23.07.2019
Постановление Президента Республики Узбекистан
Отметить, что принимаемые меры по совершенствованию правовой основы и упрощению разрешительных процедур для организации деятельности небанковских кредитных организаций, а также по вовлечению коммерческих банков в процесс микрофинансирования способствовали значительному расширению объемов оказания микрофинансовых услуг в республике.
Вместе с тем международный опыт регулирования сферы микрофинансирования свидетельствует о необходимости расширения потенциала кредитных организаций для удовлетворения растущей потребности населения и субъектов предпринимательства в микрофинансовых услугах.
В связи с этим актуальными направлениями работы по дальнейшему совершенствованию сферы микрофинансирования в республике на современном этапе должны стать улучшение законодательства, внедрение наилучших практик микрофинансирования, в том числе возможности дистанционного обслуживания, расширение линейки оказываемых услуг, предупреждение образования чрезмерной долговой нагрузки населения, повышение финансовой грамотности населения, финансовой доступности и защита прав потребителей данных услуг.
В целях создания благоприятных условий для дальнейшего развития сферы микрофинансирования, а также в соответствии с задачами, определенными Указом Президента Республики Узбекистан от 8 января 2019 года № УП–5614 «О дополнительных мерах по обеспечению дальнейшего развития экономики и повышению эффективности экономической политики»:
1. Принять к сведению, что Центральным банком Республики Узбекистан привлечено техническое содействие Всемирного банка в разработке Национальной стратегии повышения финансовой доступности (далее – Национальная стратегия), предусматривающей компоненты расширения доступности финансовых услуг, повышение финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства, защиту прав потребителей финансовых услуг с учетом передового международного опыта в данной сфере.
2. Образовать Координационный совет по разработке и последующей реализации Национальной стратегии повышения финансовой доступности в составе согласно приложению № 1, определив его основными задачами:
обеспечение скоординированного взаимодействия ответственных министерств и ведомств за ходом реализации Национальной стратегии с принятием при необходимости оперативных мер по выполнению намеченных мероприятий;
организацию эффективного взаимодействия с международными финансовыми институтами, иностранными правительственными финансовыми организациями, экспертным сообществом и средствами массовой информации по вопросам реализации Национальной стратегии, проведение в этих целях семинаров, «круглых столов», конференций и других мероприятий.
3. Координационному совету (Кучкаров Д.А.):
в месячный срок утвердить план практических мер по выполнению до конца 2019 года мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего постановления, а также ежемесячно вносить в Кабинет Министров и Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о ходе реализации плана;
в срок до 1 января 2020 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения «Об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой доступности».
4. Центральному банку Республики Узбекистан:
в срок до 1 января 2020 года при содействии профильных международных экспертов провести исследования и опросы с целью объективной оценки состояния уровня финансовой грамотности населения и финансовой доступности;
усилить взаимодействие с Альянсом финансовой инклюзивности и центральными банками зарубежных стран для совершенствования финансовой доступности.
5. Одобрить предложения Центрального банка и Министерства финансов Республики Узбекистан о введении с 1 августа 2019 года порядка, в соответствии с которым:
максимальная сумма микрозайма увеличивается до 50 миллионов сумов, микрокредита – до 300 миллионов сумов и микролизинга – до 600 миллионов сумов;
срок рассмотрения заявления на выдачу лицензии на право осуществления деятельности микрокредитных организаций и ломбардов сокращается с 30 дней до 15 рабочих дней;
микрокредитные организации самостоятельно определяютпроцентное соотношение всех доверительных (бланковых) кредитов к их сформированному уставному фонду;
микрокредитным организациям, созданным в форме акционерного общества, предоставляется право выпуска корпоративных облигаций и размещения их исключительно среди юридических лиц;
иностранным микрокредитным организациям разрешается участвовать в уставном фонде действующих микрокредитных организаций в Республике Узбекистан.
6. Установить, что с 1 августа 2019 года:
а) микрокредитным организациям разрешается:
выступать в качестве агентов банков, страховых компаний, других финансовых организаций с условием оказания агентских услуг только в безналичной форме и раскрытия информации о наличии агентского соглашения, а также выполнения норм законодательства по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
привлекать кредиты (займы) и выпускать корпоративные облигации в объемах, обеспечивающих соблюдение норм,установленных в рамках макропруденциального надзора;
по решению высших органов управления микрокредитных организаций открывать центры розничных услуг, в том числе микрофинансовых услуг, оказываемых в безналичной форме, с уведомлением Центрального банка Республики Узбекистан в десятидневный срок со дня их открытия;
б) банки и иные кредитные организации вправе предоставлятьфизическим лицам онлайн-кредиты (микрозаймы) при условии обеспечения банками и иными кредитными организациями дистанционной идентификации потенциального заемщика, проведения безопасного обмена данных и оценки кредитоспособности заемщика на основе скоринговой модели.
7. Ввести порядок, в соответствии с которым запрещается:
выдача кредитов (займов) физическим лицам и учет их обязательств по кредитам (займам) в иностранной валюте;
принятие небанковскими кредитными организациями от физических лиц в залог жилого недвижимого имущества в обеспечение краткосрочных микрофинансовых услуг;
оказание новой микрофинансовой услуги физическому лицупри наличии непогашенной просроченной задолженности по ранее полученным кредитам (займам).
8. Центральному банку Республики Узбекистан в срок до:
1 сентября 2019 года упростить требования по технической оснащенности зданий и кассовых помещений микрокредитных организаций с учетом современных реалий, международного опыта и совершенствования методов оказания микрофинансовых услуг;
1 октября 2019 года утвердить методологию расчета и допустимые значения показателя долговой нагрузки заемщика – физического лица по кредитам (займам), а также нормы по сдерживанию роста долговой нагрузки физических лиц, в том числе по максимальной дневной процентной ставке;
1 ноября 2019 года утвердить порядок оказания дистанционных услуг кредитными организациями, предусматривающий наличие адекватного управления рисками, обязательное получение кредитной информации от кредитных бюро, обеспечение безопасности и непрерывности деятельности;
1 декабря 2019 года совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан внедрить механизм дистанционной идентификации кредитными организациями физического лица, ранее прошедшего первичную идентификацию в коммерческом банке.
9. Центральному банку, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству юстиции, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан в срок до 1 декабря 2019 года:
обеспечить интеграцию базы данных ГУП «Залоговый реестр» при Центральном банке с базами данных Министерства юстиции и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, предусматривающую расширение доступа кредитных организаций в части наложения, снятия запрета и проверки статуса заложенного движимого имущества по микрофинансовым услугам;
разработать и внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, предусматривающих отмену обязательного нотариального удостоверения договора залога по микрофинансовым услугам и возможности внесения кредитными организациями соответствующих записей в базу данных залогового реестра с одновременным отражением информации в базах данных Министерства внутренних дел и Министерства юстиции Республики Узбекистан.
10. Центральному банку Республики Узбекистан в срок до 1 ноября 2019 года, исходя из анализа влияния норм, установленных настоящим постановлением, а также экспертных заключений профильных международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, разработать и внести в Кабинет Министров проектЗакона Республики Узбекистан «О небанковских кредитных организациях», предусматривающий в том числе:
организационно-правовые основы деятельности небанковских кредитных организаций;
определение допустимых видов финансовых операций, проводимых небанковскими кредитными организациями;
регулирование отношений в области оказания микрофинансовых услуг и защиты прав их потребителей;
порядок надзора и регулирования деятельности небанковских кредитных организаций.
11. Утвердить План подробных практических мероприятий по реализации настоящего постановления согласно приложению № 2.
Руководителям ответственных министерств, ведомств и других организаций обеспечить неукоснительное и качественное исполнение всех мероприятий в установленные сроки.
12. Признать утратившим силу пункт 41 приложения № 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года № ПП–3270 «О мерах по дальнейшему развитию и повышению устойчивости банковской системы республики».
13. Центральному банку Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
совместно с Министерством финансов, другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
привести принятые ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Нурмуратова М.Б.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев