющих в ведении академические лицеи, персональную ответственность за эффективную организацию системы отбора талантливой молодежи в академические лицеи, повышение качества образования в академических лицеях на постоянной основе, применение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Ректорам (директорам филиалов) высших образовательных учреждений, имеющих в ведении академические лицеи:
привлечь квалифицированных экспертов из передовых зарубежных стран для совершенствования деятельности соответствующих академических лицеев;
обеспечить привлечение к учебным занятиям высококвалифицированных педагогов и создание условий, необходимых для глубокого освоения учащимися академических лицеев минимум одного иностранного языка;
возложить на проректоров (заместителей директоров филиалов) высших образовательных учреждений персональную ответственность за оказание всесторонней помощи и осуществление контроля за деятельностью академических лицеев по своим направлениям;
обеспечить привлечение к учебным занятиям в академических лицеях профессоров-преподавателей, в том числе руководящих работников высших образовательных учреждений в установленном порядке;
организовать развитие образовательной инфраструктуры академических лицеев на постоянной основе.
2. В обучении учащейся молодежи в академических лицеях (по тексту постановления – академические лицеи) при высших образовательных учреждениях в системе Министерства высшего и среднего специального образования, других министерств и ведомств (за исключением Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственной службы безопасности, Национальной гвардии), а также зарубежных высших образовательных учреждениях уделить особое внимание:
выявлению талантливой молодежи, ее отбору в академические лицеи и обучению на основе углубленных образовательных программ;
развитию у учащейся молодежи широкого мировоззрения, интеллектуального потенциала, творческого и аналитического мышления, повышению интереса к науке, расширению ее участия в предметных олимпиадах;
превращению учащихся в активных участников проводимых реформ, их воспитанию в духе патриотизма, изысканий и созидания;
улучшению качества образования и обеспечению прочной интеграции современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий в академических лицеях, повышению грамотности учащихся в области информационных технологий, закреплению их за квалифицированными специалистами, достигшими высоких результатов в соответствующей области, на основе системы «наставник – ученик»;
повышению квалификации педагогов, реформированию системы их материального и морального стимулирования в целях содержательной и эффективной организации образовательного процесса;
укреплению существующей материально-технической базы, расширению условий и возможностей для самостоятельного формирования знаний в академических лицеях исходя из требований инфраструктуры современного образования.
3. Министерству высшего и среднего специального образования (Саломов У.Р.) в трехмесячный срок изучить передовой зарубежный опыт, разработать и утвердить учебно-методическую документацию, предусматривающую в том числе:
увеличение часов на углубленные предметы с доведением их доли минимум до 50 процентов за счет часов, отведенных на общеобразовательные предметы;
внедрение порядка обучения учащихся на основе учебных программ, предоставляющих возможность всестороннего развития их талантов, одновременно с формированием обязательных требований, предъявляемых к общеобразовательной подготовке учащихся 10–11-х классов в государственных образовательных стандартах общего среднего образования;
унификацию предметов, повторно изучаемых на родственных направлениях образования высших образовательных учреждений, с соответствующими предметами в учебных программах академических лицеев в целях обеспечения преемственности этапов образования.
4. Установить, что для студентов, освоивших унифицированные предметы в период обучения в академическом лицее, поступивших в высшие образовательные учреждения, освоение данных предметов является добровольным.
Министерству высшего и среднего специального образования (Саломов У.Р.) обеспечить проведение учебных занятий по унифицированным предметам профессорами-преподавателями соответствующих высших образовательных учреждений.
5. Согласиться с предложениями Министерства высшего и среднего специального образования, а также министерств и ведомств, имеющих в своих системах высшие образовательные учреждения и академические лицеи, о внедрении начиная с 2021/2022 учебного года:
механизма отбора талантливой молодежи в академические лицеи согласно приложению № 1;
в порядке эксперимента двухэтапной системы отбора талантливой молодежи (далее – двухэтапная система) в академические лицеи, перечень которых приведен в приложении № 2, на основе предварительного письменного экзамена одновременно с тестовыми испытаниями, проводимыми Государственным центром тестирования при Кабинете Министров на специальных территориях. При этом установить, что льготы для победителей предметных олимпиад и конкурсов, обладателей сертификатов об освоении предметов, предусмотренные в приложении № 1, учитываются также при приеме на учебу в данные академические лицеи.
6. Определить, что:
регистрация лиц, сдающих документы в академические лицеи, проводится посредством Единого портала интерактивных государственных услуг и официального веб-сайта Министерства высшего и среднего специального образования;
в случаях, если количество заявлений, поступивших для обучения на соответствующем направлении академического лицея, менее показателя 2:1 по отношению к установленным параметрам приема, параметры приема на данное направление по отношению к количеству заявлений на соответствующий учебный год сокращаются в два раза, за исключением случаев равенства с численностью одной академической группы в данном направлении образования;
в двухэтапной системе предварительный письменный экзамен проводится до вступительных тестовых испытаний академическим лицеем под контролем соответствующего высшего образовательного учреждения, по итогам данного экзамена принимается решение о включении учащихся в список допущенных к сдаче вступительных тестовых испытаний;
в двухэтапной системе порядок проведения и критерии оценки предварительного письменного экзамена утверждаются ректором (директором филиала) соответствующего высшего образовательного учреждения по подведомственности и публикуются на официальном веб-сайте Министерства высшего и среднего специального образования, а также в средствах массовой информации в срок до 1 февраля 2021 года.
7. Министерству высшего и среднего специального образования (Саломов У.Р.) совместно с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров (далее – Инспекция по образованию) (Ташкенбаев У.Н.), а также министерствами и ведомствами, имеющими в своих системах высшие образовательные учреждения и академические лицеи, в срок до 15 декабря 2021 года, исходя из результатов эксперимента, внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров обоснованные предложения о порядке приема во все академические лицеи на основе двухэтапной системы.
8. Утвердить Программу дополнительных мер по совершенствованию отбора талантливой молодежи и деятельности академических лицеев (далее – Программа) согласно приложению № 3.
9. Образовать Комиссию по совершенствованию деятельности академических лицеев в составе согласно приложению № 4.
Определить основными задачами Комиссии по совершенствованию деятельности академических лицеев (Саломов У.Р.):
организацию разработки и реализации программ в направлении совершенствования деятельности академических лицеев;
координацию и обеспечение взаимодействия министерств, ведомств и организаций в сфере среднего специального образования;
повышение качества образования и улучшение инфраструктуры академических лицеев путем изучения общественного мнения, анализа передового зарубежного опыта и проведения опросов среди педагогов и учащихся, организацию разработки и выполнения плана мер по внедрению информационных технологий в учебный процесс;
проведение регулярных изучений и оценка эффективности организации образовательной деятельности и системы управления деятельностью академических лицеев, созданных условий и действенности применяемых мер по образованию и воспитанию;
проведение критического анализа показателей качества образования, в том числе рейтинга академических лицеев с внесением в коллегию Министерства высшего и среднего специального образования соответствующих аналитических документов;
подготовку предложений о совершенствовании нормативно-правовых актов и повышении эффективности работ в сфере среднего специального образования;
организацию полноценной, качественной и своевременной реализации мер, предусмотренных настоящим постановлением.
10. Министерству высшего и среднего специального образования (Саломов У.Р.) и ректорам (директорам филиалов) высших образовательных учреждений, имеющих подведомственные академические лицеи:
ежегодно начиная с 2021 года разрабатывать и утверждать «Дорожную карту», направленную на развитие деятельности академических лицеев, с привлечением квалифицированных экспертов из передовых зарубежных государств, в частности Финляндии;
проводить мониторинг исполнения «Дорожной карты» с участием зарубежных экспертов на постоянной основе, принимать меры по оперативному устранению обнаруженных проблем;
организовать проведение в академических лицеях непосредственно ректорами (директорами филиалов) высших образовательных учреждений «ректорского часа» с участием работников и учащихся академических лицеев минимум один раз в месяц;
совместно с министерствами и ведомствами, имеющими в своих системах академические лицеи, закрепить соответствующие кафедры высших образовательных учреждений за направлениями образования академических лицеев в целях оказания им научно-методической помощи, эффективной организации учебно-воспитательного процесса, кардинального улучшения качества образования, внедрения передовых педагогических технологий;
организовать работу по проведению учебных занятий по унифицированным предметам профессорами-преподавателями закрепленных кафедр, внедрению соответственно передовых методик преподавания в образовательный процесс академических лицеев, проведению уроков профессионального мастерства, конкурсов среди преподавателей и учащихся академических лицеев, а также развитию научных, инновационных и рационализаторских способностей у учащихся.
11. Установить порядок, в соответствии с которым:
на заседаниях коллегии Министерства высшего и среднего специального образования и ученого совета высших образовательных учреждений минимум два раза в год проводятся широкие обсуждения деятельности академических лицеев;
проректоры (заместители директоров филиалов), ответственные за учебную работу высших образовательных учреждений, одновременно являются директорами соответствующих академических лицеев. При этом проректорам (заместителям директоров филиалов), ответственным за учебную работу высших образовательных учреждений, дополнительно к надбавкам, устанавливаемым в соответствии с нормативами, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 20 процентов базового должностного оклада за счет внебюджетных средств соответствующих высших образовательных учреждений;
Государственным центром тестирования при Кабинете Министров для учащихся вторых курсов академических лицеев в течение четвертого семестра проводятся бесплатные тестовые испытания по определению уровня владения иностранным языком и выдаче квалификационного сертификата;
выпускники академических лицеев, не принятые на учебу в высшие образовательные учреждения и желающие овладеть профессиями, обучаются на курсах (в центрах) обучения профессиям за счет внебюджетных средств высших образовательных учреждений по подведомственности. При этом установить, что ректоры (директора филиалов) соответствующих высших образовательных учреждений являются ответственными за организацию работ по обучению профессиям и оказанию всестороннего содействия данным выпускникам.
12. Отменить требование о наличии минимум 5-летнего непрерывного педагогического стажа работы, установленного для привлечения работников к педагогической деятельности в академические лицеи.
13. Начиная с 2021/2022 учебного года:
а) Инспекции по образованию (Ташкенбаев У.Н.) разработать рейтинг академических лицеев и обеспечить его прозрачное ведение с охватом в том числе следующих показателей их деятельности:
соотношение числа претендентов, сдавших документы для поступления на учебу в академический лицей, к установленным параметрам приема в данный лицей (показатель конкуренции);
доля учащихся, принятых в высшие образовательные учреждения;
доля учащихся академического лицея, одержавших победу (занявших призовые места) на престижных международных и республиканских предметных олимпиадах и в спортивных соревнованиях на год составления рейтинга;
доля учащихся, обладающих национальным или международным сертификатом об уровне владения иностранным языком и предметами;
доля педагогов основного штата с ученой степенью, обладающих национальным или международным сертификатом об уровне владения иностранным языком и знания предметов;
доля зарубежных и отечественных педагогов, имеющих дипломы высших образовательных учреждений, занимающих первые 1 000 позиций в рейтинге международно признанных организаций – Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Aсademic Ranking of World Universities;
б) на основе результатов рейтинга академические лицеи, в показателях качества обучения в которых непрерывно в течение трех лет наблюдается отрицательная динамика, занимающие одно из пяти последних мест в рейтинге, передаются в ведение других высших образовательных учреждений либо реорганизуются в образовательные учреждения иного типа.
14. Утвердить перечень новых специализированных школ и академических лицеев, создаваемых при высших образовательных учреждениях, согласно приложению № 5 в целях привлечения в высшие образовательные учреждения и создания необходимых условий талантливой молодежи.
Установить, что директора специализированных школ при высших образовательных учреждениях назначаются на должность и освобождаются от должности ректором высшего образовательного учреждения по согласованию с соответствующим министерством или ведомством по подведомственности.
Определить источниками финансирования деятельности создаваемых новых специализированных школ и академических лицеев:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средства, поступающие от хозяйственной и предпринимательской деятельности;
благотворительные пожертвования физических и юридических лиц;
гранты международных финансовых организаций;
иные источники, не запрещенные законодательством.
15. Согласиться с предложениями Министерства высшего и среднего специального образования, Инспекции по образованию и Республиканского совета высшего образования о:
проведении учебных занятий в режиме онлайн, в том числе с участием высококвалифицированных педагогов республиканских или зарубежных образовательных учреждений;
организации на базе академических лицеев образовательных услуг, летних и зимних школ для подготовки к обучению в данных лицеях, повышения компьютерной грамотности, обучения профессиям и самозанятости (фрилансингу), в том числе путем оказания услуг (выполнения работ) с помощью глобальной информационной сети Интернет;
создании подготовительной учебной литературы по оказанию платных образовательных услуг, разработанной на основе авторских методик, разрешенной к изданию на основании решения совета соответствующего высшего образовательного учреждения по подчиненности.
16. Предоставить академическим лицеям за счет собственных внебюджетных средств, а также внебюджетных средств высших образовательных учреждений право на:
полное или частичное возмещение расходов, связанных с повышением квалификации талантливых педагогов на краткосрочных курсах, в том числе на онлайн-курсах, в образовательных учреждениях зарубежных государств по своей специальности;
привлечение к учебному процессу высококвалифицированных, в том числе зарубежных, специалистов, самостоятельное установление и выплату надбавок и других форм материального стимулирования педагогам и работникам за особые достижения;
материальное стимулирование и поддержку талантливых учащихся, а также учащихся из слоев населения, нуждающихся в социальной защите;
укрепление материально-технической базы, закупку канцелярских товаров, программных продуктов, современных информационно-коммуникационных средств, издание подготовительной учебной литературы, создание и обеспечение веб-сайтов лицеев, внедрение и развитие дистанционных образовательных технологий.
Разрешить высшим образовательным учреждениям, при необходимости, софинансирование указанных в настоящем пункте расходов академических лицеев своей системы за счет собственных внебюджетных средств.
17. Определить, что:
а) в целях достойного стимулирования труда педагогов и работников академических лицеев за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан начиная с 1 января 2021 года:
на педагогических и учебно-вспомогательных работников академических лицеев распространяются условия оплаты труда, предусмотренные для соответствующих работников школ, специализированных на изучении отдельных предметов, системы Министерства народного образования;
заместителям директоров академических лицеев, непосредственно связанным с учебно-воспитательным процессом, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 20 процентов к базовому должностному окладу;
б) отличившимся педагогам и работникам академических лицеев выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 100 процентов должностного оклада, исходя из финансовых возможностей соответствующих высших образовательных учреждений по подведомственности, за счет внебюджетных средств, в том числе средств платного контракта данных высших образовательных учреждений;
в) педагогические работники академических лицеев, имеющие ученую степень «кандидат наук» или «доктор философии» (PhD), «доктор наук» либо «доктор наук» (DSc), ученые звания «профессор» или «доцент», по условиям оплаты труда приравниваются к старшему преподавателю высшего образовательного учреждения;
г) начиная с 1 января 2021 года в средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях базовый должностной оклад главного бухгалтера устанавливается в размере 80 процентов от базового должностного оклада руководителя образовательного учреждения, базовый должностной оклад бухгалтера – в размере 60 процентов.
18. Установить, что пункт 17 настоящего постановления распространяется также на неаттестованных административных, педагогических и других работников академических лицеев в системе Министерства внутренних дел и Национальной гвардии (за исключением военно-академических лицеев «Темурбеклар мактаби»).
19. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 2020/2021 учебного года:
нормативная предельная численность учащихся, приходящихся на одного педагогического работника, устанавливается в соотношении 1:12 в зависимости от направлений и блоков академических лицеев. При этом нормативы соотношения численности учащихся, приходящихся на одного педагогического работника, утверждаются Министерством высшего и среднего специального образования по согласованию с Министерством финансов;
разрешается обучение учащихся с разделением в каждом семестре на группы по углубленно изучаемым предметам в равном соотношении в зависимости от потенциала учащихся в целях повышения качества и эффективности образования.
20. Министерству высшего и среднего специального образования (Саломов У.Р.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.А.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта по упрощению действующего порядка расходования средств директорского фонда действующих академических лицеев и профессиональных образовательных учреждений.
21. Министерству экономического развития и сокращения бедности (Ортиков А.Ж.) совместно с Министерством высшего и среднего специального образования (Маджидов И.У.), а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить регулярное включение в инвестиционные программы Республики Узбекистан на 2022 год и последующие годы работ по реконструкции, капитальному ремонту и оснащению зданий и сооружений академических лицеев на основании обоснованных расчетов.
22. В целях обеспечения эффективной и своевременной реализации мер, определенных настоящим постановлением:
Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан Сариеву К.Р., хокиму Кашкадарьинской области Мирзаеву З.Т., хокиму Самаркандской области Турдимову Э.О., хокиму Сырдарьинской области Мирзаеву Г.Г., хокиму Сурхандарьинской области Боболову Т.А., хокиму Ташкентской области Холматову Р.К., хокиму Хорезмской области Эрманову Ф.У. и хокиму города Ташкента Артикходжаеву Ж.А. – оказывать всестороннее содействие в полноценной организации деятельности новых специализированных школ и академических лицеев, создаваемых при высших образовательных учреждениях в регионах;
руководителям соответствующих министерств и ведомств – организовать своевременную и качественную реализацию задач, возложенных на них настоящим постановлением, и мероприятий, предусмотренных Программой.
23. Министерству высшего и среднего специального образования (Маджидов И.У.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
24. Возложить на первого заместителя министра высшего и среднего специального образования Саломова У.Р. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 июня 2021 года и 20 декабря 2021 года.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев