12.11.2020
Указ Президента Республики Узбекистан
В рамках реформирования системы здравоохранения проводится определенная работа по формированию современной системы оказания первичной медико-санитарной помощи, профилактике и раннему выявлению заболеваний, подготовке квалифицированных медицинских кадров, а также внедрению нового управления в данной сфере.
Вместе с тем все более усиливающиеся в мире эпидемиологические риски требуют совершенствования подходов в деятельности по борьбе с заболеваниями исходя из нынешних сложных условий и приобретенного опыта, особенно следует пересмотреть методы работы учреждений первичной медико-санитарной помощи по профилактике, раннему выявлению, точной диагностике и лечению болезней, внедрить совершенно новую систему организации здравоохранения.
В целях повышения качества, эффективности и общедоступности оказываемой населению первичной медико-санитарной помощи, укрепления роли и авторитета медицинских работников в обществе, а также поднятия эффективности реформ, осуществляемых в системе здравоохранения, на качественно новый уровень:
1. Определить важнейшими направлениями реформирования системы здравоохранения на современном этапе:
всестороннее укрепление, прежде всего, первичной медико-санитарной помощи, внедрение совершенно новой системы медицинской профилактики и патронажа, создание целостной системы формирования здорового образа жизни и обеспечения общественного здоровья населения, охватывающей до уровня каждой махалли и домохозяйства населения, а также системную организацию и широкую пропаганду, в первую очередь, здорового образа жизни и физической активности с привлечением всех имеющихся сил и средств;
создание конкурентной среды в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, обладающих глубокими знаниями в сфере, формирование эффективной системы профессионального роста работников на основе передового зарубежного опыта, повышение эффективности, качества и общедоступности медицинской помощи на местах путем развития медицинской науки;
реализацию конкретных практических мер по укреплению роли и авторитета медицинских работников в обществе, формированию в обществе более уважительного отношения к ним, созданию достойных условий труда и увеличению доходов представителей данной профессии, а также усилению социальной защиты медицинских работников;
внедрение современного менеджмента в данную сферу, сокращение излишних бюрократических процедур в процессе управления, повышение эффективности системы финансирования здравоохранения и совершенствование цифровой медицины.
2. Внедрить усовершенствованную службу медицинской профилактики и патронажа, предусматривающую следующее:
население разделяется на соответствующие группы (базовая группа, группа с низким уровнем риска, группа со средним уровнем риска, группа с высоким уровнем риска и другие) исходя из здоровья и физиологического состояния граждан;
население в зависимости от принадлежности к определенной группе проходит медицинский осмотр в указанные сроки и устанавливается периодическое наблюдение за состоянием его здоровья;
устанавливается постоянное наблюдение за больными, не имеющими возможности самостоятельного посещения медицинских учреждений, оказывается им медицинская помощь с выездом на дом и осуществляется индивидуальный патронаж за ними;
проводятся периодические медицинские скрининговые обследования по определенным заболеваниям исходя из своеобразных особенностей и принадлежности больных к определенной группе;
оптимизируются патронажные осмотры, внедряется обновленная система целевого патронажа;
специальность врача общей практики переименовывается в семейного врача, а также программы дисциплин медицинских высших образовательных учреждений адаптируются к подготовке семейных врачей;
направления в многопрофильные центральные поликлиники районов (городов) и областные больницы для оказания бесплатной медицинской помощи непосредственно выдаются семейными врачами;
льготные рецепты на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи выдаются непосредственно семейными врачами;
создаются «медицинские бригады», состоящие из средних медицинских работников по терапии, педиатрии, акушерству и патронажу, для оказания помощи семейным врачам;
инспекторы по профилактике оказывают содействие семейным врачам в пропаганде здорового образа жизни среди жителей махалли, обеспечивают безопасность вечерних прогулок граждан и проведения спортивных игр. При этом в зависимости от показателей здоровья населения махалли инспекторы по профилактике каждые 6 месяцев поощряются за счет средств местных бюджетов и других источников;
«медицинские бригады» формируют «медицинские карты» закрепленных за ними территорий в разрезе семей и граждан;
«медицинские бригады» обеспечиваются специальными компьютерами-планшетами и мобильными медицинско-диагностическими средствами в целях упрощения и цифровизации процесса оказания медицинской помощи на местах, сокращения излишней бумажной волокиты.
Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.):
совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.А., Абруев Ж.И.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента до конца текущего года обеспечить полное внедрение усовершенствованной службы медицинской профилактики и патронажа в рамках выделенных средств местных бюджетов в приоритетном порядке в 26 районах (городах), перечень которых указан в приложении № 1;
утвердить до конца текущего года конкретную классификацию населения по группам исходя из здоровья и физиологического состояния граждан;
поэтапно распространить усовершенствованную службу медицинской профилактики и патронажа на другие регионы республики;
в двухнедельный срок утвердить конкретный перечень «медицинских бригад» для обеспечения их мобильными медико-диагностическими средствами.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в двухмесячный срок:
обеспечить «медицинские бригады» специальными компьютерами-планшетами и мобильными медико-диагностическими средствами за счет средств местных бюджетов. При этом принять во внимание, что приобретение указанных средств осуществляется на основе единых технических требований, утвержденных Министерством здравоохранения;
совместно с районными (городскими) медицинскими объединениями провести перепись и закрепить население за учреждениями первичной медико-санитарной помощи.
3. Установить порядок, в соответствии с которым:
начиная с 1 января 2021 года сельские врачебные пункты переименовываются в пункты семейного врача, сельские и городские семейные поликлиники – в семейные поликлиники. При этом указанные меры осуществляются в рамках действующих штатных единиц;
в пунктах семейного врача, семейных поликлиниках и многопрофильных центральных поликлиниках вводится круглосуточное дежурство медицинских работников исходя из численности населения и необходимости на местах согласно перечню Министерства здравоохранения;
уровень здоровья населения махалли, рост заболеваемости на закрепленной территории, обращения граждан за экстренной медицинской помощью, госпитализация населения и другие критерии устанавливаются в качестве показателей оценки эффективности работы семейного врача;
начиная с 1 января 2021 года внедряется новая рейтинговая система оценки эффективности работы семейных врачей и других медицинских работников, по результатам которой они ежеквартально поощряются единовременным денежным вознаграждением от 10-кратного до 30-кратного размера базовой расчетной величины за счет дополнительных средств местных бюджетов;
начальник районного (городского) медицинского объединения одновременно является заведующим многопрофильной центральной поликлиникой района (города);
начиная с 1 января 2021 года начальникам районных (городских) медицинских объединений предоставляется право, при необходимости, самостоятельно определять штаты врачей узких специальностей в рамках выделяемых средств;
районные (городские) медицинские объединения по дислокации места осуществления своей деятельности размещаются в зданиях соответствующих многопрофильных центральных поликлиник.
Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.А.) и Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.Б.):
в трехмесячный срок внедрить дифференцированную систему поощрения семейных врачей и «медицинских бригад» исходя из показателей оценки, установленных настоящим пунктом;
в срок до 1 апреля 2021 года разработать и утвердить обновленные штатные нормативы учреждений первичной медико-санитарной помощи.
4. Утвердить График создания пунктов семейного врача и семейных поликлиник в 2021–2023 годах согласно приложению № 2. При этом дополнительно будут созданы:
315 пунктов семейного врача, из них 100 – в 2021 году, 105 – в 2022 году, 110 – в 2023 году;
52 семейных поликлиники в сельской местности, из них 17 – в 2021 году, 18 – в 2022 году, 17 – в 2023 году;
33 семейных поликлиники в городах, из них 7 – в 2021 году, 13 – в 2022 в году, 13 – в 2023 году.
Определить источниками финансирования создания дополнительных пунктов семейного врача и семейных поликлиник:
средства республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента;
благотворительные пожертвования юридических и физических лиц;
иные источники, не запрещенные законодательством.
Возложить на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за полноценную организацию деятельности дополнительно создаваемых пунктов семейного врача и семейных поликлиник, обеспечение их квалифицированными работниками, а также внедрение в деятельность данных медицинских учреждений мер, определенных настоящим Указом.
5. Установить, что с 2021/2022 учебного года:
в Каршинском государственном университете, Джизакском государственном педагогическом институте, Навоийском государственном педагогическом институте и Гулистанском государственном университете исходя из существующей потребности открываются медицинские факультеты, в которых наряду с другими медицинскими высшими образовательными учреждениями внедряется система обучения на основе совместных образовательных программ в сотрудничестве с ведущими зарубежными медицинскими высшими образовательными учреждениями;
в медицинских учреждениях областей, пунктах семейного врача и семейных поликлиниках создаются клинические базы медицинских высших образовательных учреждений, студенты их выпускных курсов проходят учебную практику в данных клинических базах;
в Техникумах общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино и медицинских колледжах внедряется система подготовки помощников семейного врача. При этом Министерством здравоохранения внедряется совершенно новая система подготовки помощников семейного врача в техникумах и колледжах с учетом рекомендаций и предложений Всемирной организации здравоохранения;
Техникумы общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино и медицинские колледжи закрепляются за пунктами семейного врача и семейными поликлиниками, их учащиеся проходят практику в этих учреждениях исходя из специализации.
Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством здравоохранения, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей реализовать меры, предусмотренные настоящим пунктом.
6. Внедрить начиная с 2021 года программу «Сельский врач» для врачей пунктов семейного врача и семейных поликлиник, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах.
Установить, что в рамках программы «Сельский врач»:
врачам, проживающим в других регионах и окончившим медицинские высшие образовательные учреждения в течение последних 3 лет, при принятии на работу в пункты семейного врача и семейные поликлиники, расположенные в отдаленных и труднодоступных районах, выделяются единовременные денежные средства в размере 30 миллионов сумов, не имеющим жилье – служебные жилые помещения сроком на три года или компенсируется ежемесячная арендная плата в двукратном размере базовой расчетной величины из Государственного бюджета;
перечень отдаленных и труднодоступных районов утверждается Кабинетом Министров;
Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей составляется и регулярно обновляется перечень вакантных должностей врача исходя из потребности отдаленных и труднодоступных районов в кадрах врачей;
для использования возможностей, предоставленных настоящим пунктом, между врачами и Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей заключается договор.
Определить, что финансирование программы «Сельский врач» производится за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей.
Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей:
в месячный срок определить потребность в кадрах врачей пунктов семейного врача и семейных поликлиник, а также претендентах в разрезе каждой махалли, обеспечить их жильем и денежными средствами, внести в Министерство здравоохранения предложение по увеличению параметров приема для подготовки в медицинских высших образовательных учреждениях;
совместно с хокимами районов и коммерческими банками обеспечить выделение жилья, строящегося на основе ипотечных программ, в первую очередь врачам, принимаемым на работу в пункты семейного врача и семейные поликлиники.
Министерству финансов совместно с Министерством здравоохранения выделить в следующем году из Государственного бюджета средства в размере до 20 миллиардов сумов на финансирование мероприятий, указанных в настоящем пункте.
7. Категорически запретить:
привлечение медицинских работников к разного рода работам, не относящимся к их служебным обязанностям;
привлечение медицинских работников к собраниям и другим мероприятиям, не связанным с их профессиональной деятельностью, организацию принудительной подписки на различные печатные издания.
Строго предупредить Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, хокимов районов и городов, а также руководителей других государственных органов и организаций о привлечении к соответствующей ответственности за нарушение настоящих требований.
Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.Т.) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений на постоянной основе проводить контрольные мероприятия по соблюдению законодательства в целях своевременного выявления и пресечения фактов ограничения прав и свобод медицинских работников с обеспечением привлечения к ответственности виновных лиц.
8. Определить, что:
работодатель каждого предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности, несет персональную ответственность за прохождение своими работниками медицинских процедур в день медицинского осмотра;
граждане, принимаемые на работу на предприятия, в учреждения и организации, независимо от формы собственности, в обязательном порядке информируют своих работодателей о дате прохождения ими медицинского осмотра.
Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.Б.) обеспечить установление Государственной трудовой инспекцией системного контроля за соблюдением данных требований всеми работодателями, при необходимости, принятие действенных мер в отношении должностных лиц, нарушающих настоящие требования, в установленном законодательством порядке.
Рекомендовать Совету Федерации профсоюзов Узбекистана осуществление эффективного общественного контроля за представлением и защитой трудовых, других социально-экономических прав и интересов работников при реализации мер, указанных в настоящем пункте, с привлечением профсоюзных организаций соответствующих отраслей и организаций.
9. Внедрить с 1 января 2021 года поэтапно систему специальной оценки условий труда взамен проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования.
Определить, что:
процесс специальной оценки ставит своей целью прежде всего устранение воздействия на здоровье работников факторов опасности и вредности, свойственных определенным рабочим местам;
в состав работников по проведению специальной оценки в обязательном порядке включается специалист по гигиене труда с высшим образованием;
специальная оценка проводится исключительно организацией (юридическим лицом), имеющей свидетельство на право выполнения работ по специальной оценке.
Кабинету Министров обеспечить:
полное внедрение системы специальной оценки в 2021–2023 годах;
создание в срок до 1 января 2021 года базы единой электронной платформы для внедрения механизма внесения и анализа результатов специальной оценки условий труда, в срок до 1 февраля 2021 года – ее полный запуск.
10. Принять к сведению, что в 2014 году Всемирной организацией здравоохранения принята специальная резолюция о развитии Паллиативной медицинской службы.
Министерству здравоохранения (Иноятов А.Ш., Баситханова Э.И.) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений, а также другими заинтересованными организациями в срок до 1 мая 2021 года внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающий утверждение целевых показателей (индикаторов) Концепции развития паллиативной медицинской службы в Узбекистане в 2021–2025 годах вместе с «дорожной картой» по их реализации в разбивке по годам с привлечением экспертов Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ.
11. Агентству по борьбе с коррупцией (Бурхонов А.Э.) совместно с Министерством здравоохранения (Хаджибаев А.М.) в месячный срок разработать программу по реализации проекта «Сфера без коррупции» в системе здравоохранения. При этом разместить у входа в каждый пункт семейного врача, семейную поликлинику и больницу призывы, «телефоны доверия» и другие пропагандистские материалы, направленные на предупреждение коррупции.
12. Национальному агентству «Узбеккино» совместно с Республиканским центром духовности и просветительства, Министерством культуры, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана создать и регулярно показывать по телевидению видеоролики, научно-популярные передачи, художественные и документальные фильмы, прославляющие профессию медицинского работника, размещать их на телевидении и радио в качестве социальной рекламы в целях правильного доведения до общественности сути и содержания реформ, проводимых в сфере здравоохранения.
Агентству информации и массовых коммуникаций, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать работу по широкому освещению целей и задач настоящего Указа в средствах массовой информации.
Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента организовать работу по широкому освещению на региональных телеканалах и в средствах массовой информации формирования здорового образа жизни, обеспечения общественного здоровья населения, а также целей и задач настоящего Указа.
13. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
14. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
15. Возложить на министра здравоохранения Хаджибаева А.М., первого заместителя министра здравоохранения Иноятова А.Ш., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Первому заместителю советника Президента Республики Узбекистан Туйчиеву Л.Н., министру здравоохранения Хаджибаеву А.М. и первому заместителю министра здравоохранения Иноятову А.Ш. ежеквартально вносить Президенту Республики Узбекистан информацию о проделанной работе по реализации настоящего Указа.
Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего Указа, координацию и контроль за деятельностью ответственных ведомств возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Туйчиева Л.Н.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев