10.07.2019
Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране проводятся комплексные меры по совершенствованию налоговой политики, повышению эффективности налогового администрирования, последовательному снижению налогового бремени, упрощению налоговой системы и коренному сокращению налоговых отчетов.
В результате внедрения в практику Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, оптимизированы налоги, получаемые с оборотных средств, отменены обязательные отчисления в государственные целевые фонды, снижена ставка налога на прибыль юридических лиц.
В целях дальнейшего совершенствования налоговой системы, сокращения теневого оборота в экономике, реализации основных направлений Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан:
1. Установить порядок, согласно которому в случае признания субъектами предпринимательства обнаруженных налоговых правонарушений и добровольной уплаты ими финансовых санкций в течение десяти дней со дня получения постановления государственного налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение должностные лица и работники субъектов предпринимательства либо граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, освобождаются за данное правонарушение от уголовной и административной ответственности, установленной в законодательных актах.
2. Установить, что с 1 января 2020 года:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, переходящие на оплату налога на добавленную стоимость, подлежат обязательному учету в качестве плательщика данного налога в органах государственной налоговой службы, что является условием зачета суммы налога на добавленную стоимость;
при переходе на оплату налога на добавленную стоимость сумма данного налога принимается к зачету по подтвержденным остаткам товарно-материальных запасов, приобретенных за последние 12 месяцев, предшествующих дате перехода на оплату налога на добавленную стоимость в части, соответствующей объему реализации;
уведомление о переходе на оплату налога на добавленную стоимость или отказе от уплаты единого налогового платежа предоставляется не позднее десяти рабочих дней до начала месяца перехода на оплату налога на добавленную стоимость.
3. Утвердить:
Стратегию совершенствования налогового администрирования (далее – Стратегия) согласно приложению № 1;
«Дорожную карту» по реализации Стратегии совершенствования налогового администрирования (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2.
Определить, что расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой» финансируются за счет бюджетных средств, ежегодно выделяемых по обоснованным расчетам Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, внебюджетных средств Государственного налогового комитета, средств международных финансовых институтов, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством.
4. Министерству финансов и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан:
а) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения, предусматривающие:
установление порядка возврата иностранным гражданам уплаченного налога на добавленную стоимость за приобретенные товары при пересечении ими границы Республики Узбекистан («taxfree»);
внедрение института «инвестиционных налоговых кредитов», предусматривающего уменьшение платежей по налогам путем дальнейшего возврата с процентами в рассрочку;
внедрение упрощенного порядка взыскания финансовых санкций, согласно которому в случае добровольной оплаты налогоплательщиком – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем 50 процентов размера наложенных на него финансовых санкций в течение десяти дней со дня получения решения о наложении финансовых санкций он освобождается от уплаты оставшейся суммы;
принятие мер по пресечению действий юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, направленных на искусственное занижение порогового размера валовой выручки (разделение, образование новых субъектов предпринимательства и другие) с целью применения упрощенного порядка налогообложения при выявлении таких случаев внедрение механизмов внесения органами государственной налоговой службы корректировок в суммы налогов, подлежащих оплате и взысканию их в судебном порядке;
б) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в срок до 1 декабря 2019 года разработать и внедрить Единую информационную систему бухгалтерского учета (далее – Единая информационная система), интегрированную с системой сдачи налоговой отчетности, позволяющей вести бухгалтерский учет и осуществлять обмен данными между налогоплательщиками и налоговыми органами в режиме реального времени.
5. Министерству транспорта совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в трехмесячный срок обеспечить разработку информационной платформы «Мониторинг грузовых перевозок» (далее – Информационная платформа) на базе единой интерактивной информационной системы «UzTrans», обеспечивающей:
регистрацию грузоперевозчиками сопроводительных документов товара (счет-фактуры (инвойс), накладной и других документов);
мониторинг движения товаров отправителями груза и его получателями в режиме реального времени.
6. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2020 года:
не подлежит проверке финансово-хозяйственная деятельность субъектов предпринимательства, пользующихся Единой информационной системой в период применения данного программного продукта;
внедряется порядок обязательной регистрации перевозчиками грузов в Информационной платформе сопроводительных документов товара.
7. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:
а) в двухмесячный срок:
разработать порядок принятия на учет хозяйствующих субъектов в органах государственной налоговой службы в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость;
внести в Кабинет Министров обоснованные предложения по внедрению порядка предоставления физическим лицам скидок при оплате налога на доходы, налога на имущество и земельного налога по расходам, подтвержденных чеками онлайн контрольно-кассовых машин, либо возврата части налога на добавленную стоимость, указанных в данных чеках;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
б) начиная с 1 января 2020 года:
внедрить систему материального поощрения, повышения в должности, награждения, применения мер дисциплинарных взысканий исходя из показателей эффективности и результативности (KPI) деятельности работников органов государственной налоговой службы;
совместно с Торгово-промышленной палатой и Федерацией обществ по защите прав потребителей организовать проведение массовых акций «Потребуй чек и выиграй подарок» с целью поощрения добросовестных предпринимателей и развития общественного контроля;
в) обеспечить качественную разработку проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Стратегии.
8. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана и другими заинтересованными ведомствами обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации и Интернет-ресурсах содержания и значения настоящего постановления, организовать на местах в рамках реализации Стратегии встречи, семинары, «круглые столы» и пресс-конференции с широким привлечением представителей средств массовой информации, научных кругов, зарубежных экспертов и институтов гражданского общества.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев