13.03.2019
Принят Законодательной палатой 30 ноября 2018 года
Одобрен Сенатом 28 февраля 2019 года
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 года № 353–I «Об охране атмосферного воздуха» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 2, ст. 52; 2003 г., № 9–10, ст. 149; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 10, ст. 536; 2013 г., № 4, ст. 98; 2017 г., № 9, ст. 510) следующие изменения и дополнения:
1) текст статьи 2 изложить в следующей редакции:
«Законодательство об охране атмосферного воздуха состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охране атмосферного воздуха, то применяются правила международного договора»;
2) статью 4 изложить в следующей редакции:
«Статья 4. Права и обязанности граждан в области охраны атмосферного воздуха
Граждане имеют право на:
пользование благоприятным для их жизни и здоровья атмосферным воздухом;
получение достоверной и своевременной информации от соответствующих государственных органов о состоянии атмосферного воздуха и мерах, принимаемых по его охране;
возмещение ущерба в случае причинения вреда их здоровью и имуществу выбросами загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух и вредным воздействием физических факторов на него;
участие в проведении изучения общественного мнения по вопросам охраны атмосферного воздуха и общественной экологической экспертизы.
Граждане обязаны:
соблюдать требования законодательства об охране атмосферного воздуха;
не совершать действий, приводящих к загрязнению, истощению атмосферного воздуха и вредному воздействию физических факторов на него»;
3) дополнить статьями 51–54 следующего содержания:
«Статья 51. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны атмосферного воздуха
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает осуществление единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;
обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в области охраны атмосферного воздуха;
утверждает технические регламенты, регулирующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредное воздействие физических факторов на него;
устанавливает порядок осуществления контроля в области охраны атмосферного воздуха.
Статья 52. Полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды в области охраны атмосферного воздуха
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды:
обеспечивает межведомственное взаимодействие при разработке и реализации единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны атмосферного воздуха;
участвует в разработке нормативно-правовых актов в области охраны атмосферного воздуха;
в пределах своих полномочий разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты в области охраны атмосферного воздуха;
осуществляет государственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха.
Статья 53. Полномочия органов государственной власти на местах в области охраны атмосферного воздуха
Органы государственной власти на местах:
участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области охраны атмосферного воздуха;
разрабатывают и утверждают территориальные программы в области охраны атмосферного воздуха и обеспечивают их реализацию;
осуществляют государственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории.
Статья 54. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций в обеспечении охраны атмосферного воздуха
Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации:
участвуют в реализации государственных, территориальных и иных программ в области охраны атмосферного воздуха;
осуществляют общественный экологический контроль за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха;
принимают участие в проведении разъяснительной работы среди населения, направленной на повышение правовой грамотности и экологической культуры граждан в области охраны атмосферного воздуха»;
4) в статье 8:
наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 8. Нормативы вредного воздействия на атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения»;
часть третью изложить в следующей редакции:
«Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух, нормативов предельно допустимых вредных воздействий физических факторов на атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;
5) статью 9 исключить;
6) статью 11 изложить в следующей редакции:
«Статья 11. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения допускаются в соответствии с нормативами предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, определяемыми по результатам государственной экологической экспертизы»;
7) статью 13 изложить в следующей редакции:
«Статья 13. Ограничение, приостановление или прекращение вредного воздействия на атмосферный воздух
Деятельность, связанная с нарушениями нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения, может быть ограничена, приостановлена, а при невозможности устранения причин вредного воздействия – прекращена по решению органов государственной власти на местах, Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан в соответствии с их полномочиями. Ограничение, приостановление (за исключением случаев ограничения, приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в судебном порядке»;
8) статью 14 изложить в следующей редакции:
«Статья 14. Требования к топливу и горюче-смазочным материалам
Все виды топлива и горюче-смазочных материалов, используемые на территории Республики Узбекистан, должны соответствовать требованиям стандартов, технических регламентов, согласованных с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды»;
9) часть третью статьи 18 изложить в следующей редакции:
«Применение химических веществ в качестве средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов допускается в соответствии с регламентом применения средств защиты сельскохозяйственных растений»;
10) текст статьи 19 изложить в следующей редакции:
«При проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, осуществлении хозяйственной и иной деятельности предприятия, учреждения и организации должны соблюдать меры по регулированию использования и применения озоноразрушающих веществ, оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие эксплуатацию и ремонт изделий, содержащих озоноразрушающие вещества, должны обеспечивать их учет и замену озонобезопасными веществами.
Импорт или экспорт озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по экологии и охране окружающей среды»;
11) текст статьи 24 изложить в следующей редакции:
«Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ, биологических организмов, парниковых газов и озоноразрушающих веществ в атмосферный воздух и вредным воздействием физических факторов на него, обязаны:
соблюдать правила эксплуатации и работы сооружений, установок и оборудования для очистки выбросов в атмосферный воздух и уменьшения вредного физического воздействия на него, а также средств контроля за ними;
вести учет озоноразрушающих веществ, не допускать их выброса в атмосферный воздух, осуществлять рециркуляцию (первичную очистку в целях их повторного использования);
создавать санитарно-защитные зоны вокруг хозяйственных объектов;
устанавливать нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
принимать меры по снижению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного физического воздействия на него;
осуществлять контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и вредных воздействий физических факторов на него, вести их учет и представлять статистическую отчетность;
обеспечивать отбор проб и производить замеры для определения количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
не допускать сжигания топлива, веществ или смеси веществ, используемых в качестве топлива в местах и (или) устройствах, не предназначенных для его сжигания, а также сжигания материалов и отходов, не являющихся топливом, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных устройств и соблюдением требований законодательства об охране атмосферного воздуха и законодательства об отходах;
принимать меры по внедрению энергосберегающих и (или) ресурсосберегающих технологий и использованию экологически чистых источников энергии;
выполнять согласованные с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями;
проводить оценку вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения в зоне влияния предприятий и транспортных коммуникаций;
соблюдать условия хранения, транспортировки, правила использования сильнодействующих ядовитых веществ и летучих соединений и обезвреживания тары из-под них;
принимать меры по предотвращению залповых и аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, возникновения потенциально опасных ситуаций, а также по снижению трансграничного загрязнения атмосферного воздуха;
обеспечивать утилизацию отходов и принимать меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха при их накоплении и переработке.
Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других объектов окружающей среды»;
12) часть вторую статьи 25 изложить в следующей редакции:
«Внесение компенсационных выплат за выбросы загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух, вредное воздействие физических факторов на него не освобождает предприятия, учреждения и организации от выполнения воздухоохранных мероприятий и обязанности возместить причиненный ущерб»;
13) в части первой статьи 26:
абзац третий исключить;
абзацы четвертый и пятый считать соответственно абзацами третьим и четвертым;
14) текст статьи 28 изложить в следующей редакции:
«Государственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется специально уполномоченными государственными органами, органами государственной власти на местах в пределах их полномочий.
Специально уполномоченными государственными органами по экологическому контролю за охраной атмосферного воздуха являются Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство внутренних дел Республики Узбекистан.
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды осуществляет:
государственный экологический контроль за состоянием источников загрязнения атмосферного воздуха, исполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства об охране атмосферного воздуха;
координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления в сфере государственного и ведомственного экологического контроля.
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан осуществляет государственный экологический контроль за вредным воздействием на атмосферный воздух в санитарно-защитных и жилых зонах.
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан осуществляет государственный экологический контроль за автомототранспортными средствами, эксплуатация которых сопровождается вредным воздействием на атмосферный воздух.
Ведомственный, производственный и общественный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с законодательством»;
15) статью 30 исключить.
Статья 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев