02.12.2019
Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране приняты необходимые законодательные акты по обеспечению свободы средств массовой информации, слова и информации, гарантированию конституционных прав граждан на получение информации, в результате создана прочная правовая база данной сферы.
Вместе с тем действующая система печати, средств массовой информации, распространения информации, оперативного обеспечения населения страны объективной информацией, своевременного информирования мировой общественности о новостях Узбекистана, ознакомления соотечественников с событиями и происшествиями в зарубежных государствах не соответствует современным требованиям.
В целях оперативного, качественного и объективного информирования всех слоев населения страны и мирового сообщества об истинной сути и содержании коренных преобразований, осуществляемых в Узбекистане, развития национального информационного пространства, укрепления позиции республики в глобальном медиапространстве, а также дальнейшего развития деятельности Национального информационного агентства Узбекистана:
1. Принять к сведению, что Национальное информационное агентство Узбекистана (далее – УзА) является официальным информационным агентством по распространению общественно-политической информации о жизни республики.
2. Определить основными задачами и приоритетными направлениями деятельности Национального информационного агентства Узбекистана:
поиск, получение и переработку официальной информации об общественно-политической жизни страны, а также подготовку и распространение информации, информационно-аналитических, аналитическо-критических материалов;
регулярное освещение законов Республики Узбекистан, постановлений, официальных заявлений и докладов Президента Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса и правительства Республики Узбекистан, а также информации об их деятельности;
оперативное освещение внутренней и внешней политики республики, широкомасштабных реформ, осуществляемых в нашей стране, общественно-политических и социально-экономических изменений и преобразований, происходящих в обществе;
формирование объективного мнения граждан относительно сути событий, вызывающих повышенный интерес общественности, своевременное информирование населения о таких происшествиях с целью предупреждения использования информации в подрывных и иных противоправных целях;
тесное сотрудничество с государственными органами и их пресс-службами в целях реализации мер, направленных на предупреждение информационного воздействия и идеологических угроз, получения статистической, аналитической и иной информации на системной основе;
формирование базы данных (информационных, фото- и видеоматериалов) о социальном, экономическом, политическом, историческом и культурном развитии Узбекистана для использования всеми средствами массовой информации, физическими и юридическими лицами;
реализацию социальных проектов, направленных на раскрытие своеобразных особенностей культуры, национальных обычаев и традиций узбекского народа, его вклада в развитие многолетней истории и науки страны в удобной и познавательной для читателя форме;
широкое освещение за рубежом преобразований, осуществляемых в стране, оперативное информирование населения республики о событиях и новостях мира, развитие сотрудничества с информационными агентствами, другими средствами массовой информации и медиаструктурами зарубежных государств.
3. Согласиться с предложением Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, УзА и Творческого союза журналистов Узбекистана о создании в составе Национального информационного агентства Узбекистана Медиацентра в целях формирования объективного мнения граждан об изменениях в общественно-политической жизни республики, дальнейшего расширения возможностей доведения до них информационно-аналитической, в том числе аудио- и видеоинформации.
Определить основными задачами Медиацентра:
подготовку информационно-аналитических и мультимедийных материалов, трансляций и передач, онлайн-репортажей с мест событий, переработку аудио- и видеоматериалов, размещение информации на веб-сайте УзА с передачей средствам массовой информации в установленном порядке;
широкое применение современных методов переработки и распространения информации, в том числе инфографики, моушн-графики, социальных роликов, видео в формате 360 и других;
информирование широкой общественности о сути, содержании и значении осуществляемых реформ и преобразований, а также принимаемых законодательных актов с привлечением специалистов государственных органов.
4. Создать при Национальном информационном агентстве Узбекистана Консультативный совет по налаживанию его системной деятельности и установлению эффективного сотрудничества с государственными органами и негосударственными организациями (далее – Консультативный совет).
Определить основными задачами Консультативного совета:
разработку предложений по дальнейшему повышению эффективности деятельности, усилению позиции и роли агентства в медиапространстве с проведением анализа мнения широкой общественности о деятельности УзА;
изучение уровня развития деятельности УзА, предоставление методических рекомендаций и оказание содействия в устранении проблем и недостатков, возникающих в его работе;
определение планов взаимного сотрудничества с государственными органами и институтами гражданского общества, в том числе средствами массовой информации, оказание практической помощи в организации и проведении мероприятий;
содействие в разработке и реализации совместных программ со средствами массовой информации зарубежных стран, международными и зарубежными информационными агентствами с регулярным обсуждением их исполнения.
5. Установить, что:
Консультативный совет является постоянно действующим коллегиальным органом, ведущим свою деятельность на общественных началах;
Консультативным советом руководит генеральный директор УзА, его состав формируется из руководителей и специалистов организаций в сфере средств массовой информации и независимых экспертов;
одна третья часть состава Консультативного совета обновляется каждые 2 года.
Генеральному директору УзА (Кучимов А.) в двухнедельный срок утвердить состав Консультативного совета.
6. Утвердить:
структуру Национального информационного агентства Узбекистана с общей предельной численностью работников 155 единиц, в том числе управленческого персонала – 13 единиц, согласно приложению № 1;
структуру Информационного агентства Каракалпакстана в составе Национального информационного агентства Узбекистана (далее – информационное агентство Каракалпакстана) с общей предельной численностью работников 13 единиц, в том числе управленческого персонала – 2 единицы, согласно приложению № 2;
перечень технических средств, освобождаемых от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление), ввозимых Национальным информационным агентством Узбекистана до 31 декабря 2022 года, согласно приложению № 3.
7. Определить, что:
генеральный директор УзА и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров по согласованию с Президентом Республики Узбекистан;
генеральный директор УзА по статусу, условиям оплаты труда, материального стимулирования, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к министру, его первый заместитель и заместитель соответственно – к первому заместителю и заместителю министра;
директор Информационного агентства Каракалпакстана по статусу, условиям оплаты труда, материального стимулирования, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к заместителю генерального директора УзА.
8. Определить источниками финансирования деятельности Национального информационного агентства Узбекистана и Информационного агентства Каракалпакстана:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;
внебюджетные средства УзА и Информационного агентства Каракалпакстана;
другие источники, не запрещенные законодательством.
9. Предоставить генеральному директору Национального информационного агентства Узбекистана право:
а) вносить изменения в структуры УзА и Информационного агентства Каракалпакстана в пределах установленной штатной численности работников и фонда оплаты труда;
б) за счет внебюджетных средств УзА:
привлекать в качестве консультантов высококвалифицированных сотрудников государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций, научно-исследовательских учреждений, ведущих международных организаций и зарубежных компаний, а также отечественных и зарубежных специалистов;
проводить творческие конкурсы, награждать их участников и победителей, а также поощрять активных авторов, не являющихся работниками УзА;
укреплять материально-техническую базу, материально поощрять работников УзА, в том числе выплачивать надбавки;
при необходимости вводить дополнительные штатные единицы в региональных корреспондентских пунктах.
10. Национальному информационному агентству Узбекистана:
в месячный срок по согласованию с Министерством финансов и Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан утвердить разряды по оплате труда работников и штатные расписания УзА и Информационного агентства Каракалпакстана;
в срок до 1 мая 2020 года запустить удобный для пользователей информационный портал УзА, предоставляющий возможности распространения аудио- и видеоинформации и ее загрузки коммерческим путем.
11. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей совместно с УзА в двухмесячный срок принять меры по:
выделению здания для размещения Информационного агентства Каракалпакстана, его ремонту и оснащению за счет дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан и иных источников, не запрещенных законодательством;
выделению в областных центрах зданий с необходимыми условиями для создания региональных корреспондентских пунктов УзА в областях с правом безвозмездного пользования, ремонту и оснащению данных зданий в установленном порядке.
12. Внести Национальное информационное агентство Узбекистана в:
Перечень организаций для обязательной рассылки законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, нормативно-правовых актов и официальных статистических сборников министерств и ведомств, в том числе в электронной форме;
Перечень органов государственной власти, органов государственного и хозяйственного управления, других государственных организаций республиканского значения, руководители которых могут ходатайствовать о постоянной прописке работников в городе Ташкенте и Ташкентской области, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 октября 2016 года № 336.
13. Рекомендовать Институту стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, Центру экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан, Центру развития гражданского общества, Республиканскому центру по изучению общественного мнения «Ижтимоий фикр», Центру «Стратегия развития» и Общенациональному движению «Юксалиш» регулярно предоставлять в УзА для последующего опубликования материалы исследований о ходе широкомасштабных реформ, проводимых в нашей стране.
14. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать практическое содействие УзА в установлении сотрудничества по обмену информацией с ведущими информационными агентствами мира и ассоциациями международных информационных агентств.
15. УзА совместно с Министерством финансов в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение по совершенствованию системы оплаты труда творческих работников и технического персонала УзА на основе рыночных принципов с изучением передового международного опыта.
16. Министерству финансов Республики Узбекистан выделить средства на расходы, связанные с реализацией данного постановления в рамках утвержденных параметров бюджета на социальную сферу в 2019 году, а начиная с 2020 года - предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан.
17. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить обновленное положение о Национальном информационном агентстве Узбекистана исходя из содержания настоящего постановления.
18. УзА совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Махмудова Ф.Ш.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев