17.04.2019
Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране последовательно реализуется политика в области обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также улучшения санитарной и экологической обстановки регионов.
В частности, за 2017–2018 годы проведена значительная работа по совершенствованию инфраструктуры системы обращения с твердыми бытовыми отходами, созданы 13 государственных унитарных предприятий по санитарной очистке с 172 филиалами в районах и городах, а также 9 кластеров по комплексному обращению с твердыми бытовыми отходами. Принятые меры позволили обеспечить охват услугами по санитарной очистке около половины населения страны.
Вместе с тем недостаточная обеспеченность услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в сельских населенных пунктах, неудовлетворительное состояние инфраструктуры в области обращения с твердыми бытовыми отходами и несоответствие существующих полигонов твердых бытовых отходов требованиям санитарных и экологических норм требуют принятия комплексных мер в данной сфере.
В целях создания эффективной системы по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов, предотвращения их вредного воздействия на здоровье населения и окружающую среду, а также во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 года № УП–5635 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития»:
1. Утвердить Стратегию по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019–2028 годов (далее – Стратегия) согласно приложению № 1, предусматривающую реализацию следующих основных задач:
развитие инфраструктуры санитарной очистки, направленное на обеспечение полного охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;
создание эффективной и современной системы переработки твердых бытовых отходов;
сокращение объемов твердых бытовых отходов, направляемых для захоронения на полигоны, создание современных полигонов твердых бытовых отходов, соответствующих требованиям санитарных и экологических норм, а также принятие мер по закрытию и рекультивации существующих полигонов;
совершенствование ценообразования и оптимизация тарифов в сфере санитарной очистки;
использование объектов твердых бытовых отходов в виде источников альтернативной энергии.
2. Определить основными принципами Стратегии:
соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на всех этапах реализации Стратегии;
обращение с твердыми бытовыми отходами, обеспечивающее осуществление контроля за всеми производимыми с твердыми бытовыми отходами операциями в целях снижения их негативного воздействия на окружающую среду;
внедрение принципа «загрязнитель платит»,определяющего необходимость создания соответствующей правовой и экономической основы, предусматривающей компенсацию затрат по обращению с отходами самими производителями отходов;
открытость и прозрачность процесса осуществления деятельности по оказанию услуг в области обращения с твердыми бытовыми отходами на конкурсной основе.
3. Установить, что Стратегия реализуется на следующих этапах:
первый этап (2019–2021 годы) – совершенствование законодательной базы и механизмов экономического регулирования в области обращения с твердыми бытовыми отходами, развитие материально-технической базы и инфраструктуры санитарной очистки в целях обеспечения эффективной организации оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, укрепление платежной дисциплины, создание методического и информационного обеспечения для развития системы экологического образования в области обращения с твердыми бытовыми отходами;
второй этап (2022–2028 годы) – освоение инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры по раздельному сбору твердых бытовых отходов, оптимизацию полигонов, строительство перегрузочных станций и мусороперерабатывающих объектов, совершенствование деятельности кластеров по комплексному обращению с отходами, развитие их потенциала по переработке твердых бытовых отходов, а также достижение следующих целевых индикаторов:
доведение охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов до 100 процентов;
обеспечение переработки не менее 60 процентовобразуемых твердых бытовых отходов;
увеличение объема переработки специфических твердых бытовых отходов (ртутьсодержащие отходы, автопокрышки, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и т.д.)до 25 процентов;
сокращение объемов твердых бытовых отходов, направляемых для захоронения на полигоны, до 60 процентов;
приведение состояния всех полигонов в соответствие с установленными требованиями, полная рекультивация земель ликвидированных полигонов;
использование альтернативных источников энергии на объектах обращения с твердыми бытовыми отходами до 35 процентов;
обеспечение мониторинга состояния полигонов (контроль за состоянием подземных (грунтовых) вод и атмосферного воздуха) до 100 процентов.
4. Утвердить План действий по реализации Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019–2028 годов(далее – План действий) согласно приложению № 2.
5. Министерству финансов Республики Узбекистан ежегодно при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан, по обоснованным расчетам Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, предусматривать средства на реализацию мероприятий, указанных в Плане действий.
6. Министерству инвестиций и внешней торговли и Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить реализацию мер по выполнению инвестиционных проектов, предусмотренных Планом действий, а также обеспечить привлечение в частный сектор средств льготного финансирования международных финансовых институтов для реализации проектов в области обращения с бытовыми отходами.
7. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды усилить работу по повышению экологической культуры населения, а также организации широкомасштабной пропагандистской деятельности, уделив особое внимание профилактике правонарушений в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами.
8. Возложить персональную ответственность на:
первого заместителя Премьер-министра – министра транспорта Республики Узбекистан Раматова А.Ж. – за эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств в реализации Стратегии и Плана действий;
председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Кучкарова Б.Т., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов, руководителей ответственных министерств, ведомств и других организаций – за своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией и Планом действий.
9. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации публикации и тематические телепередачи по освещению целей и задач настоящего постановления, а также хода реализации Стратегии и Плана действий.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев