08.09.2020
Указ Президента Республики Узбекистан
Земля является общенациональным богатством, основой жизнедеятельности и благосостояния народа Узбекистана, важнейшим природным ресурсом. Поэтому обеспечение рационального и эффективного использования земель в установленных целях, охрана земель, полноценное ведение Единой системы государственных кадастров, неразрывно связанной с землей, являются важнейшими задачами государства.
Широкомасштабные преобразования в сфере экономики требуют ведения конкретного учета и дальнейшего совершенствования системы рационального использования земли и связанных с ней ресурсов.
В частности, концентрация в одном органе задач по выделению земли, ведению ее учета, размещению сельскохозяйственных культур, осуществлению земельного надзора, а также подготовка кадастровых дел земельных участков, зданий и сооружений (далее – недвижимое имущество) непосредственно регистрирующим органом порождает конфликт интересов в данной сфере.
В целях кардинального совершенствования системы ведения учета земли и государственных кадастров:
1. Передать Министерству сельского хозяйства задачи, функции и полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру по ведению мониторинга сельскохозяйственных земель и культур, размещению сельскохозяйственных культур, осуществлению государственного надзора за охраной сельскохозяйственных земель, проведению бонитировки почв, определению нормативной стоимости сельскохозяйственных земель, повышению плодородия почвы, проведению исследований в области почвоведения и геоботаники.
Определить, что проведение мониторинга земель несельскохозяйственного назначения в целях своевременного определения изменений их структуры, предупреждения и ликвидации последствий негативных процессов осуществляется в рамках Государственного мониторинга окружающей природной среды в Республике Узбекистан.
2. Образовать на базе Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (далее – Агентство по кадастру).
3. Определить основными задачами и направлениями деятельности Агентства по кадастру:
а) в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество:
обеспечение реализации единой государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;
ведение государственного земельного кадастра, государственного кадастра зданий и сооружений;
осуществление эффективного земельного надзора, направленного на обеспечение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и недопущение самовольного захвата земельных участков;
б) в сфере геодезии и картографии:
обеспечение реализации единой государственной политики в сфере геодезии и картографии;
проведение картографического мониторинга с использованием данных и материалов аэрокосмической съемки, топографических, геодезических и картографических изысканий и исследований, а также дистанционного зондирования земли и геодинамических исследований;
ведение государственного картографо-геодезического кадастра;
осуществление государственного геодезического надзора;
в) в сфере ведения государственных кадастров:
обеспечение реализации единой государственной политики в сфере ведения государственных кадастров;
координацию деятельности органов государственного управления и органов государственной власти на местах в сфере ведения государственных кадастров;
ведение Единой системы государственных кадастров, обеспечение эффективного ведения государственного кадастра территорий;
осуществление эффективного кадастрового надзора, направленного на обеспечение соблюдения порядков ведения государственных кадастров;
г) расширение международного сотрудничества в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии, картографии и ведения государственных кадастров;
д) обеспечение переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии, картографии и ведения государственных кадастров.
4. Принять к сведению, что:
возникновение, изменение, отчуждение, ограничение и прекращение права собственности на недвижимое имущество, в том числе права собственности, владения, использования и аренды земельного участка, вступает в силу исключительно после государственной регистрации;
установлена административная ответственность лиц, виновных в несвоевременном обращении за регистрацией прав на недвижимое имущество;
кадастровое дело подготавливается в целях определения вида, характеристик, объема, стоимости и других показателей недвижимого имущества.
5. Внедрить порядок, в соответствии с которым:
кадастровые дела земельных участков, находящихся в резерве, а также выделяемых новых земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения подготавливаются по обращениям районных (Кувасайского городского) отделов сельского хозяйства, на землях несельскохозяйственного назначения – районных (городских) отделов строительства на основе заказов хокимиятов районов (городов), данные расходы покрываются владельцами соответствующих земельных участков при государственной регистрации права на земельный участок;
подготовка кадастровых дел земельных участков и государственная регистрация прав на недвижимое имущество в случае возникновения права на земельные участки, не прошедшего государственную регистрацию до вступления в силу настоящего Указа, осуществляются на основе заявок правообладателей за счет их средств;
подготовка кадастровых дел земельных участков, выделенных государственным органам и организациям, органам хозяйственного управления, в том числе лесным хозяйствам, организациям водного хозяйства, охраняемым природным территориям и социальным учреждениям, а также государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются на основе заявок балансодержателей за счет их средств;
подготовка кадастровых дел осуществляется инженерами по кадастру, аттестованными Агентством по кадастру, и организациями системы Агентства по кадастру на договорной основе;
с 1 октября 2020 года решения, протоколы аукционов и тендеров, нотариально удостоверенные сделки и другие документы, предусматривающие возникновение, изменение, отчуждение, ограничение и прекращение прав на земельные участки, вступают в силу после государственной регистрации в Национальной географической информационной системе Республики Узбекистан (далее – Национальная геоинформационная система);
ведение государственного земельного кадастра, а также государственного кадастра зданий и сооружений осуществляется на основе данных, собранных путем государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
6. Определить, что с 1 января 2021 года:
вся информация о типе, контурах, границах и правообладателях земель вносится в онлайн-геопортал Агентства по кадастру (далее – онлайн-геопортал);
онлайн-геопортал интегрируется с Национальной геоинформационной системой;
земельный баланс и его отчетность, а также книга районного (городского) земельного кадастра ведутся исключительно в Национальной геоинформационной системе;
Единая система государственных кадастров формируется в Национальной геоинформационной системе;
соответствующие данные государственных кадастров представляются в Национальную геоинформационную систему исключительно посредством телекоммуникационных сетей напрямую.
7. Агентству по кадастру:
а) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров:
проект закона, предусматривающий рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с непрохождением государственной регистрации права на земельный участок, самовольным захватом земельных участков, а также нарушением порядка ведения государственных кадастров, исключительно органами Агентства по кадастру;
проект правительственного решения, предусматривающий пересмотр расценок на государственные услуги в сфере государственного кадастра объектов недвижимости, в том числе уменьшение размера сбора, взимаемого за государственную регистрацию прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения;
б) до 1 ноября 2020 года запустить онлайн-геопортал в порядке эксперимента;
в) до 1 декабря 2020 года обеспечить внесение всех сельскохозяйственных карт в онлайн-геопортал и его интеграцию с Национальной геоинформационной системой;
г) с 1 января 2021 года осуществить полный запуск онлайн-геопортала.
8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством сельского хозяйства и Министерством строительства до конца 2021 года обеспечить полную государственную регистрацию в Национальной геоинформационной системе решений, протоколов аукционов и тендеров о выделении земельных участков, а также других документов, служащих основанием для возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки.
9. Установить, что с 1 января 2021 года средства, предусматриваемые в Государственном бюджете Республики Узбекистан на определение нормативной стоимости, переоценку, проведение бонитировки почвы и корректировки карт почвы сельскохозяйственных земель, а также выполнение работ по агрохимическому исследованию почвы орошаемых земель, составление агрохимических картограмм и проведение мониторинга почвы (земель), выделяются Министерству сельского хозяйства.
Министерству сельского хозяйства в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложение о привлечении субъектов предпринимательства к выполнению работ по бонитировке почвы, определению нормативной стоимости сельскохозяйственных земель и проведению геоботанических исследований.
10. Внести дополнение и изменение в пункт 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2019 года № УП–5708 «О мерах по совершенствованию системы государственного управления в сфере сельского хозяйства» согласно приложению № 1.
11. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
12. Государственному налоговому комитету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров:
в двухнедельный срок проект постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан»;
в двухмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев