28.03.2017
Отметить, что за последние годы, благодаря осуществлению целого ряда работ по строительству и реконструкции, на территориях функционирующих в республике дехканских рынков и торговых комплексов созданы комфортные условия для деятельности продавцов и покупателей, достигнуты положительные результаты в сфере улучшения санитарного состояния, охраны общественного порядка и обеспечения пожарной безопасности.
Вместе с тем анализ текущей ситуации показал, что, несмотря на проведенные работы, в большинстве дехканских рынков все еще не в полной мере учтены меры безопасности, в частности, требования к пожарной безопасности в зданиях и сооружениях, санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, а также имеются определенные неудобства для продавцов и покупателей в связи с недостаточностью близко расположенных мест временного хранения автотранспортных средств.
Учитывая значимость и роль дехканских рынков в развитии экономики республики и повседневной жизни населения, и в целях создания благоприятных условий для покупателей, широкой пропаганды и последовательного внедрения передового опыта и высокой культуры торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями в сфере организации торговли, осуществления капитальной реконструкции существующих дехканских рынков в виде современных торговых комплексов, с учетом богатых традиций восточной и национальной архитектуры:
1. Принять к сведению, что Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству разработаны, с учетом численности жителей, дальности расстояния и расположения существующих дехканских рынков относительно населенных пунктов в разрезе территорий республики, типовые проекты современных торговых комплексов в виде гипермаркетов, супермаркетов, мини-маркетов четырех типов, а также возводимых на прилегающих к ним территориях, с широким использованием сэндвич-панелей, временных сборно-разборных павильонов легкой конструкции (далее – современные торговые комплексы).
2. Утвердить:
Программу по реконструкции дехканских рынков и строительству на их территории современных торговых комплексов на период 2017-2019 годы (далее – Программа) согласно приложению № 1;
состав Республиканской комиссии по реализации Программы по реконструкции дехканских рынков и строительству на их территории современных торговых комплексов на период 2017-2019 годы (далее – Республиканская комиссия) согласно приложению № 2;
типовой состав территориальных рабочих комиссий при Совете Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятах областей по реализации Программы по реконструкции дехканских рынков и строительству на их территории современных торговых комплексов на период 2017-2019 годы согласно приложению № 3.
3. Возложить на Республиканскую комиссию (З. Мирзаев) выполнение следующих задач:
контроль за качественной и своевременной реализацией Программы;
осуществление по согласованию с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, городов и районов, заинтересованными министерствами и ведомствами адресного размещения современных торговых комплексов, строящихся на территории дехканских рынков в период 2017-2019 годы;
внесение на ежеквартальной основе в Кабинет Министров Республики Узбекистан информации о ходе исполнения Программы.
4. Республиканской комиссии (З. Мирзаев) в месячный срок совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством здравоохранения и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан:
провести полную инвентаризацию всех имеющихся в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте дехканских рынков;
по результатам инвентаризации разработать и в установленном порядке внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан соответствующие практические предложения по эффективной организации дальнейшей деятельности дехканских рынков.
5. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей – председателям территориальных рабочих комиссий обеспечить:
в срок до 1 мая 2017 года определение, по согласованию с Республиканской комиссией, потенциальных инвесторов для осуществления работ по реконструкции дехканских рынков и строительству на их территории современных торговых комплексов;
организацию осуществления работ по реконструкции дехканских рынков и строительству на их территории современных торговых комплексов с соблюдением всех требований градостроительных норм и правил, а также сроков сдачи объектов в эксплуатацию, предусмотренных Программой;
своевременное осуществление всеми заинтересованными организациями действий и процедур по оформлению и регистрации документов, получению необходимых разрешений (согласований) по вопросам, связанным с выполнением Программы.
6. Государственному комитету по архитектуре и строительству (Б. Закиров) обеспечить в установленном порядке:
своевременное проведение государственной экспертизы разработанных типовых проектов новых современных торговых комплексов;
установление надлежащего архитектурно-строительного надзора путем закрепления проектных институтов за осуществлением строительства объектов с неукоснительным соблюдением действующих градостроительных норм и правил, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, требований в части обеспечения безопасности граждан и пожарной безопасности на объектах в строгом соответствии с утвержденными типовыми проектами;
осуществление системного контроля за соблюдением в полном объеме предъявляемых требований в части применения оптимальных проектных решений в процессе проектирования современных торговых комплексов и формирования общей стоимости проекта, размещения в них всех необходимых объектов инфраструктуры (в том числе мест временного хранения автотранспортных средств, благоустройства территории и др.), а также требований безопасности (установление камер наблюдения и др.).
7. Определить ООО «Узагросаноатлойиха» генеральной проектной организацией по разработке проектов реконструкции дехканских рынков и строительства на их территории современных торговых комплексов в городах и сельской местности республики в рамках реализации Программы.
8. Разрешить, в порядке исключения, осуществлять параллельное строительство и проектирование по объектам современных торговых комплексов, ввод которых запланирован на 2017 год.
9. Определить источниками финансирования реализации Программы по реконструкции дехканских рынков и строительству на их территории современных торговых комплексов на период 2017-2019 годы:
строительства современных торговых комплексов на территории дехканских рынков в сельской местности – средства Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, а в городах республики – собственные средства субъектов предпринимательства, а также кредиты коммерческих банков;
возводимых на прилегающих к дехканским рынкам территориях, с широким использованием сэндвич-панелей, временных сборно-разборных павильонов легкой конструкции в городах и сельской местности республики – средства Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан;
реализации мероприятий по благоустройству территорий, прилегающих к современным торговым комплексам и создания мест для парковки автомототранспорта (автостоянок) – средства Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан и субъектов предпринимательства.
10. Установить, что:
строительство современных торговых комплексов осуществляется силами субъектов предпринимательства и создаваемой при Национальном банке внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан Дирекцией по строительству рынков (далее – Дирекция), с условием последующей реализации, в установленном порядке, законченных строительством современных торговых комплексов субъектам предпринимательства;
отбор подрядных организаций для осуществления реконструкции дехканских рынков и строительства на их территории современных торговых комплексов в регионах республики производится Дирекцией.
11. В целях оптимизации расходов, связанных со строительством современных торговых комплексов, освободить сроком до 1 января 2020 года:
Дирекцию – от уплаты земельного налога за земельные участки, предоставляемые Дирекции под строительство современных торговых комплексов, в том числе государственных пошлин и сборов при государственной регистрации сделок, налога на прибыль юридических лиц в части доходов, полученных от реализации в установленном порядке завершенных строительством современных торговых комплексов, налога на добавленную стоимость, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, а также от обязательных отчислений в государственные целевые фонды;
организации-поставщиков сэндвич-панелей, используемых для строительства современных торговых комплексов, независимо от их организационно-правовой формы – от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров.
12. Рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан, коммерческим банкам в рамках реализации Программы:
обеспечивать выделение субъектам предпринимательства кредитов для строительства современных торговых комплексов на срок не менее 5 лет, с процентной ставкой, не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, с льготным периодом для погашения основного долга не менее 1 года;
не применять по отношению к коммерческим банкам установленные ограничения по максимальной доле кредитов, предоставляемых предприятиям одной отрасли, и ограничения по участию коммерческих банков в уставных капиталах других организаций.
13. Установить, что:
в уставных фондах дехканских рынков, включающих в себя торговые павильоны, возведенные при участии Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан с использованием сэндвич-панелей, легких сборно-разборных конструкций, сохраняется государственная доля в размере не менее 51 процента;
средства, направленные Дирекцией на строительство на территории дехканских рынков временных торговых павильонов сборно-разборной конструкции, не включаются в проектную стоимость современных торговых комплексов. При этом Дирекция имеет право при необходимости осуществлять снос и перенос временных торговых павильонов легкой конструкции на другое место.
14. Министерству внутренних дел и Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан обеспечить:
установление со стороны Министерства внутренних дел Республики Каракалпакстан, областных управлений внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям контроля за соблюдением при разработке проектов современных торговых комплексов требований в части принятия во внимание обеспечения безопасности граждан и пожарной безопасности, оснащения камерами видеонаблюдения и системами оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях, особенно по наличию необходимого количества мест временного хранения автотранспортных средств, устройству дорог надлежащего качества для свободного передвижения автотранспортных средств общественного, личного и аварийно-спасательного назначения;
проведение перед сдачей в эксплуатацию завершенных строительством объектов практическо-тактических занятий, направленных на обеспечение в них безопасности, с дальнейшим проведением таких мероприятий периодичностью 1 раз в квартал.
15. Министерству экономики Республики Узбекистан, АО «Узметкомбинат» и АО «Узкурилишматериаллари» обеспечить выделение, по обоснованным расчетам заказчика и проектной организации, цемента и металлопроката по регулируемым ценам для реконструкции дехканских рынков и строительства на их территории современных торговых комплексов.
16. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей обеспечить в установленном порядке предоставление (отвод) земельных участков, необходимых для проведения работ по реконструкции дехканских рынков и строительству на их территории современных торговых комплексов, а также подготовку их территории, возмещение юридическим и физическим лицам убытков, понесенных в связи с осуществлением сноса зданий и сооружений.
17. Ввести с 1 апреля 2017 года порядок, в соответствии с которым:
места временного хранения автотранспортных средств, расположенные на прилегающих к дехканским рынкам территориях, переводятся в состав этих дехканских рынков и в дальнейшем денежные поступления от их деятельности включаются в состав облагаемых налогом доходов дехканских рынков, с направлением 50 процентов указанных средств в местные бюджеты;
в обязательном порядке на всех дехканских рынках, имеющих 50 и более торговых мест, а также на местах временного хранения автотранспортных средств, расположенных на прилегающих к дехканским рынкам территориях, внедряется обязательный автоматизированный учет взимания разового сбора только через банковскую систему, с обеспечением работниками органов государственной налоговой службы контроля за своевременной и регулярной уплатой сбора с выручки.
18. Министерству здравоохранения, Министерству внутренних дел и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан обеспечить в установленном порядке создание на территориях дехканских рынков постоянно действующих стационарных постов санитарно-эпидемиологических служб и служб государственной пожарной безопасности, с прикреплением сотрудников, ответственных за соблюдение санитарной, финансовой дисциплины, состояние пожарной безопасности на рынках, а также организацию их деятельности.
19. Государственному налоговому комитету, Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с задействованными министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан конкретные предложения по эффективной организации торговли продовольственной и сельскохозяйственной продукцией на дехканских рынках и в современных торговых комплексах, а также по созданию при них системы торгово-закупочных предприятий.
20. Государственному налоговому комитету, Министерству финансов, Государственному комитету Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
21. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя правления АО «Узбекистон темир йуллари» Раматова А. Ж. и заместителя Премьер-министра – министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан Мирзаева З. Т.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 27 марта 2017 года.
За период независимости в республике проведена существенная работа по укреплению материально-технической базы дехканских рынков, созданию благоприятных условий для покупателей и продавцов, благоустройству территорий рынков, функционирующих в крупных городах и сельских районных центрах республики.
Только за последние 5 лет в городе Ташкенте и в регионах республики осуществлена капитальная реконструкция 17 дехканских рынков. В частности, в городе Ташкенте полностью снесены Алайский и Мирабадский рынки и на их месте построены новые современные дехканские рынки с использованием элементов декора традиционной восточной архитектуры.
Кроме того, в отдельных городах, областных и крупных районных центрах также осуществлены работы по сносу, перестройке и реконструкции дехканских рынков с созданием на их месте современных благоустроенных рыночных комплексов со всей необходимой инженерно-коммуникационной инфраструктурой и удобствами для продавцов и покупателей.
Вместе с тем, несмотря на проводимые работы, все еще не в полной мере обеспечена безопасность на дехканских рынках, в частности, не на должном уровне обеспечено соблюдение норм и правил пожарной безопасности зданий и сооружений, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, а также малое количество стоянок для автотранспорта, что создает неудобства продавцам и покупателям.
Всесторонний критический анализ функционирующих в настоящее время 328 дехканских рынков показал, что:
материально–техническая база более 70 процентов рынков (231) не отвечает современным требованиям организации торговли (инженерно-коммуникационные сети, торговые ряды, благоустройство, места парковки и др.);
более 20 процентов рынков (59), расположенных в сельских населенных пунктах районов, работают только 1 день в неделю и являются убыточными;
более 90 процентов рынков (301) нуждаются в капитальной реконструкции с учетом современных строительных норм и условий торгового обслуживания;
население сельских районов республики практически не имеет возможности приобретать сельскохозяйственную продукцию и товары повседневного спроса на рынках с использованием современных платежных систем (пластиковых карточек), уровень оказания торговых услуг населению также не соответствует установленным требованиям.
При этом основная часть дехканских рынков занимает большие территории, зачастую даже не имея в продаже необходимых видов потребительских товаров для населения.
Все эти факторы вызвали необходимость коренного пересмотра концепции реконструкции и стратегии дальнейшего развития дехканских рынков.
В целях улучшения архитектурного облика дехканских рынков и формирования современной торгово-рыночной инфраструктуры принято постановление Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Программы реконструкции дехканских рынков и строительства на их территории современных торговых комплексов на период
2017-2019 годы».
Основными направлениями концепции дальнейшей реконструкции дехканских рынков определены:
оптимизация количества рынков и занимаемых ими площадей;
строительство на территории рынков современных торговых комплексов, предназначенных для торговли продовольственными и потребительскими товарами, с организацией качественного сервисного обслуживания клиентов;
реконструкция рынков по реализации сельскохозяйственной продукции, с созданием максимально комфортных условий, предусматривающая возведение с широким использованием сэндвич-панелей временных сборно-разборных павильонов легкой конструкции и обеспечение необходимыми инженерными коммуникациями.
Постановлением утверждена Программа реконструкции дехканских рынков, которой предусмотрено:
первое – создание на территории дехканских рынков трехэтажных гипермаркетов (9), двухэтажных супермаркетов (28), одноэтажных супермаркетов (126) и мини-маркетов (79), отвечающих всем условиям современной торговли, а на прилегающих к ним территориях – автостоянок;
второе – строительство с широким использованием сэндвич-панелей временных сборно-разборных торговых павильонов легкой конструкции по реализации сельскохозяйственной продукции;
третье – оптимизация 59 неэффективных и убыточных дехканских рынков с возможным дальнейшим строительством на их территории современных торговых и производственных объектов.
При этом хочется особо подчеркнуть, что источниками финансирования объектов являются:
при создании торговых комплексов на территории дехканских рынков в сельской местности республики, благоустройстве прилегающих к ним территорий и организации автостоянок – средства Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан;
при строительстве торговых комплексов на территории дехканских рынков в крупных городах, благоустройстве прилегающей территории и организации автостоянок – в первую очередь средства субъектов предпринимательства, в том числе кредиты коммерческих банков, выдаваемые на срок не менее 5 лет по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан;
при строительстве в городах и районах на территории функционирующих дехканских рынков торговых комплексов и возводимых на прилегающих к ним территориях с широким использованием сэндвич-панелей временных сборно-разборных павильонов легкой конструкции – средства Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.
По предварительным расчетам, на реализацию Программы будет привлечено 746 миллиардов сумов, в том числе 631,5 миллиарда сумов – за счет средств Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан и 81,5 миллиарда сумов – средства предпринимателей, а также льготные кредиты других коммерческих банков.
Особо отмечено, что строительство на территории дехканских рынков в сельской местности современных 3 трехэтажных гипермаркетов, 21 двухэтажных и 116 одноэтажных супермаркетов, а также 63 мини-маркетов осуществляется за счет средств Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, с последующей их реализацией совместно с органами государственной власти на местах, предпринимателям в частную собственность.
Кроме того, строительство в городах республики 6 современных гипермаркетов, 17 супермаркетов и 16 мини-маркетов осуществляется за счет собственных средств финансово устойчивых субъектов предпринимательства на основе отбора, проведенного Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и городов.
Финансирование строительства с использованием легких сборно-разборных металлоконструкций на прилегающих к дехканским рынкам территориях 531 современного и компактного торгового павильона также будет осуществляться за счет средств Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.
С 1 апреля 2017 года вводится порядок, в соответствии с которым внедряется в обязательном порядке на всех дехканских рынках, имеющих 50 и более торговых мест, автоматизированный учет взимания разового сбора только через банковскую систему, с ежедневной проверкой полноты сбора работниками органов государственной налоговой службы.
Также на дехканских рынках создаются стационарные, постоянные посты государственных санитарной и противопожарной служб.
Кроме того, начиная с 1 апреля 2017 года, автостоянки, расположенные на прилегающих к дехканским рынкам территориях, передаются в распоряжение этих рынков. За счет денежных поступлений от автостоянок увеличатся доходы рынков и торговых комплексов, что одновременно обеспечит увеличение поступлений в местные бюджеты за счет отчислений от доходов рынков.
Реализация Программы обеспечит оптимизацию количества и территории, занимаемой дехканскими рынками, эффективное использование их площадей и объектов инфраструктуры, проведение единой государственной стратегии в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией, создание благоприятной торговой среды для покупателей, сокращение оборота наличных денежных средств за счет организации торговли через расчетные терминалы, а также полную реконструкцию к 2020 году дехканских рынков в республике.