17.06.2019
Указ Президента Республики Узбекистан
На сегодняшний день в сельском хозяйстве используются более 20 миллионов гектаров земель, в том числе 3,2 миллиона гектаров орошаемых посевных земельных площадей, на которых выращивается продовольственная продукция для нужд населения, необходимое сырье для отраслей экономики.
В целях повышения плодородия орошаемых площадей, улучшения мелиоративного состояния и водоснабжения в рамках государственных программ осуществляются масштабные ирригационные и мелиоративные мероприятия.
В результате на протяжении 2008–2017 годов достигнуто улучшение водоснабжения более 1,7миллиона гектаров орошаемых площадей и мелиоративного состояния 2,5 миллиона гектаров земель.
Однако периодические маловодья, наблюдаемые в последние годы в результате глобального изменения климата, пришедшая в непригодное состояние основная часть внутренних ирригационных сетей привели к ухудшению мелиоративного состояния орошаемых посевных земель и выведению их из оборота.
В целях поэтапного повторного введения в пользование земель, выбывших в республике на протяжении многих лет из оборота в результате ухудшения их мелиоративного и ирригационного состояния, уменьшения потери воды путем эффективного использования подземных водных ресурсов, внедрения водосберегающих технологий и реконструкции внутренних ирригационных сетей, а также привлечения потенциальных инвесторов:
1. Утвердить:
Концепцию по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве(далее – Концепция) согласно приложению № 1;
«Дорожную карту» реализации Концепции по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве согласно приложению № 2;
прогнозные показатели проводимых мероприятий по повышению эффективности использования сельскохозяйственных земель в 2020–2030 годахсогласно приложению № 3;
прогнозные показатели внедрения водосберегающих технологий в сельскохозяйственных угодьях в течение 2019–2022 годов согласно приложению № 4.
2. Утвердить Рабочую группу по сотрудничеству с международными финансовыми институтами и внедрению государственно-частного партнерства в рамках реализации Концепции по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве (далее – Рабочая группа) в составе согласно приложению № 5.
Поручить Рабочей группе (Кучкаров Д.А., Вахабов А.Ж., Ходжаев Ж.А.):
организовать реализацию Концепции в Папском и Мингбулакском районах Наманганской области с привлечением международных финансовых институтов в порядке эксперимента в 2019 году;
внедрить до 1 ноября 2019 года опыт реализации Концепции в других регионах на основе результатов эксперимента, в том числе разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, предусматривающего конкретные условия государственно-частного партнерства в области земле- и водопользования, дополнительные льготы, отдельные льготные кредитные линии, а также порядок использования введенных в пользование земель и воды.
Предоставить Рабочей группе право, при необходимости, вносить изменения в сроки и регионы, установленные в приложениях №№ 2–4 к настоящему Указу, а также дополнение в них.
3. Установить, что в рамках реализации Концепции для введения в пользование путем восстановления и реконструкции ирригационно-мелиоративных сетей, внедрения водосберегающих технологий, а также посева засухоустойчивых культур на основе инвестиционного договора или государственно-частного партнерства сроком до 50 лет предоставляются:
вышедшие из сельскохозяйственного оборота орошаемые земли, а также богарные земли и земли лесного фонда – гражданам Республики Узбекистан и сельскохозяйственным предприятиям;
пастбища, залежи, многолетние насаждения и другие земли – гражданам Республики Узбекистан, сельскохозяйственным предприятиям, а также инвесторам, являющимся резидентами Республики Узбекистан.
4. При введении в пользование земельных площадей в рамках реализации Концепции:
землепользователям предоставляется право самостоятельного размещения сельскохозяйственных культур, посева культур без обработки земли ипередачи земель в субаренду;
данные земельные площади не подлежат оптимизации, изъятие земельного участка или его части для государственных и общественных нужд допускается с согласия землепользователя после полного возмещения рыночной стоимости израсходованных средств и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием;
разрешается размещение на этих земельных площадях сооружаемых объектов инфраструктуры (полевых станов, хранилищ продукции, оросительных сооружений и других);
освобождаются от уплаты таможенных платежей (за исключением налога на добавленную стоимость) не производимые в республике сырье, материалы, техника, оборудование и запасные части, ввозимые для нужд землепользователей в порядке, установленном Кабинетом Министров;
после истечения льготного периода, предусмотренного законодательством по отношению к вновь введенному в пользование земельному участку, в течение 10 лет применяются налоговые ставки, установленные до введения в пользование данного земельного участка;
в случаях, предусмотренных инвестиционным договором или соглашением о государственно-частном партнерстве, возмещается 50 процентов расходов, связанных с введением в пользование каждого гектара земель сельскохозяйственного назначения, за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в части, не превышающей 50-кратногоразмера базовой расчетной величины;
в случаях, предусмотренных инвестиционным договором или соглашением о государственно-частном партнерстве, возмещаются процентные расходы в размере 5 процентных пунктов кредитной ставки, установленной коммерческими банками по кредитам, привлекаемым для строительства и реконструкции систем водоснабжения земель в части стоимости, не превышающей 40 миллионов сумов за один гектар, за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
земельные площади выделяются на основе решения государственного органа (должностного лица), уполномоченного законодательством, после подписания инвестиционного договора или соглашения о государственно-частном партнерстве.
5. Установить порядок, в соответствии с которым:
орошаемые сельскохозяйственные земли берутся под особую охрану, не допускается выделение данных земель для несельскохозяйственных целей, в том числе для строительства промышленных и гражданских объектов (зданий и сооружений), за исключением земель, выделяемых решением Президента Республики Узбекистан;
компенсационные выплаты за орошаемые земли, изымаемые для использования в несельскохозяйственных целях, исчисляются в 10-кратном размере средств, требуемых для освоения аналогичных новых земель, без применения коэффициентов, учитывающих местонахождение изымаемых земельных площадей, а также в 20-кратном размере расходов, связанных с коренным улучшением состояния богарных и неорошаемых земель, занятых многолетними насаждениями, сенокосами и пастбищами.
При этом 90 процентов компенсационных выплат за орошаемые земли и 95 процентов компенсационных выплат за богарные, а также неорошаемые земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосами и пастбищами, перечисляются в республиканский бюджет, а соответственно 10 и 5 процентов – на специальные расчетные счета управлений по земельным ресурсам и государственному кадастру Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Данная норма применяется также при исчислении ущерба, нанесенного в результате самовольных действий, повлекших выведение земель из сельскохозяйственного оборота, при этом 95 процентов взысканных средств направляется в республиканский бюджет, 5 процентов – в Фонд развития Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров Республики Узбекистан и его территориальные инспекции;
выделение земли за счет орошаемых земель для организации садоводства, виноградарства и других многолетних насаждений, а также создания тепличных хозяйств осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
новые фермерские хозяйства и ассоциации водопотребителей создаются с условиемобязательного оснащения средствами управления и учета воды в местах водопользования;
введение в пользование земельных площадей осуществляется с использованием водосберегающих технологий(систем капельного, дождевального орошения, подгрунтового капельного орошения и других).
6. Министерству финансов Республики Узбекистан:
а) дополнительно направить средства в размере 5 процентов, выделяемых из Государственного бюджета для строительства и реконструкции объектов мелиорации в рамках Инвестиционной программы на 2019–2029 годы, требуемые для строительства и реконструкции ирригационных и мелиоративных объектов при введении в пользование земель, не используемых в сельском хозяйстве, указанныхв приложении № 3 к настоящему Указу;
б) выделить средства из Государственного бюджета на финансирование работ по выявлению подземных водных запасов, пригодных для орошения сельскохозяйственных культур, предусматриваемых Программой развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе расчетов Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам Республики Узбекистан;
в) совместно с Министерством водного хозяйства и Министерством сельского хозяйства в двухмесячный срок:
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок возмещения затрат, связанных со строительством и реконструкцией ирригационных и мелиоративных объектов при введении в пользование земель, не используемых в сельском хозяйстве;
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению дифференцированных налоговых льгот, предусматривающих механизмы стимулирования землевладельцев при сохранении и повышении плодородия почвы;
в месячный срок разработать типовые формы соглашений о государственно-частном партнерстве в сфере землепользования, принимая во внимание передовой международный опыт.
7. Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан:
а) совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру до 1 октября 2019 года внести в Кабинет Министров проект закона о внесении изменений в законодательные акты, предусматривающий передачув субаренду земельных площадейсельскохозяйственного назначения;
б) обеспечить проведение научных исследований по повышению плодородия почв орошаемых и богарных земель, горных и предгорных, а также пустынно-пастбищных территорий, эффективному использованию водных и других природных ресурсов;
организацию и претворение в жизнь научных исследований по созданию новых высокоурожайных сельскохозяйственных культур, их первичному семеноводству для достижения стабильности в обеспечении страны продовольствием на основе современных методов;
в) образовать в составе министерства ответственное управление с выделением 4 дополнительных штатных единиц с целью обеспечения полного и своевременного исполнения задач, предусмотренных в Указе.
8. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей начиная с 1 января 2020 года:
совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством водного хозяйства, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам ежегодно до 1 ноября формировать и вносить на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан адресный список вновь восстанавливаемых и вводимых в пользование в следующем году земельных площадей из числа площадей, утвержденных приложением № 3 к настоящему Указу;
внести предложения по передаче всех посевных площадей в районах, в которых низкорентабельные площади хлопка и зерновых составляют более 50 процентов общей площади, инвесторам, являющимся резидентами Республики Узбекистан, организующим полную переработку хлопка и зерна с условием строительства и реконструкции ирригационных и мелиоративных сетей;
применить льготы, предусмотренные в пункте 4 настоящего Указа, к инвесторам, образовываемым в этих районах по направлению хлопководства и зерноводства.
9. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок образовать соответствующую структуру в подчинении Правительства, обеспечивающую государственный контроль за целевым и эффективным использованием сельскохозяйственных угодий и их охрану.
10. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
установить парламентский и общественный контроль за своевременным и эффективным исполнением Концепции и «Дорожной карты» по ее реализации;
ежеквартально заслушивать на заседаниях Сената, Законодательной палаты и, соответственно, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и областных Кенгашей народных депутатов информацию о проделанной работе министерств и ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей.
11. Возложить ответственность на:
советника Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер Вахабова А.Д. – за проведение мониторинга и принятие необходимых мер по своевременному и эффективному исполнению прогнозных показателей, указанных в приложениях №№ 3 и 4 к настоящему Указу, Концепции и «Дорожной карте»;
министра сельского хозяйства Республики Узбекистан Ходжаева Ж.А., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей – за обеспечение своевременного и эффективного исполнения Концепции и «Дорожной карты», а также внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений по устранению возникающих проблем;
министра водного хозяйства Республики Узбекистан Хамраева Ш.Р., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей – за обеспечение исполнения прогнозных показателей, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, применение водосберегающих технологий на введенных в пользование площадях, уменьшение потери воды в ирригационных сетях, улучшение мелиоративного состояния земель, дополнительное строительство водохранилищ;
министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Умурзакова С.У. – за привлечение средств международных финансовых институтов и иностранных инвесторов с целью исполнения задач, указанных в приложениях №№ 3 и 4 к настоящему Указу.
12. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и другим средствам массовой информации освещать суть и содержание настоящего Указа, а также реализацию предусмотренных в нем мероприятий.
13. Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев