13.05.2019
Указ Президента Республики Узбекистан
Расширение в 2016–2018 годах практики ипотечного кредитования позволило ввести свыше 82 тысяч единиц жилья, в результате чего около 400 тысяч человек во всех регионах страны смогли улучшить свои жилищные условия.
Продолжается последовательная реализация целевых государственных программ по строительству доступных жилых домов в сельской местности и многоквартирных домов в городах, жилья для молодых семей, военнослужащих, работников бюджетных организаций и других категорий населения (далее – целевые программы). На указанные цели коммерческими банками республики выданы ипотечные кредиты на сумму свыше 10 триллионов сумов.
Вместе с тем необходимость развития жилищного сектора страны обуславливает принятие дополнительных мер по совершенствованию механизмов ипотечного кредитования и повышению доступности ипотечных кредитов для всех категорий населения на основе рыночных принципов.
В целях последовательного повышения уровня жизни населения, дальнейшего совершенствования и расширения практики использования механизмов ипотечного кредитования, а также создания дополнительных возможностей и стимулов для развития строительной индустрии и промышленности по производству строительных материалов:
1. Принять к сведению, что Министерством финансов Республики Узбекистан совместно с Азиатским банком развития (далее – АБР) разработана концепция реализации в 2019–2021 годах Программы развития ипотечного рынка в Узбекистане, в рамках которой предусматривается выделение АБР займа в размере 200 млн долларов США на создание устойчивой системы долгосрочного ипотечного финансирования на основе рыночных принципов.
2. Согласиться с предложениями Министерства финансов, Министерства экономики и промышленности, Центрального банка Республики Узбекистан и коммерческих банков:
об учреждении Министерством финансов Республики Узбекистан Компании по рефинансированию ипотеки (далее – Компания) в форме акционерного общества с первоначальным уставным капиталом в размере 25 млрд сумов;
о предоставлении коммерческим банкам республики и другим юридическим лицам права на добровольной основе выступать учредителями Компании.
Определить основными задачами Компании:
привлечение финансовых ресурсов на отечественном и международном рынках капитала, в том числе средств международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций (далее – МФИ и ИПФО), с последующим их направлением на рефинансирование ипотечных кредитов;
предоставление на основе рыночных принципов финансовых ресурсов коммерческим банкам для удовлетворения растущей потребности населения в доступном жилье;
организацию выпуска ценных бумаг, в том числе ипотечных, и их размещения среди инвесторов;
содействие в совершенствовании системы ипотечного кредитования, внедрение современных методов и инструментов развития ипотечного рынка, повышение ликвидности и снижение рисков на рынке ипотечного кредитования и ипотечных ценных бумаг;
участие в разработке методологической и нормативно-правовой базы в сфере ипотечного кредитования и рефинансирования, в том числе путем привлечения иностранных экспертов и специалистов.
3. Министерству финансов Республики Узбекистан в трехмесячный срок проработать с АБР вопрос выделения средств технического содействия (гранта) на организацию деятельности Компании.
4. Установить, что рефинансирование ипотечных кредитов осуществляется Компанией в следующем порядке:
а) Компания привлекает средства акционеров и заемные средства МФИ и ИПФО, а также долгосрочные ресурсы на отечественном и международном рынках капитала, в том числе путем выпуска ценных бумаг;
б) Компания рефинансирует привлеченные средства путем выделения кредитных ресурсов коммерческим банкам, соответствующим квалификационным требованиям, устанавливаемым Компанией;
в) коммерческие банки предоставляют заемщикам ипотечные кредиты на условиях, определяемых Компанией;
г) коммерческие банки уступают Компании права требования по ипотечным кредитам, договорам об ипотеке или права по закладным;
д) Компания заключает с коммерческими банками договор обслуживания ипотечного кредита или договор доверительного управления закладными, права по которым ранее были переданы Компании;
е) коммерческие банки обеспечивают надлежащее исполнение заемщиками и ипотекодателями условий кредитных договоров и договоров об ипотеке в пользу Компании.
Компания может применять и другие, не противоречащие законодательству, методы и формы рефинансирования ипотечных кредитов.
5. Определить Центральный банк Республики Узбекистан уполномоченным государственным органом в области регулирования и надзора за деятельностью организаций по рефинансированию ипотеки.
6. Утвердить «Дорожную карту» по развитию системы ипотечного кредитования в Республике Узбекистан на 2019–2021 годы согласно приложению № 1.
7. Согласиться с предложениями Министерства финансов и Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан о:
а) предоставлении с 1 января 2020 года в рамках реализации целевых программ ипотечных кредитов на новых условиях, предусматривающих:
сокращение до одного года льготного периода по кредитным ресурсам, предоставляемым Министерством финансов Республики Узбекистан участвующим банкам, а также по ипотечным кредитам, выдаваемым населению;
установление в течение первых 5 лет пользования кредитом ежегодно постепенно повышающейся процентной ставки с фиксированных 7 процентов до уровня ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан и в последующем периоде в размере ставки рефинансирования Центрального банка;
внедрение порядка начисления процентов по ипотечным кредитам по формуле аннуитетных платежей (ежемесячный платеж включает полный платеж по процентам, начисляемым на остаток основного долга, а также часть самого кредита, рассчитываемую таким образом, чтобы все ежемесячные платежи были равными на весь кредитный период);
б) предоставлении юридическим лицам, соответствующим установленным законодательством квалификационным требованиям, права участия в реализации целевых программ в качестве заказчика или генерального подрядчика;
в) расширении числа коммерческих банков, участвующих в реализации целевых программ;
г) предоставлении в рамках реализации целевых программ кредитов на ремонт и реконструкцию жилых домов и квартир.
8. Министерству финансов совместно с Министерством экономики и промышленности и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 ноября 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты нормативно-правовых актов по утверждению обновленного порядка и критериев отбора физических лиц, претендующих на приобретение жилых домов и квартир в рамках реализации целевых программ, с учетом уровня доходов домохозяйства, площади застройки, цен на недвижимость и других условий.
9. Отменить с 1 января 2020 года действие предоставленных в рамках реализации целевых программ льгот по налогу на добавленную стоимость.
10. Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 1 декабря 2019 года по результатам всесторонней оценки эффективности реализации целевых программ и широкого общественного обсуждения внести предложения по:
а) отмене действия:
налоговых льгот (за исключением налога на добавленную стоимость), предоставленных генеральным подрядным, подрядным и субподрядным организациям, организациям по производству строительных материалов, оборудования, строительной техники и автотранспорта, а также организациям по их перевозке, организациям, выполняющим работы (услуги), включая нерезидентов Республики Узбекистан, транспортным организациям, ООО «ИК «Кишлоккурилишинвест», ИК «Узшахаркурилишинвест», ООО «Кишлоккурилишлойиха», АО «Узсаноатэкспорт», ООО «Тошкенткишлоккурилиш сервис»;
льгот по налогу на имущество физических лиц;
б) установлению порядка, в соответствии с которым не облагаются налогом на доходы физических лиц сумма заработной платы и другие доходы физических лиц и членов их семей (созаемщиков), подлежащие налогообложению и направляемые на погашение ипотечных кредитов и начисленных на них процентов, в совокупности в размере до 15 миллионов сумов в течение налогового периода, при условии, что стоимость индивидуального жилого дома или квартиры в многоквартирном доме не превышает 300 миллионов сумов;
в) предоставлению взамен отменяемых налоговых льгот лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и иным определяемым законодательством категориям граждан, субсидий на оплату первоначального взноса и (или) процентов по ипотечному кредиту.
11. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарову Д.А. и заместителю советника Президента Республики Узбекистан Саидовой Г.К. утвердить медиаплан и организовать широкую разъяснительную работу среди населения, включая циклы тематических студийных и выездных теле- и радиопередач по освещению новых условий выдачи ипотечных кредитов и иных вопросов, предусмотренных настоящим Указом.
12. Образовать в структуре Министерства финансов Республики Узбекистан Управление по координации государственных целевых программ строительства доступного жилья и развития инструментов финансового рынка с выделением дополнительной численности управленческого персонала в количестве 12 штатных единиц.
Определить основными задачами Управления:
участие в проведении мониторинга и анализа эффективности реализации целевых программ, формирование и ведение по ним единой базы данных;
обеспечение финансирования мероприятий по реализации целевых программ, участие в привлечении средств МФИ и ИПФО для развития рынка ипотечного кредитования;
подготовку во взаимодействии с финансовыми институтами предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере регулирования рынка ценных бумаг и финансовых инструментов, в том числе с учетом передовой мировой практики и современных методов корпоративного управления;
организацию широкого информирования общественности о проводимых мероприятиях, установленных процедурах и применяемых механизмах в рамках реализации целевых программ.
13. Освободить сроком до 1 января 2020 года от налога на добавленную стоимость оборот по реализации на первичном рынке жилья объектов жилищного фонда (кроме объектов, включенных в Программу по строительству доступных жилых домов по обновленным типовым проектам в сельской местности на 2017–2021 годы и Программу по строительству и реконструкции доступных многоквартирных домов в городах на 2017–2020 годы), разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2019 года.
14. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
15. Установить, что изменение, предусмотренное в подпункте «б» пункта 3 приложения № 2 к настоящему Указу, вступает в силу с 1 октября 2019 года.
16. Министерству финансов, Центральному банку совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Саидову Г.К.
Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев