18.05.2019
Указ Президента Республики Узбекистан
В стране последовательно принимаются усилия по восстановлению и развитию отечественной ювелирной отрасли. Обеспечение производителям доступа к драгоценным металлам позволило расширить объем изготавливаемой отечественной ювелирной продукции.
Вместе с тем наличие системных недостатков сдерживает активное привлечение инвестиций, модернизацию действующих и организацию новых мощностей по производству качественной ювелирной продукции, расширение ее экспорта, что негативно сказывается на развитии отрасли.
В целях расширения производства качественной и конкурентоспособной ювелирной продукции, активного привлечения в отрасль иностранных инвестиций, оказания отечественным производителям всесторонней поддержки в изготовлении конкурентоспособных и качественных ювелирных изделий, а также создания благоприятных условий для дальнейшего ускоренного развития ювелирной отрасли республики:
1. Одобрить предложения Министерства экономики и промышленности, Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и Ассоциации «Узбекзаргарсаноати» о введении с 1 июля 2019 года порядка, в соответствии с которым:
отечественным производителям, имеющим лицензию на производство ювелирных изделий, предоставляется право самостоятельно осуществлять опробование и проставление на производимые ими ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – ювелирные изделия)оттисков знака пробы установленного образца без обязательного государственного опробования с условием проставления на изделие зарегистрированного персонального клейма производителя.
При этом субъекты предпринимательства, допустившие нарушение порядка клеймения и опробования и реализующие ювелирные изделия, не соответствующие заявленной пробе, подлежат внесению в реестр недобросовестных субъектов предпринимательства ювелирной отрасли с применением в отношении них мер воздействия в порядке, установленном законодательством, в том числе по прекращению действия лицензии или иного документа разрешительного характера;
индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на производство ювелирных изделий, имеют право самостоятельно осуществлять розничную реализацию продукции собственного производства, а также скупку у населения лома драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в производственных целях;
юридические лица, не имеющие государственной доли в уставном фонде или с долей государства менее 50 процентов, а также индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют порядок расходования, учета и хранения на производстве драгоценных металлов и драгоценных камней;
физическим лицам разрешается вывозить за пределы Республики Узбекистан готовые ювелирные изделия, стоимость которых превышает 5 000 (пять тысяч) долларов США, с заполнением пассажирской таможенной декларации;
розничная торговля ювелирными изделиями не является объектом сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров;
субъектами предпринимательства в рамках старательской деятельности может осуществляться добыча драгоценных и полудрагоценных камней для обеспечения производителей ювелирных изделий;
при участии индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на производство ювелирных изделий, в Ассоциации «Узбекзаргарсаноати» посредством объединения на добровольной основе в единую организацию на них распространяются предусмотренные законодательством права и обязанности, а также льготы и преференции членов ассоциации.
2. Предоставить коммерческим банкам и производителям ювелирных изделий право:
приобретать у ГП «Навоийский ГМК» и АО «Алмалыкский ГМК» драгоценные металлы (золото и серебро) в виде мерных пластин, а также гранул весом от 5 граммов и выше за национальную валюту исходя из цены утреннего фиксинга Лондонской биржи драгоценных металлов (в пересчете на чистый вес драгоценных металлов);
реализовывать приобретенные драгоценные металлы другим производителям ювелирных изделий.
Агентству «Узстандарт» совместно с Ассоциацией «Узбекзаргарсаноати», ГП «Навоийский ГМК» и АО «Алмалыкский ГМК» в месячный срок разработать и утвердить Государственный стандарт мерных пластин, а также гранул драгоценных металлов (золота и серебра)с учетом создания возможности реализации настоящего пункта.
3. Внедрить с 1 июня 2019 года механизм государственной поддержки отечественных производителей ювелирной продукции путем предоставления Государственным фондом поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков в национальной валюте, выданным для закупа драгоценных металлов, в части, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, но не более пяти процентных пунктов по кредитам.
Министерству финансов, по мере необходимости, выделять Государственному фонду поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров средства из Государственного бюджета Республики Узбекистан в размере до 40 миллиардов сумов в 2019-2020 годах на цели, указанные в настоящем пункте.
4. Ассоциации банков Узбекистана совместно с коммерческими банками расширить практику выдачи револьверных (возобновляемых) краткосрочных кредитов для закупа драгоценных металлов производителями ювелирных изделий.
5. Освободить сроком до 1 июля 2022 года:
от налога на добавленную стоимость и акцизного налога оборот по производству и реализации драгоценных металлов и отечественных ювелирных изделий;
от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) ввозимые в Республику Узбекистан драгоценные и полудрагоценные камни по перечням, формируемым в установленном порядке.
Заместителю Премьер-министра – министру финансов Республики Узбекистан Кучкарову Д. А. включить в проект Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции налоговые льготы, предусмотренные настоящим пунктом.
6. Ввести с 1 июля 2019 года сбор за реализуемые в розничной торговле ювелирные изделия из золота в размере 1 000 (одна тысяча) сумов за 1 грамм с ежегодной индексацией его размера при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на очередной год.
7. Утвердить Комплексную программу мер по развитию ювелирной отрасли в Республике Узбекистан на 2019–2023 годы согласно приложению № 1.
8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан, Ассоциацией «Узбекзаргарсаноати» до конца 2020 года организовать с участием субъектов предпринимательства в каждом регионе не менее двух, а в городе Ташкенте – не менее десяти современных ювелирных торгово-производственных центров, включающих полный цикл от производства до реализации готовых ювелирных изделий.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять правительственное решение, предусматривающее утверждение графика организации современных ювелирных торгово-производственных центров с указанием конкретных инициаторов, месторасположения, источников финансирования, объемов производства (реализации) ювелирных изделий, а также иные необходимые организационные меры по созданию данных центров.
Агентству по управлению государственными активами, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в месячный срок передать Ассоциации «Узбекзаргарсаноати» объекты согласно приложению № 2 для организации деятельности ювелирных торгово-производственных центров.
9. Согласиться с предложением Ассоциации «Узбекзаргарсаноати», Министерства экономики и промышленности и Министерства финансов Республики Узбекистан о создании при Ассоциации «Узбекзаргарсаноати» Фонда развития ювелирной отрасли (далее – Фонд) без образования юридического лица.
10. Определить источниками формирования средств Фонда:
в 2019 году средства Государственного бюджета Республики Узбекистан в размере пяти миллиардов сумов, а в течение 2020-2021 годов предусматривать необходимые средства при формировании Государственного бюджета Республики Узбекистан в размере, равном не менее 50 процентам поступлений от сбора за реализованные в розничной торговле ювелирные изделия из золота;
гранты международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций;
другие источники, не запрещенные законодательством.
11. Установить, что средства Фонда используются на:
всестороннюю поддержку производителей ювелирной продукции, в том числе посредством финансирования разработки предпроектной и проектной документации перспективных инвестиционных проектов;
осуществление общественного контроля за недопущением реализации на потребительском рынке низкокачественных, контрафактных ювелирных изделий, а также их незаконного оборота;
создание учебных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов ювелирной отрасли;
содействие в продвижении отечественных ювелирных брендов, в том числе путем организации ювелирных выставок и ярмарок в стране и за рубежом, а также обеспечения широкого участия отечественных производителей в аналогичных мероприятиях;
создание пунктов (мини-лабораторий) для анализа и пробирного контроля драгоценных металлов и ювелирных изделий, осуществляющих деятельность на условиях самофинансирования, в том числе субъектами предпринимательства;
привлечение иностранных консультантов и экспертов ювелирной отрасли, подготовку, переподготовку и повышение квалификации членов и работников Ассоциации «Узбекзаргарсаноати»;
укрепление материально-технической базы Ассоциации «Узбекзаргарсаноати», включая заработную плату ее работников.
12. Передать Государственную пробирную палату Агентства по драгоценным металлам при Центральном банке Республики Узбекистан (далее – Пробирная палата) в ведение Министерства финансов Республики Узбекистан.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять правительственное решение по организации деятельности Пробирной палаты.
13. Предоставить субъектам предпринимательства право заниматься аффинажной деятельностью на основе лицензии, выдаваемой уполномоченным государственным органом, в том числе:
участвовать в биржевых торгах для покупки и продажи драгоценных металлов;
покупать у населения драгоценные металлы, в том числе добытые путем старательской добычи, ювелирные изделия, лом и отходы от их производства;
открывать пункты покупки и реализации драгоценных металлов, в том числе в регионах страны.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить Положение о порядке лицензирования аффинажной деятельности.
14. Определить, что обращенные в доход государства ценности в виде лома и изделий из драгоценных металлов, полудрагоценных и драгоценных камней и жемчуга, бесхозяйных ценностей, кладов, а также ценностей, переданных безвозмездно собственниками в доход государства (за исключением археологических и музейных предметов или музейных коллекций, а также изделий, имеющих культурную ценность), реализуются заинтересованным участникам ювелирной отрасли на условиях полной предоплаты в следующем порядке:
драгоценные металлы – по цене утреннего фиксинга Лондонской биржи драгоценных металлов и курса Центрального банка Республики Узбекистан на дату выписки счета оплаты;
полудрагоценные и драгоценные камни и жемчуг – на основе проведенных оценочными организациями в установленном порядке оценок с покрытием соответствующих расходов со стороны покупателей.
15. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан по заявкам Ассоциации “Узбекзаргарсаноати” обеспечить, начиная с 2019/2020 учебного года, подготовку кадров для ювелирной отрасли в Ташкентском государственном техническом университете с созданием отдельных групп по направлению «Дизайн ювелирных изделий», а также специалистов ювелирной отрасли в профессиональных колледжах.
16. Внедрить в практику проведение с 2020 года ежегодной международной выставки-продажи современного оборудования, технологий и изделий ювелирной промышленности – «Uzbek Jewellery Fair» с привлечением представителей ювелирной отрасли зарубежных стран, иностранных инвесторов, экспертов и специалистов.
Ассоциации «Узбекзаргарсаноати» совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством экономики и промышленности в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения по организации и проведению выставки-продажи, предусмотрев упрощенный порядок реализации ювелирных изделий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на организуемых выставках.
17. Государственному налоговому комитету совместно с Верховным судом, Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект нормативно-правового акта, предусматривающего ответственность за реализацию с нарушением установленного порядка опробования и клеймения, а также неоприходованных ювелирных изделий с применением:
финансовой санкции в виде штрафа в размере 50 процентов от стоимости ювелирного изделия без его конфискации– при совершении правонарушения впервые;
конфискации ювелирного изделия или финансовой санкции в виде штрафа в размере 100 процентов от его стоимости– за повторное совершение данного правонарушения в течение одного года.
18. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить доработку проекта закона прямого действия «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», предусмотрев в нем:
комплексное правовое регулирование отношений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней;
совершенствование системы опробования и клеймения, а также процедуры контроля качества ювелирных изделий, в том числе с применением механизма государственно-частного партнерства;
четкое разграничение полномочий и сферы ответственности государственных органов и других участников отношений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней;
создание благоприятных условий и улучшение конкурентной среды для широкого привлечения в отрасль инвестиций, в том числе иностранных.
19. Государственному налоговому комитету совместно с Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре, Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан, Пробирной палатой, Ассоциацией «Узбекзаргарсаноати» и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок разработать и утвердить комплексный план совместных действий по пресечению незаконного оборота ювелирных изделий, в том числе недопущению реализации в розничной торговле фальсифицированных изделий без соответствующего клеймения и опробования.
20. Ассоциации «Узбекзаргарсаноати» совместно с Национальной телерадиокомпанией, Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан в месячный срок провести широкую разъяснительную работу о созданных благоприятных возможностях, сути и содержании принятых актов законодательства в ювелирной отрасли.
21. Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам:
в двухмесячный срок провести инвентаризацию имеющихся в республике месторождений драгоценных и полудрагоценных камней для осуществления деятельности по старательской добыче;
в рамках ежегодной программы развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы реализовать проекты по разведке драгоценных и полудрагоценных камней с учетом пригодности ювелирных и художественных товаров для промышленных потребностей.
22. Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством финансов и Антимонопольным комитетом в двухмесячный срок, на основе изучения международного опыта внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение по созданию в республике товарной биржи, специализирующейся на сделках с металлами.
23. Кабинету Министров совместно с Центральным банком в двухмесячный срок внести предложения по дальнейшему повышению эффективности деятельности Агентства по драгоценным металлам при Центральном банке Республики Узбекистан с учетом передачи Пробирной палате части функций и полномочий по регулированию ювелирной отрасли.
24. Внести изменения и дополнение в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
25. Признать утратившими силу некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
26. Министерству экономики и промышленности совместно с Центральным банком, Министерством финансов, Ассоциацией «Узбекзаргарсаноати» и заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
27. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д. А.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев