23.08.2019
Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 23 августа состоялось видеоселекторное совещание по вопросам развития системы народного образования, повышения квалификации педагогов и их авторитета в обществе, духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Глава государства с первых дней своей деятельности на посту Президента уделяет особое внимание вопросам подготовки современных креативно мыслящих кадров, воспитания молодежи патриотичными и обладающими высокой духовностью личностями, а также совершенствования системы образования для достижения этих целей.
Говоря о принимаемых в нашей стране мерах по реформированию системы школьного образования, стоящих в этой сфере актуальных задачах, Президент особо отметил слова Махмудходжи Бехбуди: “Школа – самая великая в мире обитель”, и подробно остановился на сути и значимости обсуждаемого вопроса.
Действительно, исторический опыт развитых государств показывает, что направленные на изменение жизни общества реформы начинались прежде всего с модернизации системы образования, детских садов, школ, сферы воспитания в целом. Ибо, без изменения школ невозможно изменить человека, общество. А школа является фундаментом образования и воспитания, и учители составляют его краеугольный камень.
Как известно, в сложные годы переходного периода духовно-просветительская среда в школах оказалась уязвимой, снизились авторитет и престиж учительской профессии, ослабло внимание воспитанию педагогов новой формации, развитию педагогической науки, внедрению инновационных образовательных технологий, что привело к возникновению ряда серьезных проблем.
В последние годы осуществляются масштабные реформы по эффективному решению этих проблем, кардинальному совершенствованию системы подготовки кадров. В частности, по системе народного образования были приняты 6 указов и постановлений Президента, 21 постановление Кабинета Министров, были укреплены нормативно-правовые основы реформ в сфере.
С учетом пожеланий родителей и широкой общественности была восстановлена система 11-летнего школьного образования. За последние три года построено 157 новых общеобразовательных школ.
Организованы школы нового типа, в том числе школы для одаренных детей, названные в честь великих ученых Мирзо Улугбека и Мухаммада аль-Хорезми, творческие школы имени Хамида Алимджана и Зульфии, Эркина Вахидова, Абдуллы Арипова, Ибрайима Юсупова, Исхокхона Ибрата, Мухаммада Юсуфа, Халимы Худойбердыевой, школы “Темурбеклар мактаби”, Президентские и частные школы, что расширило доступ детей к образованию.
С учетом важного значения участия мужчин в эффективном осуществлении учебно-воспитательной деятельности, в результате принятых конкретных мер в школы вернулись 12 тысяч 871 учитель-мужчина.
Широкая работа ведется и по стимулированию труда педагогов. За последние три года размер заработной платы учителей был увеличен в среднем в 2,5 раза. Определены четкие критерии стимулирования труда педагогов, работающих в отдаленных районах, им выплачиваются надбавки в размере до 50 процентов. Это позволило привлечь более тысячи учителей в отдаленные местности, в которых ощущалась нехватка таких специалистов. Учителям, продолжающим работать в пенсионном возрасте, пенсия выплачивается в полном размере.
«Мы видим в наших учителях, самоотверженных директорах школ, ветеранах сферы опору и надежду страны, – сказал Президент. – Мы и далее не будем жалеть средств и возможностей ради развития школьной системы. Судьба будущего поколения, судьба всей нашей нации, народа, государства зависят от наших уважаемых учителей».
На совещании подвергнут критике тот факт, что в системе образования, несмотря на позитивные изменения, сохраняются системные проблемы, материально-техническая база школ, уровень знаний и квалификации педагогических работников не соответствуют требованиям времени.
Указано на необходимость создания современной и разумной системы в сфере образования и воспитания, обновления методов обучения и образовательных стандартов, учебников и пособий, важность использования передового зарубежного опыта в преподавании, а в процессе воспитания – опираться на национальные традиции и ценности.
Глава государства подчеркнул актуальное значение формирования национальной идеи, основанной на принципе “От национального возрождения – к национальному процветанию”, разработки ее глубоко продуманных идеологических основ, а также воспитания молодого поколения в духе национальной гордости и патриотизма с самого детства.
Акцентировано внимание на необходимости участия родителей, широкой общественности для исправления недостатков в школах, контроля за качеством обучения.
«Школа – вопрос жизни и смерти, нашего будущего. Государство, правительство и хокимы не могут решить этот вопрос в одиночку. Это должно стать делом и долгом всего общества», сказал Шавкат Мирзиёев.
На совещании глубоко проанализированы вопросы коренного совершенствования системы народного образования, комплексного решения проблем, обсуждены предстоящие задачи.
Указом Президента Республики Узбекистан от 29 апреля текущего года была утверждена Концепция развития системы народного образования до 2030 года. В ней определены конкретные механизмы достижения 48 целевых показателей.
К примеру, поставлена цель вхождения Узбекистана к 2030 году в ряд первых 30 ведущих стран мира по рейтингу программы оценки учащихся международного уровня PISA.
Глава государства уделил особое внимание вопросам повышения статуса и авторитета учителей, укрепления гарантий их прав и расширения льгот для них.
«Без материального стимулирования учителей, без повышения качества их жизни, о реформах, каких-либо результатах и речи быть не может», отметил он.
Кабинету Министров, министерствам финансов и народного образования дано указание по увеличению размера заработной платы работников сферы народного образования в 2020 году. Помимо этого, отмечалось на совещании, предусмотрено выделение учителям жилья и автокредитов для дальнейшего стимулирования их работы в отдаленных сельских школах. Работа в этом направлении будет последовательно продолжена. Учителя и наставники, в свою очередь, должны поддерживать престиж своей профессии, постоянно повышая свои знания и профессиональный уровень, активно участвуя в общественных делах, своим добросовестным трудом и инициативностью.
Функционируют Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, 6 педагогических институтов в регионах. Есть Республиканский центр образования, Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени Абдуллы Авлони, институты повышения квалификации учителей в областях. Однако, к сожалению, их участие в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, повышении знаний и уровня учителей не заметна.
В связи с этим на совещании поставлена задача критически изучить и усовершенствовать деятельность педагогических вузов, превратить их в престижные образовательные учреждения, систематически воспитывать молодежь, стремящуюся овладеть педагогическими специальностями.
Сообщено, что при Кабинете Министров будет создана отдельная структура для координации и обеспечения эффективности деятельности Президентских школ и творческих школ.
Отмечалась необходимость организации духовно-воспитательной работы в школах по новой системе, введения единого предмета “Воспитание” на основе объединения таких предметов, как “Национальная идея”, “Одобнома”, “История религий”, “Чувство Родины”. Подчеркнута важность присвоения школам имен выдающихся ученых, государственных и политических деятелей, известных полководцев нашего народа.
Отдельное внимание уделено и вопросам семейного воспитания, ответственности родителей и их сотрудничества с учителями.
Даны рекомендации по созданию художественных и документальных фильмов, спектаклей и видеороликов о школьной жизни, труде самоотверженных педагогов.
«Нам следует гармонично развивать материальную и духовную жизнь. Главным звеном в этом деле призвана быть школа. Развитие школьного образования должно стать великой общенациональной целью, всенародным движением», отметил Шавкат Мирзиёев.
Участвовавшие в совещании руководители и ответственные лица, опытные учители, представители интеллигенции и активисты махалли высказали свои мнения и предложения по обсужденным вопросам.