09.07.2019
Постановление Президента Республики Узбекистан
Математическая наука, у истоков развития которой стояли наши великие предки Мухаммад аль-Хорезми, Ахмад Фергани, Абу Райхан Беруни, Мирзо Улугбек, в наши дни приобретает еще большее значение в связи с ускоренным развитием современных отраслей науки и техники. Особенно возросла ее роль в сфере информационно-коммуникационных технологий, медицине, биологии, цифровой экономике и многих других областях.
Институт математики имени В. И. Романовского Академии наук Республики Узбекистан (далее – Институт) за период своей деятельности внес заметный вклад в развитие математической науки, подготовку высококвалифицированных кадров для республики и стал одним из признанных центров математических исследований на мировом уровне.
В Институте сложились и продолжают успешно развиваться научные школы по функциональному анализу, дифференциальным уравнениям, теории вероятности и алгебре. Научные исследования сотрудников Института удостоены пяти Государственных премий Узбекистана, 12 известных ученых избраны действительными членами Академии наук Узбекистана и престижной Всемирной академии наук (TWAS).
Реализуются совместные научные проекты с учеными университетов Бонна, Кембриджа, Парижа, Сеула, Сантьяго де Компастела и других научных центров. В Институте широко внедрена практика чтения лекций и проведения спецкурсов в государственных университетах, школах и академических лицеях, а также руководства магистерскими диссертациями. Сегодня средний возраст научных сотрудников составляет 47 лет, а доля научных сотрудников с ученой степенью – 87 процентов.
Наряду с этим всесторонний анализ выявил ряд системных задач, реализация которых требует коренного совершенствования деятельности Института по инвентаризации осуществляемых научных проектов, максимальному использованию и развитию имеющегося научного потенциала, более четкой координации со стороны Академии наук Узбекистана разработки действенных индикаторов и целевых показателей эффективности внедрения исследований, а также оказания мер государственной поддержки.
В целях реализации комплексных мер по дальнейшему развитию математического образования и науки, проведению фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, обеспечению эффективности деятельности институтов послевузовского образования и подготовки научных кадров, укреплению интеграции науки, отраслей экономики и производства, развитию международного научно-технического сотрудничества с ведущими мировыми научными центрами и университетами:
1. Поддержать деятельность коллектива Института, направленную на развитие математической науки, укрепление интеграции науки и образования, подготовку кадров высокой квалификации и пропаганду достижений отечественных научных школ математики.
2. Принять предложение Академии наук Республики Узбекистан об утверждении Целевой программы по развитию математической науки и совершенствованию деятельности Института (далее – Целевая программа) согласно приложению № 1, предусматривающей реализацию следующих приоритетных задач:
разработка программ использования научных результатов в смежных областях науки и отраслях экономики, а также переориентации определенных научных направлений института с фундаментальных изысканий на прикладные;
разработка Программы мер по подготовке кадров высшей квалификации по математике для отраслей экономики и социальной сферы на 2020–2022 годы;
организация широкого обсуждения научных результатов и популяризация достижений современной науки. Создание постоянно обновляемой электронной базы данных разработок института;
укрепление связей научно-исследовательской деятельности с образовательным процессом. Содействие в реализации пилотных start-up проектов студентов Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий и сотрудников Института;
организация исследований в сотрудничестве с мировыми научными центрами в области математики, в том числе с ведущими университетами стран СНГ, Европы, Америки и Азии;
улучшение издательской деятельности и повышение публикационной активности. Совершенствование деятельности научного издания «Узбекский математический журнал» на английском языке;
совершенствование системы финансирования, оптимизация расходов и укрепление материально-технической базы института. Модернизация инфраструктуры. Улучшение условий работы для сотрудников и совершенствование системы их материального стимулирования. Проведение ежегодного республиканского конкурса «Лидер науки».
Возложить на президента Академии наук Республики Узбекистан Юлдашева Б.С. и вице-президентов персональную ответственность за обеспечение полного выполнения Целевой программы, принятие скоординированных и опережающих мер по устранению факторов, препятствующих повышению эффективности деятельности Института.
3. Утвердить Программу научно-исследовательских работ Института на 2020–2024 годы согласно приложению № 2.
Академии наук Республики Узбекистан совместно с Министерством инновационного развития, заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить, в соответствии с научными направлениями Института, ежегодную разработку и утверждение календарных программ научно-исследовательских работ Института.
4. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, Академии наук Республики Узбекистан и Институту в месячный срок внести предложения по совершенствованию порядка публикации учебников, учебных и наглядных пособий, включая электронные, после экспертного заключения Института, преподавания математических дисциплин в образовательных учреждениях и проведения математических олимпиад.
5. Академии наук Республики Узбекистан на основе изучения передового зарубежного опыта управления деятельностью научно-исследовательских учреждений в месячный срок:
разработать на основе Целевых индикаторов критерии оценки деятельности научных подразделений и сотрудников научно-исследовательских учреждений, входящих в систему Академии наук;
внести обоснованные предложения по определению порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей научно-исследовательских учреждений в системе Академии наук Республики Узбекистан.
6. Согласиться с предложением Академии наук Республики Узбекистан об утверждении Целевых показателей (индикаторов) Института до 2021 года (далее – Целевые индикаторы) согласно приложению № 3.
Установить, что начиная с 2020 года деятельность научных лабораторий и научных сотрудников на основе рейтинговой системы подлежит ежегодной оценке специальной комиссией, создаваемой по решению Президиума Академии наук Республики Узбекистан.
7. Академии наук Республики Узбекистан, Фонду «Эл-юрт умиди» и Министерству инновационного развития Республики Узбекистан обеспечить повышение квалификации научных сотрудников Института в ведущих зарубежных научных центрах согласно приложению № 4.
Определить источниками финансирования повышения квалификации научных сотрудников Института средства Фонда «Эл-юрт умиди» при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Фонда поддержки развития инновационной деятельности и новаторских идей при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан.
8. Согласиться с предложением Академии наук Республики Узбекистан, Министерства инновационного развития и Министерства финансов Республики Узбекистан о создании с 1 января 2020 года Института стажеров-исследователей в послевузовском образовании (далее – Институт стажеров-исследователей), финансируемого за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Академии наук Республики Узбекистан совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан обеспечить выделение Институту квот приема в институт стажеров-исследователей в количестве не менее половины выделяемых квот приема на обучение в институте послевузовского образования.
9. Ввести в структуру Института:
должность заместителя директора по науке – научного руководителя Института, ответственного за повышение эффективности и результативности проводимых научных исследований, подготовку научных кадров, обеспечение интеграции научно-исследовательской деятельности с образовательным процессом;
научные лаборатории по направлениям: алгебры и ее приложений, дифференциальных уравнений и их приложений, математического моделирования нелинейных систем, динамических систем и их приложений, стохастического анализа, медико-биологической информатики, вычислительной математики.
Создать в структуре Института Учебный центр молодых математиков, без образования юридического лица, возложив на него реализацию следующих задач:
организация учебных курсов по математике для учащихся общих образовательных школ и лицеев, студентов высших образовательных учреждений и докторантов;
создание необходимых условий для подготовки сборной команды Узбекистана к международным математическим олимпиадам;
внедрение современных методов преподавания и педагогических инноваций в процессы отбора и целевой подготовки талантливой молодежи;
привлечение ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов, в том числе зарубежных, в образовательный процесс.
10. Утвердить обновленную структуру Института согласно приложению № 5. Принять к сведению, что состав Ученого совета и Совета молодых ученых утверждается по согласованию с президентом Академии наук Республики Узбекистан.
11. Установить, что начиная с 1 января 2020 года финансирование расходов по оплате труда работников, содержанию зданий и сооружений, а также покрытие текущих расходов Института осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
12. Определить источниками финансирования деятельности Института:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средства, поступающие в рамках грантов международных финансовых и других институтов, иностранных организаций;
средства, поступающие от хозяйственной деятельности;
иные источники, не запрещенные законодательством.
13. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан обеспечить направление бюджетных средств, выделяемых Институту на реализацию научно-технических проектов фундаментальных исследований, на покрытие части дополнительных бюджетных средств, требуемых исходя из положений настоящего постановления.
14. Согласиться с предложением Академии наук, Министерства инновационного развития, Министерства экономики и промышленности, Министерства инвестиций и внешней торговли, Министерства финансов Республики Узбекистан о проведении капитального ремонта здания, а также укреплении материально-технической базы Института (далее – объект) в 2020 году в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 1 ноября 2017 года № ПП–3365.
15. Академии наук Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
подготовить проектно-сметную документацию по объекту и обеспечить проведение ее экспертизы в установленном порядке;
обеспечить высвобождение помещений здания Центра редких рукописей Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни Академии наук Республики Узбекистан.
16. Министерству экономики и промышленности, Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан на основе обоснованных заявок Академии наук Республики Узбекистан обеспечить при формировании Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2020 год соответствующие лимиты капитальных вложений на проведение капитального ремонта объекта согласно утвержденной проектно-сметной документации.
17. Министерству строительства Республики Узбекистан установить государственный архитектурно-строительный надзор за качеством выполнения капитального ремонта и строительно-монтажных работ по объекту.
18. Академии наук Республики Узбекистан:
в месячный срок в установленном порядке утвердить устав Института и обеспечить его государственную регистрацию;
обеспечить укомплектование Института современным компьютерным оборудованием и другой оргтехникой, в том числе за счет внебюджетных средств Академии наук Республики Узбекистан, поступающих от реализации объектов научно-исследовательских учреждений;
в двухмесячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
19. Исходя из задач, определенных 24 мая 2019 года на встрече с научной общественностью и ректорами вузов, создать Республиканский совет по науке и технологиям (далее – Республиканский совет), возложив на него следующие задачи:
формирование единой государственной политики в сфере науки и технологий, в том числе координацию реализуемых реформ в сфере науки и образования, разработку действенных мер по ускоренному развитию сферы науки и технологий, обеспечение результативности их исполнения;
выработку предложений по стратегии научно-технической политики, формированию и утверждению приоритетных направлений развития научно-инновационной инфраструктуры;
утверждение государственных целевых программ научно-технических проектов и обеспечение действенного контроля за их реализацией;
утверждение ежегодных программ научно-исследовательских работ, а также целевых индикаторов научно-исследовательских учреждений, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность за счет прямого финансирования из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
разработку действенных мер по формированию системы национальных лабораторий по приоритетным направлениям развития науки и технологий, а также укреплению материально-технической базы научно-исследовательских учреждений, укомплектованию их современным лабораторным оборудованием и бесперебойному обеспечению комплектующими и расходными материалами;
гармонизацию отечественной науки с мировыми достижениями в сфере науки и технологий, повышение имиджа страны в рейтингах оценки научного потенциала и инновационного развития, в том числе путем создания необходимых условий для активной коммерциализации научных разработок;
создание государственной информационно-аналитической системы поиска, обобщения, анализа передового зарубежного опыта о новейших научно-технических разработках с целью использования научно-исследовательскими, образовательными и проектно-конструкторскими учреждениями, а также промышленными и коммерческими структурами, формирование современной информационно-ресурсной базы научно-технического потенциала для развития Узбекистана;
обсуждение, в том числе публичное, актуальных вопросов и проблем, имеющих важное государственное значение и возникающих в ходе реформирования сферы науки и инновационного развития;
рассмотрение вопросов и подготовку предложений, связанных с присуждением Государственной премии в области науки и техники.
20. Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с Академией наук Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
проект правительственного решения, предусматривающего утверждение персонального состава и Положения о Республиканском совете по науке и технологиям;
предложения по укомплектованию высококвалифицированными кадрами и активизации деятельности Центра научно-технической информации, созданного в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 ноября 2017 года № ПП–3416.
21. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А., президента Академии наук Республики Узбекистан Юлдашева Б.С.
Ход исполнения постановления рассмотреть на заседаниях Республиканского совета по науке и технологиям в сентябре и декабре
2019 года и апреле 2020 года.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
* * *
Комментарий
к постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах государственной поддержки дальнейшего развития математического образования и науки, а также коренного совершенствования деятельности Института математики имени В.И. Романовского Академии наук Республики Узбекистан»
24 мая текущего года на встрече с ректорами вузов и научной общественностью республики Президентом страны Шавкатом Мирзиёевым, наряду с анализом положения дел в системе высшего образования, был определен комплекс вопросов, связанных с дальнейшим развитием науки, увеличением ее конкретного вклада в подготовку кадров, особенно талантливой молодежи, расширением научных изысканий и их коммерциализацией, созданием необходимых условий и материальным стимулированием труда ученых республики.
Исходя из этих требований была всесторонне изучена и проанализирована деятельность одного из старейших институтов Академии наук страны – Института математики имени В. И. Романовского, созданного в 1943 году.
Институт и его научный коллектив можно по праву назвать продолжателями математической науки, у истоков которой стояли наши великие предки Мухаммад аль-Хорезми, Ахмад Фергани, Абу Райхан Беруни, Мирзо Улугбек.
Институт математики за период своей деятельности внес значительный вклад в развитие математической науки. Продолжают успешно развиваться научные школы по функциональному анализу, дифференциальным уравнениям, теории вероятности и алгебре. Научные исследования сотрудников удостоены пяти Государственных премий Узбекистана, 12 известных ученых избраны действительными членами Академии наук Узбекистана и престижной Всемирной академии наук (TWAS).
Институт вносит активный вклад в подготовку кадров высшей квалификации. Установлены тесные связи с вузами страны, широко внедрена практика чтения лекций, проведения спецкурсов и руководства магистерскими диссертациями. Средний возраст научных сотрудников составляет 47 лет, а доля научных сотрудников с ученой степенью – 87 процентов. В докторантуре обучаются свыше 20 молодых ученых, их количество растет из года в год.
Плодотворно развиваются международные связи института. Реализуются совместные научные проекты с учеными университетов Бонна, Кембриджа, Парижа, Сеула, Сантьяго де Компастела и других научных центров.
Безусловно, что все эти весомые результаты диктуют необходимость дальнейшего развития математической науки и совершенствования деятельности самого института. В постановлении отмечается ряд проблем, которые препятствуют более успешному использованию имеющегося научного потенциала института.
Так, например, действующая структура и численность научных работников института не позволяют расширить прикладные научные направления для решения актуальных задач отраслей экономики и социальной сферы. Являясь головным центром по исследованиям в области математики в стране, институт не располагает современной инфраструктурой для проведения прорывных исследований, укрепления интеграции с образовательным процессом, переориентации ряда подразделений на прикладные научные разработки.
Существующая система привлечения ученых института к отбору талантливой молодежи не позволяет обеспечить неразрывный и эффективный механизм подготовки молодых специалистов, в том числе достичь высоких показателей на международной олимпиаде по математике.
Особо отмечено, что математика, как базовая отрасль знаний в республике, нуждается в разработке действенных индикаторов целевых показателей и инвентаризации научных разработок для критического анализа текущего состояния исследований научных школ и выработки предложений по приоритетным направлениям научных исследований.
В целях устранения этих проблем постановлением определен комплекс приоритетных задач, реализация которых должна обеспечить дальнейшее развитие математического образования и науки, а также коренное совершенствование деятельности самого института математики. Следует отметить, что в соответствии с поручениями главы государства особое внимание уделено активному участию в этих процессах не только Академии наук, но и профильных министерств и ведомств, а также правительства республики. Для реализации этих задач постановлением утверждены:
первое – целевая программа развития математической науки, которая предусматривает, в том числе разработку и реализацию комплексных мер по: использованию научных результатов в смежных областях науки и отраслях экономики; переориентации определенных научных направлений института с фундаментальных изысканий на прикладные; подготовке кадров высшей квалификации по математике для отраслей экономики и социальной сферы, рассчитанных на 2019-2022 годы;
второе – программа конкретных научно-исследовательских работ института на 2020-2024 годы. Особое внимание при этом, наряду с фундаментальными исследованиями, уделено прикладной математике;
третье – и это следует особо подчеркнуть, впервые разработаны и утверждены целевые показатели (индикаторы) института, которые позволят объективно оценить реальный личный вклад его руководства, каждого научного сотрудника и в целом института в развитие математической науки в стране;
четвертое – перспективные направления дальнейшего развития международного сотрудничества и повышения квалификации научных сотрудников института. Научные направления сотрудничества предусматривают обучение и стажировку в ведущих научных учреждениях 18 стран, в том числе стран СНГ, Европы, Америки и Азии.
Исходя из этих перспективных задач коренным образом пересмотрена и утверждена новая организационная структура института. Впервые исходя из международного опыта управления научно-исследовательскими учреждениями введена должность заместителя директора – научного руководителя института, ответственного за повышение эффективности и результативности проводимых научных исследований, подготовку научных кадров, обеспечение интеграции научно-исследовательской деятельности с образовательным процессом. Вместо отделов создаются научные лаборатории по конкретным направлениям математики. Также предусмотрено создание учебного центра молодых математиков.
В постановлении также определены конкретные меры государственной поддержки развития как математической науки, так и института. Пересмотрена численность требуемых научных сотрудников. Определены меры по повышению заработной платы сотрудников с учетом их конкретного вклада в научные исследования. Дан ряд поручений по организации капитального ремонта здания института, комплектованию необходимым оборудованием, средствами вычислительной техники и информационно-коммуникационными технологиями.
В постановлении наряду с решением вопросов развития института математики определен ряд мер по реализации государственной политики в сфере науки и технологий. Для этого предусмотрено создание Республиканского совета по науке и технологиям.
Кроме этого, Академии наук поручено: разработать на основе Целевых индикаторов критерии оценки деятельности научных подразделений и сотрудников научно-исследовательских учреждений, входящих в систему Академии наук; внести обоснованные предложения по определению порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей научно-исследовательских учреждений в системе Академии наук Республики Узбекистан.
В постановлении главы государства особо подчеркнуто, что реализация этих комплексных мер в решающей степени будет зависеть прежде всего от руководства, каждого научного сотрудника и всего коллектива института, их ответственности, инициативности, стремления обеспечить безусловное достижение поставленных целей и задач дальнейшего развития математической науки, а также закрепления достижений отечественных научных школ на мировом уровне.