19.02.2019
Принят Законодательной палатой 8 ноября 2018 года
Одобрен Сенатом 13 декабря 2018 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области семеноводства.
Статья 2. Законодательство о семеноводстве
Законодательство о семеноводстве состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о семеноводстве, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
апробация – полевое обследование для определения генетической (сортовой) чистоты растений, поражаемости вредителями, зараженности болезнями и общего состояния семян, предусмотренных для посева;
гибридные семена – семена, полученные от скрещивания разных по наследственности сортов, видов и родительских форм;
оригинальные семена – семена, произведенные автором сорта или уполномоченным им лицом и предназначенные для дальнейшего размножения;
патентовладелец (лицензиар) – юридическое или физическое лицо, получившее право собственности на селекционный сорт и (или) гибридные семена;
популяция – совокупность растений свободного скрещивания (отличаемых друг от друга наследственностью), распространенных в одинаковых почвенно-климатических условиях и принадлежащих одному виду;
репродукционные семена – семена последующих поколений, получаемые от элитных семян;
семена – семя, плоды, используемые для посева, растительные части, размножаемые вегетативным путем;
генетическое (сортовое) качество семян – комплекс показателей, характеризующих генетическую чистоту семян определенного сорта;
посевные качества семян – комплекс показателей, характеризующих пригодность семян для посева;
партия семян – определенное количество однородных по происхождению и качеству семян;
семеноводство – деятельность, связанная с производством, хранением, реализацией и использованием семян, а также с проводимыми мероприятиями по определению генетических (сортовых) и посевных качеств семян;
элитные семена – семена, полученные путем последовательного размножения оригинальных семян.
Статья 4. Категории семян
В зависимости от этапов воспроизводства сортов сельскохозяйственных культур определяются следующие категории семян:
оригинальные;
элитные;
репродукционные.
Статья 5. Объекты семеноводства
К объектам семеноводства относятся:
сорт;
гибрид;
популяция;
семена;
семенные посевы, используемые для выращивания семян.
Статья 6. Субъекты семеноводства
К субъектам семеноводства относятся:
автор сорта;
производитель семян;
реализатор семян;
потребитель (пользователь) семян;
организация, оказывающая услуги по определению генетических (сортовых) и посевных качеств семян.
Статья 7. Права субъектов семеноводства
Субъекты семеноводства имеют право:
принимать участие в осуществлении государственных и иных программ в области семеноводства;
использовать селекционные достижения;
принимать участие в выставках-продажах (аукционах) семян;
использовать в своей деятельности инновационные технологии и внедрять достижения науки;
применять ресурсосберегающие технологии по производству семян.
Статья 8. Обязанности субъектов семеноводства
Субъекты семеноводства обязаны:
обеспечить проведение периодической апробации площадей, используемых для выращивания семян;
соблюдать требования технологических схем производства семян, правила их хранения и реализации, утвержденных уполномоченным органом, а также обеспечивать качественное и количественное хранение семян;
представлять сертификат соответствия на партию семян, а также характеристики гибридов и сортов потребителям (пользователям) семян;
проводить с уполномоченными органами апробацию площадей, используемых для производства семян.
Производители семян, организации, оказывающие услуги по определению генетических (сортовых) и посевных качеств семян, обязаны вести полный учет каждой партии семян по генетическим (сортовым) и посевным качествам.
Глава 2. Государственное регулирование в области семеноводства
Статья 9. Основные направления государственной политики в области семеноводства
Основными направлениями государственной политики в области семеноводства являются:
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры и сервисных служб;
развитие научно-исследовательских работ и внедрение современных форм деятельности;
сохранение показателей генетического (сортового) качества при производстве семян;
создание эффективной системы размножения семян и обеспечения ими потребителей (пользователей) семян;
стимулирование деятельности субъектов семеноводства и создание необходимых условий для производства семян;
развитие международного сотрудничества в области семеноводства.
Статья 10. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области семеноводства
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области семеноводства;
утверждает государственные программы в области семеноводства и обеспечивает их реализацию;
принимает нормативно-правовые акты в области семеноводства;
координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления в области семеноводства.
Статья 11. Полномочия Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан в области семеноводства
Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области семеноводства сельскохозяйственных культур;
ведет Государственный реестр сельскохозяйственных культур, рекомендованных к посеву на территории Республики Узбекистан;
разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства в области семеноводства;
координирует работу по сортоиспытанию семян сельскохозяйственных культур;
дает заключение на вывоз семян хлопчатника и зерновых колосовых культур;
разрабатывает целевые прогнозные параметры объемов производства посевных семян сельскохозяйственных культур;
участвует в определении семеноводческих хозяйств для размещения семенных посевов;
участвует в проведении апробации семенных посевов.
Статья 12. Полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по лесному хозяйству в области семеноводства
Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству:
разрабатывает и реализует государственные и иные программы в области семеноводства лесохозяйственных культур;
создает единую систему сертификации и стандартизации семян декоративных растений;
разрабатывает порядок проведения апробации площадей, используемых для выращивания семян лесохозяйственных культур;
определяет сортовые и посевные качества семян лесохозяйственных культур;
разрабатывает и утверждает методики определения качества семян лесохозяйственных культур;
разрабатывает и утверждает правила по осуществлению генетического (сортового) и семенного контроля, лабораторных испытаний, экспертизы качества семян лесохозяйственных культур;
осуществляет в пределах своих полномочий международное сотрудничество по семеноводству лесохозяйственных культур.
Статья 13. Полномочия Центра по развитию семеноводства при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан в области семеноводства
Центр по развитию семеноводства при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан:
формирует современную систему подготовки, использования и экспорта семян сельскохозяйственных культур, в том числе хлопчатника и зерновых колосовых культур;
организует и развивает первичное семеноводство сортов отечественной и зарубежной селекции, включая биотехнологические сорта;
формирует и ведет реестр производителей семян;
разрабатывает в соответствии с международными стандартами и техническими регламентами нормативные требования по заготовке, переработке и хранению посевных семян сельскохозяйственных культур;
содействует в проведении научных и опытно-экспериментальных исследований в области семеноводства, укреплении научного потенциала и материально-технической базы предприятий сферы;
взаимодействует с международными и национальными организациями по семеноводству, внедряет инновационные технологии предпосевной обработки и переработки семян, ноу-хау в данной сфере;
публикует на своем официальном веб-сайте сведения об отечественных и иностранных семенах, сортах, гибридах, категориях, объемах их производства, а также о ценах семян.
Статья 14. Полномочия органов государственной власти на местах в области семеноводства
Органы государственной власти на местах:
участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области семеноводства;
утверждают и реализуют территориальные программы в области семеноводства;
координируют деятельность территориальных подразделений органов государственного и хозяйственного управления по проведению мероприятий в области семеноводства;
определяют семеноводческие хозяйства для создания страхового семенного фонда;
создают комиссию по определению семеноводческих хозяйств для размещения семенных посевов.
Статья 15. Государственный орган по сертификации и контролю качества семян
Государственным органом по сертификации и контролю качества семян является Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и его территориальные подразделения.
Статья 16. Полномочия Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в области семеноводства
Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан осуществляет контроль за:
качеством посевных семян хлопчатника и зерновых колосовых культур;
исполнением государственной политики в области генетической чистоты сортов и качества семян сельскохозяйственных культур, выполнением планов сорторазмещения, сорторайонирования и заготовки сортовых семян сельскохозяйственных культур;
производством оригинальных, элитных и репродукционных семян, их экономным расходованием с соблюдением нормативных документов в области технического регулирования;
правильным проведением апробации семенных посевов сельскохозяйственных культур;
организацией и развитием первичного семеноводства сортов отечественной и зарубежной селекции семян сельскохозяйственных культур, включая биотехнологические сорта;
разработкой в соответствии с международными стандартами и техническими регламентами нормативных требований по заготовке, переработке и хранению посевных семян сельскохозяйственных культур;
содержанием семенного архива по сельскохозяйственным культурам и ведением семенных архивов.
Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан запрещает распространение несертифицированных семян и не отвечающих требованиям нормативных документов в области технического регулирования.
Статья 17. Права работников органов Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан
Работники органов Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в пределах своих полномочий имеют право:
отбирать пробы семян для проведения необходимых анализов с целью проверки достоверности показателей их качества и соответствия нормативным документам в области технического регулирования;
запрещать незаконное использование охраняемых сортов семян;
иметь доступ на территорию любого производителя, реализатора и потребителя (пользователя) семян;
получать необходимую информацию, документы и образцы по семеноводческим полям и партиям семян;
приостанавливать или запрещать производство, хранение, реализацию семян, предпринятые в нарушение законодательства;
запрещать перевозку партий семян без наличия сертификата соответствия и фитосанитарного сертификата или карантинного разрешения;
не допускать ввоз в Республику Узбекистан семян без наличия сертификата соответствия, фитосанитарного сертификата или карантинного разрешения;
налагать меры на руководителей хозяйств и других ответственных лиц за нарушение порядка сортообновления и сорторазмещения сельскохозяйственных культур.
Глава 3. Организация деятельности в области семеноводства
Статья 18. Определение генетического (сортового) качества семян
Генетическое (сортовое) качество семян определяется по результатам апробации, грунтовых оценок семенных посевов, используемых для выращивания семян, лабораторных сортовых испытаний семян.
Статья 19. Апробация семенных посевов, используемых для выращивания семян
Апробация семенных посевов, используемых для выращивания семян, проводится районными комиссиями по апробации, создаваемыми совместным решением территориальных органов Министерства инновационного развития Республики Узбекистан, Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, а также соответствующих заготовительных и снабженческих организаций, научных учреждений.
Апробация семенных посевов, используемых для выращивания семян, осуществляется полевым обследованием генетической (сортовой) чистоты растений, поражаемости вредителями, зараженности болезнями и общего состояния семян.
По результатам проведения апробации семенных посевов, используемых для выращивания семян, районными комиссиями по апробации заинтересованным организациям и физическим лицам выдается акт апробации.
Апробацию семенных посевов собственного использования вправе проводить производители семян с оформлением акта апробации.
Статья 20. Грунтовая оценка семенных посевов, используемых для выращивания семян
Грунтовая оценка семенных посевов, используемых для выращивания семян, устанавливает принадлежность семян к определенному виду, сорту и их сортовую чистоту путем посева на специальных участках и последующей проверки генетического (сортового) качества.
Грунтовая оценка семенных посевов, используемых для выращивания семян, проводится Инспекцией по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
По результатам проведения грунтовой оценки семенных посевов, используемых для выращивания семян, заинтересованным организациям и физическим лицам выдается заключение о генетическом (сортовом) качестве семян.
Статья 21. Лабораторное сортовое испытание семян
Лабораторное сортовое испытание семян устанавливает их принадлежность к определенному сорту и определяет генетическое (сортовое) качество семян путем проведения лабораторного анализа.
Лабораторное сортовое испытание семян проводится Инспекцией по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
По результатам проведения лабораторного сортового испытания семян заинтересованным организациям и физическим лицам выдается заключение о генетическом (сортовом) качестве семян.
Статья 22. Определение посевных качеств семян
Посевные качества семян определяются путем проведения анализа семян из отобранных проб от партий семян.
Отбор проб от партий семян, проведение их анализа и определение посевных качеств семян осуществляются Инспекцией по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
По результатам определения посевных качеств семян на стандартные семена выдаются сертификат соответствия и протокол испытания с указанием посевных качеств семян, на нестандартные семена – результат анализа семян, подтверждающий посевные качества семян.
Статья 23. Сертификация семян
Семена, используемые для посева, подлежат сертификации.
Сертификация семян, используемых для посева, включает:
подачу заявки на сертификацию и ее рассмотрение;
идентификацию, отбор и доставку образцов в лабораторию;
проведение испытания образцов в лаборатории;
анализ полученных результатов, выдачу сертификата соответствия или отказ в его выдаче;
регистрацию сертификатов соответствия в Государственном реестре Национальной системы сертификации Республики Узбекистан.
Сертификация семян проводится на основании нормативных документов в области технического регулирования Инспекцией по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
Сертификация семян лесохозяйственных культур проводится Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству и его территориальными подразделениями, аккредитованными в соответствии с нормативными документами в области технического регулирования.
Статья 24. Реестр производителей семян
Реестр производителей семян ведется Центром по развитию семеноводства при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан по производителям оригинальных и элитных семян хлопчатника, зерновых колосовых культур и картофеля.
Реестр производителей семян – единая информационная база данных, содержащая обновляемые записи о производителях семян.
В Реестре производителей семян должны быть указаны основные сведения о производителях семян:
наименование производителя семян, его почтовый адрес, телефон;
фамилия, имя, отчество руководителя производителя семян;
наименование сортов и гибридов, а также категория семян хлопчатника, зерновых колосовых культур и картофеля.
Информация, содержащаяся в Реестре производителей семян, размещается на официальном веб-сайте Центра по развитию семеноводства при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан.
Плата за внесение в Реестр производителей семян не взимается.
Статья 25. Производство, заготовка, обработка, хранение и использование семян
Производство, заготовка, обработка, хранение и использование семян осуществляются в соответствии с нормативными документами в области технического регулирования.
Порядок производства, заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур определяется соответствующими уполномоченными органами.
Использование семян, которые являются объектом интеллектуальной собственности, допускается с согласия патентовладельца (лицензиара).
Статья 26. Реализация семян
Реализация семян допускается при наличии сертификата соответствия с указанием их генетических (сортовых) и посевных качеств.
Семена, подвергнутые химической или биологической обработке, поставляются их потребителю (пользователю) или в торговую сеть только в упакованном виде. На каждой упаковке должна быть бирка с указанием вида обработки и инструкции о мерах безопасности.
Запрещается использование и реализация для посева (посадки) следующих семян сельскохозяйственных культур:
семена сортов и гибридов хлопчатника, зерновых колосовых культур и картофеля, не включенных в Государственный реестр сельскохозяйственных культур, рекомендованных к посеву на территории Республики Узбекистан;
семена, зараженные объектами карантина растений;
семена, не соответствующие требованиям нормативных документов в области технического регулирования.
С учетом потребности в семенах новых и перспективных сортов, а также при наличии сертификата соответствия или результата анализа по их качеству семена хлопчатника, зерновых колосовых культур
и картофеля могут реализовываться с разрешения Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан или его уполномоченного органа.
Семена, вводимые в оборот, должны быть маркированы и упакованы в соответствии с нормативными документами в области технического регулирования.
На территории Республики Узбекистан реализация семян, ввозимых из зарубежных стран и произведенных в зонах широкого распространения карантинных объектов и особо опасных вредителей, болезней растений и сорняков, запрещается.
Статья 27. Гарантии на реализуемые семена
Субъекты семеноводства, занимающиеся производством и реализацией семян, являются ответственными за соответствие генетических (сортовых) и посевных качеств семян.
Если субъекты семеноводства, занимающиеся производством и реализацией семян, докажут, что несоответствие генетических (сортовых) и посевных качеств семян, указанных в части первой настоящей статьи, не зависит от занимающихся производством и реализацией семян, потребитель (пользователь) семян не имеет право требовать возмещения убытков.
На приобретенные семена гарантии действуют до срока, указанного в документе об их качестве.
Статья 28. Ввоз и вывоз семян
Ввоз семян на территорию Республики Узбекистан допускается при условии, если:
семена хлопчатника, зерновых колосовых культур и картофеля относятся к сорту и гибриду, которые внесены в Государственный реестр сельскохозяйственных культур, рекомендованных к посеву на территории Республики Узбекистан;
на семена имеется сертификат соответствия и фитосанитарный сертификат, а также карантинное разрешение;
семена предназначены для селекционных и исследовательских работ, экспонирования.
При ввозе семян (за исключением семян хлопчатника, зерновых колосовых культур и картофеля) признаются результаты испытаний, проведенных зарубежными лабораториями, аккредитованными международными организациями по аккредитации, в случаях, когда примененные при испытании требования не уступают аналогичным требованиям, действующим в Республике Узбекистан.
Семена, ввозимые и вывозимые для научных целей и сортоиспытаний, не облагаются таможенной пошлиной и не подлежат квотированию и лицензированию.
Вывоз семян хлопчатника и зерновых колосовых культур осуществляется по решению Министерства инновационного развития Республики Узбекистан на основании заключения Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан. Для вывоза семян других сельскохозяйственных культур не требуется специальное разрешение.
Семена, подлежащие вывозу из территории Республики Узбекистан, сопровождаются фитосанитарным сертификатом, выданным государственными инспекциями по карантину растений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Статья 29. Дополнительная обработка, утилизация и уничтожение семян
Семена, признанные по результатам определения посевных качеств непригодными для использования по назначению, подлежат дополнительной обработке, утилизации и (или) уничтожению в соответствии с положениями нормативных документов в области технического регулирования.
Семена на период, необходимый для проведения определения посевных качеств и принятия решения о возможности их дальнейшего использования или необходимости уничтожения, подлежат хранению в отдельных помещениях с соблюдением условий, обеспечивающих безопасность.
Расходы, связанные с утилизацией и (или) уничтожением семян, не пригодных для использования по назначению, возмещаются производителями и реализаторами семян.
Статья 30. Страховой семенной фонд
В целях обеспечения поставок сортовых семян для пересева в случаях стихийных бедствий, а также иных целях Кабинет Министров Республики Узбекистан создает страховой семенной фонд.
Порядок создания страхового семенного фонда и его использования определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 31. Научные исследования в области семеноводства
Научные исследования в области семеноводства осуществляются Академией наук Республики Узбекистан, Центром по развитию семеноводства при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан, соответствующими отраслевыми научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями, а также иными научными организациями, которые разрабатывают:
научно обоснованные системы семеноводства, семеноведения и сортоведения;
рекомендации по внедрению новых и перспективных сортов;
инновационные технологии и методы повышения эффективности производства высококачественных семян;
программы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в системе информационного обеспечения семеноводства.
Статья 32. Интеллектуальная собственность в области семеноводства
Правом на производство и использование семян сортов и гибридов, охраняемых патентом, обладают патентовладельцы, а также юридические и физические лица, имеющие лицензию.
Семена сортов и гибридов, не охраняемые патентом или свидетельством, могут производиться и использоваться любыми юридическими и физическими лицами.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 33. Финансирование деятельности в области семеноводства
Финансирование деятельности в области семеноводства осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.
Статья 34. Разрешение споров
Споры в области семеноводства разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства о семеноводстве
Лица, виновные в нарушении законодательства о семеноводстве, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 36. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан
Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1996 года № 267-I «О семеноводстве» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 130);
2) пункт 19 Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 1997 года № 421-I «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 4–5, ст. 126);
3) раздел XV Закона Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года № 772-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 5, ст. 124);
4) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 6 апреля 2006 года № ЗРУ-31 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с упрощением процедуры сертификации продукции и услуг» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 4, ст. 157);
5) Закон Республики Узбекистан от 21 декабря 2007 года № ЗРУ-134 «О внесении изменения в статью 9 Закона Республики Узбекистан «О семеноводстве» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 12, ст. 605);
6) статью 18 Закона Республики Узбекистан от 23 июля 2018 года № ЗРУ-486 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов и организаций» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., № 7, ст. 431).
Статья 37. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона
Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 38. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев