09.03.2020
Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 года № УП–5853 «Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы», в частности отмены практики производства зерновых колосовых на основе государственного заказа, широкого внедрения рыночных механизмов в их закупку и реализацию, создания благоприятного климата агробизнеса, направленного на повышение производительности труда и обеспечение заинтересованности в сельском хозяйстве:
1. Согласиться с предложением Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, АК «Уздонмахсулот» и Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана об уменьшении на 25 процентов, начиная с урожая 2020 года, для каждого производителя зерновых размера договоров контрактации, заключенных в рамках государственных закупок между фермерскими хозяйствами, зерноводческими кластерами и предприятиями системы АК «Уздонмахсулот».
Фонду государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее – Фонд) закупить 2 265 тысяч тонн зерна (с сохранением действующего порядка выплаты надбавок за семенное зерно) для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно на внутреннем рынке в рамках государственных закупок.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 10 мая текущего года определить закупочные цены на зерно на 2020 год для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, принимая во внимание цены на мировом рынке и региональных биржах, а также ожидаемый урожай по республике.
2. Установить, что:
а) начиная с урожая 2020 года:
поэтапно отменяется практика производства зерновых колосовых на основе государственного заказа;
зерно, закупаемое государством для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке, хранится в хранилищах (емкостях) всех предприятий независимо от формы собственности, отвечающих требованиям хранения зерна на основе договоров;
б) начиная с урожая 2021 года:
полностью отменяется практика установления государством закупочных цен на зерно;
полностью отменяются государственные закупки, а зерно, произведенное фермерами и другими предприятиями, реализуется всем потребителям, в том числе зерноперерабатывающим предприятиям, зерноводческим кластерам и трейдерам, через биржевые торги либо на основе прямых договоров (фьючерс, форвард и другие) по свободным ценам;
Фонд на основе фьючерсных и форвардных договоров или через биржевые торги по свободной цене закупает зерно в количестве, необходимом для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке;
сохраняется система поставки сертифицированных семян с целью обеспечения зернопроизводящих хозяйств качественным семенным материалом, а в 2021–2023 годах поставка семян поэтапно возлагается на семеноводческие кластеры и элитные семеноводческие хозяйства в структуре Центра по развитию семеноводства при Министерстве сельского хозяйства и зерноводческие кластеры.
3. Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана ежегодно до 1 августа объявлять ожидаемые минимальные цены на урожай зерна следующего года, проанализировав при этом цены на мировых рынках и региональных биржах, а также исходя из сложившихся цен на рынках обеспечить ежеквартальную корректировку ожидаемых минимальных цен с опубликованием их в средствах массовой информации.
4. Реализация мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на республиканском внутреннем рынке возлагается на Фонд.
Зерно, закупаемое Фондом для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке, выставляется Фондом на биржевые торги для продажи по согласованию с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов Республики Узбекистан и Антимонопольным комитетом на основе месячного графика, утверждаемого заместителем Премьер-министра по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер.
5. Расходы, связанные с закупкой (приобретением, транспортировкой, хранением) зерна в количестве, необходимом для обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, а также разница (положительная, отрицательная), образовавшаяся между закупочной ценой и ценой реализации, отражаются в итогах финансовой деятельности Фонда, а в необходимых случаях образовавшееся отрицательное сальдо возмещается Фонду из республиканского бюджета.
6. Начиная с 1 июня 2020 года:
а) коммерческими банками за счет средств Фонда выделяются кредиты на финансирование расходов фермерских хозяйств, зерноводческих кластеров, а также элитных семеноводческих хозяйств в структуре Центра по развитию семеноводства для производства зерна сроком до 12 месяцев при финансировании в размере до 40 процентов общей стоимости валового сбора зерна по ставке, не превышающей 10 процентов годовых, при финансировании в размере до 50 процентов – по ставке, не превышающей 12 процентов годовых (из них маржа банка составляет 2 процента).
При этом:
фермерские хозяйства, зерноводческие кластеры, а также элитные семеноводческие хозяйства в структуре Центра по развитию семеноводства исходя из особенностей проведения агротехнических мероприятий самостоятельно распоряжаются кредитными средствами и выбирают поставщиков материальных ресурсов;
зерноводческие кластеры авансируют расходы фермерских хозяйств, связанные с производством зерна, в виде денежных средств;
часть кредитных средств, непогашенная в установленный срок, выделенная для финансирования расходов на производство зерна, переоформляется в качестве коммерческого кредита;
б) коммерческие банки выделяют коммерческие кредиты в размере до 50 миллиардов сумов сроком до 12 месяцев исключительно зерноперерабатывающим предприятиям, а также зерноводческим кластерам, имеющим мощности по переработке зерна, независимо от формы их собственности, для закупки зерна, произведенного в республике.
При этом за счет Фонда государственной поддержки предпринимательской деятельности предоставляется компенсация на возмещение:
части процентной ставки по коммерческим кредитам, выделяемым в национальной валюте, превышающей основную ставку Центрального банка Республики Узбекистан, но не более 10 процентных пунктов;
части в размере до 30 процентов процентной ставки, установленной коммерческими банками по кредитам, выделяемым в иностранной валюте, но не более 3 процентных пунктов.
Часть кредитных средств, непогашенная в установленный срок, выделенная для финансирования закупок зерна, не компенсируется за счет Фонда государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Кабинету Министров Республики Узбекистан предоставляется право при изменении основной ставки Центрального банка вносить корректировки в процентные ставки кредитов, выделяемых Фондом, маржу банка, а также размеры компенсаций, предоставляемых за счет Фонда государственной поддержки предпринимательской деятельности.
7. Министерству финансов совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, АК «Уздонмахсулот» и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок с привлечением субъектов предпринимательства, имеющих хранилища для хранения зерна, утвердить тарифы за услуги по приему и хранению произведенных зерновых колосовых начиная с урожая 2020 года.
8. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством экономики и промышленности, Государственным комитетом по статистике Республики Узбекистан, АК «Уздонмахсулот», Фондом, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей сформировать распределение зерна, закупаемого для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке в разрезе регионов в месячный срок – на 2020 год, в срок до 1 апреля – на последующие годы, а также перечень предприятий, претендующих на его хранение в разрезе регионов.
9. Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров Республики Узбекистан обеспечить ежемесячный контроль на предприятиях, хранящих зерно, за правильным хранением зерна по его качеству и количеству.
10. Агентству по развитию малого бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности совместно с Центральным банком Республики Узбекистан и коммерческими банками организовать учебные семинары для зерноводческих кластеров и зерноперерабатывающих предприятий о механизмах предоставления кредитов на закупку произведенного в республике зерна, установленных настоящим постановлением, с обеспечением широкого освещения в средствах массовой информации.
11. Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2020 года:
утвердить порядок определения в разрезе регионов объема и расчета закупаемого зерна для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию, а также порядок хранения зерна;
определить меры поэтапной реализации в установленном порядке частному сектору зерноводческих предприятий, входящих в систему АК «Уздонмахсулот», в 2020–2021 годах.
12. Утвердить:
Программу мер по организации поэтапной отмены государственного заказа на производство зерна и широкого внедрения рыночных принципов в данную сферу согласно приложению №1;
состав Республиканского совета по координации широкого внедрения рыночных принципов в производство, закупку и реализацию зерна согласно приложению №2.
13. Возложить на Республиканский совет (Aрипов А.) следующие задачи:
обеспечение своевременного исполнения Программы мер по организации поэтапной отмены государственного заказа на производство зерна и широкого внедрения рыночных принципов в данную сферу;
определение, начиная с урожая 2021 года, объема закупаемого зерна для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию;
сорторазмещение зерновых посевных площадей исходя из природно-климатических условий регионов;
формирование перечня предприятий, осуществляющих хранение закупленного зерна, для реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию;
разработку предложений по совершенствованию механизмов обеспечения продовольственной безопасности;
решение всех вопросов, возникающих в процессе реализации мероприятий по обеспечению стабильности цен на зерно и хлебную продукцию.
14. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер Барноеву У.:
обеспечить проведение на основе предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей совместно с Агентством «Узстандарт» в срок до 1 мая календарного года инвентаризации емкостей для хранения зерна предприятий-претендентов и выдачу заключений об их соответствии действующим требованиям, проведение инвентаризации лабораторий и измерительных весов предприятий, получивших положительное заключение, выдачу соответствующих разрешений, утверждение перечня предприятий, получивших разрешение на хранение зерна, а также опубликование в средствах массовой информации сведений об их мощностях хранения зерна;
совместно с министром сельского хозяйства Ходжаевым Ж., министром водного хозяйства Хамраевым Ш., Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и районов оказать практическую помощь по улучшению в установленном порядке мелиоративного состояния земель и повышению плодородия почвы, внедрению современных энерго- и ресурсосберегающих технологий в производство зерна, обеспечению водой фермерских хозяйств, а также своевременному и качественному проведению комплекса агротехнических мероприятий.
15. Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Министерством сельского хозяйства обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания, а также целей и задач настоящего постановления.
16. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством финансов и заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев