02.12.2019
Постановление Президента Республики Узбекистан
За прошедший период в республике осуществлена определенная работа по улучшению системы теплоснабжения и повышению уровня обеспечения населения тепловой энергией и горячей водой.
В рамках практических мероприятий проведены комплексное изучение состояния развития системы теплоснабжения и испытание современных технологий по производству тепловой энергии.
Вместе с тем современный этап социально-экономического развития республики обуславливает необходимость комплексной модернизации системы теплоснабжения и повышения ее технического уровня на основе современных энергоэффективных технологий.
В целях последовательной реализации мер по развитию и модернизации системы теплоснабжения, внедрения современных ресурсосберегающих технологий, улучшения качества и уровня обеспечения населения тепловой энергией и горячей водой:
1. Принять к сведению, что:
в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан
от 20 апреля 2017 года № ПП–2912 «О Программе развития системы теплоснабжения на период 2018–2022 годы» реализуется Программа по развитию системы теплоснабжения на период 2018–2022 годы, направленная на обеспечение бесперебойной подачи тепловой энергии потребителям и повышение ее качества, внедрение в производственный процесс инновационных и ресурсосберегающих технологий, а также эффективных рыночных механизмов управления в данной сфере;
с участием Всемирного банка реализуется проект «Реконструкция системы централизованного теплоснабжения и повышения энергоэффективности в городах Андижан, Чирчик, Бухара, Самарканд и Ташкент (ТЦ-8)» общей стоимостью 220,7 млн долларов США, предусматривающий модернизацию и реконструкцию центральных котельных, тепловых систем и сетей, восстановление внутридомовых и внутриквартирных систем теплоснабжения с переходом на закрытую систему теплоснабжения;
совместно с Японским агентством международного сотрудничества прорабатывается вопрос реализации проекта «Модернизация и реконструкция центральных котельных городов Бухара, Фергана, Кувасай, Нукус и Ургенч» расчетной стоимостью 780,4 млн долларов США, предусматривающего реконструкцию теплофикационного оборудования теплоисточников с внедрением когенерационной газотурбинной технологии, а также замену магистральных и распределительных тепловых сетей.
2. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) с отопительного сезона 2020–2021 годов расчеты с потребителями за услуги централизованного теплоснабжения переводятся на систему оплаты в расчете за 1 кв. м отапливаемой площади на один день отопительного периода;
б) с 1 января 2020 года:
при формировании и установлении тарифов на услуги теплоснабжения для потребителей учитываются затраты на развитие и модернизацию
систем теплоснабжения, а также предусматривается поэтапное внедрение механизмов покрытия себестоимости оказываемых услуг за счет снижения производственных затрат и сокращения потерь в сетях теплоснабжения;
убытки, возникающие в результате применения пониженных тарифов на тепловую энергию и горячую воду для населения, покрываются за счет республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.
Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента:
при формировании параметров республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на 2020 год предусмотреть необходимые средства для покрытия убытков, возникающих
в результате применения пониженных тарифов на тепловую энергию и горячую воду для населения, согласно приложению № 1;
принять меры по разработке и реализации первыми заместителями председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента по вопросам экономики и предпринимательства плана мероприятий по обеспечению целевого и рационального использования бюджетных средств, выделяемых на сферу теплоснабжения, на соответствующий год.
3. Определить, что в сфере оказания услуг теплоснабжения:
а) Министерство жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей несет ответственность за:
обеспечение оказания предприятиями теплоснабжения услуг в соответствии с заключаемыми договорами, а также бесперебойного снабжения потребителей тепловой энергией и горячей водой;
контроль за обеспечением полноты и своевременности платежей за тепловую энергию и горячую воду на основании показаний внутриквартирных приборов учета, нормативных объемов потребления и размеров отапливаемой площади квартиры, а также сокращением задолженности потребителей;
достоверность отчетов и информации об объемах услуг, оказываемых предприятиями теплоснабжения, сведений о дебиторской и кредиторской задолженностях, а также внедрение автоматизированной системы контроля и учета тепловой энергии и горячей воды;
обеспечение контроля за состоянием, эксплуатацией и ремонтным обслуживанием объектов системы теплоснабжения;
организацию замены и установки приборов учета тепловой энергии и горячей воды, а также их опломбировку предприятиями теплоснабжения;
выявление, пресечение и предупреждение фактов незаконного пользования тепловой энергией и горячей водой;
б) хокимият города Ташкента несет ответственность за реализацию предусмотренных в подпункте «а» настоящего пункта мероприятий в городе Ташкенте.
4. Принять предложения Министерства жилищно-коммунального обслуживания, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента о:
создании в структуре центрального аппарата Министерства жилищно-коммунального обслуживания Управления по комплексному развитию систем теплоснабжения и Управления по содержанию и эксплуатации систем теплоснабжения, ответственных за комплексное развитие и модернизацию систем теплоснабжения, а также обеспечение надежной и эффективной эксплуатации их объектов, с упразднением Управления по эксплуатации систем теплоснабжения;
поэтапном переводе в 2019–2024 годах централизованного теплоснабжения на закрытую систему с учетом внедрения современных ресурсосберегающих технологий, а также автоматизированной системы учета выработки и потребления тепловой энергии и горячей воды на всех этапах производственного процесса;
поэтапном внедрении порядка поставки населению тепловой энергии и горячей воды на основе трехсторонних договоров, заключаемых между предприятиями теплоснабжения, потребителями и товариществами частных собственников жилья или профессиональными управляющими компаниями, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками – на основе двусторонних договоров.
Установить, что штатная численность вновь создаваемых управлений, указанных в абзаце втором настоящего пункта, формируется в пределах установленной общей численности управленческого персонала и фонда оплаты труда системы Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан.
5. Утвердить разработанную Министерством жилищно-коммунального обслуживания совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей «Дорожную карту» по реализации дополнительных мер, направленных на развитие системы теплоснабжения республики в 2019–2022 годах, согласно приложению № 2.
Возложить на руководителей ответственных министерств и ведомств персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, включенных в предусмотренную настоящим пунктом «Дорожную карту».
7. Образовать Рабочую группу по содействию реформированию системы теплоснабжения республики в составе согласно приложению № 4 с возложением на нее задач по:
организации практических мер по снижению затрат на производство и транспортировку тепловой энергии, сокращению фактических потерь в магистральных и внутридомовых сетях теплоснабжения;
обеспечению активного внедрения в сферу теплоснабжения современных технологий и методов управления, включая автоматизированную систему контроля и учета производства, распределения и потребления тепловой энергии;
проведению всестороннего анализа и выработке предложений по совершенствованию государственной тарифной политики, а также повышению инвестиционной привлекательности в сфере теплоснабжения;
содействию в разработке, рассмотрении и реализации перспективных инвестиционных проектов, в том числе проектов государственно-частного партнерства в сфере теплоснабжения;
системному мониторингу за своевременной, полной и качественной реализацией мероприятий, предусмотренных в «Дорожной карте»;
ежеквартальному внесению в Кабинет Министров Республики Узбекистан информации о состоянии реализации задач, предусмотренных настоящим постановлением.
Рабочей группе (Ходжаев Б.А.) в месячный срок организовать разработку и реализацию детального плана практических мер по обеспечению исполнения настоящего постановления.
8. Министерству экономики и промышленности Республики Узбекистан совместно с:
а) Министерством финансов, Министерством жилищно-коммунального обслуживания при формировании Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2020–2022 годы предусмотреть бюджетные средства для финансирования запланированных на указанные годы проектов, включенных в адресные программы по развитию систем теплоснабжения регионов согласно приложениям №№ 5 и 5а–5н;
б) Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Министерством энергетики, Министерством инвестиций и внешней торговли и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:
изучить имеющийся потенциал по расширению взаимной кооперации между отраслями промышленности в сфере производства труб с полимерной тепловой изоляцией, в том числе из пенополиуретана, и защитной оболочкой, позволяющих вести бесканальную прокладку, а также индивидуальных тепловых пунктов и их комплектующих;
сформировать с учетом имеющихся сырьевых ресурсов перечень используемой в сфере теплоснабжения продукции, подлежащей локализации, и внести в Кабинет Министров программу мер по локализации и расширению мощностей ее производства на 2020–2022 годы.
9. Министерству жилищно-коммунального обслуживания совместно с Министерством финансов, Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей:
принять в 2020–2021 годах меры по разработке технико-экономических обоснований перспективных проектов, включенных в адресные программы по развитию систем теплоснабжения регионов согласно приложениям №№ 5 и 5а–5н;
по мере разработки технико-экономических обоснований указанных проектов вносить в Кабинет Министров предложения по привлечению средств международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций для их реализации.
10. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по организации с 2020/2021 учебного года:
в Ташкентском государственном техническом университете (на базе Ташкентского строительно-коммунального профессионального колледжа) – системного обучения и подготовки востребованных специалистов (инженер-теплотехник, инженер-метролог, инженер энергоаудита, инженер-экономист) в сфере теплоснабжения;
в профильных образовательных учреждениях – постоянно действующих краткосрочных курсов (от 3 до 12 месяцев) по профессиональной переподготовке специалистов в области проектирования, строительства, управления и эксплуатации объектов теплоснабжения с применением современных и инновационных методов обучения.
11. Министерству жилищно-коммунального обслуживания совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев