07.06.2019
Постановление Президента Республики Узбекистан
Цели и задачи развития информационно-библиотечной деятельности в современных условиях реформирования социально-экономической сферы республики должны соответствовать происходящим в стране переменам и международной практике. В этой связи приоритетной задачей становится формирование качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей конституционные права граждан на свободный доступ к информации, в том числе приобщение к национальным ценностям и мировой культуре, практическим и фундаментальным знаниям, сохранение и обогащение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках, совершенствование организации деятельности информационно-библиотечных учреждений на основе широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Это позволит оказать существенное влияние на информационно-библиотечную деятельность, обслуживание читателей, комплектование и сохранность фондов, автоматизацию библиотечных процессов, научно-исследовательскую и организационно-методическую деятельность, подготовку, переподготовку и стимулирование кадров, развитие международного сотрудничества.
В целях дальнейшего совершенствования информационно-библиотечного обслуживания населения, развития деятельности информационно-библиотечных учреждений:
1. Определить основными задачами в сфере дальнейшего качественного развитияинформационно-библиотечного обслуживания населения:
реформирование информационно-библиотечной деятельности с учетом развития информационно-коммуникационных технологий и современных общемировых тенденций;
совершенствование нормативно-правовой базы в целях качественного обеспечения социальных гарантий населения на информационно-библиотечное обслуживание и развития информационно-библиотечных учреждений с учетом современных требований;
содействие устойчивому развитию информационно-библиотечного обслуживания населения в регионах;
укрепление материально-технической базы информационно-библиотечных учреждений, включая строительство новых зданий и помещений, реконструкцию имеющихся, обеспечение их современным оборудованием;
развитие государственно-частного партнерства в библиотечной сфере, сети частных и электронных (виртуальных) библиотек;
расширение сотрудничества с интернет-ресурсами, специализирующимися на распространении электронных книг для повышения эффективности работы библиотек и оперативности обслуживания (в том числе платного) пользователей;
обеспечение безопасности информационно-библиотечных учреждений и сохранности информационно-библиотечных фондов как части национального и мирового культурного наследия;
формирование и повышение информационной культуры общества, устойчивого интереса к национальной истории и культуре, повышение и пропаганду культуры чтения;
укомплектование информационно-библиотечных учреждений квалифицированными специалистами.
2. Утвердить:
а) Концепцию развития информационно-библиотечной сферы Республики Узбекистан на 2019–2024 годы согласно приложению № 1;
б) Программу мер по развитию информационно-библиотечной сферы в Республике Узбекистан на 2019–2024 годы согласно приложению № 2;
в) организационную структуру Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои – информационно-ресурсного центра согласно приложению № 3;
г) структуру аппарата управления Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои – информационно-ресурсного центра (далее – Национальная библиотека) с общей предельной численностью персонала в количестве 227 единиц согласно приложению № 4.
Предоставить директору Национальной библиотеки право вносить при необходимости изменения в структуру аппарата управления Национальной библиотеки в пределах установленной общей численности персонала и фонда оплаты труда.
3. Одобрить предложение Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (далее – Агентство), Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства финансов о выделении внебюджетному Фонду развития информационно-библиотечных учреждений при Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои – информационно-ресурсном центре (далее – Фонд) двух процентов от суммы средств, поступающих в Фонд развития информационно-коммуникационных технологий.
4. Одобрить предложения Агентства, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования, Министерства здравоохранения и Министерства финансов Республики Узбекистан:
об образовании 186 районных (городских) информационно-библиотечных центров при Национальной библиотеке, а также упразднении всех ныне действующих информационно-ресурсных центров при общеобразовательных школах и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях;
о передаче книжных фондов и штатных единиц упраздняемых информационно-ресурсных центров общеобразовательных школ и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений вновь создаваемым районным (городским) информационно-библиотечным центрам;
о сохранении библиотек общеобразовательных школ и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений с соответствующим книжным фондом и штатными единицами согласно действующим нормативам при упразднении информационно-ресурсных центров.
5. Определить основными задачами вновь создаваемых районных (городских) информационно-библиотечных центров:
создание качественно новых и комфортных условий для информационно-библиотечного обслуживания населения, удовлетворение его научных, образовательных, информационных и культурных интересов на основе современных информационных технологий;
создание условий доступа социально уязвимых слоев населения к информации как способа социальной адаптации и реабилитации, возможности самообразования и расширения границ общения;
предоставление пользователям широкого доступа к качественным источникам информации на любых носителях (печатные, мультимедийные и цифровые), включая сеть Интернет;
обеспечение перехода от традиционного библиотечного обслуживания читателей к информационно-библиотечному сопровождениюпутем создания собственных информационных ресурсов с обеспечением их качественного пополнения;
развитие и модернизацию дистанционных услуг по информационно-библиотечному обслуживанию населения.
6. Агентству:
в месячный срок – разработать требования к размещению и оснащению районных (городских) информационно-библиотечных центров компьютерной и другой оргтехникой, мебелью, в том числе специализированной, а также соответствующим библиотечным оборудованием, обратив особое внимание на оснащение читальных залов специальным компьютерным оборудованием и другими вспомогательными средствами для обслуживания лиц с ограниченными возможностями;
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить подключение районных (городских) информационно-библиотечных центров к сети Интернет и доступ к электронным ресурсам Национальной библиотеки;
в двухмесячный срок – совместно с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан разработать и утвердить регламент деятельности информационно-библиотечных центров, предусмотрев в том числе предоставление услуг населению в продленном режиме;
принять меры по увеличению внебюджетных доходов информационно-библиотечных центров, в том числе путем расширения перечня оказываемых населению платных услуг (организация языковых, компьютерных курсов, создание копий бумажных, аудио- и видеоматериалов, а также другие библиотечные услуги).
7. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
а) с учетом требований к размещению и оснащению районных (городских) информационно-библиотечных центров, разработанных Агентством:
в двухмесячный срок – в установленном порядке выделить в центрах районов (городов) здания для размещения и полноценного функционирования районных (городских) информационно-библиотечных центров;
обеспечить проведение в выделенных зданиях капитального ремонта с созданием всех необходимых условий для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в читальные залы и другие помещения общего пользования районных (городских) информационно-библиотечных центров, а также оснастить их необходимым оборудованием и техникой;
б) провести соответствующие работы по благоустройству прилегающей к зданиям районных (городских) информационно-библиотечных центров территории и обеспечить беспрерывное электроснабжение данных центров;
в) в установленном порядке принять меры по трудоустройству высвобождаемого персонала в результате упразднения информационно-ресурсных центров общеобразовательных школ и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений.
8. Установить, что:
расходы по содержанию дополнительной штатной численности работников Национальной библиотеки в 2019 году покрываются в пределах бюджетных средств, предусмотренных в параметрах расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан на социальную сферу, а с 2020 года предусматриваются в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан;
содержание районных (городских) информационно-библиотечных центров осуществляется в пределах средств местных бюджетов районов и городов, предусмотренных на содержание упраздняемых информационно-ресурсных центров общеобразовательных школ и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, а также других источников, не запрещенных законодательством;
комплектование кадрами вновь создаваемых информационно-библиотечных центров осуществляется преимущественно за счет приема на работу квалифицированных кадров упраздняемых информационно-ресурсных центров общеобразовательных школ и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений;
финансирование мероприятий по капитальному ремонту зданий районных (городских) информационно-библиотечных центров, оснащению их современным оборудованием и техникой осуществляется за счет оптимизируемых бюджетных ассигнований упраздняемых информационно-ресурсных центров общеобразовательных школ и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, перевыполнения прогноза доходов местных бюджетов районов и городов, благотворительных пожертвований физических и юридических лиц, а также других источников, не запрещенных законодательством;
пополнение библиотечных фондов районных (городских) информационно-библиотечных центров, а также дальнейшие меры по укреплению их материально-технической базы осуществляются в пределах выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, средств Фонда и других источников, не запрещенных законодательством.
9. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством культуры и Агентством на основе изучения потребности в специалистах в сфере библиотечного дела внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по квотам приема в профильные высшие образовательные учреждения по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».
10. Согласиться с предложением Кабинета Министров Республики Узбекистан:
об обеспечении министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента создания (усовершенствования) ведомственных библиотек в государственных органах и иных организациях, в том числе в воинских частях;
о финансировании мероприятий по созданию, обновлению и пополнению книжного фонда и материально-технической базы ведомственных библиотек в пределах бюджетных средств, выделенных на эти цели государственным органам, а также внебюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством;
о ежегодном формировании на основе предложений Агентства перечня необходимых изданий для обновления и пополнения книжного фонда ведомственных библиотек.
11. Согласиться с предложением Агентства, Министерства культуры Республики Узбекистан обутверждении 21 мая Днем библиотекаря, предусмотрев поощрение библиотекарей государственными наградами и премиями за многолетний добросовестный труд и вклад в развитие информационно-библиотечной сферы.
Агентству в месячный срок обеспечить в установленном порядке разработку и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта закона Республики Узбекистан «Об установлении Дня библиотекаря».
12. Агентству совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и исполняющего обязанности директора Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан Алламжонова К.И.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев