11.08.2020
Постановление Президента Республики Узбекистан
В последние годы реализуются последовательные реформы по развитию сельского хозяйства, внедрению современных рыночных механизмов, развитию современных систем управления и повышению экспортного потенциала в данном направлении.
Важное значение в данном направлении имеет принятие Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы.
В результате внедрения кластерной модели производства сельскохозяйственной продукции в последние годы на 125 тысячах гектаров, или 12 процентах, посевных площадей хлопчатника функционируют кооперации, на 908 тысячах гектаров, или 88 процентах, – кластеры.
В целях создания благоприятного агробизнес-климата и цепочки высокой добавленной стоимости, кардинального реформирования деятельности и улучшения материально-технической базы научно-исследовательских учреждений сельского хозяйства, широкого внедрения системы знаний, инноваций и агроуслуг в сельском хозяйстве на основе мирового опыта, а также совершенствования видов услуг, поддержки развития кооперационных отношений в отрасли и дальнейшего расширения сотрудничества со Всемирным банком:
1. Принять к сведению, что:
а) в целях финансирования проекта «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан» (далее – Проект) 20 марта 2020 года Советом директоров Всемирного банка сроком на 30 лет одобрено:
выделение Международным банком реконструкции и развития займа в размере 181 миллиона долларов США, включая десятилетний льготный период;
выделение Международной ассоциацией развития кредита в размере 100 миллионов долларов США, включая десятилетний льготный период;
выделение Международной ассоциацией развития льготного кредита в размере 219 миллионов долларов США с пятилетним льготным периодом;
б) общая стоимость Проекта составляет 659,3 миллиона долларов США, из них: доля Республики Узбекистан составляет в эквиваленте 159,3 миллиона долларов США, в том числе:
доля в виде предоставления льгот по налоговым и таможенным платежам, оплаты финансовых расходов в период инвестиций – в эквиваленте 124,3 миллиона долларов США;
доля участников Проекта (бенефициаров) – в эквиваленте 35 миллионов долларов США;
в) срок реализации Проекта – 6 лет (2020–2026 годы).
2. Определить приоритетными направлениями финансирования в рамках Проекта:
создание в сельском хозяйстве эффективной системы научных исследований, образования и консультационных услуг, интегрированной с производством;
внедрение надежных и прозрачных методов цифровизации сельского хозяйства, накопления, анализа и распространения статистической информации;
обеспечение безопасности продовольственной продукции и усиление контроля за качеством производства сельскохозяйственной продукции на основе принципа «от поля до потребителя», создание агрологистической, дорожной и другой необходимой инфраструктуры;
стимулирование экспорта, создание благоприятного агробизнес-климата и цепочки добавленной стоимости в производстве конкурентоспособной, экспортоориентированной сельскохозяйственной продукции с высокой добавленной стоимостью для международных рынков;
диверсификацию сельского хозяйства и продовольственной отрасли, снижение государственного участия в сфере, развитие системы кооперации и повышение инвестиционной привлекательности отрасли;
рациональное использование земельных, водных ресурсов и лесного фонда;
внедрение в отрасль современных систем управления, совершенствование сервиса оказания услуг.
3. Утвердить:
Технико-экономическое обоснование и основные показатели проекта «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан» согласно приложению №1;
Схему использования средств Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития по проекту «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан» согласно приложению №2;
«Дорожную карту» по реализации проекта «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан» согласно приложению №2а;
График использования и погашения займа Международного банка реконструкции и развития, выплаты комиссий и процентов в рамках проекта «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан» согласно приложению №3;
График использования и погашения кредита Международной ассоциации развития, выплаты комиссий и процентов в рамках проекта «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан» согласно приложению №3а;
График использования и погашения льготного кредита Международной ассоциации развития, выплаты комиссий и процентов в рамках проекта «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан» согласно приложению №3б;
Прогнозные показатели объемов экспорта плодоовощной продукции на 2021–2025 годы в рамках проекта «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан» согласно приложению №4.
4. Установить, что:
Проект реализуется во всех регионах Республики Узбекистан;
Министерство сельского хозяйства обеспечивает своевременную и полную реализацию, а также результативность Проекта;
средства, полученные от Всемирного банка, возвращаются за счет возврата ресурсов, выданных Министерством финансов Государственному бюджету Республики Узбекистан и коммерческим банкам;
Агентство по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения при Министерстве сельского хозяйства является исполнительным органом, ответственным за своевременную и полную реализацию, управление Проектом, ведение мониторинга и отчетности в период реализации Проекта;
функции по управлению кредитной линией, обеспечению своевременного освоения и целевого использования средств Всемирного банка, а также ведению мониторинга и отчетности по реализации субпроектов возлагаются на участвующие в Проекте коммерческие банки Республики Узбекистан.
5. Утвердить состав Рабочей группы по реализации проекта «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан» согласно приложению № 5.
Возложить на Рабочую группу (Барноев, Ходжаев) выполнение следующих задач:
организация и координация своевременной, полной и эффективной реализации Проекта;
отбор расходов, осуществляемых в рамках Проекта на основе оптимальных решений, обоснованности, результативности и целесообразности проектов, финансируемых коммерческими банками;
перераспределение по согласованию со Всемирным банком сэкономленных средств, выделенных в рамках Проекта исходя из приоритетных направлений финансирования;
внесение, при необходимости, дополнений и изменений в приложения к постановлению. При этом рабочим органом Рабочей группы является Управление по реализации Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы Министерства сельского хозяйства.
6. Принять к сведению, что в соответствии с законодательством в рамках реализуемых проектов за счет займов, предоставленных международными финансовыми институтами и зарубежными правительственными финансовыми организациями:
оборот по реализации товаров (услуг), приобретаемых юридическими лицами, в случае одобрения данных проектов международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями до 1 июля 2020 года не облагается налогом на добавленную стоимость и акцизным налогом;
товары, ввозимые на таможенную территорию юридическими лицами, освобождены от уплаты таможенной пошлины за счет данных заемных средств;
юридические лица – нерезиденты Республики Узбекистан освобождены от уплаты налога на прибыль до 1 июля 2021 года;
средства, сэкономленные в результате данных льгот, считаются вкладом Республики Узбекистан в реализацию Проекта.
7. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством финансов и Центральным банком в месячный срок разработать и утвердить Положение о порядке обслуживания займа Международного банка реконструкции и развития (далее – Положение) с определением сроков и условий финансирования займа, предоставляемого в рамках Проекта (с учетом валютного риска), критериев отбора и оценки субпроектов.
8. Принять к сведению, что подписано заемное соглашение между Министерством инвестиций и внешней торговли от имени Республики Узбекистан (С.Умурзаков), Международным банком реконструкции и развития и Международной ассоциацией развития о финансировании проекта «Модернизация сельского хозяйства Республики Узбекистан».
Уполномочить Министерство финансов подписывать от имени Республики Узбекистан соглашения с участвующими в Проекте Министерством сельского хозяйства, коммерческими банками и другими министерствами и ведомствами Республики Узбекистан о перекредитовании средств, выделяемых Всемирным банком, а также вносить в данные соглашения, при необходимости, изменения и дополнения. При этом условия соглашений о перекредитовании определить в соответствии с Положением.
9. Министерству инвестиций и внешней торговли, Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов обеспечить внесение изменений и дополнений в Инвестиционные программы на основе Проекта в установленном порядке.
10. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей обеспечить:
принятие соответствующих мер для своевременной и эффективной реализации мероприятий в рамках Проекта, обеспечения его результативности, а также гласности и предупреждения коррупции в процессе освоения привлекаемых средств;
выделение в рамках Проекта в установленном порядке земельных площадей плодоовощеводческим кооперациям, в том числе крупным комплексам агрологистики, строящимся в регионах, за сельскохозяйственные и лесохозяйственные потери без взимания компенсации на основе права безвозмездного пользования;
покрытие расходов на предоставление компенсаций землепользователям на выделенных земельных участках (за убытки, понесенные фермерскими хозяйствами, вырубленные деревья, отселение граждан, все убытки, понесенные гражданами) и обеспечение подключения комплексов агрологистики к инженерной, дорожной и транспортной инфраструктуре, а также других расходов за счет средств местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.
11. Министерству иностранных дел обеспечить по заявкам Министерства сельского хозяйства оформление въездных виз зарубежным специалистам, участвующим в реализации Проекта, без взимания сборов в счет возмещения консульских и фактических расходов.
12. Министерству внутренних дел обеспечить по заявкам Министерства сельского хозяйства оформление, выдачу и продление многократных виз, а также регистрацию и продление срока регистрации по месту временного проживания в Республике Узбекистан зарубежным специалистам, привлекаемым в рамках Проекта, без взимания государственной пошлины.
13. Возложить персональную ответственность на министра сельского хозяйства, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей за обеспечение условий, необходимых для эффективной реализации мероприятий в рамках Проекта, своевременную подготовку и предоставление необходимых отчетов и документов согласно требованиям Всемирного банка и национального законодательства.
14. Счетной палате установить постоянный контроль за целевым выделением, использованием средств, выделенных в рамках Проекта, каждые полгода вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан соответствующую информацию.
15. Агентству по противодействию коррупции:
разработать и внедрить конкретные механизмы обеспечения открытости, гласности и прозрачности в процессе целевого использования средств, выделенных в рамках Проекта;
установить постоянный контроль за обеспечением открытости, гласности и прозрачности в реализации Проекта.
16. С целью обеспечения эффективной и своевременной реализации мер, определенных в настоящем постановлении:
а) Рабочей группе (Барноев, Ходжаев):
в недельный срок провести свое первое заседание, определить конкретные задачи ответственных исполнителей в рамках Проекта;
в двухнедельный срок утвердить «Дорожные карты» по использованию средств Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития в рамках Проекта, разработанные в разрезе регионов на основании предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей;
б) Министерству сельского хозяйства (Ходжаев):
совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли (Вафаев), Министерством финансов (Эргашев) и Центральным банком (Холхужаев) в месячный срок организовать двухнедельный семинар для работников министерств и ведомств, ответственных за реализацию Проекта, с привлечением зарубежных консультантов;
принять меры по привлечению субъектов предпринимательства на основе условий государственно-частного партнерства в рамках реализации Проекта;
совместно с Министерством финансов (Эргашев) по итогам каждого квартала вносить в Кабинет Министров информацию о профинансированных субпроектах, а также результатах мониторинга их качественной реализации;
в) заместителю Премьер-министра Умурзакову С. принять меры по привлечению предприятий-экспортеров в рамках Проекта с целью увеличения объемов экспорта сельскохозяйственной продукции;
г) Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, районов (городов) в месячный срок провести с участием инициаторов презентации о разработке и осуществлении мероприятий, реализуемых в рамках Проекта;
д) Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (Ходжаев) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана и Информационным агентством «Дунё» принять меры по широкому освещению среди населения мер, определенных в постановлении, с привлечением средств массовой информации и субъектов предпринимательства.
17. Министерству сельского хозяйства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
18. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Барноева У.И.
О результативности данного постановления доложить Президенту Республики Узбекистан 1 декабря 2020 года и по итогам каждого квартала 2021 года.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев