17.11.2020
Постановление Президента Республики Узбекистан
В последние годы проведена определенная работа по развитию гидрометеорологической службы и совершенствованию системы обеспечения отраслей экономики и населения гидрометеорологической информацией.
В настоящее время национальная гидрометеорологическая служба объединяет более 330 пунктов, осуществляющих гидрометеорологическое наблюдение и мониторинг загрязнения окружающей природной среды, посредством которых налажено производство свыше 240 видов прогнозной, спутниковой, аналитической, специализированной и справочной гидрометеорологической продукции.
Вместе с тем наличие ряда проблем, негативно влияющих на качество гидрометеорологического обслуживания и своевременное представление информации, способствующих стабильному росту и функционированию таких отраслей экономики, непосредственно связанных с погодой, как водное и сельское хозяйство, энергетика, градостроительство, промышленность, транспорт и туризм, требует обращения особого внимания к данной сфере.
В частности, недостаточная систематизация правовых основ регулирования гидрометеорологической деятельности, отсутствие концепции развития гидрометеорологической службы, рассчитанной на долгосрочную перспективу, не отвечающая современным требованиям научно-исследовательская деятельность в данной сфере, неразвитость сети гидрометеорологических наблюдений, чрезмерная централизация управления и процессов подготовки прогнозов, а также недостаточный уровень материального стимулирования работников сферы не обеспечивают эффективного выполнения возложенных задач.
В целях совершенствования систем обеспечения отраслей экономики и населения гидрометеорологической и климатической информацией и осуществления их мониторинга, а также широкого использования современных информационных и спутниковых технологий в получении, сборе и распространении гидрометеорологической информации:
1. Утвердить:
а) Концепцию развития гидрометеорологической службы Республики Узбекистан в 2020–2025 годах (далее – Концепция) согласно приложению № 1;
б) «Дорожную карту» по реализации в 2020–2022 годах Концепции развития гидрометеорологической службы Республики Узбекистан (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2;
в) Программу по расширению и автоматизации сети наблюдений Центра гидрометеорологической службы Республики Узбекистан (далее – Программа) согласно приложению № 3.
Программа реализуется за счет средств государственного бюджета, предусмотренных для Центра гидрометеорологической службы Республики Узбекистан (далее – Узгидромет) в рамках Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы, грантов международных финансовых институтов и зарубежных организаций, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
2. Определить Узгидромет уполномоченным государственным органом в сфере гидрометеорологии, а также ведения мониторинга изменения климата и загрязнения окружающей природной среды в Республике Узбекистан.
Принять к сведению, что Узгидромет выполняет функции Регионального специализированного метеорологического центра Всемирной метеорологической организации, а также Регионального телекоммуникационного центра по сбору, обработке и распространению гидрометеорологической информации Всемирной службы погоды Всемирной метеорологической организации для государств Центральной Азии.
3. Образовать Государственное учреждение «Центр развития информационных технологий в гидрометеорологии» (далее – Метеоинфоком) на базе Информационно-технического управления «Метеоинфосистем» при Узгидромете.
Установить, что:
на работников Метеоинфокома распространяется порядок оплаты труда и премирования, установленный для работников Узгидромета;
финансирование расходов на текущее содержание, укрепление материально-технической базы и дополнительное материальное стимулирование труда работников Метеоинфокома производятся за счет государственного бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
4. Согласиться с предложением Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства высшего и среднего специального образования и Узгидромета об образовании Ташкентского гидрометеорологического техникума (далее – Техникум) на базе Ташкентского гидрометеорологического колледжа с передачей его в систему Узгидромета.
Определить Техникум базовым учебным заведением по подготовке и повышению квалификации специалистов среднего звена в сфере гидрометеорологии, ответственным также за разработку учебных программ профессионального обучения по направлениям «метеорология», «гидрология», «связь и коммуникации в гидрометеорологии».
Определить, что:
подготовка кадров в Техникуме осуществляется на основе государственного заказа и платно-контрактной основе;
содержание зданий и сооружений, а также оплата труда работников Техникума осуществляются за счет средств государственного бюджета.
Принять к сведению, что Техникум выполняет функции Регионального учебного центра Всемирной метеорологической организации.
5. Внедрить порядок повышения квалификации в Ташкентском гидрометеорологическом техникуме работников Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства обороны, Министерства сельского хозяйства и Узгидромета, ведущих деятельность в сферах «гидрометеорология», «предупреждение и предотвращение опасных гидрометеорологических явлений», «метеорологическое обслуживание авиации», а также «мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на основе программы.
Министерству по чрезвычайным ситуациям (Худайбергенов Т.А.), Министерству обороны (Курбанов Б.Н.), Министерству сельского хозяйства (Ходжаев Д.А.) в месячный срок разработать план мер по повышению квалификации своих работников в целях эффективной организации выполнения настоящего пункта.
6. Одобрить предложение Кабинета Министров, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Узгидромета о ликвидации научно-производственного предприятия «Гидрометприбор».
7. В структуре Центра гидрометеорологической службы:
ввести должности заместителя генерального директора по вопросам внедрения информационных технологий и развития инноваций, а также заместителя генерального директора по финансово-хозяйственным вопросам в рамках общей предельной численности работников Узгидромета;
образовать Ташкентское городское управление гидрометеорологии.
8. Утвердить:
организационную структуру Центра гидрометеорологической службы Республики Узбекистан согласно приложению № 4;
структуру центрального аппарата Центра гидрометеорологической службы Республики Узбекистан согласно приложению № 5;
типовую структуру управлений гидрометеорологии Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 6.
Предоставить генеральному директору Узгидромета право внесения, при необходимости, изменений в структуры центрального аппарата, его структурных подразделений и территориальных управлений в рамках определенной общей предельной численности работников.
9. Начиная с 1 января 2021 года:
а) применять с увеличением в два раза тарифные коэффициенты по утвержденным разрядам по оплате труда по Единой тарифной сетке при определении должностного оклада работников Узгидромета и Метеоинфокома;
б) выплачивать ежемесячную надбавку за выслугу лет работникам Узгидромета и Метеоинфокома в следующих размерах (в коэффициентах к должностному окладу с учетом коэффициента стимулирования):
от 2 до 5 лет – 0,2; от 5 до 10 лет – 0,3; от 10 до 15 лет – 0,4; от 15 до 20 лет – 0,5; от 20 до 25 лет – 0,6; более 25 лет – 0,7.
При этом при исчислении стажа работы в сфере, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, принимается во внимание стаж работы в системе Узгидромета и его подведомственных организациях.
Определить, что расходы, связанные с реализацией мер, установленных в настоящем пункте, а также содержанием зданий и сооружений и оплатой труда работников Научно-исследовательского гидрометеорологического института осуществляются за счет средств государственного бюджета.
Министерству финансов (Ишметов Т.А.) обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией мер, определенных в настоящем пункте, за счет средств государственного бюджета.
10. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) обеспечить финансирование научно-исследовательских разработок Научно-исследовательского гидрометеорологического института путем формирования научных проектов в сфере гидрометеорологической деятельности, направленных на уменьшение негативного воздействия глобального изменения климата на отрасли экономики и смягчение его последствий.
Утвердить основные направления научных исследований, проводимых Научно-исследовательским гидрометеорологическим институтом в 2021-2023 годах, согласно приложению № 7.
11. Одобрить предложение Министерства высшего и среднего специального образования и Узгидромета об организации с 2021/2022 учебного года факультета гидрометеорологии в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека.
12. Фонду «Эл-юрт умиди» при Агентстве развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан организовать с 2021 года обучение, повышение квалификации и прохождение стажировки работников Узгидромета, обладающих высоким потенциалом в ведущих зарубежных образовательных, научных и специализированных учреждениях в установленном порядке.
13. Центру гидрометеорологической службы (Хабибуллаев Ш.Х.):
а) вносить в Кабинет Министров информацию о дальнейшем совершенствовании международного сотрудничества в сфере гидрометеорологии и выполнении обязательств в рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Парижского соглашения каждые шесть месяцев;
б) совместно с Агентством космических исследований и технологий при Кабинете Министров (Кодиров Ш.М.), Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.М.) и Министерством инновационного развития (Абдурахманов И.Ю.) в двухмесячный срок разработать и утвердить Программу единой телекоммуникационной сети передачи данных в целях обмена гидрометеорологической информацией и широкого использования спутниковых технологий и технологий дистанционного зондирования земли в гидрометеорологической деятельности;
в) обеспечить сотрудничество с Всемирной метеорологической организацией и Международной организацией гражданской авиации по реализации на национальном уровне правил и требований международных нормативных актов в области обеспечения авиации метеорологической информацией в Республике Узбекистан;
г) организовать с 2021/2022 учебного года подготовку кадров в сфере гидрометеорологии на основе совместных образовательных программ в сотрудничестве с Российским государственным гидрометеорологическим университетом и другими зарубежными образовательными учреждениями;
д) обеспечить прогнозирование и наблюдение за опасными гидрометеорологическими явлениями, определение регионов и территорий с высоким риском их возникновения, выдачу необходимых предписаний по проведению соответствующих профилактических мероприятий, а также представление оперативной гидрометеорологической информации службам Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
е) внести в Кабинет Министров:
в трехмесячный срок – предложения по кардинальному улучшению материально-технического оснащения аналитических лабораторий мониторинга окружающей природной среды, а также обеспечению их химическими реактивами, поверочными газами, прекурсорами и иными расходными материалами, необходимыми для выполнения анализов;
начиная с 2022 года – ежегодно в срок до 1 декабря Программу мер по реализации Концепции в следующем году с проведением глубокого анализа выполнения задач текущего года;
в срок до 1 февраля 2021 года – порядок выдачи разрешений и обмена информацией между юридическими лицами, осуществляющими гидрометеорологическую деятельность;
в срок до 1 марта 2021 года – программу проектов технической помощи международных финансовых институтов и фондов, направленную на совершенствование гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды;
проекты законов «О гидрометеорологической деятельности» и «Об учреждении звания «Заслуженный гидрометеоролог Узбекистана»;
ж) совместно с Министерством энергетики (Султанов А.С.) организовать предоставление инвесторам метеорологической и гидрологической информации на договорной основе при реализации ими проектов строительства солнечных и ветряных электростанций на основе принципов государственно-частного партнерства;
з) на основе заказов Министерства энергетики, на основании договоров провести соответствующее изучение и исследования территорий планируемого строительства новых солнечных и ветряных электростанций.
14. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента на основе заявок Узгидромета обеспечить отвод земельных участков (за исключением орошаемых сельскохозяйственных земель) для вновь создаваемых гидрометеорологических станций и постов, предусмотренных Программой, согласно приложениям №№8-8o, а также строительства зданий и сооружений за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств.
15. Центру гидрометеорологической службы (Хабибуллаев Ш.Х.) совместно с Министерством сельского хозяйства (Ходжаев Д.А.) и Министерством водного хозяйства (Хамраев Ш.Р.) обеспечить оснащение автоматическими устройствами и повышение квалификации работников действующих, а также создаваемых новых метеорологических, гидрологических и агрометеорологических станций и постов за счет грантов международных финансовых организаций, привлекаемых в сферы согласно приложению № 9.
16. Государственному комитету по лесному хозяйству (Бакиров Н.Ж.) совместно с Центром гидрометеорологической службы (Хабибуллаев Ш.Х.) и органами исполнительной власти на местах эффективно организовать работу по предотвращению опустынивания, борьбе с засухой, восстановлению лесов и увеличению площади лесопосадок на основе гидрометеорологической информации.
17. Министерству водного хозяйства (Хамраев Ш.Р.) совместно с Центром гидрометеорологической службы (Хабибуллаев Ш.Х.) обеспечить регулярное представление оперативной гидрометеорологической информации по контролю за запасами воды и водными ресурсами, повышению достоверности информации и прогнозов по водным ресурсам.
18. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.М.) обеспечить создание Единой телекоммуникационной сети гидрометеорологической информации и спутниковых данных путем организации единой корпоративной системы передачи данных в Узгидромете.
19. Одобрить предложение Министерства сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.), Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды (Максудов А.И.), Министерства энергетики (Султанов А.С.) и Министерства транспорта (Махкамов И.Р.) о перечислении в месячный срок денежных средств Узгидромету в качестве предоплаты за оказываемые им услуги в соответствии с приложением № 10 к настоящему постановлению для укрепления материально-технической базы и обновления гидрометеорологической инфраструктуры Узгидромета, а также привлечения в сферу квалифицированных специалистов.
20. Определить, что услуги и информация предоставляются Узгидрометом на основании договоров.
Генеральному директору Центра гидрометеорологической службы (Хабибуллаев Ш.Х.):
по согласованию с Министерством финансов утвердить тарифы на все предоставляемые услуги в целях дальнейшего улучшения качества услуг, оказываемых Узгидрометом, повышения точности прогнозов погоды, а также создания достаточных условий для обновления инфраструктуры сферы;
предоставить право привлечения на договорной основе выпускников зарубежных высших образовательных учреждений и отечественных специалистов в рамках установленных штатных единиц в целях внедрения передового зарубежного опыта в сфере гидрометеорологии.
Установить, что дополнительные расходы, связанные с выплатой заработной платы в размерах, установленных в трудовых договорах, заключенных между квалифицированными специалистами и Узгидрометом, возмещаются за счет внебюджетных средств Узгидромета, а также грантов и средств технического содействия международных финансовых институтов.
21. Кабинету Министров в двухмесячный срок обеспечить:
утверждение Положения о Центре гидрометеорологической службы Республики Узбекистан;
утверждение структуры Научно-исследовательского гидрометеорологического института;
утверждение порядка организации повышения квалификации работников Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства обороны, Министерства сельского хозяйства и Центра гидрометеорологической службы в Ташкентском гидрометеорологическом техникуме;
разработку тарифов на услуги, оказываемые Центром гидрометеорологической службы.
22. Возложить персональную ответственность на:
а) советника Премьер-министра Умарова О.М. за:
качественную, полноценную и своевременную реализацию настоящего постановления, эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств, заслушивание отчетов их руководителей о принятых мерах, а также оперативное устранение выявленных проблем и недостатков;
координацию своевременного и качественного выполнения мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой» и Программой;
определение первоочередных задач и координацию деятельности министерств и ведомств, ответственных за обеспечение полноценного и своевременного достижения показателей, предусмотренных в настоящем постановлении;
заслушивание ежемесячных отчетов о проделанной работе ответственных лиц;
внесение предложений о применении действенных мер наказания вплоть до освобождения от занимаемой должности должностных лиц, не обеспечивших полноценное и своевременное выполнение возложенных на них задач;
б) министра финансов Ишметова Т.А. за:
своевременное выделение, целевое использование и полное освоение необходимых средств;
осуществление контроля за целевым использованием средств, дополнительно выделенных из бюджета;
в) генерального директора Центра гидрометеорологической службы Хабибуллаева Ш.Х. за:
своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой» и Программой;
внедрение интеллектуальных систем, информационных ресурсов и других программных продуктов в деятельность по оказанию гидрометеорологических услуг;
развитие технологической инфраструктуры гидрометеорологической службы;
г) руководителей соответствующих министерств и ведомств за:
своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой» и Программой;
д) Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента за выполнение соответствующих программ по развитию территориальных управлений Центра гидрометеорологической службы.
23. Абзац шестой пункта 4 постановления Президента Республики Узбекистан от 2 июня 2017 года № ПП–3029 «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан», а также приложение № 10 к данному постановлению признать утратившими силу.
24. Центру гидрометеорологической службы совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
25. Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью ответственных ведомств возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
По итогам каждого квартала представлять Президенту Республики Узбекистан информацию об эффективности реализуемых мер.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев