30.10.2019
Указ Президента Республики Узбекистан
В стране проводится последовательная работа в области обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, улучшения санитарной и экологической обстановки.
Вместе с тем результаты проведенного анализа свидетельствуют об отсутствии комплексного подхода и стратегического планирования при осуществлении функций государства в сфере охраны окружающей среды, а также недостаточности полномочий природоохранного органа для эффективного выполнения поставленных задач.
В целях определения приоритетных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды, внедрения эффективных механизмов профилактики, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства, усиления персональной ответственности руководителей государственных органов и хозяйствующих субъектов, граждан за санитарное и экологическое состояние населенных пунктов республики, а также обеспечения достижения Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года:
1. Утвердить:
Концепцию охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 годаа) (далее – Концепция) согласно приложению № 1, предусматривающую меры по:
сохранению и обеспечению качества объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, земель, почв, недр, биоразнообразия, охраняемых природных территорий) от антропогенного воздействия и иных негативно воздействующих факторов;
приоритетному использованию материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих наименьшую экологическую опасность;
расширению охраняемых природных территорий;
обеспечению экологически безопасного использования токсичных химических и радиоактивных веществ;
совершенствованию экологически безопасной системы обращения с отходами;
формированию экологической культуры населения, повышению уровня прозрачности деятельности государственных органов в сфере охраны окружающей среды и усилению роли гражданского общества;
б) «Дорожную карту» по реализации в 2019–2021 годах Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2.
Установить, что Концепция реализуется поэтапно на основе отдельно утверждаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан на трехлетний срок «дорожных карт» исходя из достигнутых результатов, целевых показателей и основных направлений охраны окружающей среды на соответствующий период.
2. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее – Госкомэкологии):
в срок до 1 декабря 2021 года на основе тщательного изучения итогов реализации «Дорожной карты» обеспечить разработку и внесение на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта «Дорожной карты» на последующий период;
вести действенный мониторинг за ходом исполнения «дорожных карт».
3. Возложить персональную ответственность на:
первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – министра транспорта Республики Узбекистан Раматова А.Ж. – за эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств в рамках реализации Концепции и «Дорожной карты»;
председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Кучкарова Б.Т. – за достижение целевых показателей Концепции.
4. Одобрить предложения Госкомэкологии, Экологической партии Узбекистана и общественности о введении моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд (далее – мораторий).
Определить, что:
а) мораторий действует с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2020 года;
б) в период действия моратория уполномоченным государственным органам запрещается выдавать разрешения на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, за исключением случаев, установленных в настоящем пункте;
в) мораторий не распространяется на:
санитарную обрезку и вырубку деревьев и кустарников, поврежденных в результате воздействия природных факторов или вредителей, болезней растений, засыхающих или высохших, а также угрожающих безопасности жизни и здоровья человека, имуществу юридических и физических лиц;
вырубку деревьев и кустарников (тополь и другие быстрорастущие породы, тутовые плантации, фруктовые деревья и кустарники), выращиваемых для получения древесины и плодов;
вырубку деревьев и кустарников, выращиваемых на плантациях и/или являющихся собственностью юридического или физического лица.
Министерствам и ведомствам, а также органам хозяйственного управления и исполнительной власти на местах строго обеспечить сохранение деревьев и кустарников, в том числе путем применения практики их пересаживания, на этапе выбора и отвода земельных участков для строительства и проектирования строительства объектов, а также при создании инженерно-коммуникационной инфраструктуры (электро-, газо- и водоснабжение, канализация, железные и автомобильные дороги и другие).
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок утвердить комплекс организационно-правовых мер по кардинальному совершенствованию системы охраны деревьев и кустарников, в том числе предусматривающих усиление ответственности за незаконную вырубку, повреждение либо уничтожение деревьев и кустарников.
Государственному комитету Республики Узбекистан по лесному хозяйству совместно с Госкомэкологии и ассоциацией «Хунарманд» в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по обеспечению ремесленников, производящих продукцию народных художественных промыслов и прикладного искусства, древесиной, в том числе из ценных видов пород.
Госкомэкологии в срок до 1 ноября 2020 года внести предложения относительно целесообразности продления действия моратория исходя из эффективности принятых мер по охране деревьев и кустарников.
6. Республиканскому совету по координации деятельности органов самоуправления граждан совместно с Госкомэкологии обеспечить осуществление комиссиями органов самоуправления граждан по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению контроля за соблюдением экологических требований при санитарной обрезке и вырубке зеленых насаждений, а также их переработке и утилизации отходов, включая коммерческое использование древесины, с привлечением негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
7. Одобрить предложения:
Союза молодежи Узбекистана об организации совместно с Экологической партией Узбекистана экологических акций, направленных на формирование у молодежи бережного отношения к окружающей среде, сохранение природы и недопущение загрязнения воздуха, воды и почвы, причинения ущерба флоре и фауне;
Республиканского центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» о проведении не реже одного раза в год социологических исследований по изучению общественного мнения по актуальным вопросам охраны окружающей среды.
8. Ввести с 1 ноября 2019 года порядок, в соответствии с которым:
председатель Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, начальники управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента ежегодно представляют соответственно Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентскому городскому Кенгашам народных депутатов отчет о состоянии охраны окружающей среды в регионе;
начальники районных (городских) инспекций по контролю в сфере экологии и охраны окружающей среды ежегодно представляют соответственно районным (городским) Кенгашам народных депутатов отчет о состоянии охраны окружающей среды в районе (городе).
9. Установить с 1 ноября 2019 года порядок, согласно которому проведение государственными инспекторами Госкомэкологии оперативных контрольных мероприятий при выявлении следующих случаев осуществляется без предварительного согласования с уполномоченным органом, координирующим деятельность контролирующих органов, с последующим обязательным его уведомлением путем регистрации проведенной проверки в Единой системе электронной регистрации проверок в течение двадцати четырех часов с момента начала проверки:
несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании или сжигании в открытом пламени горючих веществ и строительных материалов;
плавление битума без применения специальных технических устройств, сжигание стерни, опавших листьев и веток деревьев либо других растительных остатков на полях и в населенных пунктах;
сверхнормативный или несанкционированный сброс сточных вод на рельеф местности или в открытые водоемы, а также в систему коммунальной канализации;
забор воды из природных (естественных) водных объектов без разрешения на специальное водопользование или водопотребление;
незаконная рубка деревьев, сбор и заготовка или уничтожение дикорастущих растений, охота или добывание диких животных (в том числе рыбы);
несоблюдение требований законодательства в области обращения с отходами;
несоблюдение требований законодательства при проведении работ по расчистке русел и водоохранных зон рек, саев, ручьев и озер, а также укреплению их берегов.
10. Запретить:
с 1 января 2020 года ввод новых мощностей по производству моторного топлива экологического класса ниже «Евро-4»;
с 1 января 2022 года помещение под таможенный режим «временный ввоз» и «выпуск для свободного обращения (импорт)» моторного топлива экологического класса ниже «Евро-3», а с 1 января 2023 года – моторного топлива экологического класса ниже «Евро-4»;
с 1 января 2022 года помещение под таможенный режим «временный ввоз» и «выпуск для свободного обращения (импорт)» в целях эксплуатации и реализации колесных транспортных средств категорий «М» и «N», оборудованных газовыми, бензиновыми и дизельными двигателями, уровень токсичности которых не соответствует требованиям экологического класса «Евро-4».
Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить порядок экологической сертификации ввозимых в Республику Узбекистан новых колесных транспортных средств категорий «М» и «N» на соответствие требованиям экологического класса.
11. Согласиться с предложением Госкомэкологии о передаче его полномочий по выдаче разрешений на добывание диких животных и специальное пользование объектами растительного мира Комитету Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлениям по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента.
12. Госкомэкологии:
а) в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
порядок проведения обязательных общественных обсуждений и слушаний проектов оценки воздействия на окружающую среду на намечаемые виды деятельности, относящиеся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), до проведения государственной экологической экспертизы;
предложения по инвентаризации хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности, относящиеся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), на предмет обеспеченности очистными сооружениями, а также реализации мер по их обязательной установке в соответствии с законодательством;
б) обеспечить организацию выдачи экологических сертификатов для ввозимых в Республику Узбекистан новых колесных транспортных средств категорий «М» и «N», оборудованных газовыми, бензиновыми и дизельными двигателями, на основе идентификации законодательных актов государств-экспортеров колесных транспортных средств в части выполнения требований при производстве колесных транспортных средств требованиям не ниже «Евро-4» или представленных заявителями документов, подтверждающих соответствие указанных колесных транспортных средств по уровню токсичности требованиям экологического класса не ниже «Евро-4»;
совместно с Агентством «Узстандарт», АО «Узавтосаноат», Министерством инвестиций и внешней торговли в срок до 1 декабря 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение по организации на базе ГУП «Центр государственной экологической сертификации и стандартизации» при Госкомэкологии современного лабораторного комплекса по определению экологического класса колесных транспортных средств;
в) усилить работу по повышению экологической культуры населения, а также организации широкомасштабной пропагандистской деятельности, уделив особое внимание профилактике правонарушений в сфере экологии и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами;
г) совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством здравоохранения, Министерством инновационного развития, Государственным комитетом промышленной безопасности в срок до 1 октября 2020 года с учетом международного опыта разработать и внести в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан «Об отходах» в новой редакции, в том числе предусматривающего:
введение системы классификации отходов на основе отраслей промышленности и/или химико-физических параметров взамен системы пяти классов опасности;
экономическое стимулирование разработки и внедрения безотходных и малоотходных технологий в производстве, а также технологий по переработке отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств;
обеспечение организации экологически безопасного хранения опасных отходов на промышленных объектах;
организацию системы сбора, использования и/или обезвреживания товаров, утративших свои потребительские свойства и содержащих в своем составе опасные вещества (ртутные термометры, батарейки, ртутьсодержащие лампы и другие);
организацию системы сбора, обезвреживания, утилизации и захоронения медицинских отходов.
13. Кабинету Министров Республики Узбекистан в трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке проекты нормативно-правовых актов, предусматривающих:
усиление ответственности за воспрепятствование проведению государственными инспекторами Госкомэкологии проверки, отказ в допуске для обследования территорий и помещений хозяйствующих субъектов либо иное воспрепятствование выполнению ими служебных обязанностей, а также невыполнение физическими или юридическими лицами предписаний об устранении нарушения требований законодательства в сфере экологии и охраны окружающей среды;
реорганизацию и оптимизацию органов экологической экспертизы, подачу материалов оценки воздействия на окружающую среду по видам деятельности, относящимся к IV категории воздействия на окружающую среду (локальное воздействие), в упрощенной форме, внедрение электронной системы подачи и приема документов, пересмотр перечня видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.
14. Министерству финансов Республики Узбекистан в целях выполнения задач, вытекающих из настоящего Указа, выделить Госкомэкологии дополнительный лимит на содержание 184 единиц автотранспортных средств за счет внебюджетных средств Госкомэкологии, из расчета обеспечения аналитических лабораторий и инспекций по контролю в сфере экологии и охраны окружающей среды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районов (городов) по одной единице специального автотранспорта.
15. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации публикации и тематические телепередачи по освещению целей и задач настоящего Указа, а также хода реализации Концепции и «Дорожной карты».
16. Внести изменения и дополнения в Перечень проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа путем их регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок, утвержденный Указом Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 года № УП–5490, согласно приложению № 3.
17. Госкомэкологии совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами
в двухмесячный срок:
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;
привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. и советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев